Культура
АЛЬБЕРТ АСАДУЛЛИН: "У МЕНЯ В ЖИЗНИ НЕ БЫЛО ХОРОШЕГО НАСТАВНИКА"
19 января
Минувший год для Альберта Асадуллина ознаменовался рядом важных событий. Во-первых, у него родилась еще одна дочь. Во-вторых, семья Асадуллиных (помимо Альберта это жена Алена и дочери Алиса и Алина) переехала на постоянное место жительства - в поселок Воейково Всеволожского района. Ну и, наконец, возвращение в театр "Рок-опера", где, собственно, и состоялся творческий взлет певца.
Из Мюзик-холла Асадуллин успел уйти до того, как там произошли "изменения" в штатном расписании, согласно которому оказались сокращенными все ведущие вокалисты. Исключение было сделано лишь для Ольги Вардашевой. "Представляете? Альберт Асадуллин уволен по сокращению штатного расписания!" - воскликнул заслуженный артист России, народный артист Татарстана в начале нашей беседы.
"Я РОДИЛСЯ В ЖАНРЕ МЮЗИКЛА..."
- Альберт, с чего это вы вдруг вернулись в "Рок-оперу"?
- Отнюдь не вдруг. В связи с 30-летием постановки "Орфея и Эвридики" была осуществлена новая версия с моим участием. Нынешняя постановка, которую я не сразу принял, кардинально отличается от первой. Современная версия оказалась даже интересней. У художественного руководителя театра Владимира Подгородинского много интересных планов. Например, восстановление "Фламандской легенды" - мюзикла о Тиле Уленшпигеле. Также планируются новые постановки, но об этом пока говорить рано. Так что я теперь являюсь солистом театра "Рок-опера" и живу интересной творческой жизнью.
- Что побудило вас уйти из Мюзик-холла?
- Я шел в этот театр с огромной радостью. Причем не сам попросился, а по приглашению директора Александра Платунова, и сразу же стал участником программы "Только в Мюзик-холле. Меня привлекала в театре собственная сцена и великолепный зал, наличие балета и живого оркестра. Я ведь родился как артист именно в мюзикле - жанре, где можно в полной степени выразить себя и в вокальной, и в пластической, и в актерской формах. Во время переговоров с Платуновым шла речь о моем сольном концерте. Но ничего реального не происходило, а на все мои вопросы по этому поводу был один ответ: нет средств. При этом создавались какие-то спектакли, открывались новые площадки. На сольный же концерт Асадуллина средств не находилось.
- Ваши сольные концерты все-таки состоялись, пусть и не в Мюзик-холле.
- Они стали возможны благодаря усердию и неутомимой энергии директора ДК "Выборгский" Виктора Ловкова, с которым мы дружим еще с рок-н-ролльных времен. Он удивительный организатор и очень талантливый человек.
"СВЯТАЯ К МУЗЫКЕ ЛЮБОВЬ"
- Сейчас много разговоров ходит вокруг мюзикла. Одни говорят, что на российской почве он не приживется, другие предрекают ему скорую смерть даже во вселенских масштабах...
- Этот жанр не может умереть. Может быть, он у нас не прижился так, как на Бродвее. Понятно, что мюзиклы к нам пришли оттуда. Но и оперетта, и опера пришли тоже извне. Многие режиссеры понимают значимость музыки в спектакле. А сколько создается драматических спектаклей на хорошем музыкальном материале, где актеры и поют, и танцуют! Взять хотя бы спектакли Молодежного театра на Фонтанке. Музыка обогащает любой спектакль. Может быть, мало ярких драматических режиссеров, таких, как Марк Розовский. Потрясающе работали в этом направлении Игорь Владимиров и Владимир Воробьев.
- А вы не жалеете, что не учились музыкальной режиссуре?
