Культура
ЭНТОНИ ХОПКИНС: "Я - ИДЕАЛЬНЫЙ АКТЕР"
19 декабря
31 декабря сэру Энтони Хопкинсу исполнится 69 - и он чрезвычайно этому рад. Почему? Да потому что у него молодая красивая жена, он миллионер, считается одним из лучших актеров мирового кино, пишет музыку, занимается живописью и вообще наслаждается жизнью. Как и один из его знаменитых экранных персонажей, доктор Ганнибал Лектер, психолог и психопат, гурман и каннибал, который в 1991 году принес Хопкинсу мировую славу.
Сэр Энтони трижды сыграл Ганнибала-каннибала в кино, и трижды ему сопутствовал успех. Хопкинса временами сравнивают с этим героем - хотя между ними нет ничего общего... Разве вот только оба они любят хорошую кухню, хорошую музыку, красивые пейзажи и средневековую архитектуру. Между тем в начале будущего года на экраны выходит эпический боевик "Беовульф". В этом фильме сэр Энтони сыграл короля Хротгара. Об этом и о многом другом шел разговор в чате Radio One.
- Вам легко работалось с Робертом Земекисом, режиссером "Беовульфа"?
- Да. Роберт мне даже ничего не говорил, а просто наблюдал, чтобы я не слишком увлекался. Мне вообще легко работать с режиссерами, потому что я идеальный актер: надеваю парик, накладываю грим, накидываю одежду, подходящую к случаю, выхожу на съемочную площадку и произношу свои слова. Вот и все.
В 1968-м я снимался в своем первом крупном фильме "Лев зимой" с Кэтрин Хепберн. Очень старался. А Кэтрин мне тогда сказала: "Ох уж эти англичане, все время они играют. Посмотри фильмы со Спенсером Трэйси - он не играет, он просто присутствует в кадре и говорит свои слова". Я, честно говоря, опешил. А потом действительно посмотрел старого "Доктора Джекилла" и вижу: Трэйси не играет, это просто Спенсер Трэйси, но от этого веет такой гениальностью!..
- А как же перевоплощение?
- Это не ко мне. Я актер, а за перевоплощением обращайтесь к Дэвиду Копперфильду, это он мастер-фокусник.
- Но вы же проводите предварительную работу над образом?
- А как же? Это часть работы. Обычно читаю сценарий вслух 250 раз и запоминаю каждую деталь. Затем думаю о том, кто такой этот мой герой: что с ним было, что будет, как он двигается. Например, взять Ван Хельсинга из "Дракулы". Мы с Фрэнсисом (Фордом Копполой, режиссером фильма. - Прим. ред.) недели две репетировали у него в долине Напа и наимпровизировались до того, что уже тошнило от этого персонажа. А он все не вырисовывался. И тогда Коппола - он же итальянец, экспансивный, взрывной - говорит: "Все, мне он надоел, этот датчанин, делай его, каким хочешь, хоть секс-бомбой, мне плевать!" А я подумал: точно, Ван Хельсинг должен быть сексуальным и обожать всех дам на свете. Я придумал ему шрам у глаза - дуэльный шрам, я решил, что он бился на дуэлях из-за женщин. Поэтому у меня профессор сильно рехнутый, как все психиатры. Плюс он еще пьет абсент и курит опиум, в общем, продвинутый получился доктор...
- А вы сами когда-нибудь курили опиум?
- Я перепробовал все на свете. Но больше всего мне нравилась текила. Не магазинная, а настоящая, которую гонят индейцы в горных районах Мексики. Я когда-то был очень подсажен на нее, ездил за этим пойлом в Сан-Бернардино. Мне казалось, будто я Иоанн Креститель, я разговариваю с морем и оно мне отвечает... Да-а... А оказалось, что я просто алкоголик. И пришлось с этим делом справляться. Было тяжело, но я сумел. Уже тридцать лет не пью.
- Если бы Томас Харрис написал еще одну книгу о Ганнибале Лектере, вы бы сыграли его?
- В четвертый раз? Не задумываясь! Этот персонаж меня интересует и волнует, как ни один другой. Это герой шекспировского масштаба, он - персонифицированное зло, а это всегда интересно. За пятнадцать лет мы с Ганнибалом сроднились. Шутка. Однако в том, что я так долго его играл, есть свой смысл. Я вырос в крошечном валлийском городке и был нелюдимым, совершенно асоциальным. Меня не то чтобы не любили, а просто не замечали. Я не знал, чего хочу, кем стать. И вот однажды увидел Ричарда Бартона - как он едет в шикарной машине, как говорит с местными, как двигается. И я подумал: хочу быть таким же. Ганнибал Лектер - моя полная противоположность, но именно поэтому я могу играть его так легко: тесто-то одно. Мало любви в детстве и много страданий впоследствии... Мы стоим с Ганнибалом на разных полюсах, но ведь известно, что именно разно-
именные полюса притягиваются...
