Общество
ЯН СВИДЕР, РУКОВОДИТЕЛЬ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПРИЕМНОЙ БМГ: "У НЕУМЕЛОГО РУКИ НЕ БОЛЯТ"
17 января
По всем заявлениям была проведена соответствующая работа. Но вот перевоспитать плохих чиновников гораздо труднее
- Как вы оцениваете результаты работы Общественной приемной за прошедший год?
- За два с лишним года работа была проведена большая. В 2006 году все жалобы горожан были удовлетворены. Люди остались довольны. Они ведь приходят к нам только тогда, когда бюрократы отфутболивают их и гоняют по кругу. Мы "врубаемся" в этот круг, разрываем его и заставляем бюрократов делать то, что им положено делать по закону и за что они получают деньги. И если мы 7289 раз заставили плохих чиновников выполнить свою работу, это свидетельствует о том, что Общественная приемная сумела наладить эффективное взаимодействие между горожанами и властью. За этим стоит очень многое. Для того чтобы определиться, как работать с чиновниками, в том числе с добросовестными, нам пришлось ввести в штат социолога, который проводит соответствующий анализ всех обращений, и организовать свою деятельность, основываясь на прошлом опыте.
- Кто еще работает в Общественной приемной?
- Всего пятнадцать человек. Четверо принимают заявления граждан, по телефону и лично, по двенадцать часов в день, с девяти утра до девяти вечера. Четыре редактора исполняют эти заявления, общаются с жителями и с чиновниками, уточняют подробности и обращаются в устной или письменной форме к ответственным лицам, а в случае необходимости пишут бумаги в вышестоящие инстанции - на уровне глав районных и городской администраций и Смольного. Два штатных юриста трудятся с огромной нагрузкой - у нас каждый вопрос, по существу, юридический.
- В какой области права они специализируются?
- Без ограничений: право собственности, наследственные дела, любые судебные тяжбы, затягивания дел. К сожалению, не всегда судьи и прокуроры исполняют законы о судах и о прокуратуре. Приходится добиваться их выполнения. В каждой жалобе - нарушение прав человека или Конституции. Как ни смешно звучит, даже поломка унитаза и неисполнение своих должностных обязанностей сантехником или работником жилищно-коммунального хозяйства - суть нарушение прав человека, а значит, нарушение Конституции, которая как основной закон государства построена на защите прав граждан.
- Как ваши сотрудники проверяют поступающие жалобы?
- Руководствуясь двухлетним опытом, просят писать объяснительные записки, выезжают на место, разговаривают с заявителями и исполнителями с целью определить, законны требования человека или нет.
- А что, часто бывает, что они оказываются незаконны или надуманны?
- Да, и в таких случаях мы отказываем. Например, к нам обратился гражданин В. по поводу того, что его незаконно привлекли к уголовной ответственности. Мы проверили его заявление, и я лично принял участие в судебном заседании в качестве его представителя. В ходе заседания выяснилось, что преступление было совершено, и мы отказались представлять права этого человека и в какой-то мере даже выступили на стороне обвинения. Бывали случаи, что люди обращаются в Общественную приемную, но согласно российским законам они не правы. Такие жалобы мы не рассматриваем. Например, гражданка С. уверена, что ей неправильно начисляют пенсию. Было много комиссий, и со ссылками на законы ей доказывали, что все верно, но она настаивала на своем и требовала увеличения пенсии. Мы приглашали ее к себе, были у нее дома, пытались убедить - все без толку. Человек так устроен: ему кажется, что он всегда прав. К сожалению, порой он заблуждается. Нам приходится отказывать и по этой причине.
- Отказ тоже считается исполненным заявлением?
- Конечно: его же приняли и над ним работали. Согласитесь, что если один человек требует у другого деньги просто так, а мы ему поможем их получить, это будет содействие в совершении преступления. В своей работе мы руководствуемся законом и целесообразностью и стараемся понять каждого. Иногда кому-то отказывают вроде бы на законном основании, но к нему отнеслись формально и в его дело просто не вникли как следует. Например, человек жалуется на нарушение своих прав, но неверно формулирует суть вопроса в заявлении, не умеет сделать это юридически грамотно. Некоторые недобросовестные работники - "виртуозы отказа" - пользуются этим. Но шалишь! За дело берется наш редактор, исполняющий заявление, и четко дает понять чиновнику, что тот просто-напросто не хочет работать.
- С какими проблемами обращаются люди?
