Культура

КЛИНТ ИСТВУД: "МЕНЯ УГНЕТАЕТ НАСИЛИЕ"

07 декабря
Только что на экраны мира вышла новая картина Клинта Иствуда "Флаги наших отцов", посвященная вторжению американских войск на японский остров Иводзима во время Второй мировой войны. Этот исторический эпизод был не раз отражен в кинематографе США, однако Иствуд со свойственным ему нонконформизмом решил показать захват острова и дальнейшие события, с этим связанные, с иной точки зрения, с точки зрения ярого пацифиста.
В чем дело? Неужели икона американского кино, актер и режиссер, чьи фильмы ассоциируются исключительно с темой насилия, постарел настолько, что полностью изменил своему пути? Почему с некоторого времени Иствуд выступает за мир без жестокости и почему ему так тяжело пробиваться сквозь голливудские установки, в которых насилие обязательно не только в молодежном, но даже в детском кино? Онлайновое интервью с актером любезно устроил журнал Cinema World, который принадлежит одной из дочерей Клинта, актрисе, режиссеру и издателю Элисон Иствуд.

"Когда-то мои герои быстро нажимали курки"

- Начиная с "Непрощенного" вы активно выступаете против насилия, создавая фильмы, в которых эта тема показана с негативной точки зрения. Некогда "За пригоршню долларов" и "Хороший, плохой, злой" ассоциировались исключительно с убийствами, ну а ваши безымянные герои казались воплощением если не дьявола, то по меньшей мере сил зла, мести...
- Я бы все-таки сказал: сил возмездия. Если вы имеете в виду "Бродягу с высокогорья"...
- Да, и пастора из "Всадника бледного"...

- Давайте тогда еще прибавим к ним Грязного Гарри Каллахана: он делал в городе то, что мои ковбои - в прерии. И стал в свое время знаковой фигурой в кинематографе семидесятых. Вестерн и полицейский фильм в то время казались мне фантастическим миром, а мои герои - пришельцами из... Как бы это помягче?.. С другой стороны, что ли... Они делали то, на что другие были неспособны. Они боролись со злом, правда, не добром, а тоже в общем-то злом. Но мне в ту пору это казалось справедливым. И зрителям, между прочим, тоже. Вспомните, в конце шестидесятых насилие стало обретать иные формы. Оно стало "безбашенным", появились серийные маньяки, копирующие стили друг друга, стрелки, убивавшие ни в чем неповинных прохожих, первые сталкеры, преследовавшие знаменитостей, золотая молодежь из миллионерских семей, охотившаяся за бродягами и зарывавшая их в пустыне просто так, ради развлечения, из-за скуки. И тогда мои герои, особенно не размышлявшие над презумпцией невиновности, а называвшие сволочей сволочами и убивавшие убийц без суда и следствия, эти герои стали популярными именно потому, что казались борцами со злом. Кем они были на самом деле, Бог весть. Но они быстро думали, быстро нажимали курки и чистили нашу землю так, как умели.
- Но потом все стало меняться...
- В первую очередь поменялся я сам, я ведь тоже член общества. Насилие начало меня угнетать, и я задумался над его последствиями, над тем, что случается после того, как все подонки убиты. Ответ получился простой: появляются другие. И мне захотелось показать, что "справедливые" убийства не останавливают потоки ужасов, наоборот, еще больше разжигают страсти. Тогда появился Уильям Муни из "Непрощенного", а затем и другие герои: Фрэнк Хорриган из "На линии огня", Ред Гарнетт из "Идеального мира", Терри Мак-Калеб из "Кровь течет".

