Экономика
ВЛАДИМИР ЛИТВИНЕНКО: "МЫ НЕ ДОЛЖНЫ СТЫДИТЬСЯ, ЧТО МЫ СЫРЬЕВАЯ СТРАНА"
31 января
Основной темой большинства международных встреч и конференций прошлого года была энергетическая безопасность Европы и США и связь этой безопасности с политикой России. В России же главной темой для политиков и экономистов стала судьба доходов от сырьевого экспорта.
Как эти две проблемы между собой связаны, есть ли у страны внятная политика добычи и экспорта природных ресурсов, что делать с многомиллиардной экспортной выручкой?
На эти и другие вопросы "НВ" отвечает профессор ректор Горного института Владимир Литвиненко.
- Владимир Стефанович, в последние годы страна буквально накачивается нефтедолларами. Одни считают, что это замечательно - деньги лишними не бывают, другие, напротив, говорят, что зависимость от нефтяных доходов тормозит экономический рост, а в случае падения нефтяных цен все нынешнее благополучие рухнет. Нужно ли России и дальше делать ставку на экспорт энергоресурсов, или же лучше поберечь их на будущее, а деньги зарабатывать другим способом?
- В мировой экономике есть общая тенденция: богатые природными ресурсами страны развиваются медленно. У нас, как и в других странах с большим запасом природных богатств, наблюдается примитивная добыча, становящаяся все более затратной, капиталоемкой.
В развитых странах с бедными ресурсами происходит иначе. У них сначала развивается ремесло, требующее много труда и мало ресурсов. Стимулируется развитие сложных обрабатывающих отраслей. Экспортная продукция этих стран - это минимум ресурсов и максимум труда и интеллекта. Ноутбук, сотовый телефон, плазменный телевизор - они же весят считаные граммы или килограммы, а стоят как несколько тонн нефти.
К сожалению, в России пока нет стимулов к развитию не только высокотехнологичных отраслей, но даже производств по переработке добываемого сырья. Из нашей нефти, газа, металлов мы только 10 процентов (в денежном выражении) пускаем в собственную переработку, остальное - примитивный сырьевой экспорт. И если мы в течение ближайших 5-10 лет не создадим условий для переработки на наших нефтеперерабатывающих производствах минимум 40 процентов добываемого сырья, экономика может войти в фазу стагнации.
Высокая доходность сырьевого экспорта имеет и другие побочные эффекты. Например, она увеличивает зависимость страны от внешних факторов. Падение цены на нефть привело к кризису в 1998 году, а ее рост привел к застою перерабатывающего комплекса.
- Значит, есть смысл больше не наращивать добычу сырья или даже снизить ее?
- К сожалению, нам пока нечего больше предложить мировому рынку. Россия - страна с сырьевой ориентацией, это факт. На долю нефтяной промышленности приходится 16 процентов ВВП страны, четверть всех налоговых и таможенных поступлений, более трети всей валютной выручки. Отказаться от этих доходов невозможно, думаю, они будут основными еще 15-20 лет.
Но мы должны отказаться от торговли сырьем и перейти к поставкам продукции с высокой степенью переработки: готового бензина, синтетических материалов, металлопроката и т. д. Одновременно - использовать нефтедоллары для развития отраслей, не связанных с добычей сырья.
- Нет ли в российском перекосе в сторону сырьевого экспорта фактора внешнего давления? Развитым странам - потребителям нашего сырья, - наверное, выгодно, чтобы Россия была для них просто источником ресурсов и даже не могла бы самостоятельно - без импортной техники - их добывать? Предложения о технической помощи и совместном инвестировании при освоении новых месторождений, в частности Штокмановского, звучат практически на каждом европейском совещании.
- Так и происходит. Это видно по ситуации с проектами прокладки Северо-Европейского газопровода, освоения месторождений Арктического шельфа. Партнеры по "Большой восьмерке", с одной стороны, активно предлагают свою помощь и участие, с другой - убеждают международную общественность, что отказ от этой помощи угрожает энергетической безопасности Европы. Между тем, по моему мнению, состояние российской экономики вполне позволяет освоить тот же Штокман своими силами.
