Культура
КОСТЮМЕР СОЗДАЛА "ОТДЕЛ КАДРОВ" БДТ
14 декабря
Эта женщина всегда в тени, ее никогда не видят зрители. Но каждый спектакль она рядом с самыми известными, самыми талантливыми, звездными, да и просто начинающими артистами. Ловит каждое их движение, должна быть виртуозно ловкой и никогда не обижаться на капризные выпады и ворчание примадонн.
МУЗЫКА С ПЛАСТИНКИ
-Я очень простой человек, дочь милиционера и санитарки, - рассказывает о себе Нина Максимовна Горлова, костюмер Большого драматического театра им. Г. Товстоногова. - Мне был год, когда началась блокада. Моих старших братьев эвакуировали, поместили на время в детский приют, а я осталась с мамой в Ленинграде. Папа погиб тогда же, в 41-м, в ополчении. О каком эстетическом воспитании, о каком искусстве могла идти речь? Я удивляюсь, что мама вообще сохранила мне жизнь. Она рассказывала, что я была синяя, как гусь, и в иные дни для меня находилась из еды лишь корочка хлеба. Может, потому и не выросла, что блокадница - рост у меня всего метр пятьдесят.
Училась Нина Горлова средне, на получение знаний не было физических сил. Благо, приобрела навыки шитья в пришкольной мастерской. А работать пошла, куда смогла пристроиться - на завод грампластинок.
- В мои обязанности входило развозить в цеха черную массу, из которой на прессах отливались грампластинки. И вот однажды я попала в какое-то помещение, где с пластинки вдруг полилась божественная, чарующая музыка, - вспоминает Нина Максимовна. - Это был Петр Ильич Чайковский, "Лебединое озеро". С той поры я поняла, что жить без искусства не могу. А ведь никого у меня среди родственников нет по этой части. Хотя, нет, дед мой был гардеробщиком в Оперном театре! Знаете, когда я попросилась на работу в Большой драматический, и мне предложили стать костюмером - одевать актрис до и во время спектакля, - я так обрадовалась! Даже не спросила, сколько буду за это получать - разве это было важно?
В МУЖЧИН ВЛЮБЛЯЛАСЬ, С ЖЕНЩИНАМИ РАБОТАЛА
За все эти 40 лет работы в театре Нина Максимовна так и не создала семьи, не вышла замуж, она даже удивлена вопросу, почему? Ей это было не нужно. Здесь, в театре, она видела каждый день обаятельных, талантливых мужчин и даже могла с ними разговаривать!
- Владислав Стржельчик очень обходительный, говорил мне: "Солнышко ты мое". Он со всеми был такой внимательный. Просто из какого-то особого теста вылеплен, - рассказывает Нина Максимовна. - Иннокентий Смоктуновский, доверчивый в жизни, трогательный, ему не надо было перевоплощаться в образ князя Мышкина - он на него очень похож, его могли разыграть артисты, и он всему верил, как ребенок. Ужасно нравился мне Сергей Юрский - просто какой-то неисчерпаемой энергии человек. А от одного вида Олега Борисова у меня просто сердце заходилось. Я в них во всех была влюблена и каждый день шла на работу как на праздник.
В костюмерной Нина Максимовна показывает платья, в которые облачается Алиса Фрейндлих. Это ее любимая актриса, но уже несколько лет Нина Максимовна с ней не работает. Одевает других. Подготовить костюм к переодеванию - по-театральному называется "зарядить". Бывало, что за спектакль переодеваний по десять случалось. И надо это было делать быстро, да еще при тусклом свете закулисья.
- С Алисой Бруновной очень легко, она сама мне могла помочь, если видела, что я нервничаю. Человек она замечательный, великодушный, не гордый, но и ни с кем особо не сближается, не судачит где-нибудь по гримерным. А еще с ней удобно работать потому, что рост у Фрейндлих примерно такой же, как у меня, мне никуда дотягиваться не приходилось... Со Светланой Крючковой работать очень приятно, и с Ниной Усатовой тоже, только она не всегда хочет, чтобы я ее полностью одевала, сама предпочитает справляться. Зинаида Шарко - душа-человек, добрая, участливая, непосредственная, как девчонка. ...Меня актрисы нередко просили поговорить с ними по душам, но знаете, я от этого уходила. Ну кто я рядом с ними? Конечно, выслушивала их жалобы и семейные тайны знала, но дистанцию всегда держала. На меня даже Валентина Ковель обижалась: почему, мол, я с ней не поговорю?
