Общество
"ГОРОД ВЫСТОЯЛ БЛАГОДАРЯ ЖЕНЩИНАМ"
26 января
-Я давно хотел снять что-то о войне. Потому что война - это всегда экстремальная ситуация, а экстрим многое выявляет в людях, как высокие стороны человеческой натуры, так и низкие. Я не вижу героев в современной жизни. В свое время меня потрясла "Блокадная книга" Алеся Адамовича и Даниила Гранина. В ней жестокие свидетельства мужества и героизма. Она чрезвычайно сильно воздействует на душу. Читаешь - и слезы наворачиваются...
Трагедия Ленинграда выявила настоящих героев. Героизм - это не обязательно грудью на амбразуру или протаранить "мессершмитт". Героизм и в том, чтобы в невыносимых обстоятельствах выжить и остаться человеком. Мне хотелось показать ситуации, в которых раскрывались бы лучшие человеческие качества.
Блокада - это события почти без войны, люди просто выживали и этим спасали себя и город. А миллионы ленинградцев не выжили. У меня есть смутное ощущение, что возникни сегодня подобная ситуация - город сдали бы. Современные люди посчитали бы глупостью нести нечеловеческие страдания ради того, чтобы спасти город.
И, как ни странно, об этом трагическом событии в истории России не было снято ничего серьезного и глубокого. Да, была "Блокада" по Чаковскому, но это лубочное произведение. Иногда кажется, что до сих пор действует негласное указание Сталина: забыть, что блокада была. Был почти пятимиллионный город, и больше половины погибли.
А сегодня блокада для большинства - это такое далекое, что и помнить о ней необязательно. В нашем фильме есть двое детей. Когда мы проводили пробы среди петербургских школьников, задавали вопрос: "Что ты знаешь о блокаде?" Прошли тысячи, но мало кто из них мог что-то сказать о блокаде. А если знали, то одно: нечего было есть. Но как все происходило, сколько блокада длилась - не знали. Потом мы спрашивали: "А ты бы выжил?" И девять из десяти отвечали: "Нет".
Я изучил множество документов по блокаде. Ситуация с блокадой вообще очень непростая. С одной стороны, мы должны преклоняться перед этими людьми за их негромкий героизм, с другой стороны, там было много такого, что совсем по-другому оцениваешь трагическую ситуацию. Ведь почти не таясь говорили, что надо объявить Ленинград открытым городом. И говорили это рабочие. Говорили: "Немцы всех не перевешают, а рабочие руки всегда нужны". И доносы потоком шли в Смольный. И как только напряжение спало, начались аресты.
...Мы не могли в своем повествовании охватить все 900 дней. Взяли только октябрь, ноябрь, декабрь 1941 года - самый страшный период. Когда был чудовищный голод. И массовые смерти от голода, трупы на улицах. Сначала ленинградцев грела убежденность: "Завтра снимут блокаду. Красная Армия нас спасет". Но шел день за днем, месяц за месяцем, и постепенно люди с ужасом осознавали: это очень надолго. Дальше тоже все было ужасно, но люди уже оказались внутренне готовы. В 1942 году выращивали на площадях овощи, травки, картошку. Запасались. Они заботились о себе сами.
...Герои картины - женщины. Прежде всего женщины. Вообще складывается ощущение, что Ленинград выстоял благодаря женщинам. Поэтому у нас в фильме частные истории нескольких женщин на фоне города. Это не эпопея. Герои, надеюсь, получились не прямолинейные. Включая Жданова. Я к нему отношусь негативно, но даже он иногда поворачивается позитивной стороной. Какого я его сделал, такого пусть и примут зрители. Или не примут. Да и не о нем картина.
Первоначально я собирался снимать неизвестных актеров. Мне казалось, что так я добьюсь большей подлинности. Но зрители хотят видеть знаменитых актеров! И я поступил так: главные роли у меня играют относительно неизвестные артисты, а известные - на периферии сюжета. В главных ролях - Ольга Сутулова и Мира Сорвино. В фильме также заняты Александр Абдулов, Михаил Ефремов, Валентин Гафт, Владимир Ильин. Подлинный шедевр в эпизодической роли сотворил Кирилл Лавров.
