Общество
БУРАТИНО НАОБОРОТ
13 февраля
Не так давно литературная общественность отмечала 70-летие выхода в свет сказки "Золотой ключик, или Приключения Буратино".
Априори положительная трактовка образа Буратино всегда вызывала очевидные сомнения. Этот, по сути, незаконнорожденный сын шарманщика на протяжении всей сказки и пальцем не пошевелил для того, чтобы иметь основания безапелляционно утверждать, что он "создан на радость людям". Однако на всем пространстве бывшего Союза дети (и не только) продолжают радостно распевать: "Скажите, как его зовут?"
На самом старте своего жизненного пути он чуть не прибил мудрого Сверчка, чем продемонстрировал врожденную жестокость и агрессию. Бросил школу, так и не начав обучение. Бесцеремонно сорвал спектакль, нахально полагая, что имеет право на театральную критику. Позарившись на легкие деньги, спутался с отъявленными негодяями... Как истинный гегемон, не расплатился в ресторане...
Впрочем, чего можно ожидать от подростка, рожденного в столь маргинальной среде? Мать ему заменил теоретически здоровый и вовсе не такой уж старый мужчина, который тем не менее всю жизнь попрошайничал с шарманкой наперевес. Дом бездельника-шарманщика был полон крыс и насекомых, дырявые стены прикрывал кусок старого холста... Все его окружение составлял законченный пропойца Джузеппе с недвусмысленным прозвищем Сизый Нос. Даже самим фактом своего рождения Буратино обязан белой горячке отцовского собутыльника.
Маленькая, но характерная деталь в образе папы Карло: отправляя ребенка в школу, он не нашел ничего лучше, чем купить своему сыну бумажную (!) курточку и дурацкий колпачок - вместо штанов...
Ну а что же "отрицательные" герои сказки?
Скажем, врачеватель Дуремар должен вызывать у читателя неприязнь только потому, что честно зарабатывает себе на хлеб, применяя гирудотерапию?
Главным же злодеем "Золотого ключика" принято считать Карабаса-Барабаса. Помилуйте! За что?
За шикарную рыжую бороду? За то, что он то и дело пытался приструнить свою труппу: мол, "щаскакдам бо-о-ольна!" Но ведь так ни разу никого и не ударил! А напротив, дал нищему мальчику (который только что сорвал его спектакль!) пять золотых монет. Зачем, казалось бы?..
Доктор наук и успешный бизнесмен, он построил свое дело на, казалось бы, неблагодарной с предпринимательской точки зрения театральной ниве. Как ни крути, а театр Карабаса-Барабаса пользовался бешеной популярностью - ради билета на его спектакль даже далекий от искусства и необразованный (деревянный по своей природе) беспризорник Буратино пожертвовал азбукой (которую, кстати, он рассматривал не как первую книгу знаний, а скорее как комикс).
По мнению Буратино, пьеса, которую поставил Карабас-Барабас, жестокая и злая. Да, эта пьеса действительно не дышит бравадой соцреализма. И можно не сомневаться, что в 1930-е годы автору и режиссеру столь откровенной драмы было бы несдобровать.
Заметим, что на самом деле у актеров театра Карабаса-Барабаса не было хоть сколько-нибудь объективных оснований жаловаться на свою судьбу. Почему же тогда, спросите, из театра сбежала Мальвина? Ответ на этот вопрос заложен в образе ее спутника. Мальвина, как известно, сбежала с пуделем Артемоном. С кобелем! Что ж, на то она и фарфоровая девица с голубыми волосами.
...Считается, что в сказке добро всегда должно побеждать зло. В "Золотом ключике" по воле выжившей из ума старухи (зловещую и загадочную роль Тортиллы литературоведам еще предстоит раскусить) торжествует стремление ни за что получить сто тысяч курток, открыть театр... Побеждает зависть - зависть Буратино к успехам Карабаса-Барабаса. Который, как мы видим, единственный из всех персонажей сказки с полным правом мог бы заявить: "Я создан на радость людям". Но у каждого времени свои герои...
Даже классические исследователи творчества Алексея Николаевича Толстого отмечают биполярность толкования этой книги. "Новый роман для детей и взрослых" - так сам автор определил назначение своего произведения. Однако напечатанные в разгар сталинских репрессий, "Приключения Буратино" дошли до читателя без этого существенного замечания. Но сейчас, спустя 70 лет, в эпоху совсем иных ценностей, взрослые могут без труда подобрать к этому произведению свой "золотой ключ".
