Культура

НАСКОЛЬКО УНИКАЛЬНЫМ БЫЛ МОЗГ МОЦАРТА

12 января
Известно, что в возрасте четырнадцати лет Моцарт, прокравшись вместе со своим отцом в собор Святого Петра во время богослужения (подростка приняли за немецкого дворянина, а отца за его камердинера), услышал "Мизерере" Грегорио Аллегри - псалом 50: "Помилуй мя, Боже". В Ватикане сочинение римского композитора исполнялось два раза в год хором Сикстинской капеллы во время Страстной недели - в среду и в Страстную пятницу. Исполнялось регулярно с середины XVII века вплоть до 1870 года, правда, с 1821 года только один раз в год.



"Аллегри, голос твой я слышу

в Мизерере,

Он мощно сквозь века звучит,

суров и строг,

К святым местам ведет твой

сдержанный смычок,

К ногам Спасителя, к высокой

райской сфере",

- писал французский поэт Огюст Барбье (перевод А. Парина).

После двукратного прослушивания юный Моцарт записывает "самое охраняемое" сочинение того времени по памяти. Это происходит в апреле 1770-го.

Вот что пишет об этом эпизоде отец юного музыканта своей жене из Рима в Зальцбург: "Ты часто слышала о знаменитом "Мизерере" Аллегри, который так высоко ценят, что исполнителям запрещается под угрозой отлучения от церкви вынести даже отдельную партию его, копировать и передать кому-либо. Но у нас он уже есть. Вольфганг записал его..."

В действительности, как свидетельствует современник Моцарта английский музыковед Чарльз Берни в своей книге "Нынешнее состояние музыки во Франции и в Италии", сочинение Аллегри было секретом Полишинеля и давно ходило в списках. Оно регулярно исполнялось не только в Риме, но и во Флоренции. Копии были у императора Леопольда I (в Вене, как оказывается, тоже исполнялось), у португальского короля и у Падре Мартини в Болонье. Сам Берни не только получил список "Мизерере" от последнего, но даже встречал разных людей в Риме и во Флоренции, которые располагали копиями знаменитого сочинения. С Падре Мартини Моцарты встречались буквально за несколько дней до вышеприведенного эпизода.

Насколько подвиг юного Моцарта можно считать из ряда вон выходящим?

Надо сказать, что в былые времена люди полагались на свою память гораздо больше, чем мы это делаем сегодня. Не было компьютеров, интернета, звукозаписей и т. п. Единственными носителями необходимой для работы информации были книги и рукописи. Доставать нужные материалы было гораздо труднее. Таскать с собой книги и партитуры можно было только в ограниченном количестве. Тяжело и дорого. Поэтому нашим образованным предкам память нужно было беречь как зеницу ока. Мемоника, мнемотехники были неотъемлемой частью образования. Выучивали наизусть целые трактаты, а музыканты - целые музыкальные произведения. Некоторые ученые прошлого выделялись особо, но в общем и целом можно сказать, что в среднем по сравнению с нашей у всех образованных людей память была феноменальна. И еще один момент - наши предки получали довольно хорошее образование гораздо раньше, по возрасту, нежели в наши времена.

Когда речь идет о "Мизерере" Аллегри, удивляются, как можно записать по памяти музыкальный кусок такой длины: от 9 до 15 минут в зависимости от скорости исполнения. Запись, которой я располагаю, длится 11 минут с небольшим. (Любопытно, что в некоторых русских текстах говорят о "гигантском" произведении "из девяти частей".)

Давайте разберемся.

Во-первых, здесь не "части", а партии, то есть голоса: 4 партии для первого хора, 4 для второго плюс одна партия для солиста. Поют не одновременно, а по очереди (за исключением концовки). По существу, мы имеем дело с обычным четырехголосным мотетом.

"Мизерере" Аллегри, вне всякого сомнения, очень обаятельное музыкальное произведение, но довольно просто и шаблонно. Музыковеды знают, что его слава была связана скорее с особой манерой его исполнения певчими Сикстинской капеллы. Оно написано в антифонном стиле. Чистой музыки там, грубо говоря, всего лишь полторы минуты с допуском (плюс-минус). Все остальное лишь повторения. Часть для первого хора повторяется пять раз, часть для второго хора с солистом тоже повторяется пять раз. (Я уже не говорю об известном грегорианском мотиве, который в "Мизерере" Аллегри поется мужскими голосами между частями для первого и второго хора и повторяется девять раз.)

Таким образом, Моцарт прослушал не 9- или 15-минутное музыкальное произведение, а полторы-двухминутное, и не два раза, а десять, до того, как записал его по памяти.

Как бы то ни было, но римский папа не отлучил юного композитора от церкви, а наградил орденом Золотой шпоры. Но это особая история.

Марио КОРТИ, собкор "НВ" по странам Европы
Курс ЦБ
Курс Доллара США
109.58
1.568 (1.43%)
Курс Евро
116.14
3.046 (2.62%)
Погода
Сегодня,
29 ноября
пятница
+4
Слабый дождь
30 ноября
суббота
+3
Слабый дождь
01 декабря
воскресенье
+5
Слабый дождь