- Вы пишете музыку?
- Да, мне это нравится. Я люблю играть, даю концерты - не очень часто. Но никаких особых надежд на свою игру не возлагаю: записывать пластинки не собираюсь. Хотя некоторые композиторы мне предлагали. Игра на пианино - это удовольствие. Я не хочу превращать ее в работу, мне для этого хватает игры на публике. Я имею в виду кино.
- Кстати, о публике: вы не собираетесь возвращаться в театр?
- Нет! Это чересчур. Я слишком ленив... Знать, что три раза в неделю придется тащиться в определенное место, читать одни и те же слова много-много раз подряд и не забывать о них ни на секунду... Мое сибаритство этого не позволяет.
- То есть вы решили остановиться на кинофильмах?
- Точно. А скорее, даже так: это кинофильмы выбрали меня. Я люблю сниматься, люблю Америку, люблю живопись, свою жену. Кино позволяет мне быть тем, кто я есть, да еще и деньгами меня снабжает в достаточном количестве. Разве это не чудо?
- Вы играли королей, президентов и глав государств. Какая из этих ролей была самой сложной?
- Адольфа Гитлера (фильм "Бункер" 1981 года. - Прим. ред.). Понимаете, это не то чтобы очень сложно было, просто я играл так, как считал нужным, а затем ко мне подошел один из продюсеров и говорит: "Тони, ты не мог бы сыграть Гитлера менее человечным, более монстром?" Так ведь в том-то и дело, что Адольф был человеком, в том-то и кошмар! С Лектером та же история: он человек, несмотря на все ужасы, которые творятся в его душе! И я сыграл Гитлера так, как считал нужным. Меня потом много ругали, но я считаю, что все сделал правильно. Даже самые великие актеры ошибаются и плохо играют. Я видел, как Марлон Брандо играл просто чудовищно - Брандо! Не помню, это был какой-то фильм про Японию. Но он играл так, как считал нужным, и в этом состоит величие: всегда делать так, как считаешь нужным. Ну а потом наступает другое время, и тогда начинаешь отвечать за свои поступки. По полной программе!
в чужом кармане
ГОНОРАРЫ ЭНТОНИ ХОПКИНСА
"Лев зимой" (1968) - 15 тысяч фунтов стерлингов.
"Молчание ягнят" (1991) - 750 тысяч долларов.
"Дракула Брэма Стокера" (1992) -
1 миллион долларов.
"Миссия невыполнима-2" (2000) -
5 миллионов долларов.
"Ганнибал" (2001) - 15 миллионов долларов.
"Красный дракон" (2002) - 20 миллионов долларов.
Александр ХОХРЕВ
Сэр Энтони трижды сыграл Ганнибала-каннибала в кино, и трижды ему сопутствовал успех. Хопкинса временами сравнивают с этим героем - хотя между ними нет ничего общего... Разве вот только оба они любят хорошую кухню, хорошую музыку, красивые пейзажи и средневековую архитектуру. Между тем в начале будущего года на экраны выходит эпический боевик "Беовульф". В этом фильме сэр Энтони сыграл короля Хротгара. Об этом и о многом другом шел разговор в чате Radio One.
- Вам легко работалось с Робертом Земекисом, режиссером "Беовульфа"?
- Да. Роберт мне даже ничего не говорил, а просто наблюдал, чтобы я не слишком увлекался. Мне вообще легко работать с режиссерами, потому что я идеальный актер: надеваю парик, накладываю грим, накидываю одежду, подходящую к случаю, выхожу на съемочную площадку и произношу свои слова. Вот и все.
В 1968-м я снимался в своем первом крупном фильме "Лев зимой" с Кэтрин Хепберн. Очень старался. А Кэтрин мне тогда сказала: "Ох уж эти англичане, все время они играют. Посмотри фильмы со Спенсером Трэйси - он не играет, он просто присутствует в кадре и говорит свои слова". Я, честно говоря, опешил. А потом действительно посмотрел старого "Доктора Джекилла" и вижу: Трэйси не играет, это просто Спенсер Трэйси, но от этого веет такой гениальностью!..
- А как же перевоплощение?
- Это не ко мне. Я актер, а за перевоплощением обращайтесь к Дэвиду Копперфильду, это он мастер-фокусник.
- Но вы же проводите предварительную работу над образом?
