Общество
ВЕРСИИ И ДОМЫСЛЫ НА ПЕПЕЛИЩЕ
09 декабря
Неделю назад гибель во время пожара в деревне Прямухино 31-летнего иерея Андрея Николаева, его беременной супруги Ксении и троих детей (4, 7 и 11 лет) стала одной из главных федеральных новостей. Первоначальная версия о том, что со священником расправились местные пьяницы, которым он мешал грабить Свято-Троицкий храм, пока не подтверждается. Как следствие, спадает и общественный интерес к событию, а вскрытые им общественные пороки почему-то остаются в стороне.
"ПРОКЛЯТОЕ МЕСТО"
Не всякий российский город встречается в литературе чаще, чем село Прямухино Тверской области. Здесь находилось родовое гнездо князей Бакуниных, давшее миру легендарного деятеля мирового анархизма. Летом последователи Михаила Бакунина разворачивают палаточный лагерь неподалеку от Свято-Троицкого храма, где находится родовой склеп и где вел службы отец Андрей. По подсчетам историков, в Прямухино приезжали не менее пятидесяти лучших умов страны (Толстой, Боткин, Тургенев, Белинский), а художник Николай Ге будто бы изобразил на фронтоне храма копию своей "Тайной вечери". Отсюда родом Герой Советского Союза Николай Горячев, во время войны взорвавший вместе с собой несколько эсэсовцев. Но за трехвековую историю население Прямухино сократилось вдвое (до 200 человек), а после гибели отца Андрея ни один священник Тверской епархии не хочет ехать в Троицкий храм настоятелем. "Проклятое место", - говорят.
Пепелище николаевского дома охраняют милиционеры на уазике, их там четверо, и коллеги регулярно подвозят им провиант, чтобы не скучали. А церковь Троицы Животворящей, где служил отец Андрей, стоит без защиты. Решетки есть только на первом этаже, на второй нетрудно залезть по карнизам. Часть стекол там побита и заменена фанерой. Несколько месяцев назад отсюда украли малый колокол, вероятно, чтобы сдать на металлолом.
- Когда батюшки не стало, верующие организовали дежурство у храма в темное время, - говорит местная жительница в магазине в Прямухино. - Сейчас много желающих поживиться: выпьют самогонки за помин души отца Андрея, расчувствуются и норовят обокрасть его же храм. До райцентра отсюда сорок верст, а у нас здесь и заняться-то толком нечем.
В семь часов вечера никаких народных дружин у церкви мы не обнаружили. Местные говорят, что подавляющее большинство паствы в Прямухино составляли женщины. Вероятно, они же и охраняют храм от местных пьяниц и воров, то есть от собственных детей и мужей. Однако прямухинцы обижаются, что во многих федеральных изданиях их называли деклассированными алкоголиками. Глава сельской администрации Александр Волков в сердцах заявил, что пьяниц у них вообще нет, а отца Андрея здесь любили и уважали.
- Скорее с ним считались, но "своим" батюшка здесь так и не стал, - рассказала соседка священника. - Он служил в этих краях десять лет, многим помогал, но люди чувствовали, что он другой. А в деревне непохожих людей очень не любят. Неспроста же он ружье купил. И в дом свой к семье пускал очень немногих, хотя в храме был готов с кем угодно подолгу разговаривать. Два года назад у него дом сгорел в Лопатино, потом баня, но он никогда никого не обвинял в поджоге. Вообще у него перед огнем был особый трепет. Он и над новым домом в Далекушах хоругви развесил, говорил, от пожара.
Отец Андрей не раз собирался уехать из Прямухино, но каждый раз его уговаривали остаться то немногочисленные, благожелатели из местных, то церковное начальство. За месяц до трагедии отец Андрей говорил о пьянстве и деградации своих подопечных в эфире телеканала ТВЦ, о том, что вынужден с ружьем по ночам охранять храм от разграбления. Рассказывают, что однажды участковый поймал местного пьянчужку, который украл из церкви какую-то утварь и уснул рядом с ней неподалеку. Отец Андрей тогда сказал, что не хочет заявлять на вора в милицию.
- Добрый он был - это точно, - рассказал милиционер, с которым нам удалось поговорить на месте пожара. - Про ночные бдения с ружьем он, правда, немного преувеличивает. Он иногда отлучался куда-то на неделю и больше. Возможно, искал возможность отсюда уехать. Вряд ли он хотел, чтобы его дети здесь выросли.
