Культура
СВЕТЛАНА КРЮЧКОВА: "САМОЕ СТРАШНОЕ - УТРАТИТЬ СВЯЗЬ С ДЕТЬМИ"
25 января
- Вы посмотрели "Вассу Железнову"? - это был первый вопрос, который задала мне народная артистка России Светлана Крючкова, когда мы по телефону договаривались об интервью. Практически уверена, если бы ответ был отрицательным, актриса отказалась бы от встречи. Но "Вассу..." я посмотрела, и потому оставалось только найти время в неимоверно плотном распорядке Светланы Николаевны, чтобы побеседовать. Можно понять, насколько важен для Крючковой разговор именно об этом образе, об этой роли, вернувшей ее после долгого перерыва в Большой драматический.
...Признаюсь, шла на встречу к актрисе как на экзамен - ее коллеги по театру успели предупредить о непростом характере Светланы Николаевны: если собеседник покажется ей не слишком умным, она просто свернет разговор, подстраиваться не станет.
Взобравшись на шестой этаж дома на Фонтанке, где Крючкова живет с семьей - мужем Сашей и сыном Сашей в чудной, по-европейски отремонтированной мансарде, я нашла Крючкову очень уставшей. Актриса призналась, что на работе никогда раздражение не выливает, а достается только домашним. Иной раз помогает просто покричать, лежа на диване "А-а!", потом принять ванну, попить чаю или прижать к груди любимого пушистого лисенка, его Крючкова берет с собой на сцену, когда играет в своем любимом спектакле "Прекрасен, чуден Божий свет...". Но это уже не в БДТ, а в театре-студии, который она создала пять лет назад.
"ЗА 17 ЛЕТ В БДТ Я СЫГРАЛА ТОЛЬКО ТРИ РОЛИ!"
- А знаете, почему называется театр-студия? - спрашивает Крючкова. - Потому, что наши актеры все делают сами: декорации ставят, занимаются рекламой, распространением билетов и т. п. Постоянного помещения у нас нет. И даже из временного зала на Московском проспекте нас, к сожалению, попросили, так как он закрывается на ремонт. Репетируем и играем теперь на разных площадках: в ДК Дзержинского, в Театре эстрады им. А. Райкина.
- Власти что-то обещают?
- Обещают поддержку, но...
- А с кем вы разговаривали?
- С Валентиной Ивановной Матвиенко. Она во многом нам помогла своим участием, и хочется верить, что благодаря ее поддержке нам не только удастся сохранить те спектакли, которые уже созданы и востребованы зрителем, но и создать еще много такого, в чем люди, имеющие душу, сердце и совесть, сегодня нуждаются. А пустопорожних модных развлечений и без нас достаточно. Пока театр существует на птичьих правах. Обидно, что мало кто знает, чем я занимаюсь. Люди идут смотреть меня в БДТ, думая, что только там и можно меня увидеть... А если посмотреть, за 17 лет после смерти Товстоногова я в Большом драматическом сыграла только три роли. Правда, какие! Раневская в чеховском "Вишневом саде" и мамаша Кураж в одноименном спектакле по пьесе Бертольда Брехта. Кстати, этот спектакль, как и "Вассу Железнову", поставил мой любимый режиссер из Москвы Сергей Иванович Яшин. Он же поставил "МарЛени. Стальные прусские дивы" в московском Театре имени Гоголя - там я играю Лени Рифеншталь. Я чем угодно все эти годы занималась - в кино снималась, готовила чтецкие программы, преподавала на актерском курсе, записывала диски, играла в антрепризных спектаклях. Сейчас веду на Пятом канале телевизионную интеллектуальную игру для взрослых "К доске". Я должна заботиться о своей семье, думать о детях, об их образовании, об их устройстве в жизни, просто-напросто зарабатывать. Пенсию мне, народной артистке, государство назначило 3 тысячи 343 рубля. После 38 лет непрерывной работы. Так и напишите!
- А муж?
