Культура
ПАУЛЬ ВЕРХОВЕН: "ПРИ БУШЕ В АМЕРИКЕ СТАЛО НЕВОЗМОЖНО РАБОТАТЬ"
20 января
Голландского режиссера Пауля Верховена, создавшего в 1980-90-е годы такие сверхкассовые боевики, как "Робокоп", "Вспомнить все" и "Основной инстинкт", в начале нынешнего века стали "прижимать". Говорили, что его последние фильмы - "Шоугерлз", "Звездный десант", "Невидимка" - совершенно не приносят прибыли, что Верховен "потерял нюх" и "утратил связь со зрителем", что все его идеи "остались в далеком прошлом". "Звездный десант" вообще окрестили "нацистским фильмом", после чего Голливуд отклонил заявки Верховена на фильмы о Распутине, Гитлере, спиритуалистке XIX столетия Виктории Вудхилл и, наконец, об Эрасте Фандорине.
Свой последний фильм "Черная книга" Верховен снимал уже в Голландии, где сумел выколотить из прижимистого министерства по делам искусства 16 миллионов евро. Теперь режиссер, которого в Америке прозвали "безумным голландцем", снова живет в Европе и обратно в Лос-Анджелес не собирается. Обо всем этом и о том, что происходит сегодня в его творчестве, Пауль Верховен говорил в интервью, которое он дал в режиме он-лайн.
"НАМ ЗАЯВИЛИ, ЧТО ЭТО ПАРОДИЯ НА АМЕРИКУ"
- Вы много лет прожили в Штатах. Не трудно было покидать, так сказать, насиженное место?
- Нисколько. Просто пришло время, и я сказал себе: "Стоп!"
- А откуда этот "стоп" взялся? Не мог же он возникнуть из воздуха?
- Все дело в атмосфере последних лет - это было чудовищно. При Клинтоне такого не было. Никто никому не диктовал никаких условий. Конечно, Голливуд всегда был готов жертвовать своими людьми в угоду деньгам, но это было терпимо: всегда находился определенный компромисс, который позволял делать то, что тебе нравилось, прикидываясь веником. Однако при администрации Буша все изменилось. В Америке стало невозможно работать. Студии получили негласные советы делать ура-патриотические фильмы. Места для критики существующего строя не осталось. Мне все чаще и чаще стали припоминать "Звездный десант", мои проекты рубили на корню. Сколько интересных идей было загублено!..
- Например?
- Фильм по роману Майка Дэша о протофашистском государстве, созданном в начале XVII века на тихоокеанских островах, - безумно интересная была идея: кораблекрушение голландского судна приводит к тому, что оставшиеся в живых устраивают нечто вроде тираний Сталина или Гитлера. Мы закупили права на книгу, сделали наброски сценария - и все пошло насмарку. Нам объявили, что это пародия на современную Америку, а сейчас не то время, когда стране нужны подобные картины. Затем я хотел снять фильмы о Фандорине - эдаком русском Шерлоке Холмсе. Можно было бы сделать интереснейшую штуку, знаете, с переездами в разные страны, с воссозданием духа той эпохи, с попыткой прочувствовать начало террористического сознания. Я написал сценарий на голландском, затем перевел его на английский, все вроде бы было на мази, и - снова облом!..
"НУЖНО ДЕЛАТЬ СТАВКУ НА ЖЕНЩИНУ"
- А кого бы вы хотели видеть в роли этого русского Шерлока Холмса?
- Все дело в том, что мы даже приблизительный кастинг не начинали. Я уехал в Европу и занялся "Черной книгой".
- Откуда взялась идея этого военного триллера?
