Культура
ЮРИЙ КУКЛАЧЕВ: "ЧЕРЕЗ ЛЮБОВЬ К ЖИВОТНЫМ НАХОЖУ ПУТЬ К СЕРДЦУ РЕБЕНКА..."
30 января
Юрий Куклачев - единственный в мире клоун, совместивший репризы с дрессировкой кошек - домашних животных, которые, как известно, очень трудно поддаются дрессуре. Более того, он создатель единственного в мире Театра кошек.
КАСТРЮЛЬКА В ХОРОШЕЙ ФОРМЕ
-Юрий Дмитриевич, в прошлом году в то время, когда вы были в Америке, в Питере выступал... Театр кошек Куклачева!
- В Америке наш театр признали уникальным явлением в области искусства и мы получили приз от Международной ассоциации "Феномен" при ООН. Действительно, аналога в мире нет. Кошачьим театром занимаются только два человека - я и мой сын Дима. У нас очень много номеров. Поэтому и существуют два состава, чтобы была возможность выступать на разных площадках.
- Я слышал, что в Америке появился филиал вашего театра.
- Да у нас весь мир - филиал! В Штатах нас высоко ценят. Нам в Голливуде сказали, что, посмотрев выступления, поняли, что собой представляет культура России. Кстати, очень сильно повлиял на западное представление о русском цирке Слава Полунин.
- За годы существования театра удалось то, о чем мечтали?
- Да. Мы ведь могли спокойно уехать в ту же Америку, там раскрутиться и вернуться победителями. Как Слава. Но почему-то решили здесь остаться. Несмотря на все трудности.
- Коллектив вашего театра, наверное, делится на людей и зверей. Если не секрет, кого больше?
- 80 сотрудников и 120 кошек. В моей команде есть люди, которые работают со мной со дня основания театра. Хотя с кем-то из сотрудников приходилось и расставаться.
- Почему?
- Мне довелось испытать человеческое предательство.
- Вы жесткий руководитель?
- Совсем нет. Я требовательный, но вместе с тем мягкий. Люблю, чтобы был порядок. Не терплю актерских розыгрышей. Считаю, что в работе с животными это неуместно.
- А кошки как долго могут работать у вас?
- У нас есть кошка Кастрюлька, которую я подобрал на улице в Лондоне. Она выступает со мной уже 19 лет, то есть еще до основания театра. При этом находится в очень хорошей форме.
- Какими критериями вы руководствуетесь при отборе кошек?
- Главный критерий - здоровье. У нас ведь жесткие спартанские условия.
- Между животными в театре есть конкуренция?
- Конечно. Животные очень ревнивы и бывают нетерпимыми к чужой славе, к чужому успеху.
- Что изменилось после того, как театр стал государственным?
- У нас теперь есть дотация государства. Что бы вдруг со мной ни случилось, театр будет существовать, кошки будут сыты. Помещение теперь нам передано в полное хозяйственное ведение. Если какой-нибудь олигарх вздумает вместо театра создать банк или какую-нибудь коммерческую структуру, то у него ничего не получится.
- В театре работает известный кинорежиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич, который известен прежде всего по фильму "Д‘Артаньян и три мушкетера"...
- Да, он является главным режиссером нашего театра. Пусть вас это не удивляет. Ведь Юнгвальд-Хилькевич ставит и оперы, и оперетты. Он очень многожанровый и талантливый человек. В нашем театре он ставит спектакли. У нас же не просто концертные номера, а цельные спектакли. Это один из принципов нашей работы. Я работаю больше над отдельными номерами, а вот цельность спектаклей - это заслуга нашего главного режиссера.
"МИР ПОКОРИЛА ВЕРЕВОЧКА С ФАНТИКОМ"
- Во время выступлений вы призываете юных зрителей к доброте. Вообще, воспитательная миссия - главенствующая в вашем театре?
- Конечно. Я написал книгу "Школа доброты" и работаю над тем, чтобы книга стала частью школьной программы, чтобы ввести в школах урок доброты. Это моя главная задача на сегодняшний день. Считаю, что дети находятся в опасности. Им дали такую свободу, от которой можно захлебнуться, после которой нужна реабилитация. Поэтому у меня составлена авторская программа, написано 9 учебников.
- А в Министерстве образования как к вашей идее относятся?
- Мои учебники прошли экспертный совет ученых и утверждены на уровне Министерства образования, потому что через любовь к животным я нахожу путь к сердцу ребенка. Много ли учителей найдется, у которых есть такие эмоциональные рычаги воздействия. Да и моя дрессура - это не столько дрессура, сколько воспитание. Беру веревочку и привязываю фантик. Вот эта простая веревочка с фантиком покорила весь мир. Настолько все просто. Такая же методика должна быть и в педагогике. Нужно прислушаться к ребенку и признать его превосходство, потому что он пришел в этот мир со своей миссией. Как на сцене я действую от кошки, также и в воспитательном процессе нужно действовать от ребенка.
