Культура
КОГДА АКТЕР ДУМАЕТ О ХУДЫХ БОТИНКАХ, ОН СПОЕТ ПЛОХО
19 января
Оперетту Франца Легара "Веселая вдова", премьера которой в Театре му-
зыкальной комедии состоялась в конце минувшего года, поставил известный венгерский режиссер Миклош Синетар. Спектакль плавно перенесли с будапештской сцены на петербургскую. Что заставило обратиться к зарубежному сотрудничеству генерального директора театра Юрия Шварцкопфа?
"СЕКОНД-ХЕНД" НЕ ТАК УЖ ПЛОХ
-Оперетта - жанр дорогой: чтобы поставить полновесный спектакль с декорациями, с соответствующими эпохе костюмами, надо очень серьезно вложиться финансово, - рассказал корреспонденту "НВ" Юрий Шварцкопф. - А вот купить уже готовую постановку получается дешевле как минимум в два раза. Поначалу некоторые актеры были недовольны: мол, зачем нам "секонд-хенд", это для нас унизительно. (Свое неприятие переноса будапештской постановки на питерскую сцену выразил и прежний руководитель Театра музыкальной комедии Александр Белинский, увидев в этом разрушение традиций жанра. - Е.Д.) Но нам не до барства сегодня. Мы должны очень спешить, чтобы восстановить за последние годы утраченный уровень, и актерский, и режиссерский, и зрителей завоевать новых. Нас сильно отбросил назад затянувшийся на целых 18 лет капитальный ремонт здания. Театр блуждал по разным площадкам города, и, сами понимаете, такие скитания никак не могли прибавить оптимизма актерам. А ведь для того, чтобы театр дышал, жил, нужна и стабильность, и творческий поиск, и финансовые вливания. Когда актер на сцене, исполняя арию мистера Икса, думает о том, как прокормить семью и что у него ботинки худые, а на дворе уже зима, понятное дело, это не может не отражаться на качестве работы.
ШТУЧНОСТЬ ПРОФЕССИИ
Юрий Алексеевич посетовал на то, что теперь в Академии театрального искусства упразднили специальность "актер оперетты". Только эстрадников выпускают. Хотя, понятно, что "опереточник" может спеть и в мюзикле, и в оперетте, и даже в опере. А вот выпускник факультета эстрадного вокала весьма ограничен в своих возможностях.
И все это на фоне того, что актеру в театр устроиться непросто - вакансий не так уж много. При этом найти хорошего талантливого артиста тоже нелегко. Порой для зрителя не всегда понятно, почему 60-летняя актриса исполняет роль юной героини. Объяснишь разве, что постановщику негде взять нужный голос?
Обстоятельства толкают театры переходить на контрактную основу.
- Но Театр музыкальной комедии намерен держаться до последнего. Я не представляю себе, как можно сохранить оперетту как жанр вне стационарного театра, - уверенно говорит Юрий Шварцкопф. - Разваливать мы горазды, а вот восстанавливать утраченное - кому это будет под силу? Печален опыт петербургского Мюзик-холла. Когда-то блиставший коллектив сегодня просто исчез, растворился - там осталась только Ольга Вардашева как символ прежней славы. А все потому, что вовремя не было оказано государственной финансовой поддержки, да и, наверное, деньги куда-то не туда шли. Все это накладывалось на неточность поставленных творческих задач. Сегодня мы некоторых артистов Мюзик-холла, музыкантов оркестра трудоустраиваем у себя в театре. Я просто уверен, что с музыкальными артистами надо обращаться бережно, иначе мы и не заметим, как растеряем наш золотой фонд.
МИКРОФОНЫ НА ШНУРАХ
Даже "Мулен Руж" переживал когда-то тяжелые времена. Но выстоял, не развалился. У петербургского Театра музыкальной комедии путь сегодня непрост: во-первых, сохранить традиции, сохранить актеров и при этом не погрязнуть в болоте, найти новые и точные формы общения со зрителем, возможно, обратить внимание на постановку мюзиклов. Хотя немало режиссерских голосов раздается по поводу того, что мюзиклы в России ставить не умеют! Постановка "Чикаго" оказалась по сути провальной. А переносы на русскую сцену бешено популярных американских мюзиклов, как это случилось с "Кошками", обычно заканчиваются неудачами. Для мюзиклов нужны очень высокий уровень певцов и танцоров и аппаратура не 70-х годов. Согласитесь, смешно смотреть на артистов, когда они выходят петь рок-оперу с микрофонами на шнурах. Но опять все упирается в средства - в той же Москве их можно найти для постановок не в пример больше, чем в Питере, сетуют режиссеры. Какой может быть мюзикл, если на спектакль выделяют "три с половиной копейки"? Вот и приходится крутиться: ставить эксперименты (типа "Милого друга" Марка Розовского или "Синей бороды" Юрия Александрова) или же приглашать из-за рубежа режиссеров высокого уровня с уже проверенным качественным результатом.