- Жалею. Хотя что-то и в этом направлении мне сделать удалось. Например, в 1989 году мы с Дамиром Сирозеевым поставили "Магди" в Казани. Прошло уже 17 лет, а там с воодушевлением вспоминают это действо.
- Вы в своем творчестве много внимания уделяете татарской культуре?
- Да. В прошлом году был выпущен мой диск с татарскими песнями "Жемчужины". Хочу сделать сценическую версию.
- А насколько эта "версия" может быть интересна русскоязычному человеку?
- Мы же слушаем итальянские или испанские песни. Первоначально на человека эмоциональное воздействие оказывает музыка. Частенько люди напевают мелодию, не зная слов. У них - "святая к музыке любовь".
ВЫПАЛ ИЗ ОБОЙМЫ
- Альберт, при вашем вокальном диапазоне вы могли бы занять достойное место и на оперной сцене. Не возникало такого желания?
- По молодости - нет. К сожалению, на протяжении моей актерской жизни у меня не было наставника, который мог бы меня вовремя и правильно направить. Никто мне не подсказывал, какую песню стоит спеть, а какую - не обязательно. Даже на эстраде. Глупейший случай у меня произошел в сотрудничестве с Давидом Тухмановым, которого очень высоко ценю. Помните песню "Сияй, Ташкент, звезда Востока"?
- Конечно! Помимо вас ее пел когда-то популярный узбекский ансамбль "Ялла".
- Песня в свое время была очень популярной. А для меня было большой удачей мое сотрудничество с Тухмановым. После "Звезды Востока" Давид вновь обратился ко мне с предложением - спеть новую песню "Остановите музыку".
- Ее исполнял Тынис Мяги.
- Да. Но первоначально песня предлагалась мне. Какая-то фраза там мне не понравилась, и я отказался. Теперь даже не могу припомнить, что это была за фраза. Возможно, из-за таких вот несоответствий я и выпал из обоймы. Несмотря на то что сотрудничал с такими крупными композиторами, как Юрий Саульский, Андрей Петров, Игорь Корнелюк.
- Я прослышал о вашем опыте работы в мультипликации. Было интересно?
- Да, конечно. Озвучивание для меня было в новинку, хотя у меня есть способность имитировать разные голоса. Работалось легко и с удовольствием.
- Так же как в ледовой опере "Бесконечность"?
- "Бесконечность" - проект очень высокого качества. Жаль, что он не имеет продолжения. Правда, я предполагал, что мы с фигуристами будем находиться в более тесном пересечении, а в итоге работали в двух разных измерениях.
ВСПОМНИЛ ОБ АРХИТЕКТУРЕ
- Когда вы запели, что называется, профессионально? Когда учились в Академии художеств?
- Уже на первом курсе мы создали группу "Призраки", тут же ставшую популярной среди молодежи. Первоначально музыка была хобби, которое потом переросло в профессиональную деятельность. Где-то на 3-м курсе мне захотелось бросить институт, но мама настояла на том, чтобы я этого не делал.
- Ваша мама оказывала на вас большое влияние?
- Да. Несмотря на то что у нас была многодетная семья. После смерти своей сестры мама взяла на воспитание ее детей. Таким образом, нас было семеро - трое родных и четверо приемных. Она была рада моим творческим успехам, всегда просила петь на концертах "Дорогу без конца". Сама обладала уникальными вокальными данными. Ей многие говорили: "Нагима, тебе нужно идти в филармонию". А она в ответ ссылалась на нас и сетовала: "Ну куда я пойду, если у меня семеро детей!"
- Специальность архитектора в жизни так и не пригодилась?
- Пригодилась. При строительстве моего загородного дома.
- Со своим сыном-художником вам приходилось сотрудничать?
- Владислав оформлял мои альбомы. Я планирую выпустить новый диск. Скорее всего, его тоже будет оформлять он.
- А дочерей кем хотите видеть?