- Список возглавляют пять направлений: ЖКХ, правовая система, права потребителей, благоустройство, социальная защита и Пенсионный фонд. Самая большая проблема - жилищно-коммунальное хозяйство: 48 процентов, или 3512 обращений за 2006 год. Эти цифры вполне естественны, ибо Петербург - город достаточно "пожилой", коммуникации и сами дома в советские времена практически не ремонтировались, в центральных районах города еще остались здания, "нетронутые" с дореволюционных времен. На втором месте по количеству заявлений стоит правовая система: 16,9 процента, или 1216 заявлений. Из них больше четверти по имущественным вопросам - жилищному и земельному законодательству. Пятая часть - по нарушению прав потребителей, одна десятая - трудовое право. Приведу один пример. Издания холдинга Балтийской медиа-группы и несколько городских телеканалов делали материалы по поводу обращения в Общественную приемную молодой женщины по имени Юлия. Она решила родить ребенка без мужа - и родила. Но вот незадача: хозяин, он же генеральный директор ООО, где Юля работала главным бухгалтером, заявил ей: "Рожать не будешь!" Декретный отпуск Юле не оплатили. Более того: когда она лежала в больнице на сохранении беременности, ей пришло письмо с требованием забрать трудовую книжку. И это происходит в то самое время, когда президент обратился к народу со своим посланием о повышении рождаемости. Казалось бы, нонсенс! Но ни прокуратура, ни суд не нашли никаких нарушений.
- Как им это удалось? Ведь налицо нарушение сразу нескольких статей Трудового кодекса!
- Представьте себе, Юля что-то недостаточно четко написала в исковом заявлении, а разбираться никто не захотел: мол, черт с тобой, живи как хочешь. И эта бедная девочка пришла к нам. Денег в семье нет, живет Юля с мамой-бюджетницей, сама давно не получала зарплату и на рабочее место ее не допускали (и тому есть свидетели). Почти одновременно к нам поступило заявление подобного рода, но уже с государственного предприятия, директор которого тоже решил избавиться от "балласта". Но там как раз было проще: стоило нам вмешаться, как люди поняли свою ошибку и исправили ее. В истории с Юлей никто не признает ошибок, и нашим юристам целый год пришлось вести длинные, изнурительные тяжбы. Доходило до того, что наш юрист, а затем и я должны были представлять Юлины интересы в одном из судов, а ее семье не на что было оформить доверенность и мы сами оплачивали эти расходы. В итоге суд обязал Юлиного начальника оплатить ей декрет. Судья имел мужество вынести решение о выплате очень большого морального ущерба, и, слава Богу, все деньги бедная женщина получит.
- Только вряд ли она захочет выходить из декретного отпуска на эту работу...
- Да дело в другом! Теперь наша задача - наказать этого бандита и негодяя, посмевшего так обойтись с будущей мамой, заставить прокуратуру возбудить дело об уголовном преступлении. И поверьте: мы это сделаем!
- Какие еще обращения поступали за прошлый год?
- В пятерке основных тем на четвертом месте - благоустройство. То, что горожане активно борются за красоту и чистоту города, говорит о росте гражданского самосознания петербуржцев. Общественная приемная сыграла в этом не последнюю роль. Ведь наша цель - не только защитить права горожан, а дать им почувствовать свою значимость, ощутить, что они живут в демократическом обществе. К нам, кстати, валом валили иностранные журналисты, которые увидели в подобных общественных институтах возрождение настоящей демократии. Наши редакторы прежде всего спрашивают каждого заявителя: а что вы сами сделали для того, чтобы себя защитить? Мы сначала советуем, куда еще можно обратиться, а начинаем помогать только тогда, когда человек уже бессилен. Иногда даже не регистрируем заявление, пока человек не испробовал все возможные способы борьбы. Многие привыкли по-советски - просто жаловаться.
- Бежать в горком или профком?
- Да. Но горкома-то больше нет! Есть гражданин. Налогоплательщик. Неслучайно за границей эти слова произносятся с гордостью. Я - налогоплательщик, следовательно, хозяин, и именно я нанимаю чиновника на работу согласно правилам и законам, написанным моими представителями - депутатами. Ведь я за них голосовал, я их выбрал, следовательно, я им доверил защищать мои права и улучшать условия моей жизни. И сегодня к нам с заявлениями о неработающих светофорах и прочих городских беспорядках приходят, по сути, уже хозяева города и пытаются исправить положение. Они не просят - они требуют: "Товарищ чиновник, я тебе деньги плачу, так что будь добр, сделай!" Это и есть ростки новой демократии, и Общественная приемная этому активно способствует.
Надо сказать, что наш город очень демократичен. Достаточно вспомнить начало перестройки, деятельность первого мэра Петербурга Анатолия Собчака. Сегодня Валентина Матвиенко продолжает эти традиции и тоже старается быть доступной надеждам и чаяниям горожан, общается с людьми в передаче "Диалог с городом", тем самым внося свою лепту в воспитание демократа, гражданина, хозяина города.
В этой связи хочется отметить одну интересную вещь. Может быть, это парадокс, но нам гораздо легче работать с крупными чиновниками и руководителями. Я не ожидал, что чем крупнее начальник, тем он ближе к народу и тем внимательней относится к народным чаяниям, а чем он мельче, тем чаще старается отлынивать от работы и создавать людям всевозможные препоны.
