Культура
АНДЕРСЕН, НЕ ПОЗНАВШИЙ ЛЮБВИ
20 декабря
Андерсен сопровождал каждого из нас в детстве. Он был и остается популярнейшим сказочником в мире. И недаром самая известная анимационная лента знаменитого Уолта Диснея - именно "Русалочка" по Андерсену. Грустные, поучительные, добрые, волшебные, полные очарования и любви, порой и вовсе не со счастливым финалом сказки будто живут в нашем подсознании всю жизнь: "Снежная королева", "Дюймовочка", "Стойкий оловянный солдатик", "Принцесса на горошине", "Соловей", "Волшебный холм"... Но мало кто из нас задумывался о том, как жил этот великий Король сказок? Был ли счастлив и удачлив в жизни? Вот потому так удивляет название готовящегося к всероссийскому показу - с 21 декабря - художественного фильма Эльдара Рязанова "Андерсен. Жизнь без любви". Почему без любви? Того, кто так много и так талантливо говорил о ней, жизнь обделила любовью?
Многие разгадки зритель, конечно, получит, посмотрев этот фильм. Исследователи утверждают, что Андерсен влюблялся часто, но умер девственником. Сам себя сдерживал, останавливался, убегал от разгоравшейся плотской страсти... У гениального Андерсена было низкое происхождение, на что указывало окончание его фамилии "сен" - он был сыном бедного башмачника и прачки. И в то же время он был приближен к королевскому двору. В Дании его презирали, а за пределами своей страны он дружил с такими великими личностями, как Гейне, Диккенс, Гюго, Дюма, Вагнер, Шуман, Россини, Лист. И страдал и мучился от своего плебейства: когда в театре с успехом шли его пьесы, он имел право сидеть в зале на местах, которые предназначались для простого народа - ложи аристократов были для него недоступны...
Корреспондент "НВ" встретилась с исполнителем главной роли в фильме "Андерсен. Жизнь без любви" - актером Театра имени Ленсовета, народным артистом России Сергеем Мигицко, чтобы поговорить, в чем разгадка гения Андерсена, как шла работа над ролью, чему учит этот фильм.
"НИКАКОГО АНДЕРСЕНА Я НЕ ДОЛЖЕН БЫЛ ИГРАТЬ"
- Сергей Григорьевич, вас раньше не видно было в фильмах Рязанова. Это ваш дебют у знаменитого создателя "Иронии судьбы..."?
- Да. Я знал Рязанова, но не по работе. А тут как-то по осени в 2004 году мы случайно встретились в Питере. И он взял и с ходу предложил мне маленькую, но, как он сказал, очень симпатичную роль Мельхиора в его картине про Андерсена, к съемкам которой он как раз готовился. Выслал мне сценарий, который написал вместе с Ираклием Квирикадзе. Шикарный материал, редко с таким сталкиваешься. Я, конечно, согласился приехать на пробы в Москву. И когда меня загримировали, то открылась удивительная вещь: и оператор, и помощник режиссера, и художник чуть ли не в один голос стали утверждать, что я очень похож на самого Андерсена. Тот тоже был высок, худ, длиннонос, при этом был некрасив, но обаятелен. И первое, что спросил Рязанов, - нет ли у меня сына? Я ответил, что вырастил только дочь. И посоветовал взять на пробы актера Ленкома Стаса Рядинского. Уже много лет мы постоянно шутили по поводу нашего внешнего сходства. В итоге его так же, как и меня, утвердили на роль молодого Андерсена.
- Чем для вас явилась эта работа?
- Такую роль, какая выпала мне в этой картине, актеры, может быть, ждут всю жизнь. И я дождался! Правда, возникли некоторые проблемы со временем, я, честное слово, не знал, как буду успевать и в театре играть, и в картине сниматься, я боялся подвести Рязанова. Это я с виду разгильдяй. А вообще я человек очень ответственный. Но Эльдар Александрович мне в один момент составил четкое расписание: в 8.30 подъем, с 9.00 до 17.00 съемки, в 19.00 работа в театре, в 23.00 репетиции, заучивание роли, в час ночи - сон. Я никогда не видел такой скорописи! Вот ищу этот листок как документ эпохи - не могу найти.
- Сложно было вживаться в образ сказочника?