- Хорошими людьми. О большем пока не загадываю. Хотя у двухлетней Алисы уже проявляются творческие способности. Она занимается с большим удовольствием в детском центре искусств, конечно же, на уровне игр, пластично двигается, рисует, лепит. О младшей дочери пока говорить рано. Ей всего 7 месяцев. Но вообще буду очень рад, если кто-нибудь из них станет художником.
Беседовал Константин ГЛУШЕНКОВ
Из Мюзик-холла Асадуллин успел уйти до того, как там произошли "изменения" в штатном расписании, согласно которому оказались сокращенными все ведущие вокалисты. Исключение было сделано лишь для Ольги Вардашевой. "Представляете? Альберт Асадуллин уволен по сокращению штатного расписания!" - воскликнул заслуженный артист России, народный артист Татарстана в начале нашей беседы.
"Я РОДИЛСЯ В ЖАНРЕ МЮЗИКЛА..."
- Альберт, с чего это вы вдруг вернулись в "Рок-оперу"?
- Отнюдь не вдруг. В связи с 30-летием постановки "Орфея и Эвридики" была осуществлена новая версия с моим участием. Нынешняя постановка, которую я не сразу принял, кардинально отличается от первой. Современная версия оказалась даже интересней. У художественного руководителя театра Владимира Подгородинского много интересных планов. Например, восстановление "Фламандской легенды" - мюзикла о Тиле Уленшпигеле. Также планируются новые постановки, но об этом пока говорить рано. Так что я теперь являюсь солистом театра "Рок-опера" и живу интересной творческой жизнью.
- Что побудило вас уйти из Мюзик-холла?
- Я шел в этот театр с огромной радостью. Причем не сам попросился, а по приглашению директора Александра Платунова, и сразу же стал участником программы "Только в Мюзик-холле. Меня привлекала в театре собственная сцена и великолепный зал, наличие балета и живого оркестра. Я ведь родился как артист именно в мюзикле - жанре, где можно в полной степени выразить себя и в вокальной, и в пластической, и в актерской формах. Во время переговоров с Платуновым шла речь о моем сольном концерте. Но ничего реального не происходило, а на все мои вопросы по этому поводу был один ответ: нет средств. При этом создавались какие-то спектакли, открывались новые площадки. На сольный же концерт Асадуллина средств не находилось.
- Ваши сольные концерты все-таки состоялись, пусть и не в Мюзик-холле.
- Они стали возможны благодаря усердию и неутомимой энергии директора ДК "Выборгский" Виктора Ловкова, с которым мы дружим еще с рок-н-ролльных времен. Он удивительный организатор и очень талантливый человек.
"СВЯТАЯ К МУЗЫКЕ ЛЮБОВЬ"
- Сейчас много разговоров ходит вокруг мюзикла. Одни говорят, что на российской почве он не приживется, другие предрекают ему скорую смерть даже во вселенских масштабах...
- Этот жанр не может умереть. Может быть, он у нас не прижился так, как на Бродвее. Понятно, что мюзиклы к нам пришли оттуда. Но и оперетта, и опера пришли тоже извне. Многие режиссеры понимают значимость музыки в спектакле. А сколько создается драматических спектаклей на хорошем музыкальном материале, где актеры и поют, и танцуют! Взять хотя бы спектакли Молодежного театра на Фонтанке. Музыка обогащает любой спектакль. Может быть, мало ярких драматических режиссеров, таких, как Марк Розовский. Потрясающе работали в этом направлении Игорь Владимиров и Владимир Воробьев.
- А вы не жалеете, что не учились музыкальной режиссуре?
- Жалею. Хотя что-то и в этом направлении мне сделать удалось. Например, в 1989 году мы с Дамиром Сирозеевым поставили "Магди" в Казани. Прошло уже 17 лет, а там с воодушевлением вспоминают это действо.
- Вы в своем творчестве много внимания уделяете татарской культуре?
- Да. В прошлом году был выпущен мой диск с татарскими песнями "Жемчужины". Хочу сделать сценическую версию.
