Культура
ВИКТОР МИНКОВ: "КУЛЬТУРНАЯ СТОЛИЦА - ТАМ, ГДЕ ТВОРИТСЯ ИСКУССТВО"
16 февраля
Созданный режиссером и актером Юрием Томашевским театр "Приют комедианта" вполне оправдывает свое название. Эта роль - привечать, давать кров актерам и режиссерам, клоунам и лицедеям - особенно усилилась в последний десяток лет, когда у руля встал нынешний директор Виктор Минков. Здесь осуществляют свои идеи режиссеры самых разных направлений, школ, с разным опытом и творческим почерком. Здесь смогли увидеть жизнь проекты Андрея Могучего, Игоря Коняева, Михаила Бычкова, Вениамина Фильштинского, Николая Дручека, Василия Сенина, Гарольда Стрелкова. А уж сколько актеров выходило на эти подмостки - не перечислить. Отношение к театру в городе разное: кто-то ругает за скандальность и эпатаж, кто-то видит в подобном направлении панацею от затхлости и рутины. Как бы там ни было, имя театра звучит, и не только в Питере.
В преддверии двадцатилетия театра корреспондент "НВ" встретилась с директором, продюсером, художественным руководителем "Приюта комедианта" Виктором Минковым.
"Интересно быть первым"
- С точки зрения истории, Виктор Михайлович, дата скромная.
- Дата, может, и негромкая. Но если мы говорим о том, что наш театр несет волну новой режиссуры с той самой перестроечной поры и не исчез, не зачах, а развивается, ширится и высится - имею в виду, что скоро наше здание на Садовой вырастет еще на три этажа и зрительный зал будет вмещать уже не 200, а 400-500 человек, - то, наверное, мы имеем право заявлять о значительности своего рождения. И вообще мы уникальный театр - первый и единственный в Петербурге, да и в России тоже, государственный репертуарный театр без постоянной труппы. Мы не антреприза, не путайте. В афише вы увидите более двадцати спектаклей, которые идут постоянно на нашей площадке. При этом мы проводим различные фестивали и ездим на гастроли. У театра есть учредитель - комитет по культуре Санкт-Петербурга и есть постоянный штат сотрудников - но не артистов. Когда я принял 11 лет назад в свое ведение театр с труппой из 30 актеров, то подумал: зачем платить зарплату тем, кто считаное количество раз за сезон выходит на сцену? И я написал заявление в комитет по культуре: прошу изъять из штатного расписания всех актеров.
- На вас тогда смотрели как на врага народа?
- Конечно, так и смотрели. Но мне помог совершить эту революцию тогдашний председатель комитета по культуре Владимир Петрович Яковлев. А еще все народные артисты-мастера - Зинаида Шарко, Иван Краско, Владимир Татосов, покойный уже Станислав Ландграф - были за меня. Они понимали, что грядет новое, интересное, что молодому парню надо дать возможность попробовать. Время показало, что все было правильно.
- Вы поддерживаете сейчас какие-то отношения с Томашевским?
- Да, сейчас у нас нормальные рабочие отношения. Юрий Валентинович остался вольным комедиантом - он прекрасный артист, блестящий чтец, кстати, он выступит на нашем юбилейном вечере. Но ведь руководить театром и быть артистом - большая разница. Когда Томашевский ушел из театра, сбросил с себя роль худрука - ему стало легче. У нас разные взгляды: он хотел ставить только свои спектакли, я же сторонник приглашения различных режиссеров. Чтобы обойтись без режиссеров со стороны, надо быть такими гениями, как Товстоногов или Додин.
- Я знаю, что вы тоже имеете режиссерское образование и тоже ставите спектакли.