Поэтому мы с коллегами единодушно приходим к выводу: хватит добиваться у начальников исполнения своих служебных обязанностей. Если он не умеет работать, это одно. Но если он не хочет (а это сразу видно!), то гнать его надо с должности и из города поганой метлой, дабы такой человек зря деньги налогоплательщика не получал.
- Вам удалось кого-то изгнать?
- Я приведу такой пример. Какое-то время Центральный район был лучшим по работе жилищно-коммунального хозяйства, но потом дела там пошли из рук вон плохо, и сейчас он в группе "лидеров" по числу жалоб. Об этом много писали, и газета "Невское время" сделала серию публикаций. На наши письма и рекомендации руководство района не реагировало. В результате мы были вынуждены поставить вопрос прямо: многим руководителям не место в районе. К сожалению, глава районной администрации, член городского правительства Светлана Штукова делает вид, что ничего не происходит. Дошло до того, что я в конце года вынужден был обратиться к ней с довольно резким и нелицеприятным открытым письмом на страницах "Невского времени". Думаю, что в январе Штукова должна будет как-то отреагировать. Интересная вещь: некоторые руководители панически боятся кого-то увольнять, потому что не знают, кого назначить на это место. Боятся выдвигать инициативных, энергичных людей. Но в конце концов - за организацию работы ты деньги получаешь? А значит, должен искать, выявлять и воспитывать работников! А если не хочешь - уйди!
- Случалось ли вам выявлять руководителей, которые только делают вид, что работают?
- В прошлом году председатель жилищного комитета Петербурга Юнис Лукманов рапортовал, что "мы готовы к началу отопительного сезона на 97 процентов". Но как только включили отопление, пошли жалобы от людей. Наши социологи подсчитали, что на первом месте среди обращений по тематике "ЖКХ" - проблемы с отоплением (32,5 процента, или 1143 заявки за 2006 год). Спрашивается: как же это "мы готовы на 97 процентов"? В Центральном районе прорвало трубу, об этом писали газеты. А в самом начале 2007 года в праздники в Выборгском районе случилась авария на теплотрассе на углу проспектов Луначарского и Художников. Районная администрация сработала оперативно, все быстро починили, но следом случились еще две аварии. В результате 81 дом был отключен от центрального отопления. В квартирах почти три дня не было тепла! Слава Богу, зима теплая, а что было бы, если бы ударили морозы? Ведь почти в каждой квартире живут дети, старики, больные люди. И они бы замерзали! Что бы делал господин Лукманов - отогревал бы всех своими процентами? К сожалению, ими не согреешься. Налицо, как раньше говорили (и даже была такая статья Уголовного кодекса), очковтирательство. Не проверили, поторопились доложить губернатору, что все в порядке, потому что знали: хозяйка у нас "крутая", она предупредила - не дай бог, что-нибудь не будет готово вовремя! Но этой зимой не "мы готовы", а Господь Бог готов оказался, когда "организовал" нам плюсовую температуру.
- Разве все чиновники готовы заниматься очковтирательством? К вам не приходят руководители с жалобами на то, что их вынуждают обманывать или действовать незаконно?
- К нам обращались некоторые руководители ЖКХ и жаловались, что им не дают возможности нормально работать.
- Они не боятся потерять место? Вы же не принимаете анонимных заявлений.
- Не боятся. Это люди, для которых интересы горожан дороже собственных.
- Значит, гражданское самосознание растет и у чиновников тоже?
- Конечно! Это неверно, что все без исключения чиновники - бандиты и воры. Мы же говорим о недобросовестных чиновниках. Возможно, я не прав, но я считаю, что создание общественных институтов - в то время, когда есть гласность, действуют органы СМИ и прочее - это наш позор. Общественная палата - позор для страны. Общественная приемная - позор для города. Мы же вынуждены подстегивать недобросовестных чиновников, хотя пора привыкнуть к мысли, что недобросовестный чиновник - это, как раньше говорили, захребетник, кровосос, который получает деньги ни за что. Вот мы боремся с преступниками, боремся с грабителем, отнявшим у старушки пенсию. Почему же мы не боремся с чиновником, который бессовестно берет наши деньги в виде налогов и не работает? Это такой же грабитель - по-другому не скажешь. К нему трудно применить статью Уголовного кодекса, хотя можно было бы инкриминировать и бездействие, и халатность. "Ура-шапкозакидательство" господина Лукманова, например, в случае морозной зимы привело бы к смертям грудных детей от воспаления легких - то есть к преступлению, именуемому "халатность".
