Экономика
ЛЕДОКОЛ ТРОНУЛСЯ!
01 февраля
Вчера в свое первое плавание отправился атомный ледокол "50 лет Победы", строительство которого продолжалось более 15 лет, - даже по названию ледокола можно понять, что его готовили к юбилею Победы, который отмечали в мае 1995 года. Но строительство было надолго заморожено. Теперь же все финансовые неурядицы позади.
Впереди - двухнедельные ходовые испытания, которые будут проводиться в Финском заливе. Они позволят испытать судно на скорость, маневренность, проверить работу всех систем - энергетической установки, навигационных приборов, связи...
Вчера на борту ледокола побывала государственная комиссия, в которую входят представители Федерального агентства морского и речного транспорта, Гостехнадзора, Курчатовского института, Мурманского морского пароходства и других ведомств...
Несмотря на мороз, на причале собрались более 200 человек - рабочие, родственники тех, кто отправляется в плавание, журналисты.
- У этого корабля было сложное рождение, - заявил глава государственной комиссии Дмитрий Дмитриенко, - но надеюсь, что его дальнейшая судьба будет успешной.
Даже погода была на стороне ледокола "50 лет Победы". На солнце особенно ярко смотрелась выкрашенная в алый цвет - как положено у судов, ходящих по полярным морям, - надстройка. А благодаря 12-градусному морозу к практическим испытаниям удалось приступить даже до того, как атомоход покинул акваторию Невы, - как выяснилось, уже в устье Невы ему пришлось взламывать образовавшийся лед.
Когда закончились последние приготовления, два мощных буксира помогли ледоколу отвалить от причала и кормой вперед повели его вниз по Неве. Медленно и величественно скользя по парящей воде, "50 лет Победы" исчез за излучиной реки.
Зайдя в Морской порт Петербурга за водой, провизией и снаряжением, он отправился в Балтийское море. Теперь судно, которое в постперестроечные годы чудом избежало отправки в металлолом, будет верой и правдой служить стране и уже в навигацию 2007 года поведет караваны судов по Северному морскому пути. А в том, что ходовые испытания завершатся успешно, никто из собравшихся вчера на причале не сомневался.
ИЗ ПЕРВЫХ РУК
Валерий Ильин, мастер 13-го цеха Балтийского завода:
- Корабль строился с трудом, а сколько было проблем - и с деньгами, и с оснащением! Строили его почти восемнадцать лет. Я сам занимался обустройством вентиляции на ледоколе, а до этого трудился на машиностроительном участке. Но теперь мы все чувствуем огромную радость. Ведь я работаю здесь тридцать шесть лет, и это не первый корабль, к которому я приложил руку...
СПРАВКА "НВ"
• Ледокол "50 лет Победы" - самый крупный атомный ледокол в мире.
• Его длина - 159 метров, ширина - 30 метров, полное водоизмещение - 25 тысяч тонн, скорость хода по чистой воде - 18 узлов (33 километра в час). Максимальная толщина льда, которую он способен преодолевать, - 2,8 метра.
• Ледокол оснащен двумя атомными энергетическими установками, которые обеспечивают двигателю мощность 75 тысяч лошадиных сил.
• Экипаж - 138 человек.
• На ледоколе впервые применена новая форма носовой оконечности - ложкообразная. Такая конструкция, по мнению ее создателей, поможет с большей эффективностью взламывать ледовый покров.
• Атомоход оснащен цифровой системой автоматического управления нового поколения, модернизированным комплексом биологической защиты атомной энергоустановки, новым оборудованием для сбора и утилизации всех продуктов жизнедеятельности на судне.
МЕЖДУ ТЕМ В МУРМАНСКЕ...
В Мурманске "50 лет Победы" ждут с нетерпением. Ведь уже в 2013 году истекает срок эксплуатации большинства ныне действующих атомных ледоколов. Сейчас в эксплуатации находятся шесть атомоходов, "50 лет Победы" станет седьмым. В настоящее время ведется разработка третьей серии атомных ледоколов, но до практического ее воплощения пока далеко.
Контракт на достройку судна (по словам генерального директора ОАО "Балтийский завод" Александра Чистова, стоимость достройки составила 2,6 миллиарда рублей) Балтийский завод и Дирекция государственного заказчика программ развития морского транспорта подписали в феврале 2003 года. Согласно этому документу, финансирование достройки атомохода в 2003-2007 годах осуществляется за счет средств федерального бюджета.
