Культура
ТАМАРА ПЯТНИЦА: "ПЕВЕЦ ДОЛЖЕН БРАТЬ ТАЛАНТОМ, А НЕ ГОЛЫМ ТЕЛОМ!.."
10 февраля
Пятница - звучит как псевдоним. Обладательнице такой фамилии, казалось бы, самой судьбой предначертан путь на сцену. А между тем Тамара хотела стать врачом, гимнасткой. И даже работала на фабрике. Но судьба все-таки привела ее на эстраду. На афишах, которые хранятся в ее доме, теплые слова подруг: "Дорогой Тамарочке Пятнице. Желаю здоровья, хороших друзей и терпения. Людмила Лядова", "Моей милой талантливой Тамарочке, чтоб не забывала. Обнимаю. Алла Баянова"... Но не менее дорого певице признание поклонников: "Тамара Пятница возвращает нам русскую песню!"
НАЧИНАЛА С ОБУВНОЙ ФАБРИКИ
- Тамара Ивановна, когда вы поняли, что песня - призвание, дело жизни?
- В семье у нас все пели, и мама, и бабушка. А как бабушка на балалайке играла! И я в детстве пела: "Руки мамы в морщинках, в родинках. С этих рук я увидела Родину, так похожую на тебя..." В 9 лет в семье решили отдать меня в какой-нибудь кружок. Выбор остановили на хоре. Поставили меня там в третий ряд. А я маленькая, и не слышно, и не видно из-за чужих спин. А ведь досадно же - как так, за что обидели?! Я громче петь начинаю. А мне говорят: "Девочка, не выделяйся!" Прибежала домой, плачу, кричу: "Мама, больше туда не пойду!" И я стала заниматься акробатикой, после того как увидела в том же ДК Газа в соседней комнате - девочка на шпагате сидит. Шесть лет прозанималась, о цирке стала мечтать. Мне было четырнадцать, когда я услышала по радио Зыкину. Услышала - и все! Побежала искать... хор. Влетела в кабинет руководителя народного хора Ковальчука и давай под Зыкину голосить. Меня, конечно, взяли, но при этом объяснили, что лучше "под кого-то не делать". Пройдут годы, мы с Людмилой Георгиевной познакомимся и даже подружимся.
- Можно ли назвать ее вашим учителем?
- Да, наверное. Петь песни, исполняемые Зыкиной, я долго не решалась, пока поклонники не убедили. Зыкина удивительная певица, я восхищаюсь ею. И жалею. Несмотря на славу и народную любовь, она так одинока... Ей никто никогда не скажет "мама", как, впрочем, и мне... Только с одной великой певицей могу сравнить Зыкину - с Лидией Руслановой. Был такой случай. На одном из концертов певицы оказались в одной гримерке, прихорашивались перед зеркалом. Вошел администратор, Зыкина ему и говорит: "Посмотрите, две великие певицы в одной гримерной!" На что Русланова возразила, глядя в зеркало: "Где две? Я только одну перед собой вижу"... Людмила Георгиевна на нее тогда очень обиделась.
- Наверное, навсегда остался в памяти день, когда вы впервые вышли на профессиональную сцену.
- Первый серьезный концерт в моей жизни - выступление на обувной фабрике "Скороход". Мне всего 16 лет было, волновалась безумно, голос дрожал, как спела - не помню... Но приняли на ура!
"Я ТОЛЬКО НА ПОДЛОДКАХ НЕ ПЕЛА..."
- Тамара Ивановна, когда слышишь вашу фамилию, обязательно вспоминается Робинзон Крузо...
- С Робинзоном Крузо я не была знакома, на острове жить не приходилось, но благодаря необычной фамилии часто забавные истории приключались. В 2000 году меня пригласили в город Тихвин. Дело было в пятницу, и Тамара Пятница выступала перед хором Пятницкого. По программе мне нужно было спеть всего несколько песен, но хор Пятницкого подзадержался. Я уже уходить собираюсь, а меня со сцены не отпускают. Вы только представьте: огромная площадь, заполненная народом, - и люди целый час слушали меня одну в сопровождении баяна!
