Культура
НЕИЗВЕСТНЫЙ АНДЕРСЕН
22 декабря
В среду в кинотеатрах города начался прокат нового фильма Эльдара Рязанова "Андерсен. Жизнь без любви". Кинолента заставила взглянуть на сказочника совершенно по-иному.
С некоторых пор режиссеру Эльдару Рязанову стало интересно исследовать природу гения. Говорят, он уже собрал целую коллекцию неизвестных судеб известных людей и собирается снимать о них фильмы или писать романы. Первым в эту обойму вошел знаменитый сказочник Ганс Христиан Андерсен.
Фильм местами слащаво-умилительный (детство, отрочество сказочника), местами чуть ли не пошловато-циничный (когда мать Андерсена лакает воду вместе с собаками и, раздевшись догола, делит с ними ложе в сарае), а где-то философичный, построенный на тонких ассоциациях, аллегориях. Красок добавляет сатира в сценах с королем (Валерием Гаркалиным) и ректором гимназии (Олегом Табаковым). Сцена еврейского погрома в день приезда 14-летнего Андерсена в Копенгаген рождает вопрос: почему на этом заострено внимание? Разгадка придет позднее, когда по воле режиссера произойдет экскурс в 1940-й год в захваченный фашистами Копенгаген, где Андерсен преобразится в короля Дании и наденет на лацкан мундира желтую семитскую звезду, демонстрируя тем самым поддержку отверженному народу.
- В основе реальные события: король Кристиан Х действительно посещал во время фашистского режима синагогу, и его смелая позиция спасла жизни 500 представителям еврейской нации, - пояснял Эльдар Рязанов. - Но я не собирался поднимать именно тему еврейства. На этом месте могут оказаться и грузины, и таджики, и армяне. Тема ксенофобии особенно актуальна сегодня.
Андерсен, сыгранный двумя актерами - Стасом Рядинским (молодой) и Сергеем Мигицко (повзрослевший), - мятущийся, взрывной, страстный, любвеобильный, удачливый и в то же время трусливый, скаредный, уязвимый, отверженный.
Зритель увидит любимых женщин Андерсена. Та, которую он боготворил и вожделел, - певица Иенни Линд (Евгения Крюкова) - отвергает писателя и оттого становится объектом его... сказочной мести. А та, кого он в свою очередь проигнорирует, - Генриетта (Алена Бабенко) - останется ему другом навсегда, но погибнет.
- Мужчины часто бывают дураками, они не умеют разглядеть подлинную любовь, - признал исполнитель роли взрослого Андерсена актер Сергей Мигицко. - Вот и я сейчас жалею, в 15 лет я встретил такую девчонку... и прошел мимо.
Зритель увидит Андерсена не только сказочником - тот начинал как талантливый оперный певец, но потерял голос, пытался быть актером, писал пьесы, романы, эссе.
Только вот не увидит зритель рядом с Андерсеном ни одного ребенка. Своих у него не было. Но и чужих - никого. Парадокс: Андерсен, самый любимый детьми сказочник, возможно, сам их недолюбливал... По свидетельствам очевидцев, когда Андерсену показали проект памятника в его честь, писатель возмутился: "Да я и строчки не прочитаю, когда вокруг будет столько детей!" Скульптору пришлось детей убрать. А если почитать сказки Андерсена не адаптированные, не те, к которым мы привыкли в нашем детстве, так от некоторых такая жуть пробирает! Например, "Красные туфельки" - просто пример садистской литературы! Девочка обрубает себе ноги в туфельках, чтобы не танцевать день и ночь, а стать смиренной, а потом улететь на небо. Ох, непростой он был, Ганс Христиан Андерсен!
КОММЕНТАРИИ
Даниил Сегаль, киновед:
- Большой удачей можно считать работу Сергея Мигицко. Андерсен у него получился очень настоящим, искренним. У Стаса Рядинского, на мой взгляд, Андерсен более картинный. Главный недостаток, который я увидел: Рязанов изменил привычному для него народному кино. Картина сложна для восприятия, потому как она не ставит какую-то одну главную задачу. Есть некая надерганность, неровность, при этом у зрителя не рождается необходимого сочувствия, сопереживания героям. Раньше, когда мы видели Рязанова в дуэте со сценаристом Эмилем Брагинским, тогда и получалось более гармоничное кино. Возможно, в соседстве с Ираклием Квирикидзе задачи у режиссера усложнились и с ними ему нелегко справиться.
Оксана Долгова, зритель:
- Я очень люблю Рязанова. Пошла на этот фильм, потому что увидела его имя в афише. Но я привыкла смеяться на его фильмах, казалось, ни одного бы слова не поправила - все в точку! А здесь я, наверное, больше грустила. И еще подумаю, стоит ли вести на эту картину своего десятилетнего сына. Не хочется, чтобы он увидел такого... жалкого Андерсена.
Эльдар Рязанов, режиссер-постановщик:
- Мне нужен зритель умный. Глупый зритель меня не волнует. Я снял картину о сложной, раздираемой противоречиями личности. Для меня самого была масса открытий, пока я работал два года над этим материалом. Андерсен мог быть и жалким, и жестоким, но все же он был больше добрым. И главное, он был талантливым, он был поцелованным Богом. Не знаю, исповедальная ли это картина. Но кто из нас не предавал близких, хотя бы по мелочам, кто не трусил, кто не был унижен? Может, на дне моей души таятся такие вещи, о которых только я сам знаю, но никому никогда не скажу?.. Не спорю, фильм многослойный поучился. Как и сама жизнь.