И в любой сфере любое нарушение существующих норм и правил, наплевательское отношение к работе может привести к трагическому исходу. Недавно в газетах писали о старушке, жительнице Ленобласти, которая пришла в Управление внутренних дел жаловаться на сына-наркомана. С ней очень грубо обошлись. Она села писать заявление и умерла, не встретив взаимопонимания и сочувствия в лице работников милиции, которые обязаны ее защищать! С тем же "успехом" эта женщина могла прийти на прием к нерадивому чиновнику жилкомсервиса или городской администрации, или в тот же собес... Поверьте, мне иногда очень стыдно читать ответы на наши запросы в собес, в которых написано, что по вине работника собеса кто-то не получил положенных льгот. Мы всегда просим серьезно наказать таких работников за нежелание исполнять свои прямые обязанности, но это далеко не всегда делают. Иногда просто указывают, что наложено дисциплинарное взыскание или "поставлено на вид". Значит, вперед, давай, продолжай в том же духе. Доводи людей до слез, до инфаркта, унижений... Где гарантия, что пожилой человек, ветеран, блокадник не умрет?
- Сильнее, чем недобросовестность и лень, людей обижает и унижает именно хамство.
- Именно! Посмотрите на наши жалобы - они же сами по себе яйца выеденного не стоят! Глобальных и серьезных жалоб много, но больше жалуются на то, что один самодур не захотел платить декретные деньги беременной женщине, другой бездельник не хочет залатать крышу, третий вентиль не может заменить, из-за чего в квартире постоянные протечки, четвертый не захотел отремонтировать подъезд, пятый не хочет обеспечить своевременную уборку территории, шестой не вывозит мусор... А ведь каждый из них получает деньги за то, чтобы выполнять свои обязанности. А платят ему за не оказанные услуги жильцы, налогоплательщики. Почему же с этих воров не спросить по всей строгости? Почему нужно позволять доводить людей до исступления? Нам звонят люди, которые настолько возмущены и измотаны, что их иногда даже понять толком невозможно. Это уму непостижимо: несколько лет добиваться того, чтобы заменили трубу, которую по первому сигналу обязаны заменить и которую люди уже по десять раз, считай, оплатили своими налогами и квартплатой. А где-то в кабинетах сидят раскормленные дяди и тети с жирными холками и либо молчат, либо рычат: "А нету средствов!" Почему такое происходит? Почему мы не можем этого наглеца, этого вора, который залез к нам в карман, остановить раз и навсегда? Почему мы должны без конца писать руководителю Центрального района Штуковой, женщине умной, хозяйственной, рачительной, но не желающей хоть что-то понимать? Почему мы должны несколько раз апеллировать к ней, чтобы она подхлестнула директора ГУЖА Николаева, который должен защищать интересы жителей, чтобы он хоть как-то работал? Он же ездит в персональной машине, сидит в большом кабинете с личным секретарем...
- Так в этом-то и дело: ему важен именно антураж и мифическое чувство власти.
- Ему созданы все условия, так почему он не хочет работать? Мы каждый месяц посылаем каждому руководителю района, в администрацию города, в прокуратуру и в городской суд подробный отчет, где детально описываем и анализируем все проблемы по каждой тематике. Кто мне объяснит, почему по Адмиралтейскому району, который не моложе Центрального и сталкивается с теми же проблемами, намного меньше жалоб? Наверное, потому, что там следят, как слуги народа выполняют свою работу. Почему в Кронштадтском районе, который по возрасту не младше и в котором работает точно такая же администрация, практически нет жалоб? Наверное, потому, что хозяин района делает все возможное, чтобы заставить работать с жалобами, и этим воспитывает своих людей. Вот и выходит, что в одном районе - безобразия, в другом - нет. Понятно, что у каждого могут быть какие-то сбои. Есть мудрая поговорка: "У неумелого руки не болят". Если человек работает, он будет ошибаться, и это естественно. Но суть в том, что надо бороться с недочетами, а не отмахиваться от них. Дело в отношении к человеку - оттого, что я десятки раз буду объясняться в любви к людям, им лучше не станет.
- А никто не обязан декларировать свою любовь к людям.
- Да, но человек на своем месте обязан помогать - не словом, а делом. Поверьте, налогоплательщику начхать, любят его или нет. Он заключил с чиновниками договор, нанял их на работу (за хорошие, между прочим, деньги). Прошли те времена, когда человек, работающий на государство, получал существенно меньше, чем работающий на самого себя. Знаменитый одесский анекдот-лозунг "Чтоб ты жил на одну зарплату!" уже неактуален: жить на зарплату чиновника можно, и, оказывается, очень хорошо. Так живи и делай то, что тебе положено по должностным обязанностям, - тебе для этого созданы все условия. А если не делаешь, то ты - вор и бандит, и тебя нужно выгонять к чертовой бабушке с этой работы. И уж тогда прозябай, как хочешь, если не понимаешь элементарных вещей. Мы сегодня живем в демократическом мире, и делать жизнь, как говорил Маяковский, нам есть с кого - с демократического человека, члена здорового общества. Вот как надо жить, а не ждать барина в лице губернатора или президента, которые приедут и нас рассудят.
