Культура
ЧЕМ БЫ ДИТЯ НИ ТЕШИЛОСЬ...
10 февраля
Мне казалось, что им доставляло особое удовольствие "будить" еще не проснувшийся лед (в столь ранее утро они бороздили его первыми), а он, равнодушный, как все, что из льда (так учат нас сказки), давал возможность хоккеистам демонстрировать свою готовность к предстоящей игре. Я заметил, что хоккейная форма идет детям. А как они, явно позируя, раскатывались! Вприсядку, иначе не скажешь, выставляя то одну ногу вперед, то другую, разминался хоккеист под номером 8, а другой, под номером 10, каждым движением прибавляя скорость, мчался к воротам, работая клюшкой то вправо, то влево... И когда ворота оказывались перед ним, ловко (обманным движением) бросал в них воображаемую шайбу. "Нападающий", - подумал я. Родители усаживались на трибунах, переговариваясь друг с другом. Я не слышал о чем, но по выражению их лиц нетрудно было догадаться, что разговор шел о своих детях, разминавшихся перед ними.
Меня беспокоят дети. Чем и как они живут? Как развиваются? Смотрят на мир? И как мир, т. е. жизнь, раскрывается перед ними. А точнее, через что? Сегодня в редкой среднеобеспеченной семье нет компьютера. А если нет, то дети в такой семье непременно просят его купить. Ну а мобильные телефоны есть почти у всех. Что же делают наши дети, сидя у компьютера. Они, как правило, тоже играют. Кого-то догоняют, обходят разные препятствия, участвуют в автомобильных гонках и т. д., нажимая всего на две кнопки. С мобильными телефонами происходит почти то же самое. И чем телефон стоит дороже, тем его игровая база богаче. Ссутулившись, упершись глазами в экран (большой или маленький - все равно), напрягшись, абсолютно не двигаясь, они, упорно повторяя одно и то же, могут часами, забыв обо всем на свете, проводить так свое свободное (свободное ли?) время. Таких детей, как правило, не увлекает спорт, они перестают рисовать, им становится не интересен конструктор, даже если он изготовлен фирмой "Лего", их не привлекает игра в шахматы, не говоря о том, что их чрезвычайно редко удается застать с книжкой в руках.
Я часто высказываю именно такую точку зрения, когда заходит речь о развитии ребенка. Но вот тут в газете "Дело" прочитал любопытную статью. Называлась она "Геймеры против бумеров". Геймеры - те, кто родились в семидесятые и позже, бумеры - те, кто в шестидесятые. Роднят и тех и других взаимоотношения с компьютером. Понятно, что они разные. Статья эта по-своему рекламирует книгу американцев Бека и Уэйда о том, как развивает человека компьютер. А точнее - компьютерные игры.
"У типичного геймера, - пишут они, - есть представление о том, что можно найти выход из любой сложной ситуации. О том, что если человек захочет, может свернуть горы. О том, что мир в целом настроен по отношению к нам вполне дружелюбно. О том, что завоевать этот мир проще всего методом проб и ошибок. Ошибаясь, проигрывая, надо не отчаиваться, а раз за разом начинать все сначала. До тех пор, пока не выиграешь".
Теперь давайте сравним. Я наблюдал игру. В хоккей. В ней было все, только не виртуально, а в жизни. Умение контактировать с партнерами. Видеть поле, не бояться столкновения с противником, проявлять индивидуальное мастерство, получать удовлетворение от точного паса и забитого гола. Я не ошибся, видя на разминке хоккеиста под номером 10. Он действительно оказался нападающим и провел в ворота противника четыре шайбы. Звали его Артем. Конечно же, он и его партнеры только начинают, и большинство родителей их привели в хоккей не ради того, чтобы они стали профессиональными хоккеистами. Их дети, занимаясь хоккеем, узнают, что такое настоящая, а не виртуальная победа и поражение, что стоит за словом "комбинация", учатся принимать решения в достаточно экстремальных ситуациях, от которых зависит успех и многое другое. Не говоря уже о том, что это сильные и, как правило, здоровые ребята. Но и это еще не все!
