Экономика
НЕМЦЫ ХОТЯТ ПОКОРИТЬ РОССИЮ ЭЛЕКТРОНИКОЙ
18 января
В ФРГ бытовая и развлекательная электроника до сих пор стоит, как правило, на порядок дешевле, чем в России. Ныне сложилась ситуация, когда российский потребитель тоже сможет вкусить от качественных и доступных по цене "электронных благ по-немецки".
Германских старателей манит русское Эльдорадо
Причем само название "Эльдорадо" немецкие бизнесмены употребляют в двух значениях. Начнем с первого, приятного.
Россия сейчас, в представлении многих крупных предпринимателей ФРГ, подлинное Эльдорадо с ежегодным оборотом розничной торговли около 250 миллиардов евро, около десятой части которого составляет бытовая электроника (25 миллиардов евро).
Причем этот электронный Клондайк ежегодно растет на 20-30 процентов. Если в минувшем году в российской рознице было реализовано бытовой и аудио- видеотехники примерно на 12 миллиардов евро, компьютеров на 8 миллиардов и мобильных телефонов - на 5, то уже в 2007 году, по мнению европейских экспертов, цифры эти увеличатся практически на треть.
Как считает влиятельная немецкая газета "Ди Вельт", "Россия - это 143 миллиона потенциальных клиентов, которые потребляют охотно и много, но не слишком любят экономить. На покупки у них уходит до 70 процентов семейного бюджета, а если учесть, что Россия сейчас буквально купается в деньгах (средняя зарплата возросла в стране с 70 долларов в 1999 году до 370 долларов в году уходящем), то можно сказать: Россия - это рай, в котором никогда не закрываются магазины".
Вот, собственно, и главная причина интереса к нашему Клондайку немецких "старателей" - торговцев электроникой самого разнообразного профиля. Такие клиенты в их глазах вполне достойны "оригинала из Германии" (девиз вышедшей на российский рынок немецкой фирмы "Медиа-Маркт") - приемлемого по цене и традиционно качественного компьютера, телевизора, MP3-плеера, кухонного комбайна, мобильного телефона и прочих электронных благ современной цивилизации.
Битва титанов
Однако теперь и о другом - неприятном - значении, которое немецкие акулы бизнеса вкладывают в упомянутый термин. Сеть магазинов "Эльдорадо" для них - основной конкурент в рыночном сегменте торговли электроникой. Конкурент, которого они скорее предпочли бы переоценить, чем недооценить.
Рассказывая о "пионерском прорыве немецкой электроники на Восток Европы", пресса ФРГ охотно - и с опаской - пишет о "гигантском состоянии владельца сети "Эльдорадо" Игоря Яковлева" и, ссылаясь на журнал Forbes, оценивает оное "в 970 миллионов долларов". Указывает, что годовой оборот "Эльдорадо" составил в 2006 году 4,4 миллиарда евро (для сравнения: немецкий "Медиа-Маркт", который рассчитывает потеснить с нашего рынка в первую очередь именно "Эльдорадо", делает в ФРГ 4,83 миллиарда евро ежегодно). И, наконец, предупреждает немецких "электронных старателей", что им "придется крепко пободаться за русские кошельки с концерном, владеющим больше чем 1000 магазинов".
Есть у немцев и другие конкуренты в битве за электронный сегмент рынка. К ним в ФРГ в первую очередь относят фирмы "М-Видео" (с товарооборотом, составившим в 2006 году, по немецким данным, 1,6 миллиарда долларов), "Техносилу" (1 миллиард) и "Мир техники" (600-700 миллионов).
На самом деле страшат "оригиналов из Германии" не сами русские коллеги как таковые - конкуренцию в Европе уважают, а "практика бизнеса по-русски", не изменившаяся, по их мнению, за многие годы. Та самая практика, благодаря которой уже упомянутый "Ди Вельт" именует нашу страну не только "раем с не закрывающимися магазинами", но и "джунглями".
Закон - тайга
Что может помешать немцам продвинуть в Россию свою электронику, которая - свидетельствую по собственному опыту - и качественна, и недорога?
Немецкая пресса знает ответ на этот вопрос - недобросовестная конкуренция, "таможенные игры" и даже... российская милиция.
"Уже бывали случаи, когда российские подставные фирмы проводили через таможню партии мобильных телефонов под видом чугунных крышек, - приводит пример одна из хорошо осведомленных немецких газет. - Порой конкуренты насылают друг на друга милицию. К примеру, так случилось с самым крупным российским продавцом мобильных телефонов компанией "Евросеть". Сотрудники милиции изъяли здесь сотни тысяч телефонов "Моторола" как якобы представляющие опасность для здоровья. А лишь немногими неделями позже милиция и таможня сами же и занялись их реализацией. ("НВ" писало об этой истории. - Ред.) Тот, кто стремится захватывать чужие города, должен считаться и с тем, что муниципальные служащие могут воспрепятствовать открытию соответствующих магазинов - по поручению конкурентов".