Беседовала Мария КИНГИСЕПП
- Как вы оцениваете результаты работы Общественной приемной за прошедший год?
- За два с лишним года работа была проведена большая. В 2006 году все жалобы горожан были удовлетворены. Люди остались довольны. Они ведь приходят к нам только тогда, когда бюрократы отфутболивают их и гоняют по кругу. Мы "врубаемся" в этот круг, разрываем его и заставляем бюрократов делать то, что им положено делать по закону и за что они получают деньги. И если мы 7289 раз заставили плохих чиновников выполнить свою работу, это свидетельствует о том, что Общественная приемная сумела наладить эффективное взаимодействие между горожанами и властью. За этим стоит очень многое. Для того чтобы определиться, как работать с чиновниками, в том числе с добросовестными, нам пришлось ввести в штат социолога, который проводит соответствующий анализ всех обращений, и организовать свою деятельность, основываясь на прошлом опыте.
- Кто еще работает в Общественной приемной?
- Всего пятнадцать человек. Четверо принимают заявления граждан, по телефону и лично, по двенадцать часов в день, с девяти утра до девяти вечера. Четыре редактора исполняют эти заявления, общаются с жителями и с чиновниками, уточняют подробности и обращаются в устной или письменной форме к ответственным лицам, а в случае необходимости пишут бумаги в вышестоящие инстанции - на уровне глав районных и городской администраций и Смольного. Два штатных юриста трудятся с огромной нагрузкой - у нас каждый вопрос, по существу, юридический.
- В какой области права они специализируются?
- Без ограничений: право собственности, наследственные дела, любые судебные тяжбы, затягивания дел. К сожалению, не всегда судьи и прокуроры исполняют законы о судах и о прокуратуре. Приходится добиваться их выполнения. В каждой жалобе - нарушение прав человека или Конституции. Как ни смешно звучит, даже поломка унитаза и неисполнение своих должностных обязанностей сантехником или работником жилищно-коммунального хозяйства - суть нарушение прав человека, а значит, нарушение Конституции, которая как основной закон государства построена на защите прав граждан.
- Как ваши сотрудники проверяют поступающие жалобы?
- Руководствуясь двухлетним опытом, просят писать объяснительные записки, выезжают на место, разговаривают с заявителями и исполнителями с целью определить, законны требования человека или нет.
- А что, часто бывает, что они оказываются незаконны или надуманны?
- Да, и в таких случаях мы отказываем. Например, к нам обратился гражданин В. по поводу того, что его незаконно привлекли к уголовной ответственности. Мы проверили его заявление, и я лично принял участие в судебном заседании в качестве его представителя. В ходе заседания выяснилось, что преступление было совершено, и мы отказались представлять права этого человека и в какой-то мере даже выступили на стороне обвинения. Бывали случаи, что люди обращаются в Общественную приемную, но согласно российским законам они не правы. Такие жалобы мы не рассматриваем. Например, гражданка С. уверена, что ей неправильно начисляют пенсию. Было много комиссий, и со ссылками на законы ей доказывали, что все верно, но она настаивала на своем и требовала увеличения пенсии. Мы приглашали ее к себе, были у нее дома, пытались убедить - все без толку. Человек так устроен: ему кажется, что он всегда прав. К сожалению, порой он заблуждается. Нам приходится отказывать и по этой причине.
- Отказ тоже считается исполненным заявлением?
- Конечно: его же приняли и над ним работали. Согласитесь, что если один человек требует у другого деньги просто так, а мы ему поможем их получить, это будет содействие в совершении преступления. В своей работе мы руководствуемся законом и целесообразностью и стараемся понять каждого. Иногда кому-то отказывают вроде бы на законном основании, но к нему отнеслись формально и в его дело просто не вникли как следует. Например, человек жалуется на нарушение своих прав, но неверно формулирует суть вопроса в заявлении, не умеет сделать это юридически грамотно. Некоторые недобросовестные работники - "виртуозы отказа" - пользуются этим. Но шалишь! За дело берется наш редактор, исполняющий заявление, и четко дает понять чиновнику, что тот просто-напросто не хочет работать.
- С какими проблемами обращаются люди?