Пора нам с вами установить, что же это такое - компьютер? В чем его позитивная и уникальная роль? Прежде всего это безразмерная кладовая памяти, в которую можно сохранить архивы, документы, все что может понадобиться для работы. Компьютер необыкновенно быстро считает, выбирает варианты и за счет этого даже побеждает чемпионов мира по шахматам. Но пока ни один компьютер не выдал сколько-нибудь значительной идеи, не написал роман и не совершил открытия ни в одной из наук. Да и программы для компьютера пишут или составляют люди. Безусловно, компьютер - помощник, без которого сегодня трудно обойтись активно работающему человеку. Но компьютер не учит думать, не развивает чувства, он, да простят меня геймеры и бумеры, маленькая частичка того, что нужно человеку в жизни и для жизни. В этом смысле хоккей, толкнувший меня на эти рассуждения, гораздо содержательней. По крайней мере, в устах тренера звучат такие слова, как "тактика", "стратегия", "замысел". Нет, я не против компьютеров, но только после того, как ребенок научится думать, получать удовольствие от "думания".
Смешной случай рассказывает мне один родитель. Дает он восьмилетнему сыну несколько примеров, в каждом из которых сложение и вычитание. Через пять минут ответы перед ним. И все правильные. Он уже готов погладить сына по голове, как вдруг спохватывается. На экране компьютера в другой комнате - решенные примеры. Сын хохочет.
Я за хоккей. За все то, что по-настоящему и полифонично развивает ребенка. Но! Поздравляя Артема с победой, я подошел к его маме и спросил: "Сколько стоят вам занятия вашего сына?" Она ответила с грустинкой: "Пять тысяч рублей в месяц". И по моей просьбе расшифровала: "Аренда льда, зарплата тренерам, форма, раздевалка..."
Обратно, несмотря на то что в термосе еще оставался кофе, я ехал, испытывая противоречивые чувства. То, что я видел, безусловно, замечательно. Но то, что услышал, ни в какие ворота не лезет. Где мы? Наше общество, наше государство?
Для огромного количества даже среднеобеспеченных семей пять тысяч рублей в месяц - сумма неподъемная. Легче купить мобильный телефон и даже компьютер. И вспомнилась старая как мир поговорка: "Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало..."
Игорь ШАДХАН
Меня беспокоят дети. Чем и как они живут? Как развиваются? Смотрят на мир? И как мир, т. е. жизнь, раскрывается перед ними. А точнее, через что? Сегодня в редкой среднеобеспеченной семье нет компьютера. А если нет, то дети в такой семье непременно просят его купить. Ну а мобильные телефоны есть почти у всех. Что же делают наши дети, сидя у компьютера. Они, как правило, тоже играют. Кого-то догоняют, обходят разные препятствия, участвуют в автомобильных гонках и т. д., нажимая всего на две кнопки. С мобильными телефонами происходит почти то же самое. И чем телефон стоит дороже, тем его игровая база богаче. Ссутулившись, упершись глазами в экран (большой или маленький - все равно), напрягшись, абсолютно не двигаясь, они, упорно повторяя одно и то же, могут часами, забыв обо всем на свете, проводить так свое свободное (свободное ли?) время. Таких детей, как правило, не увлекает спорт, они перестают рисовать, им становится не интересен конструктор, даже если он изготовлен фирмой "Лего", их не привлекает игра в шахматы, не говоря о том, что их чрезвычайно редко удается застать с книжкой в руках.