Однажды Нина Максимовна забыла "зарядить" сапожки для Ковель в спектакле "Энергичные люди" по Шукшину. Показ был ответственный, сам Виктор Степанович Черномырдин в зале сидел. И вот Валентина Павловна на сцене, а Нина Максимовна ни жива ни мертва ее за кулисами ждет: что будет теперь? Сапоги же из ниоткуда не достанешь и не передашь - все выходы блокируются за сценой. На удивление, всегда капризная и требовательная Ковель после спектакля ничего ей не выговорила, а на сцене блестяще сумела выйти из положения. Вышла в шубке и... в тапочках и мастерски, как в пантомиме, изобразила, будто сапоги застегивает. Нина Максимовна до сих пор хранит в душе благодарность Ковель за этот момент.
Хоть убей, но не понимает Нина Максимовна экспериментальных постановок. Ей хочется, чтобы костюмы были в том же шекспировском спектакле подстать эпохе, а не упрощенно-современными. Пусть там хоть сто крючков на платье и завязок куча, она за достоверность искусства. И потому костюмеру очень нравятся постановки "Маскарад" по Лермонтову, "Таланты и поклонники" по Островскому. Платья для актрис сшиты очень сложные, многослойные, и надо хорошо следить за тем, чтобы оборки были подшиты, воротнички не отрывались, крючки находились на месте.
ФОТО НА ПАМЯТЬ
Однажды Нине Максимовне на день рождения подарили простенький фотоаппарат "Смена". Она подобной техники и в руках-то никогда не держала. Но настолько был велик соблазн запечатлеть всех ее любимых актеров, что Нина Максимовна преодолела робость и стала делать снимки сцен из спектаклей, артистов - в гримерках, за кулисами, на отдыхе, на гастролях. Освоила печать снимков в домашних условиях. Объектив аппарата слабенький, и портреты получались мелковатыми, но она научилась кадрировать их при печати. Если выходил удачный снимок, дарила его актерам, режиссерам.
- А потом мне костюмер Лена Котова дала свой "Зенит", и я уже им снимала, это было качественнее. Лена вскоре умерла, и когда я понесла фотоаппарат ее маме, чтобы вернуть, та сказала: зачем теперь он, если Лены уже нет. Так он у меня и остался, - рассказывает Нина Максимовна. - Если я
крупный план хотела сделать, то бумагу "бромпортрет" покупала, а так в основном "новобром".
В середине 90-х черно-белая печать сильно потеснила цветную. Люди перешли на "мыльницы", печать в домашних условиях подорожала в десятки раз. И Нина Максимовна забросила свое занятие. Как-то раз к ней в гости зашла Юля Кудряшова, работавшая в театре в хозяйственной части. И Нина Максимовна показала ей что-то из своего театрального фотоархива.
Юля буквально заставила Горлову перетряхнуть все: ее восторгу, восхищению не было предела - какие выражения лиц подмечены, ох, а какой Товстоногов получился, и Фрейндлих удивительная, а Наталья Тенякова, боже мой, какой Лебедев! И Кирилл Лавров за бильярдом, Шарко с полевыми цветами - романтичная, с таким теплым выражением лица.
- Как вам удавалось их в непринужденных позах снимать?
- Да они меня не замечали - я же своя, всегда рядом, серенькая, маленькая, - объяснила Нина Максимовна. - Я и не думала, что это кому-то может быть интересно, кроме меня самой. Но пленки я много попортила. Сложно было в этом смысле с Алисой Фрейндлих. У нее какая-то энергетика, видно, особая: нащелкаю целую пленку, а там
кадров 7-8 хороших, остальное будто засвеченное.
Но самое главное, архив снимков Нины Горловой хранил редкие изображения большого количества людей, которых уже не было в живых. Необходимо организовать выставку фоторабот! И Юля взялась за поиски спонсора. Нашла. Идеей выставки в Доме актера проникся Виктор Комлев, генеральный директор "Фотомагии". Первая персональная выставка Нины Горловой с помощью Виктора Комлева была организована в 2004 году и приурочена к юбилею БДТ. Тогда же директор театра Борис Контребинский распорядился сделать буклет к выставке Нины Горловой.
После успешной выставки Комлев задумался: а почему не издать книгу? И вот с его помощью вышла из печати красивая и достойная книга "БДТ. Семейный альбом". Недавно в театре прошла презентация этого удивительного издания. Главное фойе БДТ едва вместило всех желающих поздравить Нину Максимовну. Свою признательность ей пришли выразить и герои ее фоторабот - Андрей Толубеев, Валерий Ивченко, Наталья Данилова, Екатерина Марусяк, Изиль Заблудовский... Всех не перечесть!