Все это, по мнению немецких аналитиков, процветает в "сегменте российской торговли электроникой" и, между прочим, позволяет понять, "почему ни один (!) российский торговец, специализирующийся на реализации электроники, не выходит, в отличие от сетей супермаркетов, на биржу".
Рыбка ищет где глубже, бизнес - где нет поборов
Так что же мы, рядовые потребители, так и не дождемся "оригиналов из Европы"? Отнюдь. Пресс-секретарь "Медиа-Маркт" господин Бернхард Таубенбергер уверен: "Россия имеет такой большой рыночный потенциал, как ни одна другая страна в мире. Конечно, там у нас много зарекомендовавших себя конкурентов, но мы еще не опоздали".
Правда, смелость немецкого бизнеса объясняется не только привлекательностью российского рынка. В Германии не слишком охотно говорят о том, что в 2007 году там могут сильно подскочить цены на компьютерную и периферийную технику. К примеру, на цветной струйный принтер - на 20, на мультифункциональный аппарат - на 77, на компьютер с периферией - на целых 265 евро! Увы, но такова плата (в конечном счете для покупателя) за уважение к так называемым авторским правам. Их владельцы в ФРГ, похоже, добились повышения сборов за потенциальное легальное копирование всего и вся (хоть документов, хоть музыки), уже изначально заложив одну лишь возможность (!) копирования в стоимость самой разнообразной аппаратуры.
А вот в России - при всех страхах перед ее таможней и милицией - ничего такого (пока) нет. Так что и в смысле розничной торговли электроникой может вполне сложиться ситуация, когда некоторые "оригиналы из Германии" будут стоить в России дешевле, чем у себя на родине.
Любой капитал, как известно, бежит от неумеренных сборов и налогов. И отчасти ситуация на розничных рынках Западной Европы и России равнозначна. В России - свои проблемы: игра не по правилам и использование административного ресурса в борьбе с конкурентами, в Европе - свои. И если завтра российский рынок окажется более привлекательным, чем европейский (как уже отчасти произошло в автомобильном секторе), Россия сможет догнать по уровню жизни не только Португалию.
Рейтинг
Лучшие страны для шопинга
№ в 2006 № в 2005 Страна Город
1 1 США Нью-Йорк
2 2 Гонконг Гонконг
3 3 Франция Париж
4 4 Великобритания Лондон
5 5 Япония Токио
6 6 Ирландия Дублин
7 10 Швейцария Цюрих
8 7 Австралия Сидней
9 8 Южная Корея Сеул
10 9 Германия Мюнхен
10 12 Греция Афины
12 13 Испания Мадрид
13 14 Сингапур Сингапур
14 15 Италия Милан/Рим
15 11 Россия Москва
РБК.Рейтинг
Антон ШАНДОРОВ, собкор "НВ" в Германии
Германских старателей манит русское Эльдорадо
Причем само название "Эльдорадо" немецкие бизнесмены употребляют в двух значениях. Начнем с первого, приятного.
Россия сейчас, в представлении многих крупных предпринимателей ФРГ, подлинное Эльдорадо с ежегодным оборотом розничной торговли около 250 миллиардов евро, около десятой части которого составляет бытовая электроника (25 миллиардов евро).
Причем этот электронный Клондайк ежегодно растет на 20-30 процентов. Если в минувшем году в российской рознице было реализовано бытовой и аудио- видеотехники примерно на 12 миллиардов евро, компьютеров на 8 миллиардов и мобильных телефонов - на 5, то уже в 2007 году, по мнению европейских экспертов, цифры эти увеличатся практически на треть.
Как считает влиятельная немецкая газета "Ди Вельт", "Россия - это 143 миллиона потенциальных клиентов, которые потребляют охотно и много, но не слишком любят экономить. На покупки у них уходит до 70 процентов семейного бюджета, а если учесть, что Россия сейчас буквально купается в деньгах (средняя зарплата возросла в стране с 70 долларов в 1999 году до 370 долларов в году уходящем), то можно сказать: Россия - это рай, в котором никогда не закрываются магазины".
Вот, собственно, и главная причина интереса к нашему Клондайку немецких "старателей" - торговцев электроникой самого разнообразного профиля. Такие клиенты в их глазах вполне достойны "оригинала из Германии" (девиз вышедшей на российский рынок немецкой фирмы "Медиа-Маркт") - приемлемого по цене и традиционно качественного компьютера, телевизора, MP3-плеера, кухонного комбайна, мобильного телефона и прочих электронных благ современной цивилизации.
Битва титанов
Однако теперь и о другом - неприятном - значении, которое немецкие акулы бизнеса вкладывают в упомянутый термин. Сеть магазинов "Эльдорадо" для них - основной конкурент в рыночном сегменте торговли электроникой. Конкурент, которого они скорее предпочли бы переоценить, чем недооценить.