- Непросто. Ведь никто не знает, каким был Андерсен, мы можем только догадываться. Но, безусловно, это был очень неординарный, неоднозначный человек. Рязанову было интересно исследовать талант Андерсена, парадоксы его души, его судьбы. У Андерсена были серьезные проблемы: как пишут исследователи его жизни, он не познал женской любви. И из-за этого страдал. Никто, повторяю, никто не знает, каким был Андерсен. Одной датчанке показали любительскую съемку, и там мой Андерсен двух детей подбрасывает вверх. Она сказала, что этого быть не может: Ганс Христиан был очень субтильный, он бы и одного малыша не поднял. Если говорить о его любви к женщинам, то, согласно фильму, Андерсен любил только одну - Енни Линд, известную шведскую певицу, но Енни ему отказала. Моя актерская задача была показать страстную любовь Андерсена к певице, которую, считаю, блестяще сыграла красивая и обворожительная Женя Крюкова. А ее задача была показать, почему она отвергла знаменитого писателя. По этой версии, после их расставания Ганс Христиан Андерсен больше никогда к женщинам не подходил.
"У НАС С РЯЗАНОВЫМ НЕ САХАРНЫЕ БЫЛИ ОТНОШЕНИЯ"
- Говорят, Рязанов во многом снимал себя?
- Не знаю. Эльдар Александрович тоже обнаженный человек. Он мужик, несмотря на годы, именно мужик с большой буквы. Представляете, сколько он прошел преград, миновал островов и океанов - не сразу же он стал Рязановым! Думаю, это действительно исповедальная картина. Хотя в отличие от Андерсена у Рязанова есть семья, любимая жена, друг, сподвижник Эмма Валериановна. Но, видимо, что-то здорово перекликается. Прежде всего Эльдара Александровича волновала тема зарождения таланта, его развития, непростого пути гения.
- С чем неожиданным пришлось столкнуться на съемочной площадке?
- Я должен был постигать в моем возрасте, а я уже не мальчик, за пятьдесят как-никак, различные навыки. Надо было довести до блеска танец, который был уготован нам со Стасом - Ученого и Тени. А танец ставил не кто-нибудь, а солист Большого театра Владимир Васильев. Смотрел он на нас глазами профессионала - и надо было танцевать или очень хорошо, или никак. Потом пришлось учиться сидеть в седле - это когда я играл датского короля в сказке "Калоши счастья", которая вкраплена в ткань фильма. В промежутках между съемками и спектаклями ходил в конно-спортивную школу - первый же рысак меня из седла выбросил. А потом учился кататься на коньках, а я вставал на них единственный раз в далеком детстве. Я столько раз на катке ударял себе колено, что вот оно теперь гудит, как проклятое. Но я готов был все это претерпевать, потому что рядом был настоящий художник, Мастер, была вся эта идея.
- Каков Рязанов на площадке?
- Ужасно требовательный, даже жестокий! Ни минуты опоздания. Если кто-то выбивался из графика, он жутко нервничал. Просто какое-то упорство до изнеможения. И у меня были с ним не сахарные отношения. Как-то жутко разболелись глаза, и я закапал капли. Глаза у меня стали подрагивать в кадре и вообще плохо открываться. Как назло, в этот день надо было снимать крупным планом мое удивление - я должен был широко открыть глаза. А это не получалось. Рязанов бился со мной несколько часов, пока я не пошел не промыл все эти капли и не открыл глаза так, как надо. Но на него я не мог обижаться. Он все выносил, как и актеры, - холод, жару, голод, усталость. Но это было счастье - работать с Мастером. Когда закончился месяц съемок в Петербурге, я заскучал на следующий же день.
"Я СТАЛ СЕРЬЕЗНЕЙ ПОСЛЕ ЭТОЙ РОЛИ"
- Вы могли внести что-то свое в прочтение роли?
- Скорее Рязанов что-то постоянно вносил, видя новые ракурсы, новые повороты. Он очень неспокойный человек в смысле творчества. На мой взгляд, на площадке было бы полезно поприсутствовать молодым режиссерам - многому бы научились. Это как мастер-класс. Посреди сцены что-то Рязанову в голову придет - и вот он тебя сказку заставляет заучивать. К завтрашнему утру, пожалуйста.
- Как долго и где велись съемки?
