Общество
СВЯТАЯ ЛОДКА НА СВЯТОМ ОЗЕРЕ
12 января
Одним из мест паломничества по святым источникам Псковской области может стать один из старейших в России Крыпецкий Иоанно-Богословский монастырь. Расположен он примерно в тридцати километрах от Пскова - среди болот и многочисленных озер.
Первой монастырской постройкой, видимо, была рубленая келья, рядом с которой впоследствии появилось небольшое озерко. До сих пор оно сохраняет свое историческое название - Копанец, что говорит об искусственном происхождении. Иногда его еще называют Святым. Рассказывают, что когда начали копать котлован, в небо ударил настоящий фонтан. Позднее, уже в XVI веке, монахи прорыли здесь целую систему каналов, которые соединяли здешние небольшие водоемы с Псковско-Чудским озером. Как следствие, проточной была вода и в самом Святом озере. Интересная в этой связи этимология названия самого монастыря. Есть версия, что оно происходит от слова "крыпа", что на местном диалекте означало "челнок", "лодка".
- Жаль, что сейчас из-за непродуманной системы мелиорации, начавшейся в 60-х годах, из-за торфоразработок хрупкая экосистема здешних мест оказалась нарушенной. Озера Большое и Ширицкое обмелели, а Копанец почти совсем заросло, - рассказал монах Мордарий, наш провожатый по монастырю.
Но и сейчас здесь бывает людно. Особенно много народу приезжает на Крещение. Немудрено, ибо до наших дней сохранились рассказы о чудесах этой купели.
- Однажды к преподобному Савве Крыпецкому привели слепого от рождения мальчика, - не торопясь, рассказывает провожатый. - После молитвы он обмыл глаза ребенка водой из Святого озера, и отрок прозрел.
С Крыпецкой обителью связаны имена князя Василия Оболенского, дипломата Афанасия Ордын-Нащекина, митрополита Евгения Болховитинова. В этот список можно внести даже антигероя Смутного времени - Гришку Отрепьева, который, если верить преданиям, бежал в Литву именно через Крыпецкий монастырь. Здесь он провел некоторое время, здесь же заразился "опасной прелестью" самозванства. Не исключено, что эту историю слышал и сам Пушкин - ведь "Борис Годунов" написан им в Михайловском, это тоже на Псковской земле. Карамзин в своей "Истории государства Российского" сообщает, что Отрепьев странствовал с монахом Леонидом из Крыпецкого монастыря. Но самая знаменитая легенда связана с именем преподобного Корнилия, который обосновался на этих топких болотах в конце XIX столетия. Рассказывают, что его похоронили не по-христиански: головой на север. Еще при жизни монах предрекал, что эта ошибка станет причиной многочисленных бедствий для России, в том числе прихода к власти безбожников, пьянства и оскудения народа. Несколько лет назад мощи инока были наконец-то обнаружены и перезахоронены.
Если говорить о дне сегодняшнем, то главной задачей обители стало возрождение. Ведь к середине 80-х годов те руины, которые остались после десятилетий гонений, нельзя было назвать даже живописными. Казалось, что сохранившиеся до наших дней Иоанно-Богословский собор монастыря и колокольня, простояв несколько веков, уже не могли сопротивляться времени и людскому безразличию. Но в 1990 году по просьбе местных жителей обитель снова вернулась в лоно Православной церкви и сейчас медленно, но верно стараниями настоятеля отца Дамаскина и его немногочисленной братии (среди 20 монахов есть и бывший депутат Верховного Совета РФ, и бывший игрок футбольной премьер-лиги) возвращается к жизни.
Заканчивается строительство парадных ворот. Чуть дальше уже стоят три нарядных кирпичных дома, где живут строители и другие наемные рабочие. Есть огромный хозяйственный двор. Здесь расположилась лесопилка, коровник, склады, автохозяйство. А рядом разбит большой фруктовый сад. Понятно, что усилиями только монашеской братии трудно добиться такого результата. Инок Мордарий пояснил, что здесь постоянно работают доброхоты (летом иной раз бывает до ста человек), которые и помогают возрождать монастырь.
Официальная дата возникновения обители - 1455 год, связана она с именем одного из самых почитаемых псковских подвижников и чудотворцев преподобного Саввы Крыпецкого. Согласно канонической легенде, пришел он в Псков со святой Афонской горы. Это произошло вскоре после падения Византии и Константинополя (1453 г.). Первоначально Савва поселился в Снетогорском монастыре. Однако довольно комфортные условия жизни в этой обители (все монашествующие жили в отдельных кельях, сохраняли личные вклады, более того, участвовали на паях в коммерческих операциях тогдашних купцов) вынудили Савву искать уединения. Так он и оказался в дикой болотистой местности.