- Список возглавляют пять направлений: ЖКХ, правовая система, права потребителей, благоустройство, социальная защита и Пенсионный фонд. Самая большая проблема - жилищно-коммунальное хозяйство: 48 процентов, или 3512 обращений за 2006 год. Эти цифры вполне естественны, ибо Петербург - город достаточно "пожилой", коммуникации и сами дома в советские времена практически не ремонтировались, в центральных районах города еще остались здания, "нетронутые" с дореволюционных времен. На втором месте по количеству заявлений стоит правовая система: 16,9 процента, или 1216 заявлений. Из них больше четверти по имущественным вопросам - жилищному и земельному законодательству. Пятая часть - по нарушению прав потребителей, одна десятая - трудовое право. Приведу один пример. Издания холдинга Балтийской медиа-группы и несколько городских телеканалов делали материалы по поводу обращения в Общественную приемную молодой женщины по имени Юлия. Она решила родить ребенка без мужа - и родила. Но вот незадача: хозяин, он же генеральный директор ООО, где Юля работала главным бухгалтером, заявил ей: "Рожать не будешь!" Декретный отпуск Юле не оплатили. Более того: когда она лежала в больнице на сохранении беременности, ей пришло письмо с требованием забрать трудовую книжку. И это происходит в то самое время, когда президент обратился к народу со своим посланием о повышении рождаемости. Казалось бы, нонсенс! Но ни прокуратура, ни суд не нашли никаких нарушений.
- Как им это удалось? Ведь налицо нарушение сразу нескольких статей Трудового кодекса!
- Представьте себе, Юля что-то недостаточно четко написала в исковом заявлении, а разбираться никто не захотел: мол, черт с тобой, живи как хочешь. И эта бедная девочка пришла к нам. Денег в семье нет, живет Юля с мамой-бюджетницей, сама давно не получала зарплату и на рабочее место ее не допускали (и тому есть свидетели). Почти одновременно к нам поступило заявление подобного рода, но уже с государственного предприятия, директор которого тоже решил избавиться от "балласта". Но там как раз было проще: стоило нам вмешаться, как люди поняли свою ошибку и исправили ее. В истории с Юлей никто не признает ошибок, и нашим юристам целый год пришлось вести длинные, изнурительные тяжбы. Доходило до того, что наш юрист, а затем и я должны были представлять Юлины интересы в одном из судов, а ее семье не на что было оформить доверенность и мы сами оплачивали эти расходы. В итоге суд обязал Юлиного начальника оплатить ей декрет. Судья имел мужество вынести решение о выплате очень большого морального ущерба, и, слава Богу, все деньги бедная женщина получит.
- Только вряд ли она захочет выходить из декретного отпуска на эту работу...
- Да дело в другом! Теперь наша задача - наказать этого бандита и негодяя, посмевшего так обойтись с будущей мамой, заставить прокуратуру возбудить дело об уголовном преступлении. И поверьте: мы это сделаем!
- Какие еще обращения поступали за прошлый год?
- В пятерке основных тем на четвертом месте - благоустройство. То, что горожане активно борются за красоту и чистоту города, говорит о росте гражданского самосознания петербуржцев. Общественная приемная сыграла в этом не последнюю роль. Ведь наша цель - не только защитить права горожан, а дать им почувствовать свою значимость, ощутить, что они живут в демократическом обществе. К нам, кстати, валом валили иностранные журналисты, которые увидели в подобных общественных институтах возрождение настоящей демократии. Наши редакторы прежде всего спрашивают каждого заявителя: а что вы сами сделали для того, чтобы себя защитить? Мы сначала советуем, куда еще можно обратиться, а начинаем помогать только тогда, когда человек уже бессилен. Иногда даже не регистрируем заявление, пока человек не испробовал все возможные способы борьбы. Многие привыкли по-советски - просто жаловаться.
- Бежать в горком или профком?
- Да. Но горкома-то больше нет! Есть гражданин. Налогоплательщик. Неслучайно за границей эти слова произносятся с гордостью. Я - налогоплательщик, следовательно, хозяин, и именно я нанимаю чиновника на работу согласно правилам и законам, написанным моими представителями - депутатами. Ведь я за них голосовал, я их выбрал, следовательно, я им доверил защищать мои права и улучшать условия моей жизни. И сегодня к нам с заявлениями о неработающих светофорах и прочих городских беспорядках приходят, по сути, уже хозяева города и пытаются исправить положение. Они не просят - они требуют: "Товарищ чиновник, я тебе деньги плачу, так что будь добр, сделай!" Это и есть ростки новой демократии, и Общественная приемная этому активно способствует.
Надо сказать, что наш город очень демократичен. Достаточно вспомнить начало перестройки, деятельность первого мэра Петербурга Анатолия Собчака. Сегодня Валентина Матвиенко продолжает эти традиции и тоже старается быть доступной надеждам и чаяниям горожан, общается с людьми в передаче "Диалог с городом", тем самым внося свою лепту в воспитание демократа, гражданина, хозяина города.
В этой связи хочется отметить одну интересную вещь. Может быть, это парадокс, но нам гораздо легче работать с крупными чиновниками и руководителями. Я не ожидал, что чем крупнее начальник, тем он ближе к народу и тем внимательней относится к народным чаяниям, а чем он мельче, тем чаще старается отлынивать от работы и создавать людям всевозможные препоны.