- Да, это так. "Тетку Чарлея из Бразилии" поставил, и спектакль по Фассбиндеру достаточно удачный получился. Кстати, в Москве по поводу "Чарлея" мне Эльдар Рязанов таких хвалебных слов наговорил, что прямо страшно стало. Но... всегда интересно быть первым. Я осознаю, что в режиссуре есть очень серьезные мастера, и я не буду тут первым. А вот в деле организации творческого процесса - это, пожалуй, мое... Я хочу здесь лидировать. Думаю, мне удалось за 11 лет сделать немалый прорыв. "Приют комедианта" уже стал желанным гостем в Москве, нас приглашают Центр Мейерхольда и Театр на Малой Бронной, нас зовут в Хельсинки, мы звучим "Золотыми масками", и "Софитами", и международными фестивалями.
"Не созрел думать о благе нации"
- У вас в Петербурге есть последователи в театральном менеджменте?
- К сожалению, последователей-то нет. Почему? Наверное, не хотят трудиться 24 часа в сутки. А я именно так привык работать. Параллельно с театром у меня было рекламное агентство, я снимал рекламные ролики для различных фирм, предприятий, я их отснял больше 150 - пельмени всякие, макароны. Хорошие гонорары получал. Но в конце концов мне стало скучно, и я понял, что мне надо направить все силы в театр. Иначе так и буду до конца дней снимать ролики. А еще меня в чиновники звали - не пошел.
- Почему?
- Неинтересно. Во-первых, я знаю правила игры. Во-вторых, я представил, что надо на работу к 9, каждый день, а потом эти бесконечные заседания - для меня это безумие. Нет, конечно, все возможно в этой жизни, особенно когда тебе 35. Но сегодня я не созрел думать о благе нации. Мне бы позаботиться о благе близких людей и всех тех, кто меня окружает в этом доме.
- Вы считаете театр своим домом?
- Конечно. И работников спросите - они тоже ощущают его своим домом. Для меня каждый сотрудник - личность, от уборщицы до звукорежиссера. А секретарь у меня скорее делопроизводитель. Мои двери всегда открыты, и все вопросы также открыты для обсуждения. У нас нет сплетен, пересудов. У нас работают энергичные, инициативные люди, преданные театру. ...Я могу в час ночи войти в пустой зал - и просто в нем посидеть. А еще обожаю войти во время спектакля, когда зал полон. И я стою сзади и наблюдаю. И это уже сродни сексу, это как оргазм!..
- Да вы не трудоголик, вы - гедонист.
- Называйте как хотите. Думаю, я просто счастливый человек, потому что люблю то дело, которым занимаюсь. И если я иногда устаю от работы, то сяду в машину, выеду к Финскому заливу или в лес, три часа погуляю, и вот я уже в форме. Иногда личный психотерапевт помогает.
"Плохо, когда о спектакле не говорят"
- Есть расхожая мысль - в Питере рождается много идей, но пробиться они могут только в Москве.
- Это заблуждение. В Москве тоже много мертвого, и тоже много чего нового душится. Принципиально ли говорить - Москва или Питер? Может быть, это из области клише? Я вот не питерский, не московский, я - космополит. А культурная столица для меня, вы сейчас удивитесь, - Екатеринбург. А Новосибирск еще выше. Там есть интересные режиссеры, актеры, постановки. Я люблю режиссеров, которые разрушают стереотипы. И я таких стараюсь приглашать к себе в театр. Отслеживаю их повсюду. Вот критика не всегда жалует Кирилла Серебренникова. А мне он очень нравится. У него свой язык. Другое дело - принимаешь ты что-то или нет. Кажется диким, когда "Идущие вместе" жгли книгу Владимира Сорокина "Доктор Розенталь" только потому, что не соглашались с ее содержанием.
- А получился мощный пиар-ход. Кстати, как и со спектаклем "Не Гамлет", который в вашем театре Андрей Могучий поставил по тому же Сорокину. Но тут уже сам Сорокин не принял спектакль...
- У спектакля есть целая армия поклонников и такая же армия противников. В Москве Табаков с Захаровым чуть не поссорились из-за постановки. А я считаю, это прекрасно, замечательно! Гораздо хуже, когда о спектаклях никто ничего не говорит.
- Значит, вам важен скандал, вы провоцируете и авторов, и зрителей на резкие мнения?
