Экономика
ВОТ ТЕБЕ, ФОРД, И ВАЛЕНТИНОВ ДЕНЬ!
03 февраля
Профсоюзный комитет автозавода "Форд-Всеволожск" во главе с его харизматическим лидером Алексеем Этмановым по-хорошему завидует возможностям профсоюзов в США. Там хозяева боятся недовольства рабочих больше, чем визита налоговых инспекторов. Правда, в России эти же хозяева если и боятся кого, так отнюдь не профсоюзов. Видимо, зря. Потому что, по словам господина Этманова, 14 февраля 2007 года (в день "их" святого Валентина) российский персонал завода начнет бессрочную забастовку. Причина - отказ работодателей подписать коллективный договор.
Спор идет из-за денег. Профсоюзы требуют повысить зарплату для работников конвейера до бразильских величин завода "Форд" (25-26 тысяч рублей в месяц в пересчете на нашу валюту). Владельцы областного завода считают, что это перебор. Средняя зарплата на заводе повысилась в прошлом году на 17,5 процента. Это почти в два раза больше, чем официальные темпы инфляции. Профсоюз же настаивал на 30-процентном росте заработка.
Автослесарь высокой квалификации на областной площадке "Форда" сегодня зарабатывает не так уж много - 20-22 тысячи рублей. А уж проигрыш по зарплате бразильцам просто обиден: жизнь у нас на порядок дороже, а квалификация питерского рабочего класса уж никак не ниже, чем у латиноамериканцев, и в России сиесты с 11 до 16 часов в жаркое время года не бывает.
Понимают ли трудящиеся всеволожского конвейера, на что идут? На это сами "фордовцы" говорят, что им нечего терять, а заменить их не так просто. Персонал прошел жесткий конкурсный отбор. За квалифицированными людьми из "Форда", между прочим, уже охотятся менеджеры "Тойоты", "Дженерал Моторз" и "Ниссана", которые строят свои производства в Петербурге. Да и экономическая конъюнктура в пользу профсоюза. Хотя областной завод постоянно увеличивает выпуск своих "Фокусов", запись на покупку этих моделей растягивается на 8 месяцев. Если менеджмент (кстати, почти сплошь российский), допустив забастовку, растянет для покупателей сроки ожидания, они просто выберут другие машины.
Всеволожская "первичка" вот уже 1,5 года показывает себя самым последовательным, упорным, организованным и юридически подкованным забастовщиком в Северо-Западном федеральном округе. Свои требования о повышении зарплаты профсоюзные лидеры выдвигают не на стихийных митингах, а заранее. Далее по цепочке идет предварительная забастовка с уведомлением начальству, затем итальянская, и вот теперь (впервые в заводской практике) коллектив нацелился на бессрочную забастовку.
Но у директората завода тоже своя правда и своя головная боль. Ford Motors Corp., в смысле весь концерн, прошлый год закончил с беспрецедентными убытками - 12,7 миллиарда долларов. Наследники Генри Форда заложили в банках почти все свои активы, в том числе знаменитый логотип с синим овалом, чтобы взять кредит в 23 миллиарда долларов.
Дела Ford Motors особенно плохи на домашнем рынке - в США.
На своем основном бизнесе "Форд" потерял "только" 2,8 миллиарда долларов, а 9,9 миллиарда баксов владельцам империи пришлось потратить на реструктуризацию и "отступные" рабочим, которых пришлось сократить.
Об этом прекрасно знает глава завода "Форд-Всеволожск" Хенрик Нензен. И если он "повесит" на концерн новые траты, в Штатах его не поймут. Ведь изначально в бизнес-план всеволожского завода закладывались "российские" зарплаты, тогда они были вполне конкурентоспособны. Кто ж знал, что ситуация в России изменится так быстро. Но при этом и срывать график выпуска машин на одном из немногих рентабельных заводов "Форда" Хенрику Нензену тоже никто не позволит. За оставшиеся полторы недели ему предстоит сделать нелегкий выбор, в то время как профсоюзный комитет его уже сделал.
Справка "нв"
Профсоюзное движение на областном "Форде" заявило о себе в 2005 году. Профком организовал несколько предупредительных и "итальянских" забастовок. Парадоксально, но протесты рабочих только повышали производительность труда в послезабастовочный период.
Однако впервые в заводской практике коллектив готовится к бессрочной забастовке.
Между тем...
Пограничники тоже бастуют
Необычную акцию протеста провели пограничники, охраняющие рубежи Родины в Большом морском порту Санкт-Петербурга. Они остановили работу на четырех временных пунктах контроля на территориях ООО "Морской рыбный порт", ОАО "Северная верфь" ОАО "Балтийский завод", посчитав, что те плохо оборудованы.
Только два пункта погранконтроля работают по постоянной схеме. Что касается временных, то каждый год Смольный обращается к директору ФСБ Николаю Патрушеву с просьбой продлить их работу. После последнего обращения в декабре 2006 года Патрушев отказался продлевать соглашение сразу по семи пунктам.