...В съемочной группе много питерцев, и на площадке были моменты, которые трогали до глубины души. Помню, меня второй режиссер подвела к старушке, наблюдавшей за съемкой. Она, блокадница, сказала: "Это было действительно так".
Записал Николай АНДРЕЕВ
Трагедия Ленинграда выявила настоящих героев. Героизм - это не обязательно грудью на амбразуру или протаранить "мессершмитт". Героизм и в том, чтобы в невыносимых обстоятельствах выжить и остаться человеком. Мне хотелось показать ситуации, в которых раскрывались бы лучшие человеческие качества.
Блокада - это события почти без войны, люди просто выживали и этим спасали себя и город. А миллионы ленинградцев не выжили. У меня есть смутное ощущение, что возникни сегодня подобная ситуация - город сдали бы. Современные люди посчитали бы глупостью нести нечеловеческие страдания ради того, чтобы спасти город.
И, как ни странно, об этом трагическом событии в истории России не было снято ничего серьезного и глубокого. Да, была "Блокада" по Чаковскому, но это лубочное произведение. Иногда кажется, что до сих пор действует негласное указание Сталина: забыть, что блокада была. Был почти пятимиллионный город, и больше половины погибли.
А сегодня блокада для большинства - это такое далекое, что и помнить о ней необязательно. В нашем фильме есть двое детей. Когда мы проводили пробы среди петербургских школьников, задавали вопрос: "Что ты знаешь о блокаде?" Прошли тысячи, но мало кто из них мог что-то сказать о блокаде. А если знали, то одно: нечего было есть. Но как все происходило, сколько блокада длилась - не знали. Потом мы спрашивали: "А ты бы выжил?" И девять из десяти отвечали: "Нет".
Я изучил множество документов по блокаде. Ситуация с блокадой вообще очень непростая. С одной стороны, мы должны преклоняться перед этими людьми за их негромкий героизм, с другой стороны, там было много такого, что совсем по-другому оцениваешь трагическую ситуацию. Ведь почти не таясь говорили, что надо объявить Ленинград открытым городом. И говорили это рабочие. Говорили: "Немцы всех не перевешают, а рабочие руки всегда нужны". И доносы потоком шли в Смольный. И как только напряжение спало, начались аресты.
...Мы не могли в своем повествовании охватить все 900 дней. Взяли только октябрь, ноябрь, декабрь 1941 года - самый страшный период. Когда был чудовищный голод. И массовые смерти от голода, трупы на улицах. Сначала ленинградцев грела убежденность: "Завтра снимут блокаду. Красная Армия нас спасет". Но шел день за днем, месяц за месяцем, и постепенно люди с ужасом осознавали: это очень надолго. Дальше тоже все было ужасно, но люди уже оказались внутренне готовы. В 1942 году выращивали на площадях овощи, травки, картошку. Запасались. Они заботились о себе сами.
...Герои картины - женщины. Прежде всего женщины. Вообще складывается ощущение, что Ленинград выстоял благодаря женщинам. Поэтому у нас в фильме частные истории нескольких женщин на фоне города. Это не эпопея. Герои, надеюсь, получились не прямолинейные. Включая Жданова. Я к нему отношусь негативно, но даже он иногда поворачивается позитивной стороной. Какого я его сделал, такого пусть и примут зрители. Или не примут. Да и не о нем картина.
Первоначально я собирался снимать неизвестных актеров. Мне казалось, что так я добьюсь большей подлинности. Но зрители хотят видеть знаменитых актеров! И я поступил так: главные роли у меня играют относительно неизвестные артисты, а известные - на периферии сюжета. В главных ролях - Ольга Сутулова и Мира Сорвино. В фильме также заняты Александр Абдулов, Михаил Ефремов, Валентин Гафт, Владимир Ильин. Подлинный шедевр в эпизодической роли сотворил Кирилл Лавров.
...В съемочной группе много питерцев, и на площадке были моменты, которые трогали до глубины души. Помню, меня второй режиссер подвела к старушке, наблюдавшей за съемкой. Она, блокадница, сказала: "Это было действительно так".
Записал Николай АНДРЕЕВ