Культура
ПО ПУТИ ДРАМАТИЗАЦИИ ТАНЦА
14 февраля
В юбилейной афише театра два легендарных спектакля - "Красная Жизель" и "Русский Гамлет", которые идут в эти дни на прославленной сцене Александринки. Они, так же как и показанная в январе премьерная "Чайка", сопровождаются сумасшедшим ажиотажем вокруг билетов.
Разного зрителя за 30 лет завоевал театр, и посмотреть на то, что происходит в нем, рвутся не только молодые, которым важно то, что ходить на Эйфмана сегодня модно. Есть и другая публика. Так, любопытно, что на встречу, посвященную 60-летию хореографа, в Дом актера пришли почтенного возраста зрительницы, лица которых озарялись от воспоминаний и рассказов 30-летней давности. То было время их молодости, когда труппа экспериментировала с непривычной для советской балетной сцены 70-х музыкой "Пинк Флойд" или Джона Маклафлина.
Во времена их молодости еще была романтика недозволенного. Сегодняшний же зритель не искушен сладостью запрета, и удивить его сложнее, потому что сегодня можно все и известно практически все, что происходит в мире. И тем не менее на спектакли Эйфмана всегда аншлаги. Конечно, играет свою роль и то, что дома выступает театр редко, все больше гастролирует, только не по городам и весям нашей необъятной родины, как 30 лет назад, а по солидным площадкам обеспечивающего гонорары Запада.
Конек Эйфмана - балетные шоу с эффектными кордебалетными сценами, броскими режиссерскими приемами и беспроигрышной нарезкой классической музыки. Сегодня, во времена торжества массовой культуры, эйфмановские спектакли попадают в русло адаптации искусства к массовому зрителю, становятся проводником между балетом (как искусством элитарным) и популярным зрелищем "для народа".
На первых шагах театр завоевывал зрителя использованием современной музыки, потом - необычной трактовкой классики и оригинально закрученными интригами вокруг известных исторических персон. Эти направления питают репертуар театра и поныне, и на их основе хореограф воплощает свое пластическое видение отношений в мире, всегда очень конкретное, наглядное и понятное. В далеком 1977-м, найдя свою нишу в многообразии театров, пойдя по пути драматизации танца, Борис Эйфман прочно в ней обосновался. За 30 лет его театр, пожалуй, многим открыл, что балет бывает не только про лебедей и сказочных принцесс, кто-то, отметившись на его модных спектаклях, впервые увидел танец на сцене, словом, Эйфман несет балет в народ. А как бы народ ни менялся, как ни менялись его пристрастия и привязанности, он никогда не отвернется от сильных страстей и всегда будет аплодировать красочным эффектам и порой кажущемуся фантастическим мастерству артистов. Эйфман никогда не забывает о предпочтениях зрителей, а зрители, конечно, это ценят и платят ему своим вниманием.
Ольга МАКАРОВА
Разного зрителя за 30 лет завоевал театр, и посмотреть на то, что происходит в нем, рвутся не только молодые, которым важно то, что ходить на Эйфмана сегодня модно. Есть и другая публика. Так, любопытно, что на встречу, посвященную 60-летию хореографа, в Дом актера пришли почтенного возраста зрительницы, лица которых озарялись от воспоминаний и рассказов 30-летней давности. То было время их молодости, когда труппа экспериментировала с непривычной для советской балетной сцены 70-х музыкой "Пинк Флойд" или Джона Маклафлина.
Во времена их молодости еще была романтика недозволенного. Сегодняшний же зритель не искушен сладостью запрета, и удивить его сложнее, потому что сегодня можно все и известно практически все, что происходит в мире. И тем не менее на спектакли Эйфмана всегда аншлаги. Конечно, играет свою роль и то, что дома выступает театр редко, все больше гастролирует, только не по городам и весям нашей необъятной родины, как 30 лет назад, а по солидным площадкам обеспечивающего гонорары Запада.
Конек Эйфмана - балетные шоу с эффектными кордебалетными сценами, броскими режиссерскими приемами и беспроигрышной нарезкой классической музыки. Сегодня, во времена торжества массовой культуры, эйфмановские спектакли попадают в русло адаптации искусства к массовому зрителю, становятся проводником между балетом (как искусством элитарным) и популярным зрелищем "для народа".
На первых шагах театр завоевывал зрителя использованием современной музыки, потом - необычной трактовкой классики и оригинально закрученными интригами вокруг известных исторических персон. Эти направления питают репертуар театра и поныне, и на их основе хореограф воплощает свое пластическое видение отношений в мире, всегда очень конкретное, наглядное и понятное. В далеком 1977-м, найдя свою нишу в многообразии театров, пойдя по пути драматизации танца, Борис Эйфман прочно в ней обосновался. За 30 лет его театр, пожалуй, многим открыл, что балет бывает не только про лебедей и сказочных принцесс, кто-то, отметившись на его модных спектаклях, впервые увидел танец на сцене, словом, Эйфман несет балет в народ. А как бы народ ни менялся, как ни менялись его пристрастия и привязанности, он никогда не отвернется от сильных страстей и всегда будет аплодировать красочным эффектам и порой кажущемуся фантастическим мастерству артистов. Эйфман никогда не забывает о предпочтениях зрителей, а зрители, конечно, это ценят и платят ему своим вниманием.
Ольга МАКАРОВА