Северо-Запад

КОРНИ ЛЕСНОГО НАРОДА ЕЩЕ КРЕПКИ

01 февраля
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Баба Настя, староста деревни Чикозеро:
- У меня кот, кошка и собака. Все трое приблудные. Мясом кормятся. Пес сам в лес идет, зайца добывает, домой тащит. Деревня у нас большая. Зимой человек пять-шесть наберется. Это много. А летом-то понаедет! У нас тут так красиво, озеро большое, речек много. Соседи-дачники добрые, клюкву у меня покупают задорого, спонсоры они называются. Я им за это зимой дом сторожу. Мне одной, конечно, трудновато зимой. Вот в прошлом году морозы-то были, с утра встанешь - три градуса только в избе. Только и тепло, когда топишь, стены все уже худые, из подпола да с чердака дует. Вон мы как ходим - в валенках по избе, в платках, в шерстяных кофтах. Коли дров не принесешь, так и вовсе замерзнешь. Дочка-то мне не помощник. А денежку мне надо добыть, у меня ведь внучка есть, в Подпорожье живет, учится, ей копеечка нужна.
В 1986 году вепсов, потомков древнего народа весь, было всего 8100 человек. Сейчас - 8200. Прибавка в сто человек за 20 лет - это все-таки уже не вырождение. А что же?
ДОРОГИ ИМ НЕ ПОЛАГАЕТСЯ
Большое село Винницы считается неофициальной столицей оятских вепсов (еще есть вепсы онежские и вологодские) - Вепсаари. Сюда принято добираться либо вдоль реки Ояти с Мурманского шоссе, либо через Подпорожье. Обе дороги соревнуются друг с другом в ухабистости. По последней едут "безлошадные": здесь проходит автобус из Питера и есть местные рейсы.
Если до этого разболтанный "икарус" или пожилая "скания", ползущие до Винниц семь с половиной часов, останавливаются только в указанных для этого местах, то на винницкой дороге приняты остановки по требованию. Вот старушка в платочке, говорящая исключительно по-вепсски, выходит в лес. Если приглядеться - в лесу малозаметная дорога. Ведет она в деревню Заяцкая, в которой прописаны 12 человек. Чуть дальше - деревня Великий Двор, где живут 26 человек. Дороги им не полагается. И масса нежилых деревень вокруг.
Вообще вся карта бывшего Винницкого района, существовавшего с 1927 по 1963 год, испещрена пометами "нежил.". Ушли люди, оставили свои избы, свой старинный промысел, своих богов и духов.
Автобус тормозит посреди леса не только для высадки пассажиров. Он подбирает сборщиков грибов и ягод. Часто это очень старые люди, которые с трудом несут свою ношу и с таким же трудом находят деньги в кошельке - даром здесь не возят. Добраться из Подпорожья до Винниц нынче стоит 70 рублей - на питерском автобусе, а на местном берут все 110. Так что ни дары леса, которые, кстати, принимают здесь очень дешево, ни работа в райцентре не очень обогащают: изрядную часть выручки съедает дорога.
ЧИСТОТА ОТ БЕДНОСТИ
Винницы - большое село. В 2002 году здесь были прописаны 2414 человек. Сейчас - меньше. Работать ну просто негде.
- Когда-то совхоз "Винницкий" выращивал телят и горя не знал, - рассказывает Владимир Федоров, директор хозяйства "Винницкое" (это то, во что выродился совхоз и, как при любом вырождении, захирел).
Тогда людям было выгодно держать коров, потому что государство закупало молоко, прочий скот принимали на мясо прямо живьем, картошку брали, а уж про лесные дары и говорить не приходилось. Теперь Федоров вырастил хороший урожай картошки - и поклялся больше этого никогда не делать:
- Да мне девать ее некуда. Сорок тонн отборной, экологически чистой картошки! Никакими химикатами не посыпана, потому что они дорогие, а мы люди бедные. Но Подпорожье - городок небольшой, товар не продашь, а в Питер везти... Вы посмотрите на карту Ленобласти. Видите, сколько от него до нас? Несколько раз я дозванивался до людей, которых прельщала экологически чистая картошка, но когда узнавали, сколько до нас нужно ехать, да по каким дорогам, то сразу испарялись.