И кто теперь скажет, что у Нины Максимовны нет семьи?
Елена ДОБРЯКОВА
МУЗЫКА С ПЛАСТИНКИ
-Я очень простой человек, дочь милиционера и санитарки, - рассказывает о себе Нина Максимовна Горлова, костюмер Большого драматического театра им. Г. Товстоногова. - Мне был год, когда началась блокада. Моих старших братьев эвакуировали, поместили на время в детский приют, а я осталась с мамой в Ленинграде. Папа погиб тогда же, в 41-м, в ополчении. О каком эстетическом воспитании, о каком искусстве могла идти речь? Я удивляюсь, что мама вообще сохранила мне жизнь. Она рассказывала, что я была синяя, как гусь, и в иные дни для меня находилась из еды лишь корочка хлеба. Может, потому и не выросла, что блокадница - рост у меня всего метр пятьдесят.
Училась Нина Горлова средне, на получение знаний не было физических сил. Благо, приобрела навыки шитья в пришкольной мастерской. А работать пошла, куда смогла пристроиться - на завод грампластинок.
- В мои обязанности входило развозить в цеха черную массу, из которой на прессах отливались грампластинки. И вот однажды я попала в какое-то помещение, где с пластинки вдруг полилась божественная, чарующая музыка, - вспоминает Нина Максимовна. - Это был Петр Ильич Чайковский, "Лебединое озеро". С той поры я поняла, что жить без искусства не могу. А ведь никого у меня среди родственников нет по этой части. Хотя, нет, дед мой был гардеробщиком в Оперном театре! Знаете, когда я попросилась на работу в Большой драматический, и мне предложили стать костюмером - одевать актрис до и во время спектакля, - я так обрадовалась! Даже не спросила, сколько буду за это получать - разве это было важно?
В МУЖЧИН ВЛЮБЛЯЛАСЬ, С ЖЕНЩИНАМИ РАБОТАЛА
За все эти 40 лет работы в театре Нина Максимовна так и не создала семьи, не вышла замуж, она даже удивлена вопросу, почему? Ей это было не нужно. Здесь, в театре, она видела каждый день обаятельных, талантливых мужчин и даже могла с ними разговаривать!
- Владислав Стржельчик очень обходительный, говорил мне: "Солнышко ты мое". Он со всеми был такой внимательный. Просто из какого-то особого теста вылеплен, - рассказывает Нина Максимовна. - Иннокентий Смоктуновский, доверчивый в жизни, трогательный, ему не надо было перевоплощаться в образ князя Мышкина - он на него очень похож, его могли разыграть артисты, и он всему верил, как ребенок. Ужасно нравился мне Сергей Юрский - просто какой-то неисчерпаемой энергии человек. А от одного вида Олега Борисова у меня просто сердце заходилось. Я в них во всех была влюблена и каждый день шла на работу как на праздник.
В костюмерной Нина Максимовна показывает платья, в которые облачается Алиса Фрейндлих. Это ее любимая актриса, но уже несколько лет Нина Максимовна с ней не работает. Одевает других. Подготовить костюм к переодеванию - по-театральному называется "зарядить". Бывало, что за спектакль переодеваний по десять случалось. И надо это было делать быстро, да еще при тусклом свете закулисья.
- С Алисой Бруновной очень легко, она сама мне могла помочь, если видела, что я нервничаю. Человек она замечательный, великодушный, не гордый, но и ни с кем особо не сближается, не судачит где-нибудь по гримерным. А еще с ней удобно работать потому, что рост у Фрейндлих примерно такой же, как у меня, мне никуда дотягиваться не приходилось... Со Светланой Крючковой работать очень приятно, и с Ниной Усатовой тоже, только она не всегда хочет, чтобы я ее полностью одевала, сама предпочитает справляться. Зинаида Шарко - душа-человек, добрая, участливая, непосредственная, как девчонка. ...Меня актрисы нередко просили поговорить с ними по душам, но знаете, я от этого уходила. Ну кто я рядом с ними? Конечно, выслушивала их жалобы и семейные тайны знала, но дистанцию всегда держала. На меня даже Валентина Ковель обижалась: почему, мол, я с ней не поговорю?