Отпевали семью Николаевых в соседнем селе Васильково, а похоронили близ райцентра Кувшиново - так захотели родители Андрея и Ксении. В Прямухино к этому отнеслись с досадой: мол, раз батюшка жил рядом с нами, то и хоронить его должны здесь же. Тогда его могила, возможно, стала бы еще одной достопримечательностью села, а само Прямухино снова засветилось бы на федеральных телеканалах. В день похорон из Прямухино в Васильково был организован автобус для желающих проститься со своим священником. Воспользовались им единицы.
СВЯТО МЕСТО ПУСТО
К версии прокуратуры о неисправной проводке, приведшей к трагедии, большинство жителей Прямухино относятся скептически. Все вспоминают, что в день трагедии отец Андрей решил пораньше забрать детей из школы и вроде как собирался отправить их к родителям, раньше за ним такого не водилось. Местная учительница, проходившая мимо николаевского дома за полтора часа до пожара, говорит, что чувствовала запах бензина, но не придала этому значения. Отец матушки Ксении Василий Цветков будто бы ощутил его и на следующий день после трагедии. 67-летняя соседка Николаевых уехала из Далекушей после пожара в райцентр Кувшиново, а журналистам сказала, что "батюшку сожгли" и она "боится оставаться в деревне". Анонимный работник МЧС, работавший на пепелище, отметил, что детские трупы находились в неестественных позах, позволяющих предположить насильственную смерть. Откуда-то взялась версия о стальной трубе, которой подперли дверь снаружи. Одни видели в селе "неместную" машину, другие утверждали, что батюшка имел крупные долги еще с момента постройки своего дома.
Слухи и домыслы о трагедии легко усваивались приехавшими из Москвы журналистами и, в нарушение ряда главных христианских заповедей, возвращались в деревню в виде логически обоснованных версий. Ведь если зло не персонифицировано, не вероломно и не требует наказания, то нет и повода делать из трагедии сельского священника общенациональную новость. Из высказывания одной бабушки, будто у "отца Андрея был ларечек в Подмосковье", выросла "деловая" версия о "столкновении интересов" и "мести криминальных структур". А по словам Александра Волкова, следствие не исключает версию самосожжения.
Но ни одного факта или свидетеля, подтверждающего версию поджога, в распоряжении следствия нет. Зато есть три трамвайных обогревателя, которые, возможно, использовались для обогрева дома. Есть заключение экспертов, что смерть отца Николаева и его семьи наступила от отравления угарным газом, что входная дверь была заперта изнутри, что источник возгорания находился внутри дома. Расследованием установлено, что за день до трагедии отец Андрей взял у тестя канистру с бензином. По делу о гибели семьи Николаевых уже около недели работают 15 следователей прокуратуры и МВД, в том числе лучшие столичные специалисты. Допросы жителей Прямухино и Далекушей продолжаются по нескольку часов. Тем не менее в деле до сих пор нет ни одного подозреваемого, и даже самые разговорчивые селяне не могут ни на кого показать пальцем: мол, вот этот человек конфликтовал с отцом Андреем или имел на него зуб. Ведь можно не сомневаться в способности правоохранительной системы сделать "крайним" любого местного выпивоху и отчитаться о раскрытии громкого дела, если бы криминальная версия пожара имела реальные основания. Хотя уголовное дело о гибели семьи Николаевых по-прежнему возбуждено по 105-й убойной статье (умышленное убийство общественно-опасным способом).
По ходу в различных телешоу свои соображения о гибели отца Андрея высказывали известные люди, не знакомые ни с самим священником, ни с обстоятельствами дела. Никто пока не предложил оказать материальную помощь родителям Ксении и Андрея, которые разом потеряли и единственных детей, и внуков. Наиболее серьезная криминальная версия случившегося связана с группами профессиональных церковных воров, которые орудуют по храмам Тверской и Московской областей. Вряд ли они как-то связаны с пожаром, но именно они держат в напряжении многих настоятелей, совершенно, оказывается, беззащитных перед криминальными посягательствами. Священники из соседних сел рассказывали журналистам, что в людях остается все меньше святого. Но даже сейчас милиция охраняет пепелище, а не храм.