Корнелий ШНАПС
Априори положительная трактовка образа Буратино всегда вызывала очевидные сомнения. Этот, по сути, незаконнорожденный сын шарманщика на протяжении всей сказки и пальцем не пошевелил для того, чтобы иметь основания безапелляционно утверждать, что он "создан на радость людям". Однако на всем пространстве бывшего Союза дети (и не только) продолжают радостно распевать: "Скажите, как его зовут?"
На самом старте своего жизненного пути он чуть не прибил мудрого Сверчка, чем продемонстрировал врожденную жестокость и агрессию. Бросил школу, так и не начав обучение. Бесцеремонно сорвал спектакль, нахально полагая, что имеет право на театральную критику. Позарившись на легкие деньги, спутался с отъявленными негодяями... Как истинный гегемон, не расплатился в ресторане...
Впрочем, чего можно ожидать от подростка, рожденного в столь маргинальной среде? Мать ему заменил теоретически здоровый и вовсе не такой уж старый мужчина, который тем не менее всю жизнь попрошайничал с шарманкой наперевес. Дом бездельника-шарманщика был полон крыс и насекомых, дырявые стены прикрывал кусок старого холста... Все его окружение составлял законченный пропойца Джузеппе с недвусмысленным прозвищем Сизый Нос. Даже самим фактом своего рождения Буратино обязан белой горячке отцовского собутыльника.
Маленькая, но характерная деталь в образе папы Карло: отправляя ребенка в школу, он не нашел ничего лучше, чем купить своему сыну бумажную (!) курточку и дурацкий колпачок - вместо штанов...
Ну а что же "отрицательные" герои сказки?
Скажем, врачеватель Дуремар должен вызывать у читателя неприязнь только потому, что честно зарабатывает себе на хлеб, применяя гирудотерапию?
Главным же злодеем "Золотого ключика" принято считать Карабаса-Барабаса. Помилуйте! За что?
За шикарную рыжую бороду? За то, что он то и дело пытался приструнить свою труппу: мол, "щаскакдам бо-о-ольна!" Но ведь так ни разу никого и не ударил! А напротив, дал нищему мальчику (который только что сорвал его спектакль!) пять золотых монет. Зачем, казалось бы?..
Доктор наук и успешный бизнесмен, он построил свое дело на, казалось бы, неблагодарной с предпринимательской точки зрения театральной ниве. Как ни крути, а театр Карабаса-Барабаса пользовался бешеной популярностью - ради билета на его спектакль даже далекий от искусства и необразованный (деревянный по своей природе) беспризорник Буратино пожертвовал азбукой (которую, кстати, он рассматривал не как первую книгу знаний, а скорее как комикс).
По мнению Буратино, пьеса, которую поставил Карабас-Барабас, жестокая и злая. Да, эта пьеса действительно не дышит бравадой соцреализма. И можно не сомневаться, что в 1930-е годы автору и режиссеру столь откровенной драмы было бы несдобровать.
Заметим, что на самом деле у актеров театра Карабаса-Барабаса не было хоть сколько-нибудь объективных оснований жаловаться на свою судьбу. Почему же тогда, спросите, из театра сбежала Мальвина? Ответ на этот вопрос заложен в образе ее спутника. Мальвина, как известно, сбежала с пуделем Артемоном. С кобелем! Что ж, на то она и фарфоровая девица с голубыми волосами.
...Считается, что в сказке добро всегда должно побеждать зло. В "Золотом ключике" по воле выжившей из ума старухи (зловещую и загадочную роль Тортиллы литературоведам еще предстоит раскусить) торжествует стремление ни за что получить сто тысяч курток, открыть театр... Побеждает зависть - зависть Буратино к успехам Карабаса-Барабаса. Который, как мы видим, единственный из всех персонажей сказки с полным правом мог бы заявить: "Я создан на радость людям". Но у каждого времени свои герои...
Даже классические исследователи творчества Алексея Николаевича Толстого отмечают биполярность толкования этой книги. "Новый роман для детей и взрослых" - так сам автор определил назначение своего произведения. Однако напечатанные в разгар сталинских репрессий, "Приключения Буратино" дошли до читателя без этого существенного замечания. Но сейчас, спустя 70 лет, в эпоху совсем иных ценностей, взрослые могут без труда подобрать к этому произведению свой "золотой ключ".
Корнелий ШНАПС