Северо-Запад
ШТОКМАН ОСВАИВАТЬ БУДЕТ НЕКОМУ...
19 января
Сейчас преподавание в мурманских институтах не учитывает потребности предприятий и учреждений в кадрах.
Об этой и других проблемах высшего профессионального образования региона корреспондент "НВ" побеседовала с заместителем председателя комитета по образованию Мурманской области Виктором Штыковым.
- Серьезнейшей проблемой мурманских вузов является то, что структура подготовки не сбалансирована с рынком труда, - отмечает Виктор Федорович. - Огромное количество студентов готовится по специальностям, которые не востребованы сейчас, не будут нужны и в перспективе. В 2005 году по заказу нашего комитета территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области провел обследование предприятий и организаций региона. Мы получили объективную информацию о кадровой структуре экономики и социальной сферы области.
Дефицит кадров наблюдается по многим группам специальностей, например: "Здравоохранение" - 68 процентов обеспеченности, "Социальные науки" - 72 процента, "Строительство и архитектура" - 80 процентов. Диспропорция еще усугубится, если в регионе начнется реализация таких масштабных проектов, как освоение Штокмановского газоконденсатного месторождения, строительство алюминиевого завода, развитие транспортного узла: специалисты для этих отраслей готовятся явно в недостаточном количестве. В области переизбыток юристов, экономистов, управленцев, менеджеров, технологов, педагогов.
- Второй серьезной проблемой является качество образования, - продолжает Виктор Штыков. - В 90-е годы, когда на зарплату вузовского преподавателя стало просто не прожить, произошел большой отток кадров: кандидаты и доктора наук ушли в коммерческие структуры или на производство, исчезли аспирантские коллективы.
Кстати, и мотивация студентов не всегда объясняется стремлением освоить ту или иную специальность. В институты и университеты поступают для того, чтобы не попасть в армию, угодить воле родителей, потому что попросту престижно иметь диплом. Появляется откровенное нежелание учиться. И студент даже рад приплатить преподавателю, чтобы тот поставил оценку по экзамену, лишь бы не учить нелюбимый предмет. Отсюда в основном и взяточничество в вузах. Хотя, конечно, есть и преподаватели, которые сами предлагают студентам выставить отметку за деньги или "презент".
- Но о коррупции в мурманских вузах мы можем рассуждать лишь теоретически, - уточняет Виктор Федорович. - В Мурманской области нет ни одного официального обращения с жалобой на преподавателя-взяточника: иногда, как мы уже говорили, студентам выгодно дать взятку, иногда они боятся, что преподаватели могут предпринять по отношению к ним репрессивные меры.
Основное оснащение институтов и университетов неплохое - все библиотеки укомплектованы, практически все вузы снабжены компьютерами с выходом в Интернет. Проблема там, где готовят узких технических специалистов, где требуется современное, иногда уникальное технологическое оборудование. В подавляющем большинстве случаев денег на приобретение такого оборудования не находится.
- Почти полное отсутствие производственной практики также ухудшает качество образования, - отмечает Виктор Штыков. - Ни для кого не секрет, что практика зачастую проводится лишь формально. Работодатели неохотно берут на практику молодежь - платят за это копейки, а мороки не оберешься. Поэтому выпускники боятся идти на рабочие места, а работодатели, не понаслышке зная, как проводится практика, неохотно берут таких "специалистов".
Хотя сейчас восстанавливаются связи с рыбодобывающими, горнодобывающими компаниями - они привечают у себя студентов, а потом прямо "с порога" берут на работу, - квалифицированные кадры в этих отраслях нужны.
Чтобы решить ряд проблем профессионального образования, в 2004 году принята региональная целевая программа "Кадровое обеспечение стратегии экономического развития Мурманской области на период до 2015 года". В ее рамках будет продолжено обследование рынка труда, внедрен механизм целевого приема и целевой контрактной подготовки специалистов. Уже сейчас по согласованию с Советом ректоров вузов и другими органами создана рабочая группа для разработки и введения системы статистического наблюдения трудоустройства выпускников. Программа предусматривает систему мер по повышению квалификации инженерно-педагогических и руководящих работников учреждений на базе учебных заведений и промышленных предприятий.
СПРАВКА
В Мурманской области действует более 40 государственных и негосударственных учреждений высшего профессионального образования. В них по 105 специальностям обучаются около 40 тысяч студентов. Но только 28 процентов из них учатся на бюджетной основе.