- Фильм снимался ровно год - с мая 2005-го по май 2006-го. Съемки проходили в Питере и в Москве. Хотели в Дании, но поняли, что бюджет картины не позволит - куча массовых сцен, множество эпизодов. Затратная картина. Режим благоприятствования в Петербурге был везде, где снимали: в Юсуповском дворце, Инженерном замке, во дворцах Пушкина. Конечно, это прежде всего из-за притягательной личности Эльдара Александровича. А в Москве снимали в павильонах "Мосфильма", в Подмосковье, королевские сцены - в Шереметевском дворце. Да, еще в Кронштадте были съемочные дни - там как раз я увидел очаровательного шестилетнего Андерсена - сына Димы Харатьяна Ванечку. Но совместных сцен у нас с ним не было.
- Вы посмотрели фильм?
- Да, и не раз.
- Как вы определите жанр этого фильма?
- На мой взгляд, это притча, фантастически красивая и сложная. Это семейное кино, оно интересно и взрослым, и детям. Там есть несколько откровенных сцен, но если учесть, какой поток пошлости и безвкусия льется к нам с кино- и телеэкранов, то эти откровения очень достойные.
- Эта роль как-то повлияла на ваше мировоззрение? Вообще роли могут менять актера?
- Да, могут. Вы знаете, я эту роль определяю для себя как этапную. Я после нее стал намного серьезнее.
ЗА КАДРОМ
В один из съемочных дней снималась прогулка в море Енни Линд и Ганса Андерсена. Кораблик застрял в волнах Финского залива: сильный встречный ветер никак не позволял судну причалить. А вечером Мигицко должен был играть в спектакле "Интимная жизнь" в ДК им. Горького.
В половине седьмого он дозванивается по мобильному до Миши Боярского, описывает всю ситуацию и просит выручить - выйти к зрителям и как-то потянуть время. Михаил Сергеевич человек такой: чем сложнее перед ним ставится задача, с тем большей готовностью он ее выполняет. Таким образом, в семь вечера Боярский выходит к зрителям с гитарой, говорит: "Добрый вечер". Объясняет, что сейчас его друг народный артист России Сергей Мигицко борется с волнами в бурном море, потому как снимается в фильме про Андерсена. Рассказывает попутно творческую биографию Эльдара Рязанова. Потом поет "Пока, пока, покачивая перьями на шляпе". И так на час. Мигицко, который все-таки на машине домчался до ДК, вылетает на сцену, падает перед Боярским на колени в знак благодарности, и все это зритель видит. Михаил допевает "Мерси боку", красиво удаляется со сцены, и через несколько минут начинается спектакль.
Таким образом Боярский доказал, что он отличный друг. А зритель в тот вечер получил двойное удовольствие: и концерт послушал, и спектакль посмотрел.
Беседовала Елена ДОБРЯКОВА
Многие разгадки зритель, конечно, получит, посмотрев этот фильм. Исследователи утверждают, что Андерсен влюблялся часто, но умер девственником. Сам себя сдерживал, останавливался, убегал от разгоравшейся плотской страсти... У гениального Андерсена было низкое происхождение, на что указывало окончание его фамилии "сен" - он был сыном бедного башмачника и прачки. И в то же время он был приближен к королевскому двору. В Дании его презирали, а за пределами своей страны он дружил с такими великими личностями, как Гейне, Диккенс, Гюго, Дюма, Вагнер, Шуман, Россини, Лист. И страдал и мучился от своего плебейства: когда в театре с успехом шли его пьесы, он имел право сидеть в зале на местах, которые предназначались для простого народа - ложи аристократов были для него недоступны...
Корреспондент "НВ" встретилась с исполнителем главной роли в фильме "Андерсен. Жизнь без любви" - актером Театра имени Ленсовета, народным артистом России Сергеем Мигицко, чтобы поговорить, в чем разгадка гения Андерсена, как шла работа над ролью, чему учит этот фильм.
"НИКАКОГО АНДЕРСЕНА Я НЕ ДОЛЖЕН БЫЛ ИГРАТЬ"
- Сергей Григорьевич, вас раньше не видно было в фильмах Рязанова. Это ваш дебют у знаменитого создателя "Иронии судьбы..."?