"Своим детям показываю мультики"

- "Флаги наших отцов" и "Письма с Иводзимы" (фильм, который является как бы продолжением "Флагов...", выйдет в следующем году. - Прим. ред.) пошли еще дальше: они пытаются разобраться даже не с темой насилия, о которой на войне и думать-то не принято, а с темой истинного героизма. Кто такой настоящий герой? Чем он отличается от обычных людей, делающих свою работу, в данном случае воюющих за правое дело?
- Книга Джеймса Бредли и Рона Пауэрса, в которой описывалось вторжение на Иводзиму и дальнейшее путешествие героев-солдат по Штатам, но уже в качестве рекламного шоу, меня потрясла. Я понял, что нет только "нашего" взгляда на войну, а есть еще и другая сторона медали, на этот раз японская. Меня заинтересовала фигура генерала Кирибаяси, это был уникальный человек. Он любил Америку, считал, что воевать со Штатами - ошибка. Его не любили даже собственные офицеры, однако время показало, что защиту острова он поставил на небывалую высоту. Я подумал, что необходимо снять о нем фильм: уж если мы говорим о войне, пусть тогда все точки над "i" будут расставлены. Когда я узнал, что защитникам Иводзимы в лицо говорили: "Не надейтесь на то, что вернетесь живыми", меня просто озноб пробрал: попробуйте сказать что-нибудь подобное американцам, увидите реакцию. И я подумал о том, что рисовать насилие в фильме нужно жестко (как в "Спасении рядового Райана"), однако необходимо указать и на то, что оно заканчивается там, где человек отказывается быть зверем в униформе. Надеюсь, это получилось.
- Вы показываете свои фильмы своим детям?
- У меня их семеро. Те, которые выросли, сами смотрят, что хотят, ну а малышам, конечно, нет, не показываю.
- А что показываете?
- Ну, что... Мультики. "Шрека", "В поисках Немо"...
"Сожаление не из моих добродетелей"
- Когда-то вы сняли один из первых, если не самый первый, фильм о сталкерах, людях, преследующих знаменитостей, - "Поставь для меня Misty". А сами когда-нибудь сталкивались с подобными личностями?
- Да, приходилось...
- Что, даже не один раз?
- Я ведь был не только актером, но еще и губернатором моего города Кармел. Поэтому мне не только угрозы в письмах приходили, но на меня еще и кидались с различными предметами. За три раза я ручаюсь. Кстати, эти предметы были не кастрюлями и поварешками, а ножами и пистолетами...
- А нет сожаления в отношении фильмов, которые вы когда-то сняли? Ну, не хотелось бы, чтобы их никогда не было?..
- Вы снова по поводу "Долларовой трилогии"? Да нет, никаких сожалений. Я считаю, что всему свое время. Молодые реагируют на насилие по-своему, старики - по-своему. Я не люблю все время возвращаться в прошлое и анализировать, что и как я сделал, что не то и не так. Мне еще в свое время покойный Альфред Хичкок сказал: "Клинт, не стоит так много думать о фильмах, это ведь только кино". Может быть, не совсем правильная фраза (ведь думать стоит всегда), однако я люблю все делать быстро: снимать, искать новые темы, двигаться дальше. Сожаление не из моих добродетелей или грехов, это уж воспринимайте как хотите. Я пытаюсь найти новую тему для разговора со зрителем. И хотя разговор предстоит все тот же самый - последствия насилия в современном мире, потому что это меня волнует больше всего, но я попробую в очередной раз сказать что-нибудь с иной точки зрения.
- Может быть, с точки зрения насильника?
- А вот на это не рассчитывайте. На такое я, пожалуй, не решусь, хотя зарекаться не люблю. Видите ли, прощения насильникам я не нахожу. А это означает, что картина получится однобокая, как большинство фильмов, которые снимают нынче за большие деньги. Это не для меня. Я люблю видеть мир сложным, совсем неоднозначным. В любом моем герое - пусть он и не очень хороший человек, ведь идеальных не бывает. А теперешние боевики всего лишь любуются тем, как человек ловко управляется с пистолетом или ножом. Этот бред для меня давно в прошлом.
- Чего ждать от Иствуда-режиссера в ближайшем будущем?
- "Писем с Иводзимы", а дальше... Я что-нибудь обязательно подыщу. Уж будьте уверены"...
Беседовал КЛИНТ ИСТВУД: "МЕНЯ УГНЕТАЕТ НАСИЛИЕ"

Легендарный ветеран Голливуда задумался над тем,
что случается после того, как все подонки убиты