- История на самом деле давнишняя. Мы с Герардом (Сотеманом, соавтором Верховена по его голландскому периоду. - Прим. ред.) начали задумывать фильм о Сопротивлении еще в конце 1976 года, после того как начали снимать "Солдат Оранский" (в России этот фильм называют "Оранжевый солдат", но в нем рассказывается об Оранской династии. - Прим. ред.). Мы тогда проделали гигантскую исследовательскую работу, прокрутили через себя массу документов, хотели сделать триллер о человеке, который бы устроился работать в гестапо, но... Идея была хороша, однако у нас не вязалась история: каким это образом кого-либо со стороны могли завербовать в тайную полицию? И когда я начал разрабатывать сценарий в 2001 году, Герард мне вдруг позвонил и сказал: "Пауль, мы исходим из ошибочной предпосылки, надо переделать..." Я говорю: "О чем ты?" Он: "Мы считали, что героем должен стать мужчина, а это в корне неверно. Нужно делать ставку на женщину". Вот тогда-то все встало на свои места: только женщина, используя секс как оружие, могла бы втереться в доверие к гестаповцам. Это, знаете ли, такой обычный женский ход... Ну, все и сложилось.
- Фантастика!
- Однако в ней нет ничего ирреального: подобные вещи творились во время Второй мировой - да и после нее! - довольно часто. Я читал документы о подобных случаях, вот только для большинства женщин все заканчивалось не очень хорошо: их считали предательницами, "нацистскими подстилками", коллаборационистками, расстреливали без суда и следствия, разрывали на куски на площадях, изгоняли. Многих не могли защитить их соратники по Сопротивлению, потому что эти дамы работали, понятное дело, тайно, а их начальники, которые не вели никаких записей и никому ничего не говорили, заканчивали свои дни под нацистскими пулями. Поэтому в начале картины я сделал надпись: "По реальным событиям". Не то чтобы мы взяли какую-то единственную историю какой-то единственной женщины - а это коллаж, однако построенный на реальных фактах.
"МОЯ ЖЕНА ВЫТАЩИЛА СЦЕНАРИЙ "РОБОКОПА" ИЗ МУСОРНОГО БАКА"
- В Европе вам работалось лучше, чем в Голливуде?
- Намного интереснее, скажем так. Конечно, все деньги находятся там, в Лос-Анджелесе, однако в Европе есть то, о чем я уже позабыл за столько лет: свобода самовыражения. А ведь некогда я из Голландии бежал... Но то было действительно дикое время: мне буквально на коленях приходилось вымаливать деньги у министерства - такое запоминается надолго. А в Америке сразу же дали "добро" на "Робокопа" и сколько угодно долларов: снимай, не хочу. Я, кстати сказать, моментально полез в бутылку и сказал: "Не хочу". История про робота-полицейского показалась мне полной чушью. Моя жена в буквальном смысле этого слова вытащила сценарий из мусорного бака, перечитала и сказала: "Ты, вероятно, не совсем понял, о чем тут говорится. Посмотри еще раз..." И я сделал картину о второй жизни, которая случайно выпадает совершенно об этом не подозревающему человеку... Жаль только, что не удалось взять на главную роль Рутгера (Хауэра, любимого актера Верховена по голландскому периоду. - Прим. ред.), но и Уэллер, которого мне навязала студия, тоже оказался хорош.
- Какие фильмы американского периода вы считаете лучшими?
- "Робокоп", "Звездный десант" и "Основной инстинкт" - они все разные. И это очень хорошо. В "Инстинкте" я хотел создать хичкоковское настроение, в "Робокопе" - иную реальность, в "Десанте" - пародию на американскую систему. Надеюсь, это получилось...
"ЕСЛИ БЫ Я СПАЛ С ШЭРОН СТОУН, "ОСНОВНОГО ИНСТИНКТА" НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ БЫ"
- А правда, что вы спали с Шэрон Стоун во время съемок "Инстинкта"?
- Ерунда. Разве этого не видно? Весь фильм проходит в жесточайшем сексуальном напряжении, которого бы не было, если бы я спал с Шэрон. Да, я был в нее влюблен, но спать не стал. Тогда бы картины не получилось!.. На экран бы выплеснулись совершенно неподходящие к делу эмоции, которые бы все испортили. А так - фильм вышел, а для меня это главное: сделать хорошую ленту. Все остальное - неважно.
- А что будет дальше?
- Планов очень много, но что получится - понятия не имею. Жизнь настолько сложна, что каждый день нас подстерегают разные и не всегда приятные сюрпризы. Может быть, сниму какую-нибудь мелодраму...