Однажды Нина Максимовна забыла "зарядить" сапожки для Ковель в спектакле "Энергичные люди" по Шукшину. Показ был ответственный, сам Виктор Степанович Черномырдин в зале сидел. И вот Валентина Павловна на сцене, а Нина Максимовна ни жива ни мертва ее за кулисами ждет: что будет теперь? Сапоги же из ниоткуда не достанешь и не передашь - все выходы блокируются за сценой. На удивление, всегда капризная и требовательная Ковель после спектакля ничего ей не выговорила, а на сцене блестяще сумела выйти из положения. Вышла в шубке и... в тапочках и мастерски, как в пантомиме, изобразила, будто сапоги застегивает. Нина Максимовна до сих пор хранит в душе благодарность Ковель за этот момент.
Хоть убей, но не понимает Нина Максимовна экспериментальных постановок. Ей хочется, чтобы костюмы были в том же шекспировском спектакле подстать эпохе, а не упрощенно-современными. Пусть там хоть сто крючков на платье и завязок куча, она за достоверность искусства. И потому костюмеру очень нравятся постановки "Маскарад" по Лермонтову, "Таланты и поклонники" по Островскому. Платья для актрис сшиты очень сложные, многослойные, и надо хорошо следить за тем, чтобы оборки были подшиты, воротнички не отрывались, крючки находились на месте.
ФОТО НА ПАМЯТЬ
Однажды Нине Максимовне на день рождения подарили простенький фотоаппарат "Смена". Она подобной техники и в руках-то никогда не держала. Но настолько был велик соблазн запечатлеть всех ее любимых актеров, что Нина Максимовна преодолела робость и стала делать снимки сцен из спектаклей, артистов - в гримерках, за кулисами, на отдыхе, на гастролях. Освоила печать снимков в домашних условиях. Объектив аппарата слабенький, и портреты получались мелковатыми, но она научилась кадрировать их при печати. Если выходил удачный снимок, дарила его актерам, режиссерам.
- А потом мне костюмер Лена Котова дала свой "Зенит", и я уже им снимала, это было качественнее. Лена вскоре умерла, и когда я понесла фотоаппарат ее маме, чтобы вернуть, та сказала: зачем теперь он, если Лены уже нет. Так он у меня и остался, - рассказывает Нина Максимовна. - Если я
крупный план хотела сделать, то бумагу "бромпортрет" покупала, а так в основном "новобром".
В середине 90-х черно-белая печать сильно потеснила цветную. Люди перешли на "мыльницы", печать в домашних условиях подорожала в десятки раз. И Нина Максимовна забросила свое занятие. Как-то раз к ней в гости зашла Юля Кудряшова, работавшая в театре в хозяйственной части. И Нина Максимовна показала ей что-то из своего театрального фотоархива.
Юля буквально заставила Горлову перетряхнуть все: ее восторгу, восхищению не было предела - какие выражения лиц подмечены, ох, а какой Товстоногов получился, и Фрейндлих удивительная, а Наталья Тенякова, боже мой, какой Лебедев! И Кирилл Лавров за бильярдом, Шарко с полевыми цветами - романтичная, с таким теплым выражением лица.
- Как вам удавалось их в непринужденных позах снимать?
- Да они меня не замечали - я же своя, всегда рядом, серенькая, маленькая, - объяснила Нина Максимовна. - Я и не думала, что это кому-то может быть интересно, кроме меня самой. Но пленки я много попортила. Сложно было в этом смысле с Алисой Фрейндлих. У нее какая-то энергетика, видно, особая: нащелкаю целую пленку, а там
кадров 7-8 хороших, остальное будто засвеченное.
Но самое главное, архив снимков Нины Горловой хранил редкие изображения большого количества людей, которых уже не было в живых. Необходимо организовать выставку фоторабот! И Юля взялась за поиски спонсора. Нашла. Идеей выставки в Доме актера проникся Виктор Комлев, генеральный директор "Фотомагии". Первая персональная выставка Нины Горловой с помощью Виктора Комлева была организована в 2004 году и приурочена к юбилею БДТ. Тогда же директор театра Борис Контребинский распорядился сделать буклет к выставке Нины Горловой.
После успешной выставки Комлев задумался: а почему не издать книгу? И вот с его помощью вышла из печати красивая и достойная книга "БДТ. Семейный альбом". Недавно в театре прошла презентация этого удивительного издания. Главное фойе БДТ едва вместило всех желающих поздравить Нину Максимовну. Свою признательность ей пришли выразить и герои ее фоторабот - Андрей Толубеев, Валерий Ивченко, Наталья Данилова, Екатерина Марусяк, Изиль Заблудовский... Всех не перечесть!
И кто теперь скажет, что у Нины Максимовны нет семьи?
Елена ДОБРЯКОВА