Культура

ЛЕОНИД МОЗГОВОЙ: "У МЕНЯ ВЕСЬ ГОД ПРОШЕЛ ПОД ЗНАКОМ ДОСТОЕВСКОГО"

26 января
Скоро на телеэкраны должен выйти новый шестисерийный фильм по роману Достоевского "Бесы". Одну из главных ролей - Степана Верховенского - в картине исполнил Леонид Мозговой. Широкая известность к актеру пришла сравнительно недавно, после того как Александр Сокуров пригласил его сыграть Чехова в фильме "Камень", а также Гитлера в "Молохе" и Ленина в "Тельце".

"Сокурова всегда пугала моя подготовленность к роли"

- Экранизация "Бесов" была приурочена к недавнему 185-летию со дня рождения Достоевского?
- Скорее всего, да, но фильм, смею надеяться, получился не "датским". "Бесы" - роман-пророчество. Я давно не перечитывал эту книгу, а перед съемками перечитал и удивился. Она написана почти зощенковским языком, с юмором и сарказмом. Большевики не случайно ее запрещали.
Режиссер - Феликс Шультесс, немец, давно живущий в Москве, ученик Сергея Соловьева. Сценарист - Павел Финн. Работать было очень интересно. В феврале прошлого года мне позвонили и пригласили на пробы, в марте начались съемки, а в мае уже все было снято. Мой герой - Степан Трофимович Верховенский, который и воспитал всех "бесов". Мы играем в паре с Ириной Купченко.
Вообще у меня весь минувший год прошел под знаком Достоевского. Периодически играю моноспектакль "Смешной", который поставлен по рассказу "Сон смешного человека" десять лет назад. Уже сыграл этот спектакль 700 раз, но и сегодня чувствую свежесть слов и образов великого писателя.
- Сколько времени надо готовиться к таким серьезным работам, как Верховенский?
- Я к любой роли готовлюсь всерьез. Сокурова всегда пугала моя подготовленность. "Вы, - говорит, - очень много читаете..." А я действительно перед "Молохом" читал энциклопедии, серьезные историко-психологические исследования. Готовясь к съемкам в "Тельце", изучал воспоминания о Ленине, его биографии. Причем работал не только над внутренним миром своих героев, но и над внешностью. У меня были почти все фотографии и кинокадры Ленина. Очень важно было понять, как герой двигается. Чтобы сыграть частично парализованного вождя, я привязывал палки к руке и к ноге и так ходил по комнате, садился, ел, пил... Так готовиться к роли меня научили еще в Ленинградском театральном институте.
Мне повезло: я учился у отличного педагога - Бориса Зона. Мы были его последним курсом - Додин, Тенякова, Костецкий, Антонова... А до нас он выпустил целую плеяду замечательных актеров - Трофимов, Кадочников, Шарко, Фрейндлих, Дьячков, Виторган... Еще молодым Зон однажды прочитал про систему Станиславского и последние пять лет жизни мэтра каждый выходной ездил в Москву и, как школяр, все за ним записывал. По сути, Зон стал проповедником системы Станиславского - азбуки актерского мастерства. Станиславский, например, искренне считал, что актер должен вгрызаться в материал, чтобы быть наполненным изнутри. Глаза ведь не загримируешь. Как ни странно, то, чему меня учили, мне удалось воплотить через тридцать лет после окончания института.

"Я играл Окуджаву для одного Окуджавы"

- Нужно ли было находить в себе черты таких жестоких героев, как Гитлер и Ленин, или можно было без этого обойтись?
- В каждом человеке намешано все - от низкого до возвышенного. Всегда найдутся вещи, за которые тебе в жизни стыдно. Зон учил нас: "В роли надо идти от себя, но как можно дальше". Актер должен задать себе тысячи "почему". Если этого не сделать, ничего не сыграешь. Гитлер для русских людей - исчадие ада. Но мне пришлось отмести эту мысль. Выдающийся мыслитель, психолог Эрих Фромм написал: "Пока мы не поймем Гитлера как человека, мы не поймем сути фашизма". Вот этому я и старался следовать. А еще мне помогал Александр Николаевич Сокуров. Он глубоко нравственный человек. Людей с такими высокими душевными качествами я почти не встречал.
- Вам было уже пятьдесят, когда Сокуров пригласил вас на роль Чехова...
- Да, уже пятьдесят. Несмотря на то что у меня в дипломе записано: "Актер театра и кино", я по иронии судьбы ни кино, ни театром тридцать лет не занимался. Жанр, в котором я работал, можно назвать литературной эстрадой. Сначала, после института, пять лет служил в Театре музыкальной комедии, где участвовал в нескольких современных спектаклях и в опереттах, имел даже пару главных ролей. А потом принял участие в конкурсе чтецов, стал лауреатом и ушел на эстраду. Ставил и играл моноспектакли по произведениям классиков, от Шекспира до Окуджавы. Впрочем, Булат Шалвович тогда еще не был классиком. Мы с ним встречались семь раз. Сначала нужно было получить от него разрешение на постановку "Монолога об Окуджаве". Потом я показывал ему отрывки. Конечно, трудно было ему о нем его словами рассказывать. Это вообще спектакль о том, чем для нашего поколения является Окуджава. В общем, в питерском мемориальном Музее Достоевского собрались около сотни зрителей, но я играл только для одного - для Окуджавы. Он принял эту постановку, сказав: "Вы меня не копируете, но вы очень точно уловили мою интонацию..." И вот уже четверть века с благословения поэта я играю этот спектакль.