- А можно без такого вопроса? Он обеспечил меня квартирой, и это первый случай в моей жизни. Он многое умеет, но за это в нашей стране еще не научились адекватно платить. Поэтому эта миссия на мне.
- Светлана Николаевна, а вам когда-нибудь хотелось избавиться в жизни от роли сильной женщины?
- Что значит, хотелось или не хотелось? Есть задача - я ее решаю, есть проблема - я ее преодолеваю. Я по-другому не умею.
- Ваша Васса, мне кажется, такая же. Когда смотрела спектакль, ловила себя на ощущении, что ей только мобильника не хватает, компьютера на столе, чтобы побыстрее распоряжения отдавать и вопросы решать...
- Да разве это удивительно? Это очень современный спектакль. Сегодня женщины вынуждены взваливать на себя кучу обязанностей: детей растить, отдавать воспитанию свое здоровье, силы и при этом руководить коллективом и дело вести так, чтобы все крутилось-вертелось, нигде сбоя не давало.
"ВАССА НИ ХОРОШАЯ, НИ ПЛОХАЯ, КАКАЯ ЕСТЬ..."
- Вы любите свою героиню?
- Очень, очень. Я ее понимаю. Понимаю, как ей трудно. А вы знаете, что подзаголовок первого варианта пьесы, написанный Горьким в 1910 году, был "Мать"? И зрители говорили мне, что ее любовь к своим детям очень хорошо чувствуется из зала. Просто ощущали кожей, как Васса любит свою дочь, ее замечательно играет Мария Лаврова, а уж младшего сына, убогого, несчастного, особенно жалеет, страдает за него. Его очень интересно играет Федя Лавров. Да и старшего любит по-своему. И невестку младшую оправдывает, поддерживает...
- Но все тем не менее так печально, так трагично...
- Да, трагично, потому что Васса допускает главную ошибку: за всеми делами и обязанностями она утрачивает связь с детьми, прежде всего духовную. А это самое страшное. Она бьется ради них, а им это, оказывается, не нужно. И никакими материальными благами не искупишь отсутствие понимания своих детей.
- Светлана Николаевна, из чего вы "лепили" образ?
- Надо было прожить жизнь, чтобы сыграть Вассу Железнову. Горький, возможно, создал собирательный образ. Я ничего ниоткуда не вытаскивала, не меняла ни одного слова в роли, себя я также не играла, но вы же, как зритель, поверили моей героине? Так ведь? Наверное, мне для этой роли надо было похоронить родных и друзей, самой встать с того света (и не один раз), пережить предательство мужчин в моей жизни и иметь силы их не удерживать. Я говорила себе: значит, не мое, значит, будет что-то другое... И мужчина обязательно возникал. Я ведь и не могу одна, мне рядом обязательно нужен мужчина. Так, может, не такая уж я сильная?.. Кстати, в спектакле к Вассе из прошлого периодически возвращается образ ее покойного мужа. Мне мой младший сын сказал, что если бы не появился Захар, то Васса получилась бы просто железной леди. А так образ вышел более человечным, женственным.
- Я вам признаюсь, в заключительной сцене я просто расплакалась.
- Спасибо, значит, мы добились, чего хотели. Это важно. Вот меня спрашивают, какая Васса - хорошая, плохая? А я и не знаю, что сказать. Она ни хорошая, ни плохая, она вот такая, какая есть. Мы, актеры, вообще все в этом спектакле настоящие, там есть подлинность чувств, отношений. Заметили, что там много музыки, мы много поем, так ведь на Руси и принято. Вообще, режиссер Сергей Яшин обратился к первому варианту горьковской пьесы - 1910 года и дополнил версией 1935 года. Он убрал фигуру революционерки Рашель, и социальный конфликт ушел на второй план. Главное здесь - мощный характер Вассы Железновой, которая свои лучшие качества - ответственности, семейственности, заботы о близких - превратила, ну, наверное, в тиранию.
"МЕЧТАЮ ВЫСПАТЬСЯ!"
- Что вам в жизни помогает и мешает одновременно?