- Но по многим техническим позициям наши добывающие компании действительно оснащены слабее зарубежных. У нас нет современного бурового оборудования для работы на том же шельфе, нет морских трубоукладчиков для прокладки СЕГа, нет, в конце концов, опыта таких работ.
- Это решаемые проблемы. Как только ими занялись, выяснилось, что российские предприятия вполне могут строить морские буровые платформы, танкеры ледового класса, делать трубы для СЕГа, которые по качеству даже превосходят зарубежные. Единственное, чего сейчас не хватает, - детально проработанной политики в области освоения шельфа. Необходимо разобраться, разложить по полочкам: какое оборудование, какая инфраструктура нужна, каким российским предприятиям это поручить, какая помощь им требуется, что можно безопасно - не попадая в зависимость - покупать за рубежом.
Главное уже сделано: все месторождения закреплены за российскими компаниями, и только они будут их осваивать. Государство взяло под свою опеку стратегические сырьевые проекты. Остальное - обычные экономические вопросы.
- "Взятие под опеку" не всегда проходит гладко, например, конфликт по проекту "Сахалин-2" получил широкий международный резонанс.
- Напротив, масштабного скандала из "Сахалина-2" не получилось, он очень быстро затих. Все знали, что консорциум "Сахалин Энерджи" играл не по тем правилам, что приняты в солидном бизнесе. Мало того, что условия соглашения, подписанного в 90-е годы, были для России кабальными - консорциум еще и злоупотреблял своими договорными правами. И при этом действительно грубо нарушались экологические нормы, что в современном мире считается недопустимым. В этой ситуации Россия отстояла свои интересы через "Газпром", контрольный пакет акций которого принадлежит государству.
- За рубежом крупные российские компании подозревают в том, что они "связаны с Кремлем", а значит, работают уже не как коммерческие фирмы, а как инструменты политики.
- В мире 20 транснациональных компаний, которые определяют политику на сырьевых рынках. Это самая эффективная политика. Но именно наши "Газпром" и "ЛУКОЙЛ" в мировых политических амбициях упрекнуть трудно - они пока на этом поле игроки среднего уровня, не говоря уже о "Сургутнефтегазе", "Роснефти", "Сибнефти" и "ТНК-ВР". Их нельзя назвать транснациональными, потому что практически весь их бизнес - в России, попытки выйти за границу начались только недавно. Но у них большой потенциал, поэтому ветераны мирового рынка не заинтересованы в появлении новых конкурентов и по мере возможности этому противодействуют.
Поэтому абсолютно правильно, что в последние год-полтора правительство целенаправленно занимается усилением "Газпрома". Мы должны его рассматривать не только как источник дохода, а как механизм воздействия на мировые рынки, на мировую экономику.
- Каковы долгосрочные прогнозы развития отечественной сырьевой отрасли и ее влияния на экономику?
- Если смотреть в будущее на 10-20 лет, то мы не будем основными игроками на нефтяном рынке. Ими станут Иран и Ирак. А вот по газу останемся ведущим поставщиком на ближайшие лет 80. Сумеем ли использовать этот ресурс для превращения России в первоклассную державу? Возможности для этого были и раньше, но мы их упускали. Теперь, на мой взгляд, идем в правильном направлении, но делаем пока только первые шаги.
Российская Федерация занимает первое место в мире по доказанным запасам природного газа и седьмое место - по доказанным запасам нефти.
Доказанные запасы природного газа России (запасы, которые, по имеющимся геологическим, техническим и экономическим данным, могут быть извлечены из продуктивного пласта) составляют 48 триллионов кубических метров, что соответствует 26,7 процента от общемировых доказанных запасов.
Доказанные запасы нефти РФ (включают запасы нефти, газоконденсата и нефтегазоконденсатных жидкостей) составляют 9,9 миллиарда тонн, что соответствует 6,1 процента общемировых запасов. По этому показателю Россию опережают такие страны, как Саудовская Аравия (первое место в мире, располагает 22,1 процента общемировых запасов), Иран (11,1 процента), Ирак (9,7 процента), Кувейт (8,3 процента), ОАЭ (8,2 процента) и Венесуэла (6,5 процента).
Лидером в потреблении нефти являются США - 30 процентов общемирового потребления нефти. Потребление нефти в Китае - 8,2 процента, а в Индии - 3,2 процента от общемирового объема .