- А как же? Это часть работы. Обычно читаю сценарий вслух 250 раз и запоминаю каждую деталь. Затем думаю о том, кто такой этот мой герой: что с ним было, что будет, как он двигается. Например, взять Ван Хельсинга из "Дракулы". Мы с Фрэнсисом (Фордом Копполой, режиссером фильма. - Прим. ред.) недели две репетировали у него в долине Напа и наимпровизировались до того, что уже тошнило от этого персонажа. А он все не вырисовывался. И тогда Коппола - он же итальянец, экспансивный, взрывной - говорит: "Все, мне он надоел, этот датчанин, делай его, каким хочешь, хоть секс-бомбой, мне плевать!" А я подумал: точно, Ван Хельсинг должен быть сексуальным и обожать всех дам на свете. Я придумал ему шрам у глаза - дуэльный шрам, я решил, что он бился на дуэлях из-за женщин. Поэтому у меня профессор сильно рехнутый, как все психиатры. Плюс он еще пьет абсент и курит опиум, в общем, продвинутый получился доктор...
- А вы сами когда-нибудь курили опиум?
- Я перепробовал все на свете. Но больше всего мне нравилась текила. Не магазинная, а настоящая, которую гонят индейцы в горных районах Мексики. Я когда-то был очень подсажен на нее, ездил за этим пойлом в Сан-Бернардино. Мне казалось, будто я Иоанн Креститель, я разговариваю с морем и оно мне отвечает... Да-а... А оказалось, что я просто алкоголик. И пришлось с этим делом справляться. Было тяжело, но я сумел. Уже тридцать лет не пью.
- Если бы Томас Харрис написал еще одну книгу о Ганнибале Лектере, вы бы сыграли его?
- В четвертый раз? Не задумываясь! Этот персонаж меня интересует и волнует, как ни один другой. Это герой шекспировского масштаба, он - персонифицированное зло, а это всегда интересно. За пятнадцать лет мы с Ганнибалом сроднились. Шутка. Однако в том, что я так долго его играл, есть свой смысл. Я вырос в крошечном валлийском городке и был нелюдимым, совершенно асоциальным. Меня не то чтобы не любили, а просто не замечали. Я не знал, чего хочу, кем стать. И вот однажды увидел Ричарда Бартона - как он едет в шикарной машине, как говорит с местными, как двигается. И я подумал: хочу быть таким же. Ганнибал Лектер - моя полная противоположность, но именно поэтому я могу играть его так легко: тесто-то одно. Мало любви в детстве и много страданий впоследствии... Мы стоим с Ганнибалом на разных полюсах, но ведь известно, что именно разно-
именные полюса притягиваются...
- Вы пишете музыку?
- Да, мне это нравится. Я люблю играть, даю концерты - не очень часто. Но никаких особых надежд на свою игру не возлагаю: записывать пластинки не собираюсь. Хотя некоторые композиторы мне предлагали. Игра на пианино - это удовольствие. Я не хочу превращать ее в работу, мне для этого хватает игры на публике. Я имею в виду кино.
- Кстати, о публике: вы не собираетесь возвращаться в театр?
- Нет! Это чересчур. Я слишком ленив... Знать, что три раза в неделю придется тащиться в определенное место, читать одни и те же слова много-много раз подряд и не забывать о них ни на секунду... Мое сибаритство этого не позволяет.
- То есть вы решили остановиться на кинофильмах?
- Точно. А скорее, даже так: это кинофильмы выбрали меня. Я люблю сниматься, люблю Америку, люблю живопись, свою жену. Кино позволяет мне быть тем, кто я есть, да еще и деньгами меня снабжает в достаточном количестве. Разве это не чудо?
- Вы играли королей, президентов и глав государств. Какая из этих ролей была самой сложной?
- Адольфа Гитлера (фильм "Бункер" 1981 года. - Прим. ред.). Понимаете, это не то чтобы очень сложно было, просто я играл так, как считал нужным, а затем ко мне подошел один из продюсеров и говорит: "Тони, ты не мог бы сыграть Гитлера менее человечным, более монстром?" Так ведь в том-то и дело, что Адольф был человеком, в том-то и кошмар! С Лектером та же история: он человек, несмотря на все ужасы, которые творятся в его душе! И я сыграл Гитлера так, как считал нужным. Меня потом много ругали, но я считаю, что все сделал правильно. Даже самые великие актеры ошибаются и плохо играют. Я видел, как Марлон Брандо играл просто чудовищно - Брандо! Не помню, это был какой-то фильм про Японию. Но он играл так, как считал нужным, и в этом состоит величие: всегда делать так, как считаешь нужным. Ну а потом наступает другое время, и тогда начинаешь отвечать за свои поступки. По полной программе!
в чужом кармане
ГОНОРАРЫ ЭНТОНИ ХОПКИНСА
"Лев зимой" (1968) - 15 тысяч фунтов стерлингов.
"Молчание ягнят" (1991) - 750 тысяч долларов.
"Дракула Брэма Стокера" (1992) -
1 миллион долларов.
"Миссия невыполнима-2" (2000) -
5 миллионов долларов.
"Ганнибал" (2001) - 15 миллионов долларов.
"Красный дракон" (2002) - 20 миллионов долларов.
Александр ХОХРЕВ