Елена ДОБРЯКОВА
С некоторых пор режиссеру Эльдару Рязанову стало интересно исследовать природу гения. Говорят, он уже собрал целую коллекцию неизвестных судеб известных людей и собирается снимать о них фильмы или писать романы. Первым в эту обойму вошел знаменитый сказочник Ганс Христиан Андерсен.
Фильм местами слащаво-умилительный (детство, отрочество сказочника), местами чуть ли не пошловато-циничный (когда мать Андерсена лакает воду вместе с собаками и, раздевшись догола, делит с ними ложе в сарае), а где-то философичный, построенный на тонких ассоциациях, аллегориях. Красок добавляет сатира в сценах с королем (Валерием Гаркалиным) и ректором гимназии (Олегом Табаковым). Сцена еврейского погрома в день приезда 14-летнего Андерсена в Копенгаген рождает вопрос: почему на этом заострено внимание? Разгадка придет позднее, когда по воле режиссера произойдет экскурс в 1940-й год в захваченный фашистами Копенгаген, где Андерсен преобразится в короля Дании и наденет на лацкан мундира желтую семитскую звезду, демонстрируя тем самым поддержку отверженному народу.
- В основе реальные события: король Кристиан Х действительно посещал во время фашистского режима синагогу, и его смелая позиция спасла жизни 500 представителям еврейской нации, - пояснял Эльдар Рязанов. - Но я не собирался поднимать именно тему еврейства. На этом месте могут оказаться и грузины, и таджики, и армяне. Тема ксенофобии особенно актуальна сегодня.
Андерсен, сыгранный двумя актерами - Стасом Рядинским (молодой) и Сергеем Мигицко (повзрослевший), - мятущийся, взрывной, страстный, любвеобильный, удачливый и в то же время трусливый, скаредный, уязвимый, отверженный.
Зритель увидит любимых женщин Андерсена. Та, которую он боготворил и вожделел, - певица Иенни Линд (Евгения Крюкова) - отвергает писателя и оттого становится объектом его... сказочной мести. А та, кого он в свою очередь проигнорирует, - Генриетта (Алена Бабенко) - останется ему другом навсегда, но погибнет.
- Мужчины часто бывают дураками, они не умеют разглядеть подлинную любовь, - признал исполнитель роли взрослого Андерсена актер Сергей Мигицко. - Вот и я сейчас жалею, в 15 лет я встретил такую девчонку... и прошел мимо.
Зритель увидит Андерсена не только сказочником - тот начинал как талантливый оперный певец, но потерял голос, пытался быть актером, писал пьесы, романы, эссе.
Только вот не увидит зритель рядом с Андерсеном ни одного ребенка. Своих у него не было. Но и чужих - никого. Парадокс: Андерсен, самый любимый детьми сказочник, возможно, сам их недолюбливал... По свидетельствам очевидцев, когда Андерсену показали проект памятника в его честь, писатель возмутился: "Да я и строчки не прочитаю, когда вокруг будет столько детей!" Скульптору пришлось детей убрать. А если почитать сказки Андерсена не адаптированные, не те, к которым мы привыкли в нашем детстве, так от некоторых такая жуть пробирает! Например, "Красные туфельки" - просто пример садистской литературы! Девочка обрубает себе ноги в туфельках, чтобы не танцевать день и ночь, а стать смиренной, а потом улететь на небо. Ох, непростой он был, Ганс Христиан Андерсен!
КОММЕНТАРИИ
Даниил Сегаль, киновед:
- Большой удачей можно считать работу Сергея Мигицко. Андерсен у него получился очень настоящим, искренним. У Стаса Рядинского, на мой взгляд, Андерсен более картинный. Главный недостаток, который я увидел: Рязанов изменил привычному для него народному кино. Картина сложна для восприятия, потому как она не ставит какую-то одну главную задачу. Есть некая надерганность, неровность, при этом у зрителя не рождается необходимого сочувствия, сопереживания героям. Раньше, когда мы видели Рязанова в дуэте со сценаристом Эмилем Брагинским, тогда и получалось более гармоничное кино. Возможно, в соседстве с Ираклием Квирикидзе задачи у режиссера усложнились и с ними ему нелегко справиться.
Оксана Долгова, зритель:
- Я очень люблю Рязанова. Пошла на этот фильм, потому что увидела его имя в афише. Но я привыкла смеяться на его фильмах, казалось, ни одного бы слова не поправила - все в точку! А здесь я, наверное, больше грустила. И еще подумаю, стоит ли вести на эту картину своего десятилетнего сына. Не хочется, чтобы он увидел такого... жалкого Андерсена.
Эльдар Рязанов, режиссер-постановщик:
- Мне нужен зритель умный. Глупый зритель меня не волнует. Я снял картину о сложной, раздираемой противоречиями личности. Для меня самого была масса открытий, пока я работал два года над этим материалом. Андерсен мог быть и жалким, и жестоким, но все же он был больше добрым. И главное, он был талантливым, он был поцелованным Богом. Не знаю, исповедальная ли это картина. Но кто из нас не предавал близких, хотя бы по мелочам, кто не трусил, кто не был унижен? Может, на дне моей души таятся такие вещи, о которых только я сам знаю, но никому никогда не скажу?.. Не спорю, фильм многослойный поучился. Как и сама жизнь.
Елена ДОБРЯКОВА