- Патологическое чувство ответственности. Если я говорю, что смогу, разобьюсь, но сделаю. И никогда не даю пустых обещаний. Лучше прямо, пусть это даже грубым покажется, отказаться от того, с чем ты не справишься.
- Вам - не Вассе, а Светлане Крючковой - приходилось испытывать трудности в том, чтобы удерживать своих детей от влияния улицы, школы, окружения?
- Нет, наоборот, приходилось биться за то, чтобы они были адекватно воспринимаемы там, по ту сторону дома, потому что все главное в их головах и душах закладывалось здесь, в семье. А непонимания в восприятии окружающими хватало, конечно. Вообще, по себе, по своей судьбе скажу, что Питер, несмотря на то что это мой любимый город, которому я отдала 32 года жизни, я ощущаю провинцией. В Москве яркие способности ценятся больше, хотя отношения там жестче и циничнее. Питер возник в моей жизни потому, что вначале я вышла замуж за ленинградца - оператора Юрия Векслера и переехала сюда. А потом опять не смогла покинуть этот город из-за того, что встретила Сашу и в 40 лет родила второго сына. Я не устану повторять, что семья, близкие, их здоровье и благополучие у меня на первом месте. Работа - однозначно на втором. И я сторицей получаю от родных мужчин любовь и заботу.
- Ваше первое страдание в жизни помните?
- В детстве я больше всего мучилась от одиночества. Меня никто не воспитывал. Папа-военный строг, замкнут. У мамы нас было трое. Я оставалась наедине с собой: читала запоем книжки, классику обожала, "Войну и мир" четыре раза одолела, стихи учила, что-то декламировала, пела. У меня, правда, были две подружки, но мы с ними больше об искусстве говорили, о литературе, о мальчиках никогда, я, кстати, вообще не люблю ни с кем обсуждать интимные подробности отношений... А актрисой стала против воли родных. Просто очень захотела. После школы поехала из Кишинева в Москву, в театральное училище ведь только на третий год поступила. Я фаталистка. Если чему-то суждено случиться, то оно случится обязательно. И встречи происходят только с теми людьми, с кем нам суждено встретиться.
- О чем вы сейчас мечтаете?
- О том, чтобы выспаться! Я неимоверно устала. У меня же никогда не бывает свободного времени. Если даже я не делаю что-то руками, то мозги мои все равно работают, что-то постоянно придумываю, читаю, слушаю и т. п.
Беседовала Елена ДОБРЯКОВА
...Признаюсь, шла на встречу к актрисе как на экзамен - ее коллеги по театру успели предупредить о непростом характере Светланы Николаевны: если собеседник покажется ей не слишком умным, она просто свернет разговор, подстраиваться не станет.
Взобравшись на шестой этаж дома на Фонтанке, где Крючкова живет с семьей - мужем Сашей и сыном Сашей в чудной, по-европейски отремонтированной мансарде, я нашла Крючкову очень уставшей. Актриса призналась, что на работе никогда раздражение не выливает, а достается только домашним. Иной раз помогает просто покричать, лежа на диване "А-а!", потом принять ванну, попить чаю или прижать к груди любимого пушистого лисенка, его Крючкова берет с собой на сцену, когда играет в своем любимом спектакле "Прекрасен, чуден Божий свет...". Но это уже не в БДТ, а в театре-студии, который она создала пять лет назад.
"ЗА 17 ЛЕТ В БДТ Я СЫГРАЛА ТОЛЬКО ТРИ РОЛИ!"
- А знаете, почему называется театр-студия? - спрашивает Крючкова. - Потому, что наши актеры все делают сами: декорации ставят, занимаются рекламой, распространением билетов и т. п. Постоянного помещения у нас нет. И даже из временного зала на Московском проспекте нас, к сожалению, попросили, так как он закрывается на ремонт. Репетируем и играем теперь на разных площадках: в ДК Дзержинского, в Театре эстрады им. А. Райкина.
- Власти что-то обещают?
- Обещают поддержку, но...
- А с кем вы разговаривали?