"У ВАС АКТЕРЫ ОЧЕНЬ ВЫСОКОГО КЛАССА!"
- Напрасно в России прибедняются, говоря, что артисты не очень хороши, не дотягивают до европейского уровня, - рассказал корреспонденту "НВ" режиссер Будапештского театра оперетты Миклош Синетар. - У вас прекрасные актеры! Я увидел очень хорошую классическую школу, замечательные драматические данные. Может быть, актеры немного застоялись, но тем более они нуждаются в том, чтобы их выводили на новый виток. Я с удовольствием работал с заслуженными артистами России Светланой Луговой, Владимиром Матвеевым, Владимиром Самсоновым. Помню также замечательный опыт 25-летней давности, когда я ставил в Московском театре оперетты "Баронессу Лили". Не могу сказать, что французские, немецкие, финские, американские актеры сильнее представителей русской музыкальной школы.
Сегодня "Веселая вдова" переживает бурный аншлаг. Хотя вряд ли это безоговорочная победа будапештско-петербургской постановки. Если присмотреться, в зале практически нет молодых лиц. Молодежь на оперетту не ходит - в это время она в лучшем случае идет на драматические постановки, а в основном посещает эстрадные концерты, уважаемого БГ, ну и, конечно, тусуется в ночных клубах. "Веселая вдова" явно не про них. Корреспондент "НВ" задала вопрос случайно встреченным на улице молодым людям. Ирина Студеникина, студентка ЛИСИ, даже не знала, что где-то еще идут оперетты, думала, что они давно не существуют. А Роман, менеджер магазина модной одежды, выразил свое мнение так:
- Меня должно взволновать действие, которое я вижу на сцене или на экране. Я сходил как-то в оперетту ради своей мамы и не получил главного - мне не передался накал страстей, я не почувствовал любви. А ведь без этого никакое искусство и не нужно. Поэтому предпочту почитать книгу, а еще лучше - встретиться с любимой девушкой. Думаю, оперетта нужна только взрослым зрителям, которые по привычке хотят увидеть то, что волновало их во времена их юности.
Елена ДОБРЯКОВА
зыкальной комедии состоялась в конце минувшего года, поставил известный венгерский режиссер Миклош Синетар. Спектакль плавно перенесли с будапештской сцены на петербургскую. Что заставило обратиться к зарубежному сотрудничеству генерального директора театра Юрия Шварцкопфа?
"СЕКОНД-ХЕНД" НЕ ТАК УЖ ПЛОХ
-Оперетта - жанр дорогой: чтобы поставить полновесный спектакль с декорациями, с соответствующими эпохе костюмами, надо очень серьезно вложиться финансово, - рассказал корреспонденту "НВ" Юрий Шварцкопф. - А вот купить уже готовую постановку получается дешевле как минимум в два раза. Поначалу некоторые актеры были недовольны: мол, зачем нам "секонд-хенд", это для нас унизительно. (Свое неприятие переноса будапештской постановки на питерскую сцену выразил и прежний руководитель Театра музыкальной комедии Александр Белинский, увидев в этом разрушение традиций жанра. - Е.Д.) Но нам не до барства сегодня. Мы должны очень спешить, чтобы восстановить за последние годы утраченный уровень, и актерский, и режиссерский, и зрителей завоевать новых. Нас сильно отбросил назад затянувшийся на целых 18 лет капитальный ремонт здания. Театр блуждал по разным площадкам города, и, сами понимаете, такие скитания никак не могли прибавить оптимизма актерам. А ведь для того, чтобы театр дышал, жил, нужна и стабильность, и творческий поиск, и финансовые вливания. Когда актер на сцене, исполняя арию мистера Икса, думает о том, как прокормить семью и что у него ботинки худые, а на дворе уже зима, понятное дело, это не может не отражаться на качестве работы.
ШТУЧНОСТЬ ПРОФЕССИИ
Юрий Алексеевич посетовал на то, что теперь в Академии театрального искусства упразднили специальность "актер оперетты". Только эстрадников выпускают. Хотя, понятно, что "опереточник" может спеть и в мюзикле, и в оперетте, и даже в опере. А вот выпускник факультета эстрадного вокала весьма ограничен в своих возможностях.