- Кто-нибудь из политиков вам помогает?
- К нашему театру всегда хорошо относился Юрий Михайлович Лужков и оказывал содействие в спорных вопросах. Кстати, ваш губернатор Валентина Матвиенко дала путевку в жизнь моим книгам, когда являлась вице-премьером. Она была единственным членом правительства, кто ко мне прислушался. Во многом благодаря Валентине Ивановне мне удается продвигать ту самую программу на основе книги "Школа доброты". Я вместе со своими единомышленниками создал движение "Добрая Москва", и Лужков нас поддержал. Это не партийное движение. Там функционерам делать нечего, потому что все основано на чувствах.
"БРЕЖНЕВ КО МНЕ ХОРОШО ОТНОСИЛСЯ..."
- Мы начали разговор с вашего сына Дмитрия. А кроме него у вас есть ученики?
- Мои ученики выступают по всему миру. Но создать театр еще никому не удалось.
- Вы помните свое первое впечатление о цирке?
- Да. В 8 лет посетил цирк и тогда же решил стать клоуном. И теперь принцип моей работы заключается в том, чтобы дать ребенку устремление, чтобы он как можно раньше понял свое предназначение и готовил себя. Когда я решил стать клоуном, то для меня альтернативы не существовало.
- Были ли у вас ориентиры в профессии?
- Да. Чарли Чаплин.
- А в дрессуре?
- Нет. Я ведь стал первым клоуном, работающим с животными. Меня называли первооткрывателем и даже сравнивали с Юрием Гагариным.
- Вы имеете множество наград. Есть ли из них самая дорогая?
- Да. Премия Ленинского комсомола. В душе я остался комсомольцем. Эта организация, в отличие от КПСС, не была формализованной. Там преобладали энтузиазм, духовность, чистота и вера в лучшее. Вообще, в советское время я пользовался большим успехом, но и работал очень много для достижения успеха. Меня ценили на самом высоком уровне. Брежнев ко мне очень хорошо относился.
- Между прочим, в советское время вас чаще показывали по телевидению.
- Сегодня сам этого не хочу. Теперь даже жалею, что снимался в передаче "Спокойной ночи, малыши". Хотя мне это очень нравилось. Но у публики сложилось мнение, что я работаю только для малышей. Этот стереотип до сих пор действует. Вы же сами видели, что на моих выступлениях преобладает детская публика. А вот на Западе наоборот. Но там взрослые ведут себя так же непосредственно, как и дети. Недавно в Америке на моем выступлении побывала зрительница, которой в тот день исполнилось 100 лет. Мы ее вывели на сцену и поздравили с юбилеем.
Беседовал Константин ГЛУШЕНКОВ
КАСТРЮЛЬКА В ХОРОШЕЙ ФОРМЕ
-Юрий Дмитриевич, в прошлом году в то время, когда вы были в Америке, в Питере выступал... Театр кошек Куклачева!
- В Америке наш театр признали уникальным явлением в области искусства и мы получили приз от Международной ассоциации "Феномен" при ООН. Действительно, аналога в мире нет. Кошачьим театром занимаются только два человека - я и мой сын Дима. У нас очень много номеров. Поэтому и существуют два состава, чтобы была возможность выступать на разных площадках.
- Я слышал, что в Америке появился филиал вашего театра.
- Да у нас весь мир - филиал! В Штатах нас высоко ценят. Нам в Голливуде сказали, что, посмотрев выступления, поняли, что собой представляет культура России. Кстати, очень сильно повлиял на западное представление о русском цирке Слава Полунин.
- За годы существования театра удалось то, о чем мечтали?
- Да. Мы ведь могли спокойно уехать в ту же Америку, там раскрутиться и вернуться победителями. Как Слава. Но почему-то решили здесь остаться. Несмотря на все трудности.
- Коллектив вашего театра, наверное, делится на людей и зверей. Если не секрет, кого больше?
- 80 сотрудников и 120 кошек. В моей команде есть люди, которые работают со мной со дня основания театра. Хотя с кем-то из сотрудников приходилось и расставаться.
- Почему?
- Мне довелось испытать человеческое предательство.
- Вы жесткий руководитель?
- Совсем нет. Я требовательный, но вместе с тем мягкий. Люблю, чтобы был порядок. Не терплю актерских розыгрышей. Считаю, что в работе с животными это неуместно.
- А кошки как долго могут работать у вас?
- У нас есть кошка Кастрюлька, которую я подобрал на улице в Лондоне. Она выступает со мной уже 19 лет, то есть еще до основания театра. При этом находится в очень хорошей форме.
- Какими критериями вы руководствуетесь при отборе кошек?
- Главный критерий - здоровье. У нас ведь жесткие спартанские условия.
- Между животными в театре есть конкуренция?
- Конечно. Животные очень ревнивы и бывают нетерпимыми к чужой славе, к чужому успеху.