- А насколько эта "версия" может быть интересна русскоязычному человеку?
- Мы же слушаем итальянские или испанские песни. Первоначально на человека эмоциональное воздействие оказывает музыка. Частенько люди напевают мелодию, не зная слов. У них - "святая к музыке любовь".
ВЫПАЛ ИЗ ОБОЙМЫ
- Альберт, при вашем вокальном диапазоне вы могли бы занять достойное место и на оперной сцене. Не возникало такого желания?
- По молодости - нет. К сожалению, на протяжении моей актерской жизни у меня не было наставника, который мог бы меня вовремя и правильно направить. Никто мне не подсказывал, какую песню стоит спеть, а какую - не обязательно. Даже на эстраде. Глупейший случай у меня произошел в сотрудничестве с Давидом Тухмановым, которого очень высоко ценю. Помните песню "Сияй, Ташкент, звезда Востока"?
- Конечно! Помимо вас ее пел когда-то популярный узбекский ансамбль "Ялла".
- Песня в свое время была очень популярной. А для меня было большой удачей мое сотрудничество с Тухмановым. После "Звезды Востока" Давид вновь обратился ко мне с предложением - спеть новую песню "Остановите музыку".
- Ее исполнял Тынис Мяги.
- Да. Но первоначально песня предлагалась мне. Какая-то фраза там мне не понравилась, и я отказался. Теперь даже не могу припомнить, что это была за фраза. Возможно, из-за таких вот несоответствий я и выпал из обоймы. Несмотря на то что сотрудничал с такими крупными композиторами, как Юрий Саульский, Андрей Петров, Игорь Корнелюк.
- Я прослышал о вашем опыте работы в мультипликации. Было интересно?
- Да, конечно. Озвучивание для меня было в новинку, хотя у меня есть способность имитировать разные голоса. Работалось легко и с удовольствием.
- Так же как в ледовой опере "Бесконечность"?
- "Бесконечность" - проект очень высокого качества. Жаль, что он не имеет продолжения. Правда, я предполагал, что мы с фигуристами будем находиться в более тесном пересечении, а в итоге работали в двух разных измерениях.
ВСПОМНИЛ ОБ АРХИТЕКТУРЕ
- Когда вы запели, что называется, профессионально? Когда учились в Академии художеств?
- Уже на первом курсе мы создали группу "Призраки", тут же ставшую популярной среди молодежи. Первоначально музыка была хобби, которое потом переросло в профессиональную деятельность. Где-то на 3-м курсе мне захотелось бросить институт, но мама настояла на том, чтобы я этого не делал.
- Ваша мама оказывала на вас большое влияние?
- Да. Несмотря на то что у нас была многодетная семья. После смерти своей сестры мама взяла на воспитание ее детей. Таким образом, нас было семеро - трое родных и четверо приемных. Она была рада моим творческим успехам, всегда просила петь на концертах "Дорогу без конца". Сама обладала уникальными вокальными данными. Ей многие говорили: "Нагима, тебе нужно идти в филармонию". А она в ответ ссылалась на нас и сетовала: "Ну куда я пойду, если у меня семеро детей!"
- Специальность архитектора в жизни так и не пригодилась?
- Пригодилась. При строительстве моего загородного дома.
- Со своим сыном-художником вам приходилось сотрудничать?
- Владислав оформлял мои альбомы. Я планирую выпустить новый диск. Скорее всего, его тоже будет оформлять он.
- А дочерей кем хотите видеть?
- Хорошими людьми. О большем пока не загадываю. Хотя у двухлетней Алисы уже проявляются творческие способности. Она занимается с большим удовольствием в детском центре искусств, конечно же, на уровне игр, пластично двигается, рисует, лепит. О младшей дочери пока говорить рано. Ей всего 7 месяцев. Но вообще буду очень рад, если кто-нибудь из них станет художником.
Беседовал Константин ГЛУШЕНКОВ