Я часто высказываю именно такую точку зрения, когда заходит речь о развитии ребенка. Но вот тут в газете "Дело" прочитал любопытную статью. Называлась она "Геймеры против бумеров". Геймеры - те, кто родились в семидесятые и позже, бумеры - те, кто в шестидесятые. Роднят и тех и других взаимоотношения с компьютером. Понятно, что они разные. Статья эта по-своему рекламирует книгу американцев Бека и Уэйда о том, как развивает человека компьютер. А точнее - компьютерные игры.
"У типичного геймера, - пишут они, - есть представление о том, что можно найти выход из любой сложной ситуации. О том, что если человек захочет, может свернуть горы. О том, что мир в целом настроен по отношению к нам вполне дружелюбно. О том, что завоевать этот мир проще всего методом проб и ошибок. Ошибаясь, проигрывая, надо не отчаиваться, а раз за разом начинать все сначала. До тех пор, пока не выиграешь".
Теперь давайте сравним. Я наблюдал игру. В хоккей. В ней было все, только не виртуально, а в жизни. Умение контактировать с партнерами. Видеть поле, не бояться столкновения с противником, проявлять индивидуальное мастерство, получать удовлетворение от точного паса и забитого гола. Я не ошибся, видя на разминке хоккеиста под номером 10. Он действительно оказался нападающим и провел в ворота противника четыре шайбы. Звали его Артем. Конечно же, он и его партнеры только начинают, и большинство родителей их привели в хоккей не ради того, чтобы они стали профессиональными хоккеистами. Их дети, занимаясь хоккеем, узнают, что такое настоящая, а не виртуальная победа и поражение, что стоит за словом "комбинация", учатся принимать решения в достаточно экстремальных ситуациях, от которых зависит успех и многое другое. Не говоря уже о том, что это сильные и, как правило, здоровые ребята. Но и это еще не все!
Пора нам с вами установить, что же это такое - компьютер? В чем его позитивная и уникальная роль? Прежде всего это безразмерная кладовая памяти, в которую можно сохранить архивы, документы, все что может понадобиться для работы. Компьютер необыкновенно быстро считает, выбирает варианты и за счет этого даже побеждает чемпионов мира по шахматам. Но пока ни один компьютер не выдал сколько-нибудь значительной идеи, не написал роман и не совершил открытия ни в одной из наук. Да и программы для компьютера пишут или составляют люди. Безусловно, компьютер - помощник, без которого сегодня трудно обойтись активно работающему человеку. Но компьютер не учит думать, не развивает чувства, он, да простят меня геймеры и бумеры, маленькая частичка того, что нужно человеку в жизни и для жизни. В этом смысле хоккей, толкнувший меня на эти рассуждения, гораздо содержательней. По крайней мере, в устах тренера звучат такие слова, как "тактика", "стратегия", "замысел". Нет, я не против компьютеров, но только после того, как ребенок научится думать, получать удовольствие от "думания".
Смешной случай рассказывает мне один родитель. Дает он восьмилетнему сыну несколько примеров, в каждом из которых сложение и вычитание. Через пять минут ответы перед ним. И все правильные. Он уже готов погладить сына по голове, как вдруг спохватывается. На экране компьютера в другой комнате - решенные примеры. Сын хохочет.
Я за хоккей. За все то, что по-настоящему и полифонично развивает ребенка. Но! Поздравляя Артема с победой, я подошел к его маме и спросил: "Сколько стоят вам занятия вашего сына?" Она ответила с грустинкой: "Пять тысяч рублей в месяц". И по моей просьбе расшифровала: "Аренда льда, зарплата тренерам, форма, раздевалка..."
Обратно, несмотря на то что в термосе еще оставался кофе, я ехал, испытывая противоречивые чувства. То, что я видел, безусловно, замечательно. Но то, что услышал, ни в какие ворота не лезет. Где мы? Наше общество, наше государство?
Для огромного количества даже среднеобеспеченных семей пять тысяч рублей в месяц - сумма неподъемная. Легче купить мобильный телефон и даже компьютер. И вспомнилась старая как мир поговорка: "Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало..."
Игорь ШАДХАН