Северо-Запад
МУНИЦИПАЛИТЕТЫ: ДЕНЬГИ К ДЕНЬГАМ
22 декабря
В этом году богатые муниципальные образования на территории Мурманской области получили из регионального бюджета гораздо большие дотации по сравнению со своими не столь везучими "коллегами". Но, скорее всего, уже со следующего года начнется уравниловка. По крайней мере, судя по проекту областного бюджета на 2007 год, все к этому идет.
В Мурманской области, как и в России в целом, есть свои убыточные, депрессивные муниципальные образования. В первую очередь речь идет о Терском и Ловозерском районах, в меньшей степени - о Кольском районе. Им не обойтись без финансовой подпитки из областного бюджета. Есть муниципальные образования, которые в принципе смогли бы выжить сами, если бы собранные на их территории налоги у них же и оставались. Это в первую очередь областной центр, Мурманск, еще несколько крупных муниципальных образований. И есть города и районы, которые, при условии, что все собранные на их территории деньги останутся в местных бюджетах, будут жить очень хорошо. Это главные промышленные центры области: Мончегорск, Печенгский район, в меньшей степени - Кировск, Апатиты. Казалось бы, основной принцип распределения доходов должен быть ясен: отобрать у богатых и отдать бедным. Однако если придерживаться только такого подхода, то в конечном итоге у более экономически развитых районов пропадет заинтересованность в том, чтобы повышать свои доходы.
Что и происходило, пока областные власти не начали активно применять практику заключения соглашений с крупными промышленными предприятиями региона. Суть соглашений достаточно проста: как только промышленный гигант превышает некую планку налоговых отчислений в бюджет, тут же включается механизм перераспределения финансовых поступлений из областного бюджета в пользу тех муниципальных образований, где расположены производственные мощности этого предприятия. Иными словами, чем больше заплатит предприятие налогов сверх некоего норматива, тем больше дотаций и субвенций получит его родное муниципальное образование.
Насколько сработал такой подход - ведутся споры. С одной стороны, результат налицо: по первоначальному проекту бюджета на 2006 год лидер промышленности области - Кольская горно-металлургическая компания - должна была выплатить налогов в бюджет области в сумме чуть более 970 миллионов рублей. А заплатила, по последним подсчетам, около 3 миллиардов рублей. Конечно, это в первую очередь связано с тем, что в текущем году на мировом рынке цветных металлов сложилась очень благоприятная для КГМК конъюнктура цен - никель сильно подорожал. Однако мы никогда не узнаем, какая часть от сверхприбыли промышленного гиганта могла бы остаться в тени, перейти из разряда прибыли в разряд затраты на производственные нужды, если бы не существовало соглашений между администрацией области и КГМК.
Результатом действия соглашений стало и то, что дотации из областного бюджета муниципальным образованиям, где находятся предприятия компании, значительно превысили первоначально запланированные объемы. К примеру, в Мончегорск из областного бюджета должно было поступить в виде дотаций порядка 128 миллионов рублей, поступило свыше 400. Печенгскому району должно было поступить около 35,7 миллиона рублей, фактически выделено более 290 миллионов рублей. А по самому объективному показателю - финансированию из областного бюджета муниципальных образований в расчете на каждого жителя - Мончегорск, например, обогнал все остальные муниципалитеты. Здесь этот показатель составил 16 100 рублей на человека. Для сравнения: в Мурманске по итогам года - 8300 рублей на человека.
Конечно же, всем муниципалитетам досталось больше денег из областной казны, чем это планировалось изначально. Но превышение фактического результата над запланированным у них оказалось не настолько большим.
На первый взгляд такой подход выглядит справедливым. Но в результате произошла резкая дифференциация по доходам между муниципальными образованиями. Богатые стали еще богаче, на что и указывают противники практики заключения соглашений.
Поэтому в будущем году маятник перераспределения доходов резко качнется в обратную сторону. Если изучить проект бюджета области на следующий год, становится ясно, что в нем учтена прибыль Кольской ГМК, сопоставимая с той, что она получила в текущем году. Но при этом таких дополнительных дотаций, как ныне, Мончегорск и Печенгский район уже не получат. А получат лишь чуть больше того, что им изначально планировали дать в 2006 году.
