Экономика
БЕНЗИН НЕ ДОПОЛЗ ДО ДОЛЛАРА
23 января
Год назад вице-премьер Александр Жуков и глава Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ) Герман Греф пообещали, что в 2006 году розничные цены на нефтепродукты поднимутся максимум на 9 процентов. В Питере они и поднялись ровно на 9 процентов (в среднем по России - на 10).
В январе 2006 года литр Аи-92 продавался на питерских АЗС в среднем за 17 рублей, в конце декабря - за 18,5 рубля. Аи-95 в начале прошлого года стоил 18,4 рубля, плановое 9-процентное подорожание дало итоговую цифру в 20 рублей.
Спасибо нефтяным королям, хотя большой благодарности они не заслуживают: соблюдать приличия в минувшем году им помог накопленный годом ранее жирок: в 2005 году нефтепродукты в стране и в Петербурге подорожали на 20 процентов при инфляции 11,5 процента.
Удержатся ли в этом году нефтяники от желания запустить руку в кошельки российских автолюбителей по самый локоть?
Отвечая на этот вопрос "НВ", президент некоммерческого партнерства "Нефтяной клуб Санкт-Петербурга", вице-президент Российского топливного союза Олег Ашихмин говорит, что это зависит от правительства.
- В прошлом году федеральные министры впервые сели за стол переговоров с крупнейшими нефтяными добывающими компаниями, с владельцами "ЛУКОЙЛа", "Сургутнефтегаза", ТНК-ВР и ряда других. В результате родился компромисс. Министры согласились снизить налогооблагаемую базу в отрасли, в том числе налог на добычу полезных ископаемых. Кроме того, пошлина на ввозимое в Россию импортное оборудование для нефтянки стала щадящей. В свою очередь, капитаны бизнеса пообещали не задирать внутренние цены на бензин и удержали их в инфляционном коридоре.
Иными словами: ты к людям по-человечески - и они к тебе по-человечески.
Сейчас для углеводородного сырья на мировых биржах наступили не самые лучшие времена. Вот уже 3 месяца сырая нефть, будь то Brent, Light или российская Urals, неуклонно дешевеет. В январе 2007 года баррель Urals из-за аномально теплой зимы на всей планете упал до минимальной за последние полтора года величины - 45 долларов.
В связи с таким форс-мажором кабинет министров резко снизил ставки экспортных пошлин, но все равно привлекательность экспорта резко упала. Напротив, торговать бензином внутри России стало выгодно, даже снижая отпускные цены. Однако нефтеперерабатывающие заводы по понятным причинам делать это не торопятся.
Последнее снижение прейскурантов на отечественных НПЗ происходило в ноябре 2006 года, на питерских АЗС - в декабре.
Топливные эксперты "НВ" полагают, что в январе-феврале 2007 года цены на городских бензоколонках упадут на 20-30 копеек за литр, но не более. И объясняют, почему:
- Логика розничных операторов проста. Если календарный год принять за 100 процентов, то 80 процентов времени цены на оптовом рынке повышаются, 10 процентов - снижаются и 10 - остаются стабильными. Сейчас как раз те благоприятные месяц-полтора, когда питерские операторы могли бы даже снизить прейскуранты, но не делают это не только из жадности. Профессионалы топливного рынка знают, что, если начнешь играть ценами, потеряешь клиента. Ведь через пару месяцев, когда очнется от зимней спячки оптовый рынок, придется поднимать цены на АЗС. Клиент таких телодвижений не любит и при их подъеме просто убежит к конкуренту.
В общем, снижения цен на бензин не предвидится. Что же касается их роста, то все опрошенные "НВ" специалисты полагают, что и в нынешнем году он не превысит уровня инфляции. Во-первых, нефтяники "связали" себя опытом минувшего года, во-вторых, наши цены уже догнали и обогнали американские - притом что там уровень доходов населения выше примерно в 10 раз, - и в-третьих, стоимость бензина близка к границе покупательной способности российских граждан и дальнейший ее рост приведет к снижению продаж и потере доходов нефтянки.