Поэтому мы с коллегами единодушно приходим к выводу: хватит добиваться у начальников исполнения своих служебных обязанностей. Если он не умеет работать, это одно. Но если он не хочет (а это сразу видно!), то гнать его надо с должности и из города поганой метлой, дабы такой человек зря деньги налогоплательщика не получал.
- Вам удалось кого-то изгнать?
- Я приведу такой пример. Какое-то время Центральный район был лучшим по работе жилищно-коммунального хозяйства, но потом дела там пошли из рук вон плохо, и сейчас он в группе "лидеров" по числу жалоб. Об этом много писали, и газета "Невское время" сделала серию публикаций. На наши письма и рекомендации руководство района не реагировало. В результате мы были вынуждены поставить вопрос прямо: многим руководителям не место в районе. К сожалению, глава районной администрации, член городского правительства Светлана Штукова делает вид, что ничего не происходит. Дошло до того, что я в конце года вынужден был обратиться к ней с довольно резким и нелицеприятным открытым письмом на страницах "Невского времени". Думаю, что в январе Штукова должна будет как-то отреагировать. Интересная вещь: некоторые руководители панически боятся кого-то увольнять, потому что не знают, кого назначить на это место. Боятся выдвигать инициативных, энергичных людей. Но в конце концов - за организацию работы ты деньги получаешь? А значит, должен искать, выявлять и воспитывать работников! А если не хочешь - уйди!
- Случалось ли вам выявлять руководителей, которые только делают вид, что работают?
- В прошлом году председатель жилищного комитета Петербурга Юнис Лукманов рапортовал, что "мы готовы к началу отопительного сезона на 97 процентов". Но как только включили отопление, пошли жалобы от людей. Наши социологи подсчитали, что на первом месте среди обращений по тематике "ЖКХ" - проблемы с отоплением (32,5 процента, или 1143 заявки за 2006 год). Спрашивается: как же это "мы готовы на 97 процентов"? В Центральном районе прорвало трубу, об этом писали газеты. А в самом начале 2007 года в праздники в Выборгском районе случилась авария на теплотрассе на углу проспектов Луначарского и Художников. Районная администрация сработала оперативно, все быстро починили, но следом случились еще две аварии. В результате 81 дом был отключен от центрального отопления. В квартирах почти три дня не было тепла! Слава Богу, зима теплая, а что было бы, если бы ударили морозы? Ведь почти в каждой квартире живут дети, старики, больные люди. И они бы замерзали! Что бы делал господин Лукманов - отогревал бы всех своими процентами? К сожалению, ими не согреешься. Налицо, как раньше говорили (и даже была такая статья Уголовного кодекса), очковтирательство. Не проверили, поторопились доложить губернатору, что все в порядке, потому что знали: хозяйка у нас "крутая", она предупредила - не дай бог, что-нибудь не будет готово вовремя! Но этой зимой не "мы готовы", а Господь Бог готов оказался, когда "организовал" нам плюсовую температуру.
- Разве все чиновники готовы заниматься очковтирательством? К вам не приходят руководители с жалобами на то, что их вынуждают обманывать или действовать незаконно?
- К нам обращались некоторые руководители ЖКХ и жаловались, что им не дают возможности нормально работать.
- Они не боятся потерять место? Вы же не принимаете анонимных заявлений.
- Не боятся. Это люди, для которых интересы горожан дороже собственных.
- Значит, гражданское самосознание растет и у чиновников тоже?
- Конечно! Это неверно, что все без исключения чиновники - бандиты и воры. Мы же говорим о недобросовестных чиновниках. Возможно, я не прав, но я считаю, что создание общественных институтов - в то время, когда есть гласность, действуют органы СМИ и прочее - это наш позор. Общественная палата - позор для страны. Общественная приемная - позор для города. Мы же вынуждены подстегивать недобросовестных чиновников, хотя пора привыкнуть к мысли, что недобросовестный чиновник - это, как раньше говорили, захребетник, кровосос, который получает деньги ни за что. Вот мы боремся с преступниками, боремся с грабителем, отнявшим у старушки пенсию. Почему же мы не боремся с чиновником, который бессовестно берет наши деньги в виде налогов и не работает? Это такой же грабитель - по-другому не скажешь. К нему трудно применить статью Уголовного кодекса, хотя можно было бы инкриминировать и бездействие, и халатность. "Ура-шапкозакидательство" господина Лукманова, например, в случае морозной зимы привело бы к смертям грудных детей от воспаления легких - то есть к преступлению, именуемому "халатность".