Дмитрий ПЕТУХОВ
В Мурманской области, как и в России в целом, есть свои убыточные, депрессивные муниципальные образования. В первую очередь речь идет о Терском и Ловозерском районах, в меньшей степени - о Кольском районе. Им не обойтись без финансовой подпитки из областного бюджета. Есть муниципальные образования, которые в принципе смогли бы выжить сами, если бы собранные на их территории налоги у них же и оставались. Это в первую очередь областной центр, Мурманск, еще несколько крупных муниципальных образований. И есть города и районы, которые, при условии, что все собранные на их территории деньги останутся в местных бюджетах, будут жить очень хорошо. Это главные промышленные центры области: Мончегорск, Печенгский район, в меньшей степени - Кировск, Апатиты. Казалось бы, основной принцип распределения доходов должен быть ясен: отобрать у богатых и отдать бедным. Однако если придерживаться только такого подхода, то в конечном итоге у более экономически развитых районов пропадет заинтересованность в том, чтобы повышать свои доходы.
Что и происходило, пока областные власти не начали активно применять практику заключения соглашений с крупными промышленными предприятиями региона. Суть соглашений достаточно проста: как только промышленный гигант превышает некую планку налоговых отчислений в бюджет, тут же включается механизм перераспределения финансовых поступлений из областного бюджета в пользу тех муниципальных образований, где расположены производственные мощности этого предприятия. Иными словами, чем больше заплатит предприятие налогов сверх некоего норматива, тем больше дотаций и субвенций получит его родное муниципальное образование.
Насколько сработал такой подход - ведутся споры. С одной стороны, результат налицо: по первоначальному проекту бюджета на 2006 год лидер промышленности области - Кольская горно-металлургическая компания - должна была выплатить налогов в бюджет области в сумме чуть более 970 миллионов рублей. А заплатила, по последним подсчетам, около 3 миллиардов рублей. Конечно, это в первую очередь связано с тем, что в текущем году на мировом рынке цветных металлов сложилась очень благоприятная для КГМК конъюнктура цен - никель сильно подорожал. Однако мы никогда не узнаем, какая часть от сверхприбыли промышленного гиганта могла бы остаться в тени, перейти из разряда прибыли в разряд затраты на производственные нужды, если бы не существовало соглашений между администрацией области и КГМК.
Результатом действия соглашений стало и то, что дотации из областного бюджета муниципальным образованиям, где находятся предприятия компании, значительно превысили первоначально запланированные объемы. К примеру, в Мончегорск из областного бюджета должно было поступить в виде дотаций порядка 128 миллионов рублей, поступило свыше 400. Печенгскому району должно было поступить около 35,7 миллиона рублей, фактически выделено более 290 миллионов рублей. А по самому объективному показателю - финансированию из областного бюджета муниципальных образований в расчете на каждого жителя - Мончегорск, например, обогнал все остальные муниципалитеты. Здесь этот показатель составил 16 100 рублей на человека. Для сравнения: в Мурманске по итогам года - 8300 рублей на человека.
Конечно же, всем муниципалитетам досталось больше денег из областной казны, чем это планировалось изначально. Но превышение фактического результата над запланированным у них оказалось не настолько большим.
На первый взгляд такой подход выглядит справедливым. Но в результате произошла резкая дифференциация по доходам между муниципальными образованиями. Богатые стали еще богаче, на что и указывают противники практики заключения соглашений.
Поэтому в будущем году маятник перераспределения доходов резко качнется в обратную сторону. Если изучить проект бюджета области на следующий год, становится ясно, что в нем учтена прибыль Кольской ГМК, сопоставимая с той, что она получила в текущем году. Но при этом таких дополнительных дотаций, как ныне, Мончегорск и Печенгский район уже не получат. А получат лишь чуть больше того, что им изначально планировали дать в 2006 году.
Дмитрий ПЕТУХОВ