Елена НОГИНА, собкор "НВ"
Об этой и других проблемах высшего профессионального образования региона корреспондент "НВ" побеседовала с заместителем председателя комитета по образованию Мурманской области Виктором Штыковым.
- Серьезнейшей проблемой мурманских вузов является то, что структура подготовки не сбалансирована с рынком труда, - отмечает Виктор Федорович. - Огромное количество студентов готовится по специальностям, которые не востребованы сейчас, не будут нужны и в перспективе. В 2005 году по заказу нашего комитета территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области провел обследование предприятий и организаций региона. Мы получили объективную информацию о кадровой структуре экономики и социальной сферы области.
Дефицит кадров наблюдается по многим группам специальностей, например: "Здравоохранение" - 68 процентов обеспеченности, "Социальные науки" - 72 процента, "Строительство и архитектура" - 80 процентов. Диспропорция еще усугубится, если в регионе начнется реализация таких масштабных проектов, как освоение Штокмановского газоконденсатного месторождения, строительство алюминиевого завода, развитие транспортного узла: специалисты для этих отраслей готовятся явно в недостаточном количестве. В области переизбыток юристов, экономистов, управленцев, менеджеров, технологов, педагогов.
- Второй серьезной проблемой является качество образования, - продолжает Виктор Штыков. - В 90-е годы, когда на зарплату вузовского преподавателя стало просто не прожить, произошел большой отток кадров: кандидаты и доктора наук ушли в коммерческие структуры или на производство, исчезли аспирантские коллективы.
Кстати, и мотивация студентов не всегда объясняется стремлением освоить ту или иную специальность. В институты и университеты поступают для того, чтобы не попасть в армию, угодить воле родителей, потому что попросту престижно иметь диплом. Появляется откровенное нежелание учиться. И студент даже рад приплатить преподавателю, чтобы тот поставил оценку по экзамену, лишь бы не учить нелюбимый предмет. Отсюда в основном и взяточничество в вузах. Хотя, конечно, есть и преподаватели, которые сами предлагают студентам выставить отметку за деньги или "презент".
- Но о коррупции в мурманских вузах мы можем рассуждать лишь теоретически, - уточняет Виктор Федорович. - В Мурманской области нет ни одного официального обращения с жалобой на преподавателя-взяточника: иногда, как мы уже говорили, студентам выгодно дать взятку, иногда они боятся, что преподаватели могут предпринять по отношению к ним репрессивные меры.
Основное оснащение институтов и университетов неплохое - все библиотеки укомплектованы, практически все вузы снабжены компьютерами с выходом в Интернет. Проблема там, где готовят узких технических специалистов, где требуется современное, иногда уникальное технологическое оборудование. В подавляющем большинстве случаев денег на приобретение такого оборудования не находится.
- Почти полное отсутствие производственной практики также ухудшает качество образования, - отмечает Виктор Штыков. - Ни для кого не секрет, что практика зачастую проводится лишь формально. Работодатели неохотно берут на практику молодежь - платят за это копейки, а мороки не оберешься. Поэтому выпускники боятся идти на рабочие места, а работодатели, не понаслышке зная, как проводится практика, неохотно берут таких "специалистов".
Хотя сейчас восстанавливаются связи с рыбодобывающими, горнодобывающими компаниями - они привечают у себя студентов, а потом прямо "с порога" берут на работу, - квалифицированные кадры в этих отраслях нужны.
Чтобы решить ряд проблем профессионального образования, в 2004 году принята региональная целевая программа "Кадровое обеспечение стратегии экономического развития Мурманской области на период до 2015 года". В ее рамках будет продолжено обследование рынка труда, внедрен механизм целевого приема и целевой контрактной подготовки специалистов. Уже сейчас по согласованию с Советом ректоров вузов и другими органами создана рабочая группа для разработки и введения системы статистического наблюдения трудоустройства выпускников. Программа предусматривает систему мер по повышению квалификации инженерно-педагогических и руководящих работников учреждений на базе учебных заведений и промышленных предприятий.
СПРАВКА
В Мурманской области действует более 40 государственных и негосударственных учреждений высшего профессионального образования. В них по 105 специальностям обучаются около 40 тысяч студентов. Но только 28 процентов из них учатся на бюджетной основе.
Елена НОГИНА, собкор "НВ"