Раньше немногие толковые и работящие люди тянулись к храму как к альтернативе пьянству и апатии. И это помогало жить даже тем, кто относился к православию со скепсисом. Возможно, когда-нибудь в Прямухино придет интернет, мобильная связь, спутниковое телевидение, личные автомобили, дискотеки, рабочие места и социальные пакеты. Но что делать сейчас, не скажет никто.
Денис ТЕРЕНТЬЕВ, спецкор "НВ"
"ПРОКЛЯТОЕ МЕСТО"
Не всякий российский город встречается в литературе чаще, чем село Прямухино Тверской области. Здесь находилось родовое гнездо князей Бакуниных, давшее миру легендарного деятеля мирового анархизма. Летом последователи Михаила Бакунина разворачивают палаточный лагерь неподалеку от Свято-Троицкого храма, где находится родовой склеп и где вел службы отец Андрей. По подсчетам историков, в Прямухино приезжали не менее пятидесяти лучших умов страны (Толстой, Боткин, Тургенев, Белинский), а художник Николай Ге будто бы изобразил на фронтоне храма копию своей "Тайной вечери". Отсюда родом Герой Советского Союза Николай Горячев, во время войны взорвавший вместе с собой несколько эсэсовцев. Но за трехвековую историю население Прямухино сократилось вдвое (до 200 человек), а после гибели отца Андрея ни один священник Тверской епархии не хочет ехать в Троицкий храм настоятелем. "Проклятое место", - говорят.
Пепелище николаевского дома охраняют милиционеры на уазике, их там четверо, и коллеги регулярно подвозят им провиант, чтобы не скучали. А церковь Троицы Животворящей, где служил отец Андрей, стоит без защиты. Решетки есть только на первом этаже, на второй нетрудно залезть по карнизам. Часть стекол там побита и заменена фанерой. Несколько месяцев назад отсюда украли малый колокол, вероятно, чтобы сдать на металлолом.
- Когда батюшки не стало, верующие организовали дежурство у храма в темное время, - говорит местная жительница в магазине в Прямухино. - Сейчас много желающих поживиться: выпьют самогонки за помин души отца Андрея, расчувствуются и норовят обокрасть его же храм. До райцентра отсюда сорок верст, а у нас здесь и заняться-то толком нечем.
В семь часов вечера никаких народных дружин у церкви мы не обнаружили. Местные говорят, что подавляющее большинство паствы в Прямухино составляли женщины. Вероятно, они же и охраняют храм от местных пьяниц и воров, то есть от собственных детей и мужей. Однако прямухинцы обижаются, что во многих федеральных изданиях их называли деклассированными алкоголиками. Глава сельской администрации Александр Волков в сердцах заявил, что пьяниц у них вообще нет, а отца Андрея здесь любили и уважали.
- Скорее с ним считались, но "своим" батюшка здесь так и не стал, - рассказала соседка священника. - Он служил в этих краях десять лет, многим помогал, но люди чувствовали, что он другой. А в деревне непохожих людей очень не любят. Неспроста же он ружье купил. И в дом свой к семье пускал очень немногих, хотя в храме был готов с кем угодно подолгу разговаривать. Два года назад у него дом сгорел в Лопатино, потом баня, но он никогда никого не обвинял в поджоге. Вообще у него перед огнем был особый трепет. Он и над новым домом в Далекушах хоругви развесил, говорил, от пожара.
Отец Андрей не раз собирался уехать из Прямухино, но каждый раз его уговаривали остаться то немногочисленные, благожелатели из местных, то церковное начальство. За месяц до трагедии отец Андрей говорил о пьянстве и деградации своих подопечных в эфире телеканала ТВЦ, о том, что вынужден с ружьем по ночам охранять храм от разграбления. Рассказывают, что однажды участковый поймал местного пьянчужку, который украл из церкви какую-то утварь и уснул рядом с ней неподалеку. Отец Андрей тогда сказал, что не хочет заявлять на вора в милицию.
- Добрый он был - это точно, - рассказал милиционер, с которым нам удалось поговорить на месте пожара. - Про ночные бдения с ружьем он, правда, немного преувеличивает. Он иногда отлучался куда-то на неделю и больше. Возможно, искал возможность отсюда уехать. Вряд ли он хотел, чтобы его дети здесь выросли.