- ?
- А что? Такую чисто "верховенскую": с бешеным сексом и морем насилия...
В ЧУЖОМ КАРМАНЕ
"Основной инстинкт" (1992) - $5 000 000.
"Шоу-герлз" (1995) - $2 000 000.
"Невидимка" (2000) - $1 500 000.
"Черная книга" (2006) - 800 000 евро.
Подготовил Александр ХОХРЕВ
Свой последний фильм "Черная книга" Верховен снимал уже в Голландии, где сумел выколотить из прижимистого министерства по делам искусства 16 миллионов евро. Теперь режиссер, которого в Америке прозвали "безумным голландцем", снова живет в Европе и обратно в Лос-Анджелес не собирается. Обо всем этом и о том, что происходит сегодня в его творчестве, Пауль Верховен говорил в интервью, которое он дал в режиме он-лайн.
"НАМ ЗАЯВИЛИ, ЧТО ЭТО ПАРОДИЯ НА АМЕРИКУ"
- Вы много лет прожили в Штатах. Не трудно было покидать, так сказать, насиженное место?
- Нисколько. Просто пришло время, и я сказал себе: "Стоп!"
- А откуда этот "стоп" взялся? Не мог же он возникнуть из воздуха?
- Все дело в атмосфере последних лет - это было чудовищно. При Клинтоне такого не было. Никто никому не диктовал никаких условий. Конечно, Голливуд всегда был готов жертвовать своими людьми в угоду деньгам, но это было терпимо: всегда находился определенный компромисс, который позволял делать то, что тебе нравилось, прикидываясь веником. Однако при администрации Буша все изменилось. В Америке стало невозможно работать. Студии получили негласные советы делать ура-патриотические фильмы. Места для критики существующего строя не осталось. Мне все чаще и чаще стали припоминать "Звездный десант", мои проекты рубили на корню. Сколько интересных идей было загублено!..
- Например?
- Фильм по роману Майка Дэша о протофашистском государстве, созданном в начале XVII века на тихоокеанских островах, - безумно интересная была идея: кораблекрушение голландского судна приводит к тому, что оставшиеся в живых устраивают нечто вроде тираний Сталина или Гитлера. Мы закупили права на книгу, сделали наброски сценария - и все пошло насмарку. Нам объявили, что это пародия на современную Америку, а сейчас не то время, когда стране нужны подобные картины. Затем я хотел снять фильмы о Фандорине - эдаком русском Шерлоке Холмсе. Можно было бы сделать интереснейшую штуку, знаете, с переездами в разные страны, с воссозданием духа той эпохи, с попыткой прочувствовать начало террористического сознания. Я написал сценарий на голландском, затем перевел его на английский, все вроде бы было на мази, и - снова облом!..
"НУЖНО ДЕЛАТЬ СТАВКУ НА ЖЕНЩИНУ"
- А кого бы вы хотели видеть в роли этого русского Шерлока Холмса?
- Все дело в том, что мы даже приблизительный кастинг не начинали. Я уехал в Европу и занялся "Черной книгой".
- Откуда взялась идея этого военного триллера?
- История на самом деле давнишняя. Мы с Герардом (Сотеманом, соавтором Верховена по его голландскому периоду. - Прим. ред.) начали задумывать фильм о Сопротивлении еще в конце 1976 года, после того как начали снимать "Солдат Оранский" (в России этот фильм называют "Оранжевый солдат", но в нем рассказывается об Оранской династии. - Прим. ред.). Мы тогда проделали гигантскую исследовательскую работу, прокрутили через себя массу документов, хотели сделать триллер о человеке, который бы устроился работать в гестапо, но... Идея была хороша, однако у нас не вязалась история: каким это образом кого-либо со стороны могли завербовать в тайную полицию? И когда я начал разрабатывать сценарий в 2001 году, Герард мне вдруг позвонил и сказал: "Пауль, мы исходим из ошибочной предпосылки, надо переделать..." Я говорю: "О чем ты?" Он: "Мы считали, что героем должен стать мужчина, а это в корне неверно. Нужно делать ставку на женщину". Вот тогда-то все встало на свои места: только женщина, используя секс как оружие, могла бы втереться в доверие к гестаповцам. Это, знаете ли, такой обычный женский ход... Ну, все и сложилось.