Рассказывая о "пионерском прорыве немецкой электроники на Восток Европы", пресса ФРГ охотно - и с опаской - пишет о "гигантском состоянии владельца сети "Эльдорадо" Игоря Яковлева" и, ссылаясь на журнал Forbes, оценивает оное "в 970 миллионов долларов". Указывает, что годовой оборот "Эльдорадо" составил в 2006 году 4,4 миллиарда евро (для сравнения: немецкий "Медиа-Маркт", который рассчитывает потеснить с нашего рынка в первую очередь именно "Эльдорадо", делает в ФРГ 4,83 миллиарда евро ежегодно). И, наконец, предупреждает немецких "электронных старателей", что им "придется крепко пободаться за русские кошельки с концерном, владеющим больше чем 1000 магазинов".
Есть у немцев и другие конкуренты в битве за электронный сегмент рынка. К ним в ФРГ в первую очередь относят фирмы "М-Видео" (с товарооборотом, составившим в 2006 году, по немецким данным, 1,6 миллиарда долларов), "Техносилу" (1 миллиард) и "Мир техники" (600-700 миллионов).
На самом деле страшат "оригиналов из Германии" не сами русские коллеги как таковые - конкуренцию в Европе уважают, а "практика бизнеса по-русски", не изменившаяся, по их мнению, за многие годы. Та самая практика, благодаря которой уже упомянутый "Ди Вельт" именует нашу страну не только "раем с не закрывающимися магазинами", но и "джунглями".
Закон - тайга
Что может помешать немцам продвинуть в Россию свою электронику, которая - свидетельствую по собственному опыту - и качественна, и недорога?
Немецкая пресса знает ответ на этот вопрос - недобросовестная конкуренция, "таможенные игры" и даже... российская милиция.
"Уже бывали случаи, когда российские подставные фирмы проводили через таможню партии мобильных телефонов под видом чугунных крышек, - приводит пример одна из хорошо осведомленных немецких газет. - Порой конкуренты насылают друг на друга милицию. К примеру, так случилось с самым крупным российским продавцом мобильных телефонов компанией "Евросеть". Сотрудники милиции изъяли здесь сотни тысяч телефонов "Моторола" как якобы представляющие опасность для здоровья. А лишь немногими неделями позже милиция и таможня сами же и занялись их реализацией. ("НВ" писало об этой истории. - Ред.) Тот, кто стремится захватывать чужие города, должен считаться и с тем, что муниципальные служащие могут воспрепятствовать открытию соответствующих магазинов - по поручению конкурентов".
Все это, по мнению немецких аналитиков, процветает в "сегменте российской торговли электроникой" и, между прочим, позволяет понять, "почему ни один (!) российский торговец, специализирующийся на реализации электроники, не выходит, в отличие от сетей супермаркетов, на биржу".
Рыбка ищет где глубже, бизнес - где нет поборов
Так что же мы, рядовые потребители, так и не дождемся "оригиналов из Европы"? Отнюдь. Пресс-секретарь "Медиа-Маркт" господин Бернхард Таубенбергер уверен: "Россия имеет такой большой рыночный потенциал, как ни одна другая страна в мире. Конечно, там у нас много зарекомендовавших себя конкурентов, но мы еще не опоздали".
Правда, смелость немецкого бизнеса объясняется не только привлекательностью российского рынка. В Германии не слишком охотно говорят о том, что в 2007 году там могут сильно подскочить цены на компьютерную и периферийную технику. К примеру, на цветной струйный принтер - на 20, на мультифункциональный аппарат - на 77, на компьютер с периферией - на целых 265 евро! Увы, но такова плата (в конечном счете для покупателя) за уважение к так называемым авторским правам. Их владельцы в ФРГ, похоже, добились повышения сборов за потенциальное легальное копирование всего и вся (хоть документов, хоть музыки), уже изначально заложив одну лишь возможность (!) копирования в стоимость самой разнообразной аппаратуры.
А вот в России - при всех страхах перед ее таможней и милицией - ничего такого (пока) нет. Так что и в смысле розничной торговли электроникой может вполне сложиться ситуация, когда некоторые "оригиналы из Германии" будут стоить в России дешевле, чем у себя на родине.
Любой капитал, как известно, бежит от неумеренных сборов и налогов. И отчасти ситуация на розничных рынках Западной Европы и России равнозначна. В России - свои проблемы: игра не по правилам и использование административного ресурса в борьбе с конкурентами, в Европе - свои. И если завтра российский рынок окажется более привлекательным, чем европейский (как уже отчасти произошло в автомобильном секторе), Россия сможет догнать по уровню жизни не только Португалию.
Рейтинг
Лучшие страны для шопинга
№ в 2006 № в 2005 Страна Город
1 1 США Нью-Йорк
2 2 Гонконг Гонконг
3 3 Франция Париж
4 4 Великобритания Лондон
5 5 Япония Токио
6 6 Ирландия Дублин
7 10 Швейцария Цюрих
8 7 Австралия Сидней
9 8 Южная Корея Сеул
10 9 Германия Мюнхен
10 12 Греция Афины
12 13 Испания Мадрид
13 14 Сингапур Сингапур
14 15 Италия Милан/Рим
15 11 Россия Москва
РБК.Рейтинг
Антон ШАНДОРОВ, собкор "НВ" в Германии