Культура

АНДРЕЙ МЕРЗЛИКИН: "ВОСПИТЫВАТЬ СЫНА - ТОЖЕ ТВОРЧЕСТВО"

24 января
В Театре-фестивале "Балтийский дом" - премьера. "Безумный день, или Женитьбу Фигаро" поставил режиссер Виктор Крамер. Главную роль играет московский актер Андрей Мерзликин, петербургской публике пока более известный по своим ролям в кино - "Бумеру", "Убойной силе", "Охоте на пиранью"...
"ИГРА В КЛАССИКИ"
-Андрей, накануне премьеры вы с Крамером говорили, что в спектакле "не присутствуют элементы искусственного осовременивания пьесы"...
- Мы немного лукавили. Отсутствует нынешний быт, а взгляд на вещи, их восприятие современное. Это же не реконструкция классики, не исследовательский театр. У нас не будет элементарного "осовременивания" - современных словечек, бытовщины, прямых аппеляций. Крамеровский спектакль - это "игра в классики", игра в Бомарше. Спектакль сильно отличается от того "Фигаро", который я играю в Москве. Тот полностью актерский: в нем задействован минимум декораций, простые костюмы, мизансцена, актеры, текст. У Крамера всему ищется и придается форма - пространству, музыке. Костюмы и декорации стилизованны. Это будет очень зрелищно. Музыка и свет создадут атмосферу. Мы, актеры, - лишь придаток к этому спектаклю. Кто-то же должен ходить по всей этой красоте и говорить текст Бомарше. Это если говорить абсолютно серьезно.
- Не тяжело постоянно играть одну и ту же роль в двух театрах?
- Это два разных режиссера, две разные интерпретации. Конечно, текст один и тот же, но купюры разные. Может, в следующий раз я не решусь лезть в такую авантюру. Но на то она и авантюра, чтобы ее опробовать. Сложность в том, чтобы откинуть рисунок московского спектакля, стать чистым, как белый лист, и понять, чего хочет Виктор Крамер. И тогда уже наметать новый рисунок. Фигаро - это очень популярный персонаж, но театральных постановок пьесы не так уж много. Он не затерт, не заношен. Последний, кого мы помним в этой роли, - Андрей Миронов. Вскоре петербуржцам покажут спектакль Кирилла Серебренникова с Евгением Мироновым.
- Вы "Фигаро" Серебренникова видели?
- Нет еще. Знаю, что они сделали новый перевод пьесы. Маша Зонина выполнила подстрочник, а Кирилл Серебренников обогатил его современными понятиями - и словами, и символами. И Крамера, и Серебренникова узнают по их стилистике. Мне же больше всего по душе играть Фигаро у себя, в Театре Джигарханяна. Актерский спектакль, зритель смеется над персонажами, над ситуацией Бомарше и смотрит, как актеры действуют "без прикрытия". В то время как в режиссерском театре все "задрапировано", и даже если ты выбьешься из роли, ничего страшного не произойдет. Все равно пьеса является всего лишь поводом, материалом для строительства того мира, который хочет создать режиссер.
"НА ЧТО ТРАТИШЬ КАЛОРИИ"
- Материал, правда, не блещет новизной...
- Премьера - понятие театральное, а не литературное. Она принадлежит конкретным актерам, конкретному режиссеру. Сегодня, когда на каждом шагу ставят современную драматургию, с радостью идешь туда, где показывают классику. Тем и хороша классическая пьеса, что никто не может охватить ее на сто процентов, найти однозначное решение, могут только предложить свое видение. Поэтому Шекспира и Чехова будут играть всегда - это благодатный материал для творцов. Всегда будут ставить "Ревизора" и "Фигаро" - пьесы, актуальные во все времена. Да и для актера такие роли, как Фигаро, полезны в плане профессионального роста. Играть каждый вечер Фигаро или в пьесе Васи Пупкина - большая разница. Важно, на что ты тратишь свои калории.
- Петербургская публика знает вас по работе в кино, по фильму "Бумер"...
- Теперь узнает и как театрального актера. В Москве меня в этом качестве знают давно. В кино мне чаще всего приходится играть волевых парней, военных. В театре же появляется возможность работать в других жанрах, с другим материалом, использовать иные краски. Но если кино способствует приходу людей в театр, можно только радоваться тому, что я "засветился" на экране.
"Я НЕ ОРИГИНАЛЕН В ТВОРЧЕСКИХ АМБИЦИЯХ"
- Сейчас все говорят о подъеме российского кино, вы это чувствуете?
- Чувствую, что работа есть. Ее много, хватает на всех. Многотысячная армия актеров уже не сидит без дела. Киноиндустрия развивается, начинает осваивать многомиллионные бюджеты. С такими темпами скоро начнем показывать миру новое российское кино. Пока все равно занимаемся копированием, но в этом нет ничего плохого. Сначала тренируешься на классике, потом начинаешь сочинять свое.
- Соглашаетесь на любое предложение кинорежиссеров?
- Мне как раз интересно сделать что-то качественное, а не просто мелькать на экране. У меня нет цели поразить всех количеством киноролей. Можно сыграть всего одну, и не главную роль, но она выстрелит и будет на высоком уровне. Я не оригинален в своих творческих амбициях. Пробую самосовершенствоваться, хочу работать с хорошей режиссурой, талантливыми партнерами. С материалом, который воспитывает и заставляет меняться. Главное - не растратить себя.
- Другими словами, у вас еще все впереди?
- Наверное. Самая лучшая творческая работа всегда впереди! А главная цель - остаться человеком. Пусть и звучит пафосно, зато правдиво.
- Андрей, в связи с репетициями и игрой в "Фигаро" вам приходится часто приезжать в Питер. А у вас сын недавно родился...
- Ничего, у актеров часто случаются длительные командировки. Это Аня, моя жена, должна была думать, за кого выходит замуж. Шучу. Все нормально, еще немного - и вернусь домой. Буду заниматься только семьей.
- А как же творческие планы?!
- Воспитывать ребенка - это тоже творчество. Посидеть, по-агукать. Если на репетициях возникали проблемы, я включал свой карманный компьютер с видеороликами сына. Смотрел и понимал, что все остальное - суета и прах. И дальше репетировал с хорошим настроением.
Беседовала Алина ЦИОПА
Курс ЦБ
Курс Доллара США
109.58
1.568 (1.43%)
Курс Евро
116.14
3.046 (2.62%)
Погода
Сегодня,
29 ноября
пятница
+4
Слабый дождь
30 ноября
суббота
+3
Слабый дождь
01 декабря
воскресенье
+5
Слабый дождь