И все это на фоне того, что актеру в театр устроиться непросто - вакансий не так уж много. При этом найти хорошего талантливого артиста тоже нелегко. Порой для зрителя не всегда понятно, почему 60-летняя актриса исполняет роль юной героини. Объяснишь разве, что постановщику негде взять нужный голос?
Обстоятельства толкают театры переходить на контрактную основу.
- Но Театр музыкальной комедии намерен держаться до последнего. Я не представляю себе, как можно сохранить оперетту как жанр вне стационарного театра, - уверенно говорит Юрий Шварцкопф. - Разваливать мы горазды, а вот восстанавливать утраченное - кому это будет под силу? Печален опыт петербургского Мюзик-холла. Когда-то блиставший коллектив сегодня просто исчез, растворился - там осталась только Ольга Вардашева как символ прежней славы. А все потому, что вовремя не было оказано государственной финансовой поддержки, да и, наверное, деньги куда-то не туда шли. Все это накладывалось на неточность поставленных творческих задач. Сегодня мы некоторых артистов Мюзик-холла, музыкантов оркестра трудоустраиваем у себя в театре. Я просто уверен, что с музыкальными артистами надо обращаться бережно, иначе мы и не заметим, как растеряем наш золотой фонд.
МИКРОФОНЫ НА ШНУРАХ
Даже "Мулен Руж" переживал когда-то тяжелые времена. Но выстоял, не развалился. У петербургского Театра музыкальной комедии путь сегодня непрост: во-первых, сохранить традиции, сохранить актеров и при этом не погрязнуть в болоте, найти новые и точные формы общения со зрителем, возможно, обратить внимание на постановку мюзиклов. Хотя немало режиссерских голосов раздается по поводу того, что мюзиклы в России ставить не умеют! Постановка "Чикаго" оказалась по сути провальной. А переносы на русскую сцену бешено популярных американских мюзиклов, как это случилось с "Кошками", обычно заканчиваются неудачами. Для мюзиклов нужны очень высокий уровень певцов и танцоров и аппаратура не 70-х годов. Согласитесь, смешно смотреть на артистов, когда они выходят петь рок-оперу с микрофонами на шнурах. Но опять все упирается в средства - в той же Москве их можно найти для постановок не в пример больше, чем в Питере, сетуют режиссеры. Какой может быть мюзикл, если на спектакль выделяют "три с половиной копейки"? Вот и приходится крутиться: ставить эксперименты (типа "Милого друга" Марка Розовского или "Синей бороды" Юрия Александрова) или же приглашать из-за рубежа режиссеров высокого уровня с уже проверенным качественным результатом.
"У ВАС АКТЕРЫ ОЧЕНЬ ВЫСОКОГО КЛАССА!"
- Напрасно в России прибедняются, говоря, что артисты не очень хороши, не дотягивают до европейского уровня, - рассказал корреспонденту "НВ" режиссер Будапештского театра оперетты Миклош Синетар. - У вас прекрасные актеры! Я увидел очень хорошую классическую школу, замечательные драматические данные. Может быть, актеры немного застоялись, но тем более они нуждаются в том, чтобы их выводили на новый виток. Я с удовольствием работал с заслуженными артистами России Светланой Луговой, Владимиром Матвеевым, Владимиром Самсоновым. Помню также замечательный опыт 25-летней давности, когда я ставил в Московском театре оперетты "Баронессу Лили". Не могу сказать, что французские, немецкие, финские, американские актеры сильнее представителей русской музыкальной школы.
Сегодня "Веселая вдова" переживает бурный аншлаг. Хотя вряд ли это безоговорочная победа будапештско-петербургской постановки. Если присмотреться, в зале практически нет молодых лиц. Молодежь на оперетту не ходит - в это время она в лучшем случае идет на драматические постановки, а в основном посещает эстрадные концерты, уважаемого БГ, ну и, конечно, тусуется в ночных клубах. "Веселая вдова" явно не про них. Корреспондент "НВ" задала вопрос случайно встреченным на улице молодым людям. Ирина Студеникина, студентка ЛИСИ, даже не знала, что где-то еще идут оперетты, думала, что они давно не существуют. А Роман, менеджер магазина модной одежды, выразил свое мнение так:
- Меня должно взволновать действие, которое я вижу на сцене или на экране. Я сходил как-то в оперетту ради своей мамы и не получил главного - мне не передался накал страстей, я не почувствовал любви. А ведь без этого никакое искусство и не нужно. Поэтому предпочту почитать книгу, а еще лучше - встретиться с любимой девушкой. Думаю, оперетта нужна только взрослым зрителям, которые по привычке хотят увидеть то, что волновало их во времена их юности.
Елена ДОБРЯКОВА