Винницы - это местная столица, а вокруг - деревни, куда даже автобус не ходит. Вот взять Чикозеро - это чуть меньше 15 километров от бывшего райцентра. Только в списке населенных пунктов вы такую деревню не найдете, хотя она очень даже жилая, с недавно отреставрированной церковью на холме. Официально деревня называется Аверкиевская. Вот еще один местный парадокс: у каждой деревни может быть по 3-4 названия. Одно - местное, историческое. Второе - по названию почтового отделения (а уж откуда почтовое ведомство черпало свое вдохновение - это неведомо). Третье имя может происходить от самой распространенной фамилии. Четвертое - это наименование "куста" деревень, каждая из которых в то же время имеет самостоятельное неофициальное название. В общем, надо быть вепсом, чтобы разобраться, где какая деревня и кто откуда родом.
НАКОЛКИ ПОД РЯСОЙ
Дорога в Чикозеро широкая. Но власти здесь ни при чем - по словам местных, некий батюшка захотел восстановить Паданский женский монастырь недалеко от деревни. Неделями круглосуточно самосвалы возили песок на дорогу, которая должна была идти к монастырю. Но вскоре благодетель исчез, хотя до этого грозился полным искоренением греха в окрестностях и запретом на рыбную ловлю на Чикозере. Пропавший поп был, по словам местных мужиков, весь в наколках, поэтому слухи о его тюремном прошлом, настоящем и будущем были сочтены справедливыми.
Церковь отреставрировали тоже на деньги спонсоров, только туда больше пяти человек на богослужение не приходит. Некому. Рядом с церковью - огромные елки, в одной вырезана ниша, куда ставили иконку и клали подарки Боженьке. Вепсы - они еще те христиане, они пустынное учение Христа переиначили на свой лесной лад и смешали с верой в местных богов. Ни один нормальный вепс не сядет в лодку, не спросив разрешения у водяного хозяина, и не войдет в лес, не поклонившись хозяину лесному.
Как-то бабу Настю (Анастасия Александровна Чумбова, ей под семьдесят, она староста деревни, маленькая, сухонькая, живет в большой старой избе с дочерью-инвалидом и домашними животными) огорошил некий чужой парень: он забрался к ней в огород и выдергал весь мак, который она растила на пироги. Отроду в Чикозере никто мак не воровал. Ничего страшнее бражки и самогонки местные жители не пробовали и пробовать не хотят. Правда, бражка бывает убойная, ее называют "косорыловкой". Делают ее на пророщенном горохе, и чем дольше она стоит, тем злее становится. В Винницах один дед похвалялся, что знает рецепт самогона из еловой коры, но, скорее всего, это такой же фольклорный элемент, как русская каша из топора.
...Зато пекут вепсы великолепно: и курники, и рыбники, и знаменитые калитки - ржаные пирожки с картошкой. Народ из Питера специально приезжает за этими калитками. Наесться ими можно на вепсском празднике "Древо жизни", который проходит ежегодно. Директор местного дома культуры Надежда Ковальская зимой не знает, что будет на празднике летом. Ждет вдохновения. Вот в прошлом году был "Праздник вепсского петуха". Ни один местный мужчина не обидится сравнением с этой сакральной для здешнего народа птицей. Взрослые почтенные люди пели и плясали на празднике, веселясь от души, не говоря уже о детях. Ковальская говорит:
- Почему считается, что вепсы вымирают? У нас у всех есть дети, у стариков - внуки и правнуки. Да, многие говорят по-русски, но это веление времени: язык титульной нации, разумеется, теснит наш. Но старый язык - а вепсский язык считается финно-угорским санскритом, древнейшим наречием племени весь - до конца не забудется, культура не исчезнет. Пока вепсы умеют печь калитки - наш народ жив.
• За XX век на территории современной Ленинградской области исчезло более 200 вепсских поселений.
• Сейчас в Подпорожском районе вепсами населено чуть более 20 деревень.
Татьяна ХМЕЛЬНИК
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.92
0.335 (0.36%)
Курс Евро
103.22
0.158 (-0.15%)
Погода
Сегодня,
24 сентября
вторник
+12
Облачно
25 сентября
среда
+17
Облачно
26 сентября
четверг
+21
Облачно