Сергей НЕКРАСОВ, собкор "НВ"
Первой монастырской постройкой, видимо, была рубленая келья, рядом с которой впоследствии появилось небольшое озерко. До сих пор оно сохраняет свое историческое название - Копанец, что говорит об искусственном происхождении. Иногда его еще называют Святым. Рассказывают, что когда начали копать котлован, в небо ударил настоящий фонтан. Позднее, уже в XVI веке, монахи прорыли здесь целую систему каналов, которые соединяли здешние небольшие водоемы с Псковско-Чудским озером. Как следствие, проточной была вода и в самом Святом озере. Интересная в этой связи этимология названия самого монастыря. Есть версия, что оно происходит от слова "крыпа", что на местном диалекте означало "челнок", "лодка".
- Жаль, что сейчас из-за непродуманной системы мелиорации, начавшейся в 60-х годах, из-за торфоразработок хрупкая экосистема здешних мест оказалась нарушенной. Озера Большое и Ширицкое обмелели, а Копанец почти совсем заросло, - рассказал монах Мордарий, наш провожатый по монастырю.
Но и сейчас здесь бывает людно. Особенно много народу приезжает на Крещение. Немудрено, ибо до наших дней сохранились рассказы о чудесах этой купели.
- Однажды к преподобному Савве Крыпецкому привели слепого от рождения мальчика, - не торопясь, рассказывает провожатый. - После молитвы он обмыл глаза ребенка водой из Святого озера, и отрок прозрел.
С Крыпецкой обителью связаны имена князя Василия Оболенского, дипломата Афанасия Ордын-Нащекина, митрополита Евгения Болховитинова. В этот список можно внести даже антигероя Смутного времени - Гришку Отрепьева, который, если верить преданиям, бежал в Литву именно через Крыпецкий монастырь. Здесь он провел некоторое время, здесь же заразился "опасной прелестью" самозванства. Не исключено, что эту историю слышал и сам Пушкин - ведь "Борис Годунов" написан им в Михайловском, это тоже на Псковской земле. Карамзин в своей "Истории государства Российского" сообщает, что Отрепьев странствовал с монахом Леонидом из Крыпецкого монастыря. Но самая знаменитая легенда связана с именем преподобного Корнилия, который обосновался на этих топких болотах в конце XIX столетия. Рассказывают, что его похоронили не по-христиански: головой на север. Еще при жизни монах предрекал, что эта ошибка станет причиной многочисленных бедствий для России, в том числе прихода к власти безбожников, пьянства и оскудения народа. Несколько лет назад мощи инока были наконец-то обнаружены и перезахоронены.
Если говорить о дне сегодняшнем, то главной задачей обители стало возрождение. Ведь к середине 80-х годов те руины, которые остались после десятилетий гонений, нельзя было назвать даже живописными. Казалось, что сохранившиеся до наших дней Иоанно-Богословский собор монастыря и колокольня, простояв несколько веков, уже не могли сопротивляться времени и людскому безразличию. Но в 1990 году по просьбе местных жителей обитель снова вернулась в лоно Православной церкви и сейчас медленно, но верно стараниями настоятеля отца Дамаскина и его немногочисленной братии (среди 20 монахов есть и бывший депутат Верховного Совета РФ, и бывший игрок футбольной премьер-лиги) возвращается к жизни.
Заканчивается строительство парадных ворот. Чуть дальше уже стоят три нарядных кирпичных дома, где живут строители и другие наемные рабочие. Есть огромный хозяйственный двор. Здесь расположилась лесопилка, коровник, склады, автохозяйство. А рядом разбит большой фруктовый сад. Понятно, что усилиями только монашеской братии трудно добиться такого результата. Инок Мордарий пояснил, что здесь постоянно работают доброхоты (летом иной раз бывает до ста человек), которые и помогают возрождать монастырь.
Официальная дата возникновения обители - 1455 год, связана она с именем одного из самых почитаемых псковских подвижников и чудотворцев преподобного Саввы Крыпецкого. Согласно канонической легенде, пришел он в Псков со святой Афонской горы. Это произошло вскоре после падения Византии и Константинополя (1453 г.). Первоначально Савва поселился в Снетогорском монастыре. Однако довольно комфортные условия жизни в этой обители (все монашествующие жили в отдельных кельях, сохраняли личные вклады, более того, участвовали на паях в коммерческих операциях тогдашних купцов) вынудили Савву искать уединения. Так он и оказался в дикой болотистой местности.
Сергей НЕКРАСОВ, собкор "НВ"