- С Валентиной Ивановной Матвиенко. Она во многом нам помогла своим участием, и хочется верить, что благодаря ее поддержке нам не только удастся сохранить те спектакли, которые уже созданы и востребованы зрителем, но и создать еще много такого, в чем люди, имеющие душу, сердце и совесть, сегодня нуждаются. А пустопорожних модных развлечений и без нас достаточно. Пока театр существует на птичьих правах. Обидно, что мало кто знает, чем я занимаюсь. Люди идут смотреть меня в БДТ, думая, что только там и можно меня увидеть... А если посмотреть, за 17 лет после смерти Товстоногова я в Большом драматическом сыграла только три роли. Правда, какие! Раневская в чеховском "Вишневом саде" и мамаша Кураж в одноименном спектакле по пьесе Бертольда Брехта. Кстати, этот спектакль, как и "Вассу Железнову", поставил мой любимый режиссер из Москвы Сергей Иванович Яшин. Он же поставил "МарЛени. Стальные прусские дивы" в московском Театре имени Гоголя - там я играю Лени Рифеншталь. Я чем угодно все эти годы занималась - в кино снималась, готовила чтецкие программы, преподавала на актерском курсе, записывала диски, играла в антрепризных спектаклях. Сейчас веду на Пятом канале телевизионную интеллектуальную игру для взрослых "К доске". Я должна заботиться о своей семье, думать о детях, об их образовании, об их устройстве в жизни, просто-напросто зарабатывать. Пенсию мне, народной артистке, государство назначило 3 тысячи 343 рубля. После 38 лет непрерывной работы. Так и напишите!
- А муж?
- А можно без такого вопроса? Он обеспечил меня квартирой, и это первый случай в моей жизни. Он многое умеет, но за это в нашей стране еще не научились адекватно платить. Поэтому эта миссия на мне.
- Светлана Николаевна, а вам когда-нибудь хотелось избавиться в жизни от роли сильной женщины?
- Что значит, хотелось или не хотелось? Есть задача - я ее решаю, есть проблема - я ее преодолеваю. Я по-другому не умею.
- Ваша Васса, мне кажется, такая же. Когда смотрела спектакль, ловила себя на ощущении, что ей только мобильника не хватает, компьютера на столе, чтобы побыстрее распоряжения отдавать и вопросы решать...
- Да разве это удивительно? Это очень современный спектакль. Сегодня женщины вынуждены взваливать на себя кучу обязанностей: детей растить, отдавать воспитанию свое здоровье, силы и при этом руководить коллективом и дело вести так, чтобы все крутилось-вертелось, нигде сбоя не давало.
"ВАССА НИ ХОРОШАЯ, НИ ПЛОХАЯ, КАКАЯ ЕСТЬ..."
- Вы любите свою героиню?
- Очень, очень. Я ее понимаю. Понимаю, как ей трудно. А вы знаете, что подзаголовок первого варианта пьесы, написанный Горьким в 1910 году, был "Мать"? И зрители говорили мне, что ее любовь к своим детям очень хорошо чувствуется из зала. Просто ощущали кожей, как Васса любит свою дочь, ее замечательно играет Мария Лаврова, а уж младшего сына, убогого, несчастного, особенно жалеет, страдает за него. Его очень интересно играет Федя Лавров. Да и старшего любит по-своему. И невестку младшую оправдывает, поддерживает...
- Но все тем не менее так печально, так трагично...
- Да, трагично, потому что Васса допускает главную ошибку: за всеми делами и обязанностями она утрачивает связь с детьми, прежде всего духовную. А это самое страшное. Она бьется ради них, а им это, оказывается, не нужно. И никакими материальными благами не искупишь отсутствие понимания своих детей.
- Светлана Николаевна, из чего вы "лепили" образ?
