Общество
НЕ В СКИДКАХ СЧАСТЬЕ
29 декабря
В Европе и США предрождественская торговля - это глубоко продуманная стратегия. Еще летом высчитываются планы: что и по каким ценам нужно сбыть в завершение старого года, чтобы войти в новый с новыми коллекциями одежды, новыми моделями машин и новыми продуктовыми брэндами. Экономные европейцы радостно затовариваются товарами со скидками, однако торговля не в накладе - дорогие "посленовогодние" товары тоже будут пользоваться спросом, поскольку иметь вещи нового сезона на Западе считается престижным.
В Петербурге предпраздничный ажиотаж еще "ажиотажнее", чем где-нибудь в Хельсинки или Берлине. На всех улицах - пробки, у магазинов - не припарковаться, к кассам - очереди, все продавщицы - снегурочки. Однако наши попытки выяснить, имеет ли отечественная торговля какую-то свою стратегию и планы, успехом не увенчались. В крупных продовольственных сетях - "Лента", "Карусель" и т.д. - говорят, что декабрьской товарооборот у них в 2-3 раза выше, чем среднемесячный по году. Поэтому главная задача магазинных логистов - создать запасы. О скидках на продукты питания и речи не идет, напротив, все деликатесы - сырокопченые колбасы, икра, сыр с плесенью, гуси, утки, индейки дорожают на 20-30 процентов, а то и на 50 (в частности, птица). Исключение - самый популярный магазин Петербурга, где все товары дешевле в полтора-два раза. Называть мы его не будем, потому что 90 процентов пенсионеров Петербурга прекрасно его знают.
Так что с продовольствием все просто и незатейливо.
Зато продавцы промышленных товаров явно претендуют на обладание стратегией. Два ключевых момента - скидки и подарки. В этом году упор явно сделан на подарки, потому что дорогие магазины и так круглый год обещают скидки. Мы прошли по крупным магазинам города и прикинули, какие презенты и на каких условиях могли бы получить от торгового Деда Мороза.
В сетевом магазине фирменной детской одежды, куда мамаши приходят вместе с чадами, нам за покупку давали бы по большой шоколадке "Нестле" в специальной праздничной упаковке. Дети действительно начинают теребить своих мам, но те не торопятся идти к кассам - одежда здесь в 2-3 раза дороже, чем в обычных детских магазинах. Правда, там и шоколадок не дают.
В продвинутой сети компьютерных магазинов покупателю компьютера в подарок дают принтер, или модем, или интернет-карту. И, возможно, кому-то достанется главный приз - путевка в Египет.
Впрочем, это мелочь по сравнению с "мерседесом", который обещает одному из покупателей бытовой техники определенной фирмы другая сеть магазинов. Жаль только, что "мерседес" - один на всех, других подарков не предусмотрено. И вообще за все годы, как вошли в моду предпраздничные распродажи, что-то не помнится случая, чтобы кто-то из покупателей выиграл действительно дорогой приз. Может, их вручают в обстановке секретности?
И все же влияние западных компаний с их опытом честных и взаимовыгодных новогодних базаров чувствуется в сетях, торгующих импортом.
Купив в соответствующем магазине ЖК-телевизор, вы получаете в подарок DVD-плейер. Он стоит менее 10 процентов от стоимости самого телевизора, но все равно - это вам не шоколадка. В другом магазине, купив дорогую технику, можно бесплатно выбрать недорогой бытовой прибор, например электрочайник китайского производства. Почти везде к фото- аппаратам в предновогодние дни дарят запасные флэшки, к телефонам - карточки оплаты, и т.п.
В общем же ни действительно серьезных, сопоставимых с западными, скидок - процентов по 50, ни дорогих подарков мы не нашли (если не считать за предновогодние скидки уценку неликвида, то есть вообще неходового товара). Объяснить это можно по-разному: все еще слабой конкуренцией, покупательским бумом, невысокой культурой торговли. Главное же, наверное, традиционная для России нетребовательность покупателей. Только у нас костюм или платье, телевизор или кухонный комбайн образца 2005 года покупатель не может отличить от новинок, хотя и платит за них, как за писк моды. А магазины, зная это, и не гонятся за временем, предпочитая затовариваться на европейских распродажах, когда там наступает сезон скидок.