Только что на экраны мира вышла новая картина Клинта Иствуда "Флаги наших отцов", посвященная вторжению американских войск на японский остров Иводзима во время Второй мировой войны. Этот исторический эпизод был не раз отражен в кинематографе США, однако Иствуд со свойственным ему нонконформизмом решил показать захват острова и дальнейшие события, с этим связанные, с иной точки зрения, с точки зрения ярого пацифиста.
В чем дело? Неужели икона американского кино, актер и режиссер, чьи фильмы ассоциируются исключительно с темой насилия, постарел настолько, что полностью изменил своему пути? Почему с некоторого времени Иствуд выступает за мир без жестокости и почему ему так тяжело пробиваться сквозь голливудские установки, в которых насилие обязательно не только в молодежном, но даже в детском кино? Онлайновое интервью с актером любезно устроил журнал Cinema World, который принадлежит одной из дочерей Клинта, актрисе, режиссеру и издателю Элисон Иствуд.

"Когда-то мои герои быстро нажимали курки"

- Начиная с "Непрощенного" вы активно выступаете против насилия, создавая фильмы, в которых эта тема показана с негативной точки зрения. Некогда "За пригоршню долларов" и "Хороший, плохой, злой" ассоциировались исключительно с убийствами, ну а ваши безымянные герои казались воплощением если не дьявола, то по меньшей мере сил зла, мести...
- Я бы все-таки сказал: сил возмездия. Если вы имеете в виду "Бродягу с высокогорья"...
- Да, и пастора из "Всадника бледного"...

- Давайте тогда еще прибавим к ним Грязного Гарри Каллахана: он делал в городе то, что мои ковбои - в прерии. И стал в свое время знаковой фигурой в кинематографе семидесятых. Вестерн и полицейский фильм в то время казались мне фантастическим миром, а мои герои - пришельцами из... Как бы это помягче?.. С другой стороны, что ли... Они делали то, на что другие были неспособны. Они боролись со злом, правда, не добром, а тоже в общем-то злом. Но мне в ту пору это казалось справедливым. И зрителям, между прочим, тоже. Вспомните, в конце шестидесятых насилие стало обретать иные формы. Оно стало "безбашенным", появились серийные маньяки, копирующие стили друг друга, стрелки, убивавшие ни в чем неповинных прохожих, первые сталкеры, преследовавшие знаменитостей, золотая молодежь из миллионерских семей, охотившаяся за бродягами и зарывавшая их в пустыне просто так, ради развлечения, из-за скуки. И тогда мои герои, особенно не размышлявшие над презумпцией невиновности, а называвшие сволочей сволочами и убивавшие убийц без суда и следствия, эти герои стали популярными именно потому, что казались борцами со злом. Кем они были на самом деле, Бог весть. Но они быстро думали, быстро нажимали курки и чистили нашу землю так, как умели.
- Но потом все стало меняться...
- В первую очередь поменялся я сам, я ведь тоже член общества. Насилие начало меня угнетать, и я задумался над его последствиями, над тем, что случается после того, как все подонки убиты. Ответ получился простой: появляются другие. И мне захотелось показать, что "справедливые" убийства не останавливают потоки ужасов, наоборот, еще больше разжигают страсти. Тогда появился Уильям Муни из "Непрощенного", а затем и другие герои: Фрэнк Хорриган из "На линии огня", Ред Гарнетт из "Идеального мира", Терри Мак-Калеб из "Кровь течет".

"Своим детям показываю мультики"