Сергей ТАЧАЕВ
В январе 2006 года литр Аи-92 продавался на питерских АЗС в среднем за 17 рублей, в конце декабря - за 18,5 рубля. Аи-95 в начале прошлого года стоил 18,4 рубля, плановое 9-процентное подорожание дало итоговую цифру в 20 рублей.
Спасибо нефтяным королям, хотя большой благодарности они не заслуживают: соблюдать приличия в минувшем году им помог накопленный годом ранее жирок: в 2005 году нефтепродукты в стране и в Петербурге подорожали на 20 процентов при инфляции 11,5 процента.
Удержатся ли в этом году нефтяники от желания запустить руку в кошельки российских автолюбителей по самый локоть?
Отвечая на этот вопрос "НВ", президент некоммерческого партнерства "Нефтяной клуб Санкт-Петербурга", вице-президент Российского топливного союза Олег Ашихмин говорит, что это зависит от правительства.
- В прошлом году федеральные министры впервые сели за стол переговоров с крупнейшими нефтяными добывающими компаниями, с владельцами "ЛУКОЙЛа", "Сургутнефтегаза", ТНК-ВР и ряда других. В результате родился компромисс. Министры согласились снизить налогооблагаемую базу в отрасли, в том числе налог на добычу полезных ископаемых. Кроме того, пошлина на ввозимое в Россию импортное оборудование для нефтянки стала щадящей. В свою очередь, капитаны бизнеса пообещали не задирать внутренние цены на бензин и удержали их в инфляционном коридоре.
Иными словами: ты к людям по-человечески - и они к тебе по-человечески.
Сейчас для углеводородного сырья на мировых биржах наступили не самые лучшие времена. Вот уже 3 месяца сырая нефть, будь то Brent, Light или российская Urals, неуклонно дешевеет. В январе 2007 года баррель Urals из-за аномально теплой зимы на всей планете упал до минимальной за последние полтора года величины - 45 долларов.
В связи с таким форс-мажором кабинет министров резко снизил ставки экспортных пошлин, но все равно привлекательность экспорта резко упала. Напротив, торговать бензином внутри России стало выгодно, даже снижая отпускные цены. Однако нефтеперерабатывающие заводы по понятным причинам делать это не торопятся.
Последнее снижение прейскурантов на отечественных НПЗ происходило в ноябре 2006 года, на питерских АЗС - в декабре.
Топливные эксперты "НВ" полагают, что в январе-феврале 2007 года цены на городских бензоколонках упадут на 20-30 копеек за литр, но не более. И объясняют, почему:
- Логика розничных операторов проста. Если календарный год принять за 100 процентов, то 80 процентов времени цены на оптовом рынке повышаются, 10 процентов - снижаются и 10 - остаются стабильными. Сейчас как раз те благоприятные месяц-полтора, когда питерские операторы могли бы даже снизить прейскуранты, но не делают это не только из жадности. Профессионалы топливного рынка знают, что, если начнешь играть ценами, потеряешь клиента. Ведь через пару месяцев, когда очнется от зимней спячки оптовый рынок, придется поднимать цены на АЗС. Клиент таких телодвижений не любит и при их подъеме просто убежит к конкуренту.
В общем, снижения цен на бензин не предвидится. Что же касается их роста, то все опрошенные "НВ" специалисты полагают, что и в нынешнем году он не превысит уровня инфляции. Во-первых, нефтяники "связали" себя опытом минувшего года, во-вторых, наши цены уже догнали и обогнали американские - притом что там уровень доходов населения выше примерно в 10 раз, - и в-третьих, стоимость бензина близка к границе покупательной способности российских граждан и дальнейший ее рост приведет к снижению продаж и потере доходов нефтянки.
Сергей ТАЧАЕВ