- Да. Я знал Рязанова, но не по работе. А тут как-то по осени в 2004 году мы случайно встретились в Питере. И он взял и с ходу предложил мне маленькую, но, как он сказал, очень симпатичную роль Мельхиора в его картине про Андерсена, к съемкам которой он как раз готовился. Выслал мне сценарий, который написал вместе с Ираклием Квирикадзе. Шикарный материал, редко с таким сталкиваешься. Я, конечно, согласился приехать на пробы в Москву. И когда меня загримировали, то открылась удивительная вещь: и оператор, и помощник режиссера, и художник чуть ли не в один голос стали утверждать, что я очень похож на самого Андерсена. Тот тоже был высок, худ, длиннонос, при этом был некрасив, но обаятелен. И первое, что спросил Рязанов, - нет ли у меня сына? Я ответил, что вырастил только дочь. И посоветовал взять на пробы актера Ленкома Стаса Рядинского. Уже много лет мы постоянно шутили по поводу нашего внешнего сходства. В итоге его так же, как и меня, утвердили на роль молодого Андерсена.
- Чем для вас явилась эта работа?
- Такую роль, какая выпала мне в этой картине, актеры, может быть, ждут всю жизнь. И я дождался! Правда, возникли некоторые проблемы со временем, я, честное слово, не знал, как буду успевать и в театре играть, и в картине сниматься, я боялся подвести Рязанова. Это я с виду разгильдяй. А вообще я человек очень ответственный. Но Эльдар Александрович мне в один момент составил четкое расписание: в 8.30 подъем, с 9.00 до 17.00 съемки, в 19.00 работа в театре, в 23.00 репетиции, заучивание роли, в час ночи - сон. Я никогда не видел такой скорописи! Вот ищу этот листок как документ эпохи - не могу найти.
- Сложно было вживаться в образ сказочника?
- Непросто. Ведь никто не знает, каким был Андерсен, мы можем только догадываться. Но, безусловно, это был очень неординарный, неоднозначный человек. Рязанову было интересно исследовать талант Андерсена, парадоксы его души, его судьбы. У Андерсена были серьезные проблемы: как пишут исследователи его жизни, он не познал женской любви. И из-за этого страдал. Никто, повторяю, никто не знает, каким был Андерсен. Одной датчанке показали любительскую съемку, и там мой Андерсен двух детей подбрасывает вверх. Она сказала, что этого быть не может: Ганс Христиан был очень субтильный, он бы и одного малыша не поднял. Если говорить о его любви к женщинам, то, согласно фильму, Андерсен любил только одну - Енни Линд, известную шведскую певицу, но Енни ему отказала. Моя актерская задача была показать страстную любовь Андерсена к певице, которую, считаю, блестяще сыграла красивая и обворожительная Женя Крюкова. А ее задача была показать, почему она отвергла знаменитого писателя. По этой версии, после их расставания Ганс Христиан Андерсен больше никогда к женщинам не подходил.
"У НАС С РЯЗАНОВЫМ НЕ САХАРНЫЕ БЫЛИ ОТНОШЕНИЯ"
- Говорят, Рязанов во многом снимал себя?
- Не знаю. Эльдар Александрович тоже обнаженный человек. Он мужик, несмотря на годы, именно мужик с большой буквы. Представляете, сколько он прошел преград, миновал островов и океанов - не сразу же он стал Рязановым! Думаю, это действительно исповедальная картина. Хотя в отличие от Андерсена у Рязанова есть семья, любимая жена, друг, сподвижник Эмма Валериановна. Но, видимо, что-то здорово перекликается. Прежде всего Эльдара Александровича волновала тема зарождения таланта, его развития, непростого пути гения.
- С чем неожиданным пришлось столкнуться на съемочной площадке?
- Я должен был постигать в моем возрасте, а я уже не мальчик, за пятьдесят как-никак, различные навыки. Надо было довести до блеска танец, который был уготован нам со Стасом - Ученого и Тени. А танец ставил не кто-нибудь, а солист Большого театра Владимир Васильев. Смотрел он на нас глазами профессионала - и надо было танцевать или очень хорошо, или никак. Потом пришлось учиться сидеть в седле - это когда я играл датского короля в сказке "Калоши счастья", которая вкраплена в ткань фильма. В промежутках между съемками и спектаклями ходил в конно-спортивную школу - первый же рысак меня из седла выбросил. А потом учился кататься на коньках, а я вставал на них единственный раз в далеком детстве. Я столько раз на катке ударял себе колено, что вот оно теперь гудит, как проклятое. Но я готов был все это претерпевать, потому что рядом был настоящий художник, Мастер, была вся эта идея.