Отпевали семью Николаевых в соседнем селе Васильково, а похоронили близ райцентра Кувшиново - так захотели родители Андрея и Ксении. В Прямухино к этому отнеслись с досадой: мол, раз батюшка жил рядом с нами, то и хоронить его должны здесь же. Тогда его могила, возможно, стала бы еще одной достопримечательностью села, а само Прямухино снова засветилось бы на федеральных телеканалах. В день похорон из Прямухино в Васильково был организован автобус для желающих проститься со своим священником. Воспользовались им единицы.
СВЯТО МЕСТО ПУСТО
К версии прокуратуры о неисправной проводке, приведшей к трагедии, большинство жителей Прямухино относятся скептически. Все вспоминают, что в день трагедии отец Андрей решил пораньше забрать детей из школы и вроде как собирался отправить их к родителям, раньше за ним такого не водилось. Местная учительница, проходившая мимо николаевского дома за полтора часа до пожара, говорит, что чувствовала запах бензина, но не придала этому значения. Отец матушки Ксении Василий Цветков будто бы ощутил его и на следующий день после трагедии. 67-летняя соседка Николаевых уехала из Далекушей после пожара в райцентр Кувшиново, а журналистам сказала, что "батюшку сожгли" и она "боится оставаться в деревне". Анонимный работник МЧС, работавший на пепелище, отметил, что детские трупы находились в неестественных позах, позволяющих предположить насильственную смерть. Откуда-то взялась версия о стальной трубе, которой подперли дверь снаружи. Одни видели в селе "неместную" машину, другие утверждали, что батюшка имел крупные долги еще с момента постройки своего дома.
Слухи и домыслы о трагедии легко усваивались приехавшими из Москвы журналистами и, в нарушение ряда главных христианских заповедей, возвращались в деревню в виде логически обоснованных версий. Ведь если зло не персонифицировано, не вероломно и не требует наказания, то нет и повода делать из трагедии сельского священника общенациональную новость. Из высказывания одной бабушки, будто у "отца Андрея был ларечек в Подмосковье", выросла "деловая" версия о "столкновении интересов" и "мести криминальных структур". А по словам Александра Волкова, следствие не исключает версию самосожжения.
Но ни одного факта или свидетеля, подтверждающего версию поджога, в распоряжении следствия нет. Зато есть три трамвайных обогревателя, которые, возможно, использовались для обогрева дома. Есть заключение экспертов, что смерть отца Николаева и его семьи наступила от отравления угарным газом, что входная дверь была заперта изнутри, что источник возгорания находился внутри дома. Расследованием установлено, что за день до трагедии отец Андрей взял у тестя канистру с бензином. По делу о гибели семьи Николаевых уже около недели работают 15 следователей прокуратуры и МВД, в том числе лучшие столичные специалисты. Допросы жителей Прямухино и Далекушей продолжаются по нескольку часов. Тем не менее в деле до сих пор нет ни одного подозреваемого, и даже самые разговорчивые селяне не могут ни на кого показать пальцем: мол, вот этот человек конфликтовал с отцом Андреем или имел на него зуб. Ведь можно не сомневаться в способности правоохранительной системы сделать "крайним" любого местного выпивоху и отчитаться о раскрытии громкого дела, если бы криминальная версия пожара имела реальные основания. Хотя уголовное дело о гибели семьи Николаевых по-прежнему возбуждено по 105-й убойной статье (умышленное убийство общественно-опасным способом).
По ходу в различных телешоу свои соображения о гибели отца Андрея высказывали известные люди, не знакомые ни с самим священником, ни с обстоятельствами дела. Никто пока не предложил оказать материальную помощь родителям Ксении и Андрея, которые разом потеряли и единственных детей, и внуков. Наиболее серьезная криминальная версия случившегося связана с группами профессиональных церковных воров, которые орудуют по храмам Тверской и Московской областей. Вряд ли они как-то связаны с пожаром, но именно они держат в напряжении многих настоятелей, совершенно, оказывается, беззащитных перед криминальными посягательствами. Священники из соседних сел рассказывали журналистам, что в людях остается все меньше святого. Но даже сейчас милиция охраняет пепелище, а не храм.
Раньше немногие толковые и работящие люди тянулись к храму как к альтернативе пьянству и апатии. И это помогало жить даже тем, кто относился к православию со скепсисом. Возможно, когда-нибудь в Прямухино придет интернет, мобильная связь, спутниковое телевидение, личные автомобили, дискотеки, рабочие места и социальные пакеты. Но что делать сейчас, не скажет никто.
Денис ТЕРЕНТЬЕВ, спецкор "НВ"