Культура

ЕВГЕНИЙ ГАНЕЛИН: "В ТЕАТРЕ ИГРАЮТ, КАК ЧУВСТВУЮТ, В КИНО - КАК ПРИКАЖУТ..."

17 января
Артист Евгений Ганелин в последнее время много снимается в кино и сериалах. Преподает в петербургской Академии театрального искусства, а также за рубежом. Причем лекции читает на английском языке. Ганелин - кандидат искусствоведения. Пишет докторскую. И все же для большинства телезрителей он - майор Жора Любимов из "Убойной силы". Во всяком случае, именно после того как его Жора, внешне немножко смахивающий на капитана Жеглова (читай: Владимира Высоцкого в роли Жеглова), появился на телеэкране, многие пошли в Театр имени В.Ф. Комиссаржевской "на Ганелина".

"ИЗ ОКОПА МЕНЯ БЫЛО НЕ ВИДНО"

- Евгений Рафаилович, многие ваши герои - "люди в погонах". Может, играть именно таких героев - ваша актерская судьба?
- Возможно. Между прочим, история моего "человека в погонах" началась очень давно. Я был еще совсем молодым, когда Одесская киностудия предложила сыграть сержанта. Во время съемок выяснилось, что из окопа меня не видно по причине невысокого роста. Пришлось подставлять ящик. Так на ящике меня и снимали. Этот случай, видимо, и предопределил мою киношную судьбу. Но следует отметить, что в театре я не сыграл ни одной роли "в погонах".
Если же говорить о жизни, я отношусь к людям в погонах двояко. С одной стороны, среди них много жлобов и типичных персонажей из анекдотов. А с другой - я видел настоящих парней, и в боевых условиях тоже.
Совсем недавно завершились съемки фильма "Викинги". Я сыграл врача-подводника, который занимается совсем не свойственным ему делом. Он вынужден взять в руки оружие, чтобы попытаться восстановить справедливость. Снялся в большой российско-китайской картине, рассказывающей о строительстве КВЖД. Мой герой - историческая личность - посланник России и большой интриган, он - человек без погон.

"БРОСИТЬ ОКУРОК МИМО УРНЫ - ПРЕСТУПЛЕНИЕ!"

- Что вас подвигло к педагогике, научной деятельности?
- В годы, когда мне приходилось из-за отсутствия денег комментировать автогонки в Тольятти, я понял, что в профессии останавливаться нельзя. Простой нужно было чем-то компенсировать. И мы с моим другом и однокурсником Володей Богдановым занялись педагогикой в любительском театре. Почему в любительском? Любители зачастую намного искреннее профессионалов. Даже у студентов театрального вуза, как теперь говорят, "понтов много". А любитель, он хочет играть! В позапрошлом теперь уже году мы с Богдановым ездили в Гренландию преподавать эскимосам курс актерского мастерства. И вы знаете, они с удовольствием впитывали. А мы впитывали их любовь к чистой природе. И теперь для меня бросить окурок мимо урны - преступление. Я иногда это делаю, но очень часто возвращаюсь, и если урны нет, заворачиваю окурок в бумажку и кладу в карман.
- Простои были длительные?
- Девяностые годы для моих коллег-артистов был один сплошной простой. А мы с Володей создали театр "Хамелеон" и играли спектакли! К сожалению, сейчас мы не можем работать вместе. Володя занят на телевидении. Я - в кино. Но мы работаем в одном Театре имени Комиссаржевской. И я верю, что будет спектакль, в котором мы с ним вместе выйдем на сцену. И сыграем так, как мы это умеем и любим.

"НА ТЕАТРЕ МОЖНО И НУЖНО ЗАРАБАТЫВАТЬ, НО..."