Закрытие погранпунктов больно ударило по бюджету рыбного порта. Только за два дня убытки компании составили 18 миллионов рублей, она была вынуждена отказаться от приема почти 50 тысяч тонн импортного груза.
Валентина Матвиенко собирается повторно написать шефу ФСБ с просьбой разрешить проблему. Даже если губернатор получит "добро", оборудовать погранпункты по современным требованиям все-таки придется.
Сергей ТАЧАЕВ
Спор идет из-за денег. Профсоюзы требуют повысить зарплату для работников конвейера до бразильских величин завода "Форд" (25-26 тысяч рублей в месяц в пересчете на нашу валюту). Владельцы областного завода считают, что это перебор. Средняя зарплата на заводе повысилась в прошлом году на 17,5 процента. Это почти в два раза больше, чем официальные темпы инфляции. Профсоюз же настаивал на 30-процентном росте заработка.
Автослесарь высокой квалификации на областной площадке "Форда" сегодня зарабатывает не так уж много - 20-22 тысячи рублей. А уж проигрыш по зарплате бразильцам просто обиден: жизнь у нас на порядок дороже, а квалификация питерского рабочего класса уж никак не ниже, чем у латиноамериканцев, и в России сиесты с 11 до 16 часов в жаркое время года не бывает.
Понимают ли трудящиеся всеволожского конвейера, на что идут? На это сами "фордовцы" говорят, что им нечего терять, а заменить их не так просто. Персонал прошел жесткий конкурсный отбор. За квалифицированными людьми из "Форда", между прочим, уже охотятся менеджеры "Тойоты", "Дженерал Моторз" и "Ниссана", которые строят свои производства в Петербурге. Да и экономическая конъюнктура в пользу профсоюза. Хотя областной завод постоянно увеличивает выпуск своих "Фокусов", запись на покупку этих моделей растягивается на 8 месяцев. Если менеджмент (кстати, почти сплошь российский), допустив забастовку, растянет для покупателей сроки ожидания, они просто выберут другие машины.
Всеволожская "первичка" вот уже 1,5 года показывает себя самым последовательным, упорным, организованным и юридически подкованным забастовщиком в Северо-Западном федеральном округе. Свои требования о повышении зарплаты профсоюзные лидеры выдвигают не на стихийных митингах, а заранее. Далее по цепочке идет предварительная забастовка с уведомлением начальству, затем итальянская, и вот теперь (впервые в заводской практике) коллектив нацелился на бессрочную забастовку.
Но у директората завода тоже своя правда и своя головная боль. Ford Motors Corp., в смысле весь концерн, прошлый год закончил с беспрецедентными убытками - 12,7 миллиарда долларов. Наследники Генри Форда заложили в банках почти все свои активы, в том числе знаменитый логотип с синим овалом, чтобы взять кредит в 23 миллиарда долларов.
Дела Ford Motors особенно плохи на домашнем рынке - в США.
На своем основном бизнесе "Форд" потерял "только" 2,8 миллиарда долларов, а 9,9 миллиарда баксов владельцам империи пришлось потратить на реструктуризацию и "отступные" рабочим, которых пришлось сократить.
Об этом прекрасно знает глава завода "Форд-Всеволожск" Хенрик Нензен. И если он "повесит" на концерн новые траты, в Штатах его не поймут. Ведь изначально в бизнес-план всеволожского завода закладывались "российские" зарплаты, тогда они были вполне конкурентоспособны. Кто ж знал, что ситуация в России изменится так быстро. Но при этом и срывать график выпуска машин на одном из немногих рентабельных заводов "Форда" Хенрику Нензену тоже никто не позволит. За оставшиеся полторы недели ему предстоит сделать нелегкий выбор, в то время как профсоюзный комитет его уже сделал.
Справка "нв"
Профсоюзное движение на областном "Форде" заявило о себе в 2005 году. Профком организовал несколько предупредительных и "итальянских" забастовок. Парадоксально, но протесты рабочих только повышали производительность труда в послезабастовочный период.
Однако впервые в заводской практике коллектив готовится к бессрочной забастовке.
Между тем...
Пограничники тоже бастуют
Необычную акцию протеста провели пограничники, охраняющие рубежи Родины в Большом морском порту Санкт-Петербурга. Они остановили работу на четырех временных пунктах контроля на территориях ООО "Морской рыбный порт", ОАО "Северная верфь" ОАО "Балтийский завод", посчитав, что те плохо оборудованы.
Только два пункта погранконтроля работают по постоянной схеме. Что касается временных, то каждый год Смольный обращается к директору ФСБ Николаю Патрушеву с просьбой продлить их работу. После последнего обращения в декабре 2006 года Патрушев отказался продлевать соглашение сразу по семи пунктам.
Закрытие погранпунктов больно ударило по бюджету рыбного порта. Только за два дня убытки компании составили 18 миллионов рублей, она была вынуждена отказаться от приема почти 50 тысяч тонн импортного груза.
Валентина Матвиенко собирается повторно написать шефу ФСБ с просьбой разрешить проблему. Даже если губернатор получит "добро", оборудовать погранпункты по современным требованиям все-таки придется.
Сергей ТАЧАЕВ