- Вы, наверное, всю страну исколесили?
- По праву могу сказать: "Мой адрес - не дом и не улица, мой адрес - Советский Союз!" Ну а теперь, естественно, Россия. На каких только концертных площадках я не выступала! И в больших престижных залах, и на фабриках, и на заводах, и в школах, и на БАМе, и на кораблях. Разве что на подлодках не пела. А ведь позвали! Только начальство приехало, и концерт запретили. Подлодка - секретный объект.
- А как вас принимают за пределами нашей Родины?
- Несколько лет назад были на гастролях в Англии. О нас все газеты писали, англичане были в восторге. А еще знаете, чем я их ошарашила? Стала свистеть на бересте! Для англичан это диво дивное. А для меня - что там береста, я и на полиэтиленовом пакете мелодии высвистывать могу.
"ДЕВОЧКИ В ТРУСИКАХ - ХОРОШО, НО..."
- Тамара Ивановна, простите, но на современной эстраде русская народная песня - что-то вроде экзотики.
- Ой, да, тяжело стало. Все поставлено с ног на голову. Одна коммерция кругом, только и слышишь: деньги, деньги, деньги... Хорошо, если у исполнителя уже есть имя, ему идут навстречу. А иначе - только спонсор может помочь. На культуру сейчас вообще очень мало внимания обращают те, от кого зависит ее состояние. Что по телевизору показывают - просто волосы дыбом! Мы не в Африке живем, не на пляже загораем. Ну почему же по сцене бегают девочки в трусиках? Да, они - молодые, красивые, стройные, это прекрасно. Но артист - артист! - должен брать талантом, а не голым телом. И один от другого должен отличаться. В каждом должна быть своя изюминка. На Западе почему-то умеют соблюсти тонкую грань между настоящим искусством и попсой. На нашей же эстраде - только пошлость. Но я верю, что грязь - наносная, она смоется, и молодежь потянется к другим кумирам, к другому искусству.
- Вы к тому, что делаете на сцене, относитесь критически? Часто ли бываете недовольны собой?
- Я для себя планку поднимаю все выше и выше. Тянусь изо всех сил. Часто это в самоедство переходит, но хочется стать еще лучше! Я все время учусь: и у мастеров, и на чужих ошибках, и на своих. Это не зазорно. И в консерваторию пошла учиться в 30 лет, когда уже была профессиональной певицей. В первый раз поступить не получилось - пришлось работать алмазчицей на заводе Художественного стекла. Дома до сих пор стаканы стоят, которые своими руками сделала.
"НИКАКИЕ ОНИ НЕ НОВЫЕ РУССКИЕ!"
- Русская народная песня сейчас, мягко говоря, не слишком востребована на эстраде. Злые языки поговаривают, что она себя изжила, время ее прошло.
- Ну что вы, мы же русские люди! Наши традиции, наши песни ни в коем случае не будут забыты! Мне кажется, что все наши сегодняшние беды оттого, что мы забываем о корнях своих. Раньше утро начиналось с того, что я, проснувшись, включала радио и, может быть, не давая себе в том отчета, наслаждалась песнями на родном языке. А сейчас что звучит? Песни на английском, на французском - на каком угодно, кроме русского! А если и на русском, то думаешь: лучше бы вообще без слов. Хорошую русскую народную песню ни по ТВ не увидишь, ни по радио не услышишь сейчас. И добрые слова о ней говорятся крайне редко. "В какой же стране я живу?!" - задаешься вопросом.
- И все же на эстраде появляются талантливые молодые исполнители фольклорных песен. Как вы к ним относитесь? К Пелагее, например?
- О ней сказать ничего не могу, слышала всего пару песен. Но чем больше таких певиц будет, чем чаще будут звучать народные песни, тем лучше.
- А для новых русских, признайтесь, вам приходилось петь? Как они принимают?