Источник: статистический обзор мировой энергетики, подготовленный британской нефтяной компанией "Бритиш петролеум" (BP)
Беседовал Игорь КУРНЫГИН
Как эти две проблемы между собой связаны, есть ли у страны внятная политика добычи и экспорта природных ресурсов, что делать с многомиллиардной экспортной выручкой?
На эти и другие вопросы "НВ" отвечает профессор ректор Горного института Владимир Литвиненко.
- Владимир Стефанович, в последние годы страна буквально накачивается нефтедолларами. Одни считают, что это замечательно - деньги лишними не бывают, другие, напротив, говорят, что зависимость от нефтяных доходов тормозит экономический рост, а в случае падения нефтяных цен все нынешнее благополучие рухнет. Нужно ли России и дальше делать ставку на экспорт энергоресурсов, или же лучше поберечь их на будущее, а деньги зарабатывать другим способом?
- В мировой экономике есть общая тенденция: богатые природными ресурсами страны развиваются медленно. У нас, как и в других странах с большим запасом природных богатств, наблюдается примитивная добыча, становящаяся все более затратной, капиталоемкой.
В развитых странах с бедными ресурсами происходит иначе. У них сначала развивается ремесло, требующее много труда и мало ресурсов. Стимулируется развитие сложных обрабатывающих отраслей. Экспортная продукция этих стран - это минимум ресурсов и максимум труда и интеллекта. Ноутбук, сотовый телефон, плазменный телевизор - они же весят считаные граммы или килограммы, а стоят как несколько тонн нефти.
К сожалению, в России пока нет стимулов к развитию не только высокотехнологичных отраслей, но даже производств по переработке добываемого сырья. Из нашей нефти, газа, металлов мы только 10 процентов (в денежном выражении) пускаем в собственную переработку, остальное - примитивный сырьевой экспорт. И если мы в течение ближайших 5-10 лет не создадим условий для переработки на наших нефтеперерабатывающих производствах минимум 40 процентов добываемого сырья, экономика может войти в фазу стагнации.
Высокая доходность сырьевого экспорта имеет и другие побочные эффекты. Например, она увеличивает зависимость страны от внешних факторов. Падение цены на нефть привело к кризису в 1998 году, а ее рост привел к застою перерабатывающего комплекса.
- Значит, есть смысл больше не наращивать добычу сырья или даже снизить ее?
- К сожалению, нам пока нечего больше предложить мировому рынку. Россия - страна с сырьевой ориентацией, это факт. На долю нефтяной промышленности приходится 16 процентов ВВП страны, четверть всех налоговых и таможенных поступлений, более трети всей валютной выручки. Отказаться от этих доходов невозможно, думаю, они будут основными еще 15-20 лет.
Но мы должны отказаться от торговли сырьем и перейти к поставкам продукции с высокой степенью переработки: готового бензина, синтетических материалов, металлопроката и т. д. Одновременно - использовать нефтедоллары для развития отраслей, не связанных с добычей сырья.
- Нет ли в российском перекосе в сторону сырьевого экспорта фактора внешнего давления? Развитым странам - потребителям нашего сырья, - наверное, выгодно, чтобы Россия была для них просто источником ресурсов и даже не могла бы самостоятельно - без импортной техники - их добывать? Предложения о технической помощи и совместном инвестировании при освоении новых месторождений, в частности Штокмановского, звучат практически на каждом европейском совещании.
- Так и происходит. Это видно по ситуации с проектами прокладки Северо-Европейского газопровода, освоения месторождений Арктического шельфа. Партнеры по "Большой восьмерке", с одной стороны, активно предлагают свою помощь и участие, с другой - убеждают международную общественность, что отказ от этой помощи угрожает энергетической безопасности Европы. Между тем, по моему мнению, состояние российской экономики вполне позволяет освоить тот же Штокман своими силами.
- Но по многим техническим позициям наши добывающие компании действительно оснащены слабее зарубежных. У нас нет современного бурового оборудования для работы на том же шельфе, нет морских трубоукладчиков для прокладки СЕГа, нет, в конце концов, опыта таких работ.