Семен БРАЖНИКОВ
В Петербурге предпраздничный ажиотаж еще "ажиотажнее", чем где-нибудь в Хельсинки или Берлине. На всех улицах - пробки, у магазинов - не припарковаться, к кассам - очереди, все продавщицы - снегурочки. Однако наши попытки выяснить, имеет ли отечественная торговля какую-то свою стратегию и планы, успехом не увенчались. В крупных продовольственных сетях - "Лента", "Карусель" и т.д. - говорят, что декабрьской товарооборот у них в 2-3 раза выше, чем среднемесячный по году. Поэтому главная задача магазинных логистов - создать запасы. О скидках на продукты питания и речи не идет, напротив, все деликатесы - сырокопченые колбасы, икра, сыр с плесенью, гуси, утки, индейки дорожают на 20-30 процентов, а то и на 50 (в частности, птица). Исключение - самый популярный магазин Петербурга, где все товары дешевле в полтора-два раза. Называть мы его не будем, потому что 90 процентов пенсионеров Петербурга прекрасно его знают.
Так что с продовольствием все просто и незатейливо.
Зато продавцы промышленных товаров явно претендуют на обладание стратегией. Два ключевых момента - скидки и подарки. В этом году упор явно сделан на подарки, потому что дорогие магазины и так круглый год обещают скидки. Мы прошли по крупным магазинам города и прикинули, какие презенты и на каких условиях могли бы получить от торгового Деда Мороза.
В сетевом магазине фирменной детской одежды, куда мамаши приходят вместе с чадами, нам за покупку давали бы по большой шоколадке "Нестле" в специальной праздничной упаковке. Дети действительно начинают теребить своих мам, но те не торопятся идти к кассам - одежда здесь в 2-3 раза дороже, чем в обычных детских магазинах. Правда, там и шоколадок не дают.
В продвинутой сети компьютерных магазинов покупателю компьютера в подарок дают принтер, или модем, или интернет-карту. И, возможно, кому-то достанется главный приз - путевка в Египет.
Впрочем, это мелочь по сравнению с "мерседесом", который обещает одному из покупателей бытовой техники определенной фирмы другая сеть магазинов. Жаль только, что "мерседес" - один на всех, других подарков не предусмотрено. И вообще за все годы, как вошли в моду предпраздничные распродажи, что-то не помнится случая, чтобы кто-то из покупателей выиграл действительно дорогой приз. Может, их вручают в обстановке секретности?
И все же влияние западных компаний с их опытом честных и взаимовыгодных новогодних базаров чувствуется в сетях, торгующих импортом.
Купив в соответствующем магазине ЖК-телевизор, вы получаете в подарок DVD-плейер. Он стоит менее 10 процентов от стоимости самого телевизора, но все равно - это вам не шоколадка. В другом магазине, купив дорогую технику, можно бесплатно выбрать недорогой бытовой прибор, например электрочайник китайского производства. Почти везде к фото- аппаратам в предновогодние дни дарят запасные флэшки, к телефонам - карточки оплаты, и т.п.
В общем же ни действительно серьезных, сопоставимых с западными, скидок - процентов по 50, ни дорогих подарков мы не нашли (если не считать за предновогодние скидки уценку неликвида, то есть вообще неходового товара). Объяснить это можно по-разному: все еще слабой конкуренцией, покупательским бумом, невысокой культурой торговли. Главное же, наверное, традиционная для России нетребовательность покупателей. Только у нас костюм или платье, телевизор или кухонный комбайн образца 2005 года покупатель не может отличить от новинок, хотя и платит за них, как за писк моды. А магазины, зная это, и не гонятся за временем, предпочитая затовариваться на европейских распродажах, когда там наступает сезон скидок.
Семен БРАЖНИКОВ