- Приглашают и новые русские на банкетах выступить. Некоторые смотрят на тебя недовольно, пальцы веером, сигарета в зубах... И думаешь: "Ну зачем позвали? Зачем пришла?" А потом начинаю петь, музыка льется... После второй песни у них глаза светлеют, улыбка на лице появляется. Вспоминают, что никакие они не новые, а просто русские, удивляются тому, какие хорошие песни поют на их земле... Потом и сами подпевать начинают, не замечая того...
Беседовала Дария ОРЕШКИНА
НАЧИНАЛА С ОБУВНОЙ ФАБРИКИ
- Тамара Ивановна, когда вы поняли, что песня - призвание, дело жизни?
- В семье у нас все пели, и мама, и бабушка. А как бабушка на балалайке играла! И я в детстве пела: "Руки мамы в морщинках, в родинках. С этих рук я увидела Родину, так похожую на тебя..." В 9 лет в семье решили отдать меня в какой-нибудь кружок. Выбор остановили на хоре. Поставили меня там в третий ряд. А я маленькая, и не слышно, и не видно из-за чужих спин. А ведь досадно же - как так, за что обидели?! Я громче петь начинаю. А мне говорят: "Девочка, не выделяйся!" Прибежала домой, плачу, кричу: "Мама, больше туда не пойду!" И я стала заниматься акробатикой, после того как увидела в том же ДК Газа в соседней комнате - девочка на шпагате сидит. Шесть лет прозанималась, о цирке стала мечтать. Мне было четырнадцать, когда я услышала по радио Зыкину. Услышала - и все! Побежала искать... хор. Влетела в кабинет руководителя народного хора Ковальчука и давай под Зыкину голосить. Меня, конечно, взяли, но при этом объяснили, что лучше "под кого-то не делать". Пройдут годы, мы с Людмилой Георгиевной познакомимся и даже подружимся.
- Можно ли назвать ее вашим учителем?
- Да, наверное. Петь песни, исполняемые Зыкиной, я долго не решалась, пока поклонники не убедили. Зыкина удивительная певица, я восхищаюсь ею. И жалею. Несмотря на славу и народную любовь, она так одинока... Ей никто никогда не скажет "мама", как, впрочем, и мне... Только с одной великой певицей могу сравнить Зыкину - с Лидией Руслановой. Был такой случай. На одном из концертов певицы оказались в одной гримерке, прихорашивались перед зеркалом. Вошел администратор, Зыкина ему и говорит: "Посмотрите, две великие певицы в одной гримерной!" На что Русланова возразила, глядя в зеркало: "Где две? Я только одну перед собой вижу"... Людмила Георгиевна на нее тогда очень обиделась.
- Наверное, навсегда остался в памяти день, когда вы впервые вышли на профессиональную сцену.
- Первый серьезный концерт в моей жизни - выступление на обувной фабрике "Скороход". Мне всего 16 лет было, волновалась безумно, голос дрожал, как спела - не помню... Но приняли на ура!
"Я ТОЛЬКО НА ПОДЛОДКАХ НЕ ПЕЛА..."
- Тамара Ивановна, когда слышишь вашу фамилию, обязательно вспоминается Робинзон Крузо...
- С Робинзоном Крузо я не была знакома, на острове жить не приходилось, но благодаря необычной фамилии часто забавные истории приключались. В 2000 году меня пригласили в город Тихвин. Дело было в пятницу, и Тамара Пятница выступала перед хором Пятницкого. По программе мне нужно было спеть всего несколько песен, но хор Пятницкого подзадержался. Я уже уходить собираюсь, а меня со сцены не отпускают. Вы только представьте: огромная площадь, заполненная народом, - и люди целый час слушали меня одну в сопровождении баяна!
- Вы, наверное, всю страну исколесили?
- По праву могу сказать: "Мой адрес - не дом и не улица, мой адрес - Советский Союз!" Ну а теперь, естественно, Россия. На каких только концертных площадках я не выступала! И в больших престижных залах, и на фабриках, и на заводах, и в школах, и на БАМе, и на кораблях. Разве что на подлодках не пела. А ведь позвали! Только начальство приехало, и концерт запретили. Подлодка - секретный объект.