- Какое место в вашей жизни занимает театр?
- Театр Комиссаржевской - это не только сцена, но и любимая гримерка, которую я одно время делил с Иван Иванычем Краско. Из этого театра я хотел бы уйти только вперед ногами. Это мой дом, и мне без театра делать нечего. Все остальное - заработок. Я очень люблю кино, но когда выхожу на сцену, все чувствую совсем по-другому. Я вижу, как другие актеры играют на сцене, и вижу, как играют в кино. В театре играют, как чувствуют, а в кино - как прикажут.
- Сейчас многие говорят о некотором упадке репертуарного театра...
- Для репертуарного русского театра существует одна огромная проблема - чудовищно некомпетентное руководство культурой на федеральном уровне. У меня складывается ощущение, что люди, которые предлагают реформы, не то что Станиславского не читали, они вообще не понимают, с чем имеют дело. Предложение одни театры оставить в федеральном подчинении, а другие театры отпустить на "вольные хлеба" - да это в страшном сне не могло присниться человеку театра! Мы уже не можем гордиться балетом и драматическим театром. Остается гордиться, может быть, добычей нефти. И если при царе-батюшке театр - это был досуг, то сейчас это индустрия. На театре можно зарабатывать и нужно, но только необходимо относиться к этому как к национальному достоянию. Ведь по большому счету наш богатый чистый русский язык постепенно исчезает, и он идеально сохранился лишь в церкви и театре. Больше русского языка нет нигде! А о телевидении я вообще молчу...

"К СЕРИАЛАМ ОТНОШУСЬ КАК К ЭТЮДУ"

- Телевидение сегодня - сплошь сериалы. Об этом много говорится, пишется. Больше ругают, чем хвалят. Как вы, человек, снимающийся в сериалах, к ним относитесь?
- К сериалам отношусь как к этюду. Этюд для меня - это очень важно. И если соблюсти правила этюда в сериале, где, как правило, сценарий написан левой ногой и левым человеком, то тогда сразу убирается халтура, которая так бьет по глазам зрителю. Особенно это касается московских сериалов. Если актер театрально обучен, то задача кинорежиссера - перенести театральные правила игры на съемочную площадку. Когда кинорежиссер воспринимает театральные правила и к ним присовокупляет киношную правдоподобность, тогда актер себя чувствует очень защищенным на площадке. И он говорит уже не глупый текст, который написал глупый сценарист, а произносит свои искренние слова. Ведь в лучшем случае в сценарии сериала задана лишь масочка, людей там нет. Все вышесказанное, впрочем, не относится к авторам сценария "Убойной силы".
- А что для вас "Убойная сила"?
- Это шесть лет жизни, знакомство с безумным количеством милиционеров и людьми из правоохранительных органов. Жутко интересно, но иногда и очень надоедливо. К самой же "Убойной силе" у меня, кроме благодарности, ничего нет. Но никакого трепета и пиетета тоже нет. Кино хорошее, буду сниматься дальше. Но лучшие серии уже сняты. Я в этом уверен.
- В чем выражается народная любовь к Жоре Любимову? Бывали забавные случаи?
- Для народа, наверное, забавно, а для меня - нет. Просьба: "Жора, давай сфоткаемся" - дело обычное. Когда в гостиницу звонит дама легкого поведения и предлагает бесплатные услуги, наверное, это смешно. Но когда с чем-то подобным сталкиваешься постоянно, начинает раздражать. Так, как меня, узнают любого - спортивного комментатора, участника "Дома-2" или ведущего новостей. Я сейчас приблизительно на одном уровне с ними. Я - Жора Любимов из "Убойной силы". Не отказываю - всем даю автографы, но я прекрасно понимаю, что это всего лишь история с узнаванием. А вот те люди, которые специально приходят в Театр Комиссаржевской и на антрепризные спектакли, в которых я занят, - это уже другая публика. Она смотрит, как мы, сыгравшие ментов в кино, играем на сцене. Народное узнавание у меня есть, а до признания публикой, которую я очень уважаю, меня, как серьезного артиста, мне еще далеко.
Беседовала Анна КИСЕЛЕВА
Курс ЦБ
Курс Доллара США
109.58
1.568 (1.43%)
Курс Евро
116.14
3.046 (2.62%)
Погода
Сегодня,
29 ноября
пятница
+5
Слабый дождь
30 ноября
суббота
+4
Слабый дождь
01 декабря
воскресенье
+3
Слабый дождь