Культура
НИ ЖАРКО, НИ ХОЛОДНО
11 января
Название фильма Резо Гигинеишвили "Жара" предполагает, что перед зрителями предстанет расплавленная летним зноем Москва со всеми ее возможностями большого города, где человеку так же легко найти свою судьбу и свое счастье, как и потерять ее. Мощная продюсерская рука Федора Бондарчука и очередная навязчивая реклама свое дело сделали: "Жару" нынче смотреть модно и нужно.
Сюжет, придуманный для картины, не нов и отсылает ко многим известным картинам отечественного кинематографа. Бравый морячок Алеша (Алексей Чадов) возвращается домой. Его встреча со школьными друзьями происходит в одном из кафе. Здесь и появляется сын богача Костя (Константин Крюков), рэпер Тимати (Тимати сам себя играет) и начинающий актер Артур (Артур Смольянинов). Посиделки заканчиваются самым парадоксальным образом: ни у кого нет русских рублей, чтобы расплатиться. Вот и отправляется каждый из четверых менять злополучные 100 долларов США. Естественно, что с каждым из них и начинают происходить приключения.
Авторам "Жары" не откажешь в изобретательности по части того, как придумали они эти приключения и как они их сняли, явно приближая к стилистике МTV или какого-нибудь молодежного сериала типа "Клуб". Но, находясь в трезвом уме, начинаешь сомневаться в дружбе всей "четверки". Ведь каждый в буквальном смысле кидает своих школьных приятелей ради собственных прихотей и желаний.
Артур попадает на съемки и получает роль. Правда, потом оказывается на стройке в качестве наемной рабочей силы. Тимати спасается от скинхедов и попадает в квартиру Кости. Бравый морячок Алеша встречает на московской улице свою любовь, которая оказывается танцовщицей в ночном клубе. И только бедняга Костик так и просидит почти весь фильм в кафе, чтобы оказаться потом в милицейской каталажке. А есть еще в "Жаре" и девушка-фотограф, и городской аферист, и чудаковатый иностранец, и бедняга-таксист - словом, жители и гости столицы. Есть в фильме, кажется, все, чтобы создать образ расплавленного в жаре города, но нет образа самого города. Как нет и заявленной в названии жары.
Кое-кто увидел в этой картине "московский ответ" "Питеру FM". Но северной столице в той картине повезло гораздо больше. Там настроение героев совпадало и совпало с настроением самого города, его экранного образа. Бондарчук и его подшефный режиссер слишком уж понадеялись на драматургическую "самоигральность" кино в стиле "Я шагаю по Москве". Но тогда были другие ритмы, другие, более искренние и открытые отношения между людьми. Даже на улицах большого и шумного города. Нынче все стремятся друг друга обмануть, облапошить, обойти по кривой. Недаром "Жара" начинается с того, что Алексей узнает о неверности своей девушки, которая не дождалась его из армии и вышла замуж за богатенького "буратину".
Молодым героям, не отягощенным ни рефлексией, ни муками совести, вполне комфортно на улицах Москвы. Хотя нет-нет да и проскочит ностальгия в стиле "куда уходит детство". Но все это производит впечатление какого-то легкомыслия и необязательности. Словом, ни холодно им и ни жарко. Встретились, посидели, поболтали и разошлись. Каждый своей дорогой. Только вот почему-то на финальных титрах картины звучит надсадная песня группы "Токио", которая никак не выходит из ума даже тогда, когда ты уже и забыл о том, что смотрел фильм "Жара"...
Сергей ИЛЬЧЕНКО
Сюжет, придуманный для картины, не нов и отсылает ко многим известным картинам отечественного кинематографа. Бравый морячок Алеша (Алексей Чадов) возвращается домой. Его встреча со школьными друзьями происходит в одном из кафе. Здесь и появляется сын богача Костя (Константин Крюков), рэпер Тимати (Тимати сам себя играет) и начинающий актер Артур (Артур Смольянинов). Посиделки заканчиваются самым парадоксальным образом: ни у кого нет русских рублей, чтобы расплатиться. Вот и отправляется каждый из четверых менять злополучные 100 долларов США. Естественно, что с каждым из них и начинают происходить приключения.
Авторам "Жары" не откажешь в изобретательности по части того, как придумали они эти приключения и как они их сняли, явно приближая к стилистике МTV или какого-нибудь молодежного сериала типа "Клуб". Но, находясь в трезвом уме, начинаешь сомневаться в дружбе всей "четверки". Ведь каждый в буквальном смысле кидает своих школьных приятелей ради собственных прихотей и желаний.
Артур попадает на съемки и получает роль. Правда, потом оказывается на стройке в качестве наемной рабочей силы. Тимати спасается от скинхедов и попадает в квартиру Кости. Бравый морячок Алеша встречает на московской улице свою любовь, которая оказывается танцовщицей в ночном клубе. И только бедняга Костик так и просидит почти весь фильм в кафе, чтобы оказаться потом в милицейской каталажке. А есть еще в "Жаре" и девушка-фотограф, и городской аферист, и чудаковатый иностранец, и бедняга-таксист - словом, жители и гости столицы. Есть в фильме, кажется, все, чтобы создать образ расплавленного в жаре города, но нет образа самого города. Как нет и заявленной в названии жары.
Кое-кто увидел в этой картине "московский ответ" "Питеру FM". Но северной столице в той картине повезло гораздо больше. Там настроение героев совпадало и совпало с настроением самого города, его экранного образа. Бондарчук и его подшефный режиссер слишком уж понадеялись на драматургическую "самоигральность" кино в стиле "Я шагаю по Москве". Но тогда были другие ритмы, другие, более искренние и открытые отношения между людьми. Даже на улицах большого и шумного города. Нынче все стремятся друг друга обмануть, облапошить, обойти по кривой. Недаром "Жара" начинается с того, что Алексей узнает о неверности своей девушки, которая не дождалась его из армии и вышла замуж за богатенького "буратину".
Молодым героям, не отягощенным ни рефлексией, ни муками совести, вполне комфортно на улицах Москвы. Хотя нет-нет да и проскочит ностальгия в стиле "куда уходит детство". Но все это производит впечатление какого-то легкомыслия и необязательности. Словом, ни холодно им и ни жарко. Встретились, посидели, поболтали и разошлись. Каждый своей дорогой. Только вот почему-то на финальных титрах картины звучит надсадная песня группы "Токио", которая никак не выходит из ума даже тогда, когда ты уже и забыл о том, что смотрел фильм "Жара"...
Сергей ИЛЬЧЕНКО