- Это решаемые проблемы. Как только ими занялись, выяснилось, что российские предприятия вполне могут строить морские буровые платформы, танкеры ледового класса, делать трубы для СЕГа, которые по качеству даже превосходят зарубежные. Единственное, чего сейчас не хватает, - детально проработанной политики в области освоения шельфа. Необходимо разобраться, разложить по полочкам: какое оборудование, какая инфраструктура нужна, каким российским предприятиям это поручить, какая помощь им требуется, что можно безопасно - не попадая в зависимость - покупать за рубежом.
Главное уже сделано: все месторождения закреплены за российскими компаниями, и только они будут их осваивать. Государство взяло под свою опеку стратегические сырьевые проекты. Остальное - обычные экономические вопросы.
- "Взятие под опеку" не всегда проходит гладко, например, конфликт по проекту "Сахалин-2" получил широкий международный резонанс.
- Напротив, масштабного скандала из "Сахалина-2" не получилось, он очень быстро затих. Все знали, что консорциум "Сахалин Энерджи" играл не по тем правилам, что приняты в солидном бизнесе. Мало того, что условия соглашения, подписанного в 90-е годы, были для России кабальными - консорциум еще и злоупотреблял своими договорными правами. И при этом действительно грубо нарушались экологические нормы, что в современном мире считается недопустимым. В этой ситуации Россия отстояла свои интересы через "Газпром", контрольный пакет акций которого принадлежит государству.
- За рубежом крупные российские компании подозревают в том, что они "связаны с Кремлем", а значит, работают уже не как коммерческие фирмы, а как инструменты политики.
- В мире 20 транснациональных компаний, которые определяют политику на сырьевых рынках. Это самая эффективная политика. Но именно наши "Газпром" и "ЛУКОЙЛ" в мировых политических амбициях упрекнуть трудно - они пока на этом поле игроки среднего уровня, не говоря уже о "Сургутнефтегазе", "Роснефти", "Сибнефти" и "ТНК-ВР". Их нельзя назвать транснациональными, потому что практически весь их бизнес - в России, попытки выйти за границу начались только недавно. Но у них большой потенциал, поэтому ветераны мирового рынка не заинтересованы в появлении новых конкурентов и по мере возможности этому противодействуют.
Поэтому абсолютно правильно, что в последние год-полтора правительство целенаправленно занимается усилением "Газпрома". Мы должны его рассматривать не только как источник дохода, а как механизм воздействия на мировые рынки, на мировую экономику.
- Каковы долгосрочные прогнозы развития отечественной сырьевой отрасли и ее влияния на экономику?
- Если смотреть в будущее на 10-20 лет, то мы не будем основными игроками на нефтяном рынке. Ими станут Иран и Ирак. А вот по газу останемся ведущим поставщиком на ближайшие лет 80. Сумеем ли использовать этот ресурс для превращения России в первоклассную державу? Возможности для этого были и раньше, но мы их упускали. Теперь, на мой взгляд, идем в правильном направлении, но делаем пока только первые шаги.
Российская Федерация занимает первое место в мире по доказанным запасам природного газа и седьмое место - по доказанным запасам нефти.
Доказанные запасы природного газа России (запасы, которые, по имеющимся геологическим, техническим и экономическим данным, могут быть извлечены из продуктивного пласта) составляют 48 триллионов кубических метров, что соответствует 26,7 процента от общемировых доказанных запасов.
Доказанные запасы нефти РФ (включают запасы нефти, газоконденсата и нефтегазоконденсатных жидкостей) составляют 9,9 миллиарда тонн, что соответствует 6,1 процента общемировых запасов. По этому показателю Россию опережают такие страны, как Саудовская Аравия (первое место в мире, располагает 22,1 процента общемировых запасов), Иран (11,1 процента), Ирак (9,7 процента), Кувейт (8,3 процента), ОАЭ (8,2 процента) и Венесуэла (6,5 процента).
Лидером в потреблении нефти являются США - 30 процентов общемирового потребления нефти. Потребление нефти в Китае - 8,2 процента, а в Индии - 3,2 процента от общемирового объема .
Источник: статистический обзор мировой энергетики, подготовленный британской нефтяной компанией "Бритиш петролеум" (BP)
Беседовал Игорь КУРНЫГИН