- Каков Рязанов на площадке?
- Ужасно требовательный, даже жестокий! Ни минуты опоздания. Если кто-то выбивался из графика, он жутко нервничал. Просто какое-то упорство до изнеможения. И у меня были с ним не сахарные отношения. Как-то жутко разболелись глаза, и я закапал капли. Глаза у меня стали подрагивать в кадре и вообще плохо открываться. Как назло, в этот день надо было снимать крупным планом мое удивление - я должен был широко открыть глаза. А это не получалось. Рязанов бился со мной несколько часов, пока я не пошел не промыл все эти капли и не открыл глаза так, как надо. Но на него я не мог обижаться. Он все выносил, как и актеры, - холод, жару, голод, усталость. Но это было счастье - работать с Мастером. Когда закончился месяц съемок в Петербурге, я заскучал на следующий же день.
"Я СТАЛ СЕРЬЕЗНЕЙ ПОСЛЕ ЭТОЙ РОЛИ"
- Вы могли внести что-то свое в прочтение роли?
- Скорее Рязанов что-то постоянно вносил, видя новые ракурсы, новые повороты. Он очень неспокойный человек в смысле творчества. На мой взгляд, на площадке было бы полезно поприсутствовать молодым режиссерам - многому бы научились. Это как мастер-класс. Посреди сцены что-то Рязанову в голову придет - и вот он тебя сказку заставляет заучивать. К завтрашнему утру, пожалуйста.
- Как долго и где велись съемки?
- Фильм снимался ровно год - с мая 2005-го по май 2006-го. Съемки проходили в Питере и в Москве. Хотели в Дании, но поняли, что бюджет картины не позволит - куча массовых сцен, множество эпизодов. Затратная картина. Режим благоприятствования в Петербурге был везде, где снимали: в Юсуповском дворце, Инженерном замке, во дворцах Пушкина. Конечно, это прежде всего из-за притягательной личности Эльдара Александровича. А в Москве снимали в павильонах "Мосфильма", в Подмосковье, королевские сцены - в Шереметевском дворце. Да, еще в Кронштадте были съемочные дни - там как раз я увидел очаровательного шестилетнего Андерсена - сына Димы Харатьяна Ванечку. Но совместных сцен у нас с ним не было.
- Вы посмотрели фильм?
- Да, и не раз.
- Как вы определите жанр этого фильма?
- На мой взгляд, это притча, фантастически красивая и сложная. Это семейное кино, оно интересно и взрослым, и детям. Там есть несколько откровенных сцен, но если учесть, какой поток пошлости и безвкусия льется к нам с кино- и телеэкранов, то эти откровения очень достойные.
- Эта роль как-то повлияла на ваше мировоззрение? Вообще роли могут менять актера?
- Да, могут. Вы знаете, я эту роль определяю для себя как этапную. Я после нее стал намного серьезнее.
ЗА КАДРОМ
В один из съемочных дней снималась прогулка в море Енни Линд и Ганса Андерсена. Кораблик застрял в волнах Финского залива: сильный встречный ветер никак не позволял судну причалить. А вечером Мигицко должен был играть в спектакле "Интимная жизнь" в ДК им. Горького.
В половине седьмого он дозванивается по мобильному до Миши Боярского, описывает всю ситуацию и просит выручить - выйти к зрителям и как-то потянуть время. Михаил Сергеевич человек такой: чем сложнее перед ним ставится задача, с тем большей готовностью он ее выполняет. Таким образом, в семь вечера Боярский выходит к зрителям с гитарой, говорит: "Добрый вечер". Объясняет, что сейчас его друг народный артист России Сергей Мигицко борется с волнами в бурном море, потому как снимается в фильме про Андерсена. Рассказывает попутно творческую биографию Эльдара Рязанова. Потом поет "Пока, пока, покачивая перьями на шляпе". И так на час. Мигицко, который все-таки на машине домчался до ДК, вылетает на сцену, падает перед Боярским на колени в знак благодарности, и все это зритель видит. Михаил допевает "Мерси боку", красиво удаляется со сцены, и через несколько минут начинается спектакль.
Таким образом Боярский доказал, что он отличный друг. А зритель в тот вечер получил двойное удовольствие: и концерт послушал, и спектакль посмотрел.
Беседовала Елена ДОБРЯКОВА