- Фантастика!
- Однако в ней нет ничего ирреального: подобные вещи творились во время Второй мировой - да и после нее! - довольно часто. Я читал документы о подобных случаях, вот только для большинства женщин все заканчивалось не очень хорошо: их считали предательницами, "нацистскими подстилками", коллаборационистками, расстреливали без суда и следствия, разрывали на куски на площадях, изгоняли. Многих не могли защитить их соратники по Сопротивлению, потому что эти дамы работали, понятное дело, тайно, а их начальники, которые не вели никаких записей и никому ничего не говорили, заканчивали свои дни под нацистскими пулями. Поэтому в начале картины я сделал надпись: "По реальным событиям". Не то чтобы мы взяли какую-то единственную историю какой-то единственной женщины - а это коллаж, однако построенный на реальных фактах.
"МОЯ ЖЕНА ВЫТАЩИЛА СЦЕНАРИЙ "РОБОКОПА" ИЗ МУСОРНОГО БАКА"
- В Европе вам работалось лучше, чем в Голливуде?
- Намного интереснее, скажем так. Конечно, все деньги находятся там, в Лос-Анджелесе, однако в Европе есть то, о чем я уже позабыл за столько лет: свобода самовыражения. А ведь некогда я из Голландии бежал... Но то было действительно дикое время: мне буквально на коленях приходилось вымаливать деньги у министерства - такое запоминается надолго. А в Америке сразу же дали "добро" на "Робокопа" и сколько угодно долларов: снимай, не хочу. Я, кстати сказать, моментально полез в бутылку и сказал: "Не хочу". История про робота-полицейского показалась мне полной чушью. Моя жена в буквальном смысле этого слова вытащила сценарий из мусорного бака, перечитала и сказала: "Ты, вероятно, не совсем понял, о чем тут говорится. Посмотри еще раз..." И я сделал картину о второй жизни, которая случайно выпадает совершенно об этом не подозревающему человеку... Жаль только, что не удалось взять на главную роль Рутгера (Хауэра, любимого актера Верховена по голландскому периоду. - Прим. ред.), но и Уэллер, которого мне навязала студия, тоже оказался хорош.
- Какие фильмы американского периода вы считаете лучшими?
- "Робокоп", "Звездный десант" и "Основной инстинкт" - они все разные. И это очень хорошо. В "Инстинкте" я хотел создать хичкоковское настроение, в "Робокопе" - иную реальность, в "Десанте" - пародию на американскую систему. Надеюсь, это получилось...
"ЕСЛИ БЫ Я СПАЛ С ШЭРОН СТОУН, "ОСНОВНОГО ИНСТИНКТА" НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ БЫ"
- А правда, что вы спали с Шэрон Стоун во время съемок "Инстинкта"?
- Ерунда. Разве этого не видно? Весь фильм проходит в жесточайшем сексуальном напряжении, которого бы не было, если бы я спал с Шэрон. Да, я был в нее влюблен, но спать не стал. Тогда бы картины не получилось!.. На экран бы выплеснулись совершенно неподходящие к делу эмоции, которые бы все испортили. А так - фильм вышел, а для меня это главное: сделать хорошую ленту. Все остальное - неважно.
- А что будет дальше?
- Планов очень много, но что получится - понятия не имею. Жизнь настолько сложна, что каждый день нас подстерегают разные и не всегда приятные сюрпризы. Может быть, сниму какую-нибудь мелодраму...
- ?
- А что? Такую чисто "верховенскую": с бешеным сексом и морем насилия...
В ЧУЖОМ КАРМАНЕ
"Основной инстинкт" (1992) - $5 000 000.
"Шоу-герлз" (1995) - $2 000 000.
"Невидимка" (2000) - $1 500 000.
"Черная книга" (2006) - 800 000 евро.
Подготовил Александр ХОХРЕВ