- Надо было прожить жизнь, чтобы сыграть Вассу Железнову. Горький, возможно, создал собирательный образ. Я ничего ниоткуда не вытаскивала, не меняла ни одного слова в роли, себя я также не играла, но вы же, как зритель, поверили моей героине? Так ведь? Наверное, мне для этой роли надо было похоронить родных и друзей, самой встать с того света (и не один раз), пережить предательство мужчин в моей жизни и иметь силы их не удерживать. Я говорила себе: значит, не мое, значит, будет что-то другое... И мужчина обязательно возникал. Я ведь и не могу одна, мне рядом обязательно нужен мужчина. Так, может, не такая уж я сильная?.. Кстати, в спектакле к Вассе из прошлого периодически возвращается образ ее покойного мужа. Мне мой младший сын сказал, что если бы не появился Захар, то Васса получилась бы просто железной леди. А так образ вышел более человечным, женственным.
- Я вам признаюсь, в заключительной сцене я просто расплакалась.
- Спасибо, значит, мы добились, чего хотели. Это важно. Вот меня спрашивают, какая Васса - хорошая, плохая? А я и не знаю, что сказать. Она ни хорошая, ни плохая, она вот такая, какая есть. Мы, актеры, вообще все в этом спектакле настоящие, там есть подлинность чувств, отношений. Заметили, что там много музыки, мы много поем, так ведь на Руси и принято. Вообще, режиссер Сергей Яшин обратился к первому варианту горьковской пьесы - 1910 года и дополнил версией 1935 года. Он убрал фигуру революционерки Рашель, и социальный конфликт ушел на второй план. Главное здесь - мощный характер Вассы Железновой, которая свои лучшие качества - ответственности, семейственности, заботы о близких - превратила, ну, наверное, в тиранию.
"МЕЧТАЮ ВЫСПАТЬСЯ!"
- Что вам в жизни помогает и мешает одновременно?
- Патологическое чувство ответственности. Если я говорю, что смогу, разобьюсь, но сделаю. И никогда не даю пустых обещаний. Лучше прямо, пусть это даже грубым покажется, отказаться от того, с чем ты не справишься.
- Вам - не Вассе, а Светлане Крючковой - приходилось испытывать трудности в том, чтобы удерживать своих детей от влияния улицы, школы, окружения?
- Нет, наоборот, приходилось биться за то, чтобы они были адекватно воспринимаемы там, по ту сторону дома, потому что все главное в их головах и душах закладывалось здесь, в семье. А непонимания в восприятии окружающими хватало, конечно. Вообще, по себе, по своей судьбе скажу, что Питер, несмотря на то что это мой любимый город, которому я отдала 32 года жизни, я ощущаю провинцией. В Москве яркие способности ценятся больше, хотя отношения там жестче и циничнее. Питер возник в моей жизни потому, что вначале я вышла замуж за ленинградца - оператора Юрия Векслера и переехала сюда. А потом опять не смогла покинуть этот город из-за того, что встретила Сашу и в 40 лет родила второго сына. Я не устану повторять, что семья, близкие, их здоровье и благополучие у меня на первом месте. Работа - однозначно на втором. И я сторицей получаю от родных мужчин любовь и заботу.
- Ваше первое страдание в жизни помните?
- В детстве я больше всего мучилась от одиночества. Меня никто не воспитывал. Папа-военный строг, замкнут. У мамы нас было трое. Я оставалась наедине с собой: читала запоем книжки, классику обожала, "Войну и мир" четыре раза одолела, стихи учила, что-то декламировала, пела. У меня, правда, были две подружки, но мы с ними больше об искусстве говорили, о литературе, о мальчиках никогда, я, кстати, вообще не люблю ни с кем обсуждать интимные подробности отношений... А актрисой стала против воли родных. Просто очень захотела. После школы поехала из Кишинева в Москву, в театральное училище ведь только на третий год поступила. Я фаталистка. Если чему-то суждено случиться, то оно случится обязательно. И встречи происходят только с теми людьми, с кем нам суждено встретиться.
- О чем вы сейчас мечтаете?
- О том, чтобы выспаться! Я неимоверно устала. У меня же никогда не бывает свободного времени. Если даже я не делаю что-то руками, то мозги мои все равно работают, что-то постоянно придумываю, читаю, слушаю и т. п.
Беседовала Елена ДОБРЯКОВА