- "Флаги наших отцов" и "Письма с Иводзимы" (фильм, который является как бы продолжением "Флагов...", выйдет в следующем году. - Прим. ред.) пошли еще дальше: они пытаются разобраться даже не с темой насилия, о которой на войне и думать-то не принято, а с темой истинного героизма. Кто такой настоящий герой? Чем он отличается от обычных людей, делающих свою работу, в данном случае воюющих за правое дело?
- Книга Джеймса Бредли и Рона Пауэрса, в которой описывалось вторжение на Иводзиму и дальнейшее путешествие героев-солдат по Штатам, но уже в качестве рекламного шоу, меня потрясла. Я понял, что нет только "нашего" взгляда на войну, а есть еще и другая сторона медали, на этот раз японская. Меня заинтересовала фигура генерала Кирибаяси, это был уникальный человек. Он любил Америку, считал, что воевать со Штатами - ошибка. Его не любили даже собственные офицеры, однако время показало, что защиту острова он поставил на небывалую высоту. Я подумал, что необходимо снять о нем фильм: уж если мы говорим о войне, пусть тогда все точки над "i" будут расставлены. Когда я узнал, что защитникам Иводзимы в лицо говорили: "Не надейтесь на то, что вернетесь живыми", меня просто озноб пробрал: попробуйте сказать что-нибудь подобное американцам, увидите реакцию. И я подумал о том, что рисовать насилие в фильме нужно жестко (как в "Спасении рядового Райана"), однако необходимо указать и на то, что оно заканчивается там, где человек отказывается быть зверем в униформе. Надеюсь, это получилось.
- Вы показываете свои фильмы своим детям?
- У меня их семеро. Те, которые выросли, сами смотрят, что хотят, ну а малышам, конечно, нет, не показываю.
- А что показываете?
- Ну, что... Мультики. "Шрека", "В поисках Немо"...
"Сожаление не из моих добродетелей"
- Когда-то вы сняли один из первых, если не самый первый, фильм о сталкерах, людях, преследующих знаменитостей, - "Поставь для меня Misty". А сами когда-нибудь сталкивались с подобными личностями?
- Да, приходилось...
- Что, даже не один раз?
- Я ведь был не только актером, но еще и губернатором моего города Кармел. Поэтому мне не только угрозы в письмах приходили, но на меня еще и кидались с различными предметами. За три раза я ручаюсь. Кстати, эти предметы были не кастрюлями и поварешками, а ножами и пистолетами...
- А нет сожаления в отношении фильмов, которые вы когда-то сняли? Ну, не хотелось бы, чтобы их никогда не было?..
- Вы снова по поводу "Долларовой трилогии"? Да нет, никаких сожалений. Я считаю, что всему свое время. Молодые реагируют на насилие по-своему, старики - по-своему. Я не люблю все время возвращаться в прошлое и анализировать, что и как я сделал, что не то и не так. Мне еще в свое время покойный Альфред Хичкок сказал: "Клинт, не стоит так много думать о фильмах, это ведь только кино". Может быть, не совсем правильная фраза (ведь думать стоит всегда), однако я люблю все делать быстро: снимать, искать новые темы, двигаться дальше. Сожаление не из моих добродетелей или грехов, это уж воспринимайте как хотите. Я пытаюсь найти новую тему для разговора со зрителем. И хотя разговор предстоит все тот же самый - последствия насилия в современном мире, потому что это меня волнует больше всего, но я попробую в очередной раз сказать что-нибудь с иной точки зрения.
- Может быть, с точки зрения насильника?
- А вот на это не рассчитывайте. На такое я, пожалуй, не решусь, хотя зарекаться не люблю. Видите ли, прощения насильникам я не нахожу. А это означает, что картина получится однобокая, как большинство фильмов, которые снимают нынче за большие деньги. Это не для меня. Я люблю видеть мир сложным, совсем неоднозначным. В любом моем герое - пусть он и не очень хороший человек, ведь идеальных не бывает. А теперешние боевики всего лишь любуются тем, как человек ловко управляется с пистолетом или ножом. Этот бред для меня давно в прошлом.
- Чего ждать от Иствуда-режиссера в ближайшем будущем?
- "Писем с Иводзимы", а дальше... Я что-нибудь обязательно подыщу. Уж будьте уверены"...
Александр ХОХРЕВ
Курс ЦБ
Курс Доллара США
109.58
1.568 (1.43%)
Курс Евро
116.14
3.046 (2.62%)
Погода
Сегодня,
29 ноября
пятница
+4
Слабый дождь
30 ноября
суббота
+3
Слабый дождь
01 декабря
воскресенье
+6
Облачно