- Что изменилось после того, как театр стал государственным?
- У нас теперь есть дотация государства. Что бы вдруг со мной ни случилось, театр будет существовать, кошки будут сыты. Помещение теперь нам передано в полное хозяйственное ведение. Если какой-нибудь олигарх вздумает вместо театра создать банк или какую-нибудь коммерческую структуру, то у него ничего не получится.
- В театре работает известный кинорежиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич, который известен прежде всего по фильму "Д‘Артаньян и три мушкетера"...
- Да, он является главным режиссером нашего театра. Пусть вас это не удивляет. Ведь Юнгвальд-Хилькевич ставит и оперы, и оперетты. Он очень многожанровый и талантливый человек. В нашем театре он ставит спектакли. У нас же не просто концертные номера, а цельные спектакли. Это один из принципов нашей работы. Я работаю больше над отдельными номерами, а вот цельность спектаклей - это заслуга нашего главного режиссера.
"МИР ПОКОРИЛА ВЕРЕВОЧКА С ФАНТИКОМ"
- Во время выступлений вы призываете юных зрителей к доброте. Вообще, воспитательная миссия - главенствующая в вашем театре?
- Конечно. Я написал книгу "Школа доброты" и работаю над тем, чтобы книга стала частью школьной программы, чтобы ввести в школах урок доброты. Это моя главная задача на сегодняшний день. Считаю, что дети находятся в опасности. Им дали такую свободу, от которой можно захлебнуться, после которой нужна реабилитация. Поэтому у меня составлена авторская программа, написано 9 учебников.
- А в Министерстве образования как к вашей идее относятся?
- Мои учебники прошли экспертный совет ученых и утверждены на уровне Министерства образования, потому что через любовь к животным я нахожу путь к сердцу ребенка. Много ли учителей найдется, у которых есть такие эмоциональные рычаги воздействия. Да и моя дрессура - это не столько дрессура, сколько воспитание. Беру веревочку и привязываю фантик. Вот эта простая веревочка с фантиком покорила весь мир. Настолько все просто. Такая же методика должна быть и в педагогике. Нужно прислушаться к ребенку и признать его превосходство, потому что он пришел в этот мир со своей миссией. Как на сцене я действую от кошки, также и в воспитательном процессе нужно действовать от ребенка.
- Кто-нибудь из политиков вам помогает?
- К нашему театру всегда хорошо относился Юрий Михайлович Лужков и оказывал содействие в спорных вопросах. Кстати, ваш губернатор Валентина Матвиенко дала путевку в жизнь моим книгам, когда являлась вице-премьером. Она была единственным членом правительства, кто ко мне прислушался. Во многом благодаря Валентине Ивановне мне удается продвигать ту самую программу на основе книги "Школа доброты". Я вместе со своими единомышленниками создал движение "Добрая Москва", и Лужков нас поддержал. Это не партийное движение. Там функционерам делать нечего, потому что все основано на чувствах.
"БРЕЖНЕВ КО МНЕ ХОРОШО ОТНОСИЛСЯ..."
- Мы начали разговор с вашего сына Дмитрия. А кроме него у вас есть ученики?
- Мои ученики выступают по всему миру. Но создать театр еще никому не удалось.
- Вы помните свое первое впечатление о цирке?
- Да. В 8 лет посетил цирк и тогда же решил стать клоуном. И теперь принцип моей работы заключается в том, чтобы дать ребенку устремление, чтобы он как можно раньше понял свое предназначение и готовил себя. Когда я решил стать клоуном, то для меня альтернативы не существовало.
- Были ли у вас ориентиры в профессии?
- Да. Чарли Чаплин.
- А в дрессуре?
- Нет. Я ведь стал первым клоуном, работающим с животными. Меня называли первооткрывателем и даже сравнивали с Юрием Гагариным.
- Вы имеете множество наград. Есть ли из них самая дорогая?
- Да. Премия Ленинского комсомола. В душе я остался комсомольцем. Эта организация, в отличие от КПСС, не была формализованной. Там преобладали энтузиазм, духовность, чистота и вера в лучшее. Вообще, в советское время я пользовался большим успехом, но и работал очень много для достижения успеха. Меня ценили на самом высоком уровне. Брежнев ко мне очень хорошо относился.
- Между прочим, в советское время вас чаще показывали по телевидению.
- Сегодня сам этого не хочу. Теперь даже жалею, что снимался в передаче "Спокойной ночи, малыши". Хотя мне это очень нравилось. Но у публики сложилось мнение, что я работаю только для малышей. Этот стереотип до сих пор действует. Вы же сами видели, что на моих выступлениях преобладает детская публика. А вот на Западе наоборот. Но там взрослые ведут себя так же непосредственно, как и дети. Недавно в Америке на моем выступлении побывала зрительница, которой в тот день исполнилось 100 лет. Мы ее вывели на сцену и поздравили с юбилеем.
Беседовал Константин ГЛУШЕНКОВ