В нынешнем году намечен спуск на воду мощных дизель-электрических ледоколов "Москва" и "Санкт-Петербург", сооружаемых по заказу Росморпорта для работы в акватории Финского залива.
Илья СНОПЧЕНКО
Впереди - двухнедельные ходовые испытания, которые будут проводиться в Финском заливе. Они позволят испытать судно на скорость, маневренность, проверить работу всех систем - энергетической установки, навигационных приборов, связи...
Вчера на борту ледокола побывала государственная комиссия, в которую входят представители Федерального агентства морского и речного транспорта, Гостехнадзора, Курчатовского института, Мурманского морского пароходства и других ведомств...
Несмотря на мороз, на причале собрались более 200 человек - рабочие, родственники тех, кто отправляется в плавание, журналисты.
- У этого корабля было сложное рождение, - заявил глава государственной комиссии Дмитрий Дмитриенко, - но надеюсь, что его дальнейшая судьба будет успешной.
Даже погода была на стороне ледокола "50 лет Победы". На солнце особенно ярко смотрелась выкрашенная в алый цвет - как положено у судов, ходящих по полярным морям, - надстройка. А благодаря 12-градусному морозу к практическим испытаниям удалось приступить даже до того, как атомоход покинул акваторию Невы, - как выяснилось, уже в устье Невы ему пришлось взламывать образовавшийся лед.
Когда закончились последние приготовления, два мощных буксира помогли ледоколу отвалить от причала и кормой вперед повели его вниз по Неве. Медленно и величественно скользя по парящей воде, "50 лет Победы" исчез за излучиной реки.
Зайдя в Морской порт Петербурга за водой, провизией и снаряжением, он отправился в Балтийское море. Теперь судно, которое в постперестроечные годы чудом избежало отправки в металлолом, будет верой и правдой служить стране и уже в навигацию 2007 года поведет караваны судов по Северному морскому пути. А в том, что ходовые испытания завершатся успешно, никто из собравшихся вчера на причале не сомневался.
ИЗ ПЕРВЫХ РУК
Валерий Ильин, мастер 13-го цеха Балтийского завода:
- Корабль строился с трудом, а сколько было проблем - и с деньгами, и с оснащением! Строили его почти восемнадцать лет. Я сам занимался обустройством вентиляции на ледоколе, а до этого трудился на машиностроительном участке. Но теперь мы все чувствуем огромную радость. Ведь я работаю здесь тридцать шесть лет, и это не первый корабль, к которому я приложил руку...
СПРАВКА "НВ"
• Ледокол "50 лет Победы" - самый крупный атомный ледокол в мире.
• Его длина - 159 метров, ширина - 30 метров, полное водоизмещение - 25 тысяч тонн, скорость хода по чистой воде - 18 узлов (33 километра в час). Максимальная толщина льда, которую он способен преодолевать, - 2,8 метра.
• Ледокол оснащен двумя атомными энергетическими установками, которые обеспечивают двигателю мощность 75 тысяч лошадиных сил.
• Экипаж - 138 человек.
• На ледоколе впервые применена новая форма носовой оконечности - ложкообразная. Такая конструкция, по мнению ее создателей, поможет с большей эффективностью взламывать ледовый покров.
• Атомоход оснащен цифровой системой автоматического управления нового поколения, модернизированным комплексом биологической защиты атомной энергоустановки, новым оборудованием для сбора и утилизации всех продуктов жизнедеятельности на судне.
МЕЖДУ ТЕМ В МУРМАНСКЕ...
В Мурманске "50 лет Победы" ждут с нетерпением. Ведь уже в 2013 году истекает срок эксплуатации большинства ныне действующих атомных ледоколов. Сейчас в эксплуатации находятся шесть атомоходов, "50 лет Победы" станет седьмым. В настоящее время ведется разработка третьей серии атомных ледоколов, но до практического ее воплощения пока далеко.
Контракт на достройку судна (по словам генерального директора ОАО "Балтийский завод" Александра Чистова, стоимость достройки составила 2,6 миллиарда рублей) Балтийский завод и Дирекция государственного заказчика программ развития морского транспорта подписали в феврале 2003 года. Согласно этому документу, финансирование достройки атомохода в 2003-2007 годах осуществляется за счет средств федерального бюджета.
В нынешнем году намечен спуск на воду мощных дизель-электрических ледоколов "Москва" и "Санкт-Петербург", сооружаемых по заказу Росморпорта для работы в акватории Финского залива.
Илья СНОПЧЕНКО