"Надеюсь сняться в "Фаусте"

- У вас в кино всего около десятка ролей. Что еще хотелось бы сыграть?
- Я больше думаю о том, какую сделать литературную работу. Стараюсь выбрать такую постановку, чтобы она не стала однодневкой. А в кино я, как артист, человек зависимый. Будут интересные предложения - пойду. Вот должен был играть в третьем фильме Сокурова из серии "Диктаторы ХХ века". Александр Николаевич хотел, чтобы Хирохито в фильме "Солнце" представил тоже я. Мы даже сделали пробы. Но я был еще совершенно не готов к новой работе, ничего не успел для нее накопить. И японцы это сразу почувствовали. "У него, - сказали, - в глазах озеро, а должен быть океан". В общем, не срослось.
Очень надеюсь, что Сокуров в следующей своей картине "Фауст" меня займет. Кого я там буду играть, не знаю, Александр Николаевич не открывает мне все карты. Но у меня уже накапливается литература по этой вечной теме...
Конечно, пока есть силы, хотелось бы сниматься. Но что мне на судьбу роптать? Для меня встреча с Сокуровым - счастье. То, к чему я стремился, воплотилось в таких замечательных фильмах! А кроме того, в последнее время я довольно часто стал сниматься и у других режиссеров. В позапрошлом году это были фильмы: "Гадкие лебеди" Константина Лопушанского (по роману братьев Стругацких), "Русские деньги" Игоря Масленникова (по пьесе А.Н. Островского "Волки и овцы"), "Дюймовочка" Леонида Нечаева и "Бесы", которых мы уже вспоминали.
- Вы сказали, что Верховенский - тот, кто вырастил "бесов". Значит, эта роль - своего рода продолжение темы, начатой в сокуровских "Молохе" и "Тельце"?
- Вы знаете, в процессе работы я как-то об этом не думал. В своем герое я старался отыскать чисто человеческие черты. Ведь сам я совсем другой: не жуир, не умею красиво разглагольствовать, обволакивать людей словами... Но я, конечно, встречал верховенских в жизни. И надо было привнести в этот образ черты, подсмотренные иногда в очень давние годы. Для меня мой Верховенский - большой ребенок. И не только другие, он и сам не замечает, как все его жуирование, словесные кружева перерастают в демагогию, на которой и вырастают "бесы". Кстати, говорят, Луначарский хорошо это чувствовал. Когда кто-то предложил поставить памятник Достоевскому, он сказал: "А что напишем на постаменте? "Великому писателю от бесов"?".
По-моему, этот роман, а с ним и фильм сейчас очень современны. В 1990-е годы мы столкнулись с тем же явлением: вполне приличные люди воспитали из своих детей "бесов" (я имею в виду весь этот обильный криминалитет). Может, есть надежда, что теперь у нынешних "бесов" дети вырастут приличными людьми?..

Досье "НВ"

Леонид Мозговой родился в 1941 году в Туле.
В 1965-м окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии.
В 1965-1970 годах - артист-солист Ленинградского театра музыкальной комедии, с 1970-го - артист Концертной областной Ленинградской филармонии. С 1993 года сотрудничает с "Классическим театром" Санкт-Петербурга, где сыграл главные роли в постановках по произведениям Достоевского, Чехова, Андреева.
Широкой публике Мозговой наиболее известен по ролям в кинофильмах "Камень", "Молох", "Телец", "Русский ковчег", "Гарпастум"...
Сегодня в репертуаре артиста 15 моноспектаклей, в том числе "Смешной человек", "Записки на манжетах", "Черный монах", "Я - Гамлет"...
Леонид Мозговой - заслуженный артист России, лауреат премии "НИКА" и дважды - премии "Золотой овен".
Беседовал Сергей АЧИЛЬДИЕВ
Курс ЦБ
Курс Доллара США
109.58
1.568 (1.43%)
Курс Евро
116.14
3.046 (2.62%)
Погода
Сегодня,
29 ноября
пятница
+5
Слабый дождь
30 ноября
суббота
+4
Слабый дождь
01 декабря
воскресенье
+3
Слабый дождь