- А как вас принимают за пределами нашей Родины?
- Несколько лет назад были на гастролях в Англии. О нас все газеты писали, англичане были в восторге. А еще знаете, чем я их ошарашила? Стала свистеть на бересте! Для англичан это диво дивное. А для меня - что там береста, я и на полиэтиленовом пакете мелодии высвистывать могу.
"ДЕВОЧКИ В ТРУСИКАХ - ХОРОШО, НО..."
- Тамара Ивановна, простите, но на современной эстраде русская народная песня - что-то вроде экзотики.
- Ой, да, тяжело стало. Все поставлено с ног на голову. Одна коммерция кругом, только и слышишь: деньги, деньги, деньги... Хорошо, если у исполнителя уже есть имя, ему идут навстречу. А иначе - только спонсор может помочь. На культуру сейчас вообще очень мало внимания обращают те, от кого зависит ее состояние. Что по телевизору показывают - просто волосы дыбом! Мы не в Африке живем, не на пляже загораем. Ну почему же по сцене бегают девочки в трусиках? Да, они - молодые, красивые, стройные, это прекрасно. Но артист - артист! - должен брать талантом, а не голым телом. И один от другого должен отличаться. В каждом должна быть своя изюминка. На Западе почему-то умеют соблюсти тонкую грань между настоящим искусством и попсой. На нашей же эстраде - только пошлость. Но я верю, что грязь - наносная, она смоется, и молодежь потянется к другим кумирам, к другому искусству.
- Вы к тому, что делаете на сцене, относитесь критически? Часто ли бываете недовольны собой?
- Я для себя планку поднимаю все выше и выше. Тянусь изо всех сил. Часто это в самоедство переходит, но хочется стать еще лучше! Я все время учусь: и у мастеров, и на чужих ошибках, и на своих. Это не зазорно. И в консерваторию пошла учиться в 30 лет, когда уже была профессиональной певицей. В первый раз поступить не получилось - пришлось работать алмазчицей на заводе Художественного стекла. Дома до сих пор стаканы стоят, которые своими руками сделала.
"НИКАКИЕ ОНИ НЕ НОВЫЕ РУССКИЕ!"
- Русская народная песня сейчас, мягко говоря, не слишком востребована на эстраде. Злые языки поговаривают, что она себя изжила, время ее прошло.
- Ну что вы, мы же русские люди! Наши традиции, наши песни ни в коем случае не будут забыты! Мне кажется, что все наши сегодняшние беды оттого, что мы забываем о корнях своих. Раньше утро начиналось с того, что я, проснувшись, включала радио и, может быть, не давая себе в том отчета, наслаждалась песнями на родном языке. А сейчас что звучит? Песни на английском, на французском - на каком угодно, кроме русского! А если и на русском, то думаешь: лучше бы вообще без слов. Хорошую русскую народную песню ни по ТВ не увидишь, ни по радио не услышишь сейчас. И добрые слова о ней говорятся крайне редко. "В какой же стране я живу?!" - задаешься вопросом.
- И все же на эстраде появляются талантливые молодые исполнители фольклорных песен. Как вы к ним относитесь? К Пелагее, например?
- О ней сказать ничего не могу, слышала всего пару песен. Но чем больше таких певиц будет, чем чаще будут звучать народные песни, тем лучше.
- А для новых русских, признайтесь, вам приходилось петь? Как они принимают?
- Приглашают и новые русские на банкетах выступить. Некоторые смотрят на тебя недовольно, пальцы веером, сигарета в зубах... И думаешь: "Ну зачем позвали? Зачем пришла?" А потом начинаю петь, музыка льется... После второй песни у них глаза светлеют, улыбка на лице появляется. Вспоминают, что никакие они не новые, а просто русские, удивляются тому, какие хорошие песни поют на их земле... Потом и сами подпевать начинают, не замечая того...
Беседовала Дария ОРЕШКИНА