И в любой сфере любое нарушение существующих норм и правил, наплевательское отношение к работе может привести к трагическому исходу. Недавно в газетах писали о старушке, жительнице Ленобласти, которая пришла в Управление внутренних дел жаловаться на сына-наркомана. С ней очень грубо обошлись. Она села писать заявление и умерла, не встретив взаимопонимания и сочувствия в лице работников милиции, которые обязаны ее защищать! С тем же "успехом" эта женщина могла прийти на прием к нерадивому чиновнику жилкомсервиса или городской администрации, или в тот же собес... Поверьте, мне иногда очень стыдно читать ответы на наши запросы в собес, в которых написано, что по вине работника собеса кто-то не получил положенных льгот. Мы всегда просим серьезно наказать таких работников за нежелание исполнять свои прямые обязанности, но это далеко не всегда делают. Иногда просто указывают, что наложено дисциплинарное взыскание или "поставлено на вид". Значит, вперед, давай, продолжай в том же духе. Доводи людей до слез, до инфаркта, унижений... Где гарантия, что пожилой человек, ветеран, блокадник не умрет?
- Сильнее, чем недобросовестность и лень, людей обижает и унижает именно хамство.
- Именно! Посмотрите на наши жалобы - они же сами по себе яйца выеденного не стоят! Глобальных и серьезных жалоб много, но больше жалуются на то, что один самодур не захотел платить декретные деньги беременной женщине, другой бездельник не хочет залатать крышу, третий вентиль не может заменить, из-за чего в квартире постоянные протечки, четвертый не захотел отремонтировать подъезд, пятый не хочет обеспечить своевременную уборку территории, шестой не вывозит мусор... А ведь каждый из них получает деньги за то, чтобы выполнять свои обязанности. А платят ему за не оказанные услуги жильцы, налогоплательщики. Почему же с этих воров не спросить по всей строгости? Почему нужно позволять доводить людей до исступления? Нам звонят люди, которые настолько возмущены и измотаны, что их иногда даже понять толком невозможно. Это уму непостижимо: несколько лет добиваться того, чтобы заменили трубу, которую по первому сигналу обязаны заменить и которую люди уже по десять раз, считай, оплатили своими налогами и квартплатой. А где-то в кабинетах сидят раскормленные дяди и тети с жирными холками и либо молчат, либо рычат: "А нету средствов!" Почему такое происходит? Почему мы не можем этого наглеца, этого вора, который залез к нам в карман, остановить раз и навсегда? Почему мы должны без конца писать руководителю Центрального района Штуковой, женщине умной, хозяйственной, рачительной, но не желающей хоть что-то понимать? Почему мы должны несколько раз апеллировать к ней, чтобы она подхлестнула директора ГУЖА Николаева, который должен защищать интересы жителей, чтобы он хоть как-то работал? Он же ездит в персональной машине, сидит в большом кабинете с личным секретарем...
- Так в этом-то и дело: ему важен именно антураж и мифическое чувство власти.
- Ему созданы все условия, так почему он не хочет работать? Мы каждый месяц посылаем каждому руководителю района, в администрацию города, в прокуратуру и в городской суд подробный отчет, где детально описываем и анализируем все проблемы по каждой тематике. Кто мне объяснит, почему по Адмиралтейскому району, который не моложе Центрального и сталкивается с теми же проблемами, намного меньше жалоб? Наверное, потому, что там следят, как слуги народа выполняют свою работу. Почему в Кронштадтском районе, который по возрасту не младше и в котором работает точно такая же администрация, практически нет жалоб? Наверное, потому, что хозяин района делает все возможное, чтобы заставить работать с жалобами, и этим воспитывает своих людей. Вот и выходит, что в одном районе - безобразия, в другом - нет. Понятно, что у каждого могут быть какие-то сбои. Есть мудрая поговорка: "У неумелого руки не болят". Если человек работает, он будет ошибаться, и это естественно. Но суть в том, что надо бороться с недочетами, а не отмахиваться от них. Дело в отношении к человеку - оттого, что я десятки раз буду объясняться в любви к людям, им лучше не станет.
- А никто не обязан декларировать свою любовь к людям.
- Да, но человек на своем месте обязан помогать - не словом, а делом. Поверьте, налогоплательщику начхать, любят его или нет. Он заключил с чиновниками договор, нанял их на работу (за хорошие, между прочим, деньги). Прошли те времена, когда человек, работающий на государство, получал существенно меньше, чем работающий на самого себя. Знаменитый одесский анекдот-лозунг "Чтоб ты жил на одну зарплату!" уже неактуален: жить на зарплату чиновника можно, и, оказывается, очень хорошо. Так живи и делай то, что тебе положено по должностным обязанностям, - тебе для этого созданы все условия. А если не делаешь, то ты - вор и бандит, и тебя нужно выгонять к чертовой бабушке с этой работы. И уж тогда прозябай, как хочешь, если не понимаешь элементарных вещей. Мы сегодня живем в демократическом мире, и делать жизнь, как говорил Маяковский, нам есть с кого - с демократического человека, члена здорового общества. Вот как надо жить, а не ждать барина в лице губернатора или президента, которые приедут и нас рассудят.
Беседовала Мария КИНГИСЕПП