- Нет, меня не интересует скандал, меня интересует творческое событие. Кто скажет, что "Не Гамлет" - нетворческий труд? При этом степень творческого события не зависит от того, мат там звучит или русская народная песня. Могучий имеет мощный театральный язык, у него совершенно необычная форма мышления. Так же и у Валерия Фокина в Александринке - вижу некую железную конструкцию, но не все понимаю. И я восхищаюсь тем, что это сделано совершенно непостижимым способом.
"Учеников Мастера" я увидел во сне"
- Кто ваш зритель?
- Идет на наши спектакли в основном публика подготовленная, образованная, просто так, с улицы, не заходят. Да и цена билетов не позволит это сделать: все-таки они недешевы - от 300 до 800 рублей. Приходит немало студентов, молодых менеджеров. При этом я прекрасно осознаю, что рядом существует другая молодежь, которую мы упустили, и очень сильно, катастрофически. Воспитанием молодых надо очень серьезно заниматься... Нужна национальная идея.
- Какая?
- Не знаю. Знал бы... Может, во сне придет озарение. Мне уже одна замечательная идея пришла во сне. Увидел, как ко мне в театр приехал Петр Фоменко и его ученики. Утром встаю, пью кофе, вспоминаю сон - и провожу фестиваль "Ученики Мастера". И на самом деле приезжал на фестиваль Фоменко, в прошлом году были ученики Камы Гинкаса, в этом будет Марк Захаров.
- Материальные проблемы театр испытывает?
- Мы уже не столь нищие. И те деньги, которые платит государство худруку, уже можно назвать деньгами. Другое дело, что многие наши спектакли вряд ли могли бы появиться, если бы не пожертвования различных компаний и фирм. Делают это из дружбы, из понимания, что искусству надо помогать.
- Ваши творческие планы?
- Самые ближайшие - достойно отметить двадцатилетие. Кстати, праздничный вечер будет проходить 19 февраля в зале Мюзик-холла. А проекты... Я скажу коротко: мне бы очень хотелось, и для этого есть все основания, чтобы "Приют комедианта" стал настоящим театральным брэндом Петербурга.
Беседовала Елена ДОБРЯКОВА
В преддверии двадцатилетия театра корреспондент "НВ" встретилась с директором, продюсером, художественным руководителем "Приюта комедианта" Виктором Минковым.
"Интересно быть первым"
- С точки зрения истории, Виктор Михайлович, дата скромная.
- Дата, может, и негромкая. Но если мы говорим о том, что наш театр несет волну новой режиссуры с той самой перестроечной поры и не исчез, не зачах, а развивается, ширится и высится - имею в виду, что скоро наше здание на Садовой вырастет еще на три этажа и зрительный зал будет вмещать уже не 200, а 400-500 человек, - то, наверное, мы имеем право заявлять о значительности своего рождения. И вообще мы уникальный театр - первый и единственный в Петербурге, да и в России тоже, государственный репертуарный театр без постоянной труппы. Мы не антреприза, не путайте. В афише вы увидите более двадцати спектаклей, которые идут постоянно на нашей площадке. При этом мы проводим различные фестивали и ездим на гастроли. У театра есть учредитель - комитет по культуре Санкт-Петербурга и есть постоянный штат сотрудников - но не артистов. Когда я принял 11 лет назад в свое ведение театр с труппой из 30 актеров, то подумал: зачем платить зарплату тем, кто считаное количество раз за сезон выходит на сцену? И я написал заявление в комитет по культуре: прошу изъять из штатного расписания всех актеров.
- На вас тогда смотрели как на врага народа?
- Конечно, так и смотрели. Но мне помог совершить эту революцию тогдашний председатель комитета по культуре Владимир Петрович Яковлев. А еще все народные артисты-мастера - Зинаида Шарко, Иван Краско, Владимир Татосов, покойный уже Станислав Ландграф - были за меня. Они понимали, что грядет новое, интересное, что молодому парню надо дать возможность попробовать. Время показало, что все было правильно.
- Вы поддерживаете сейчас какие-то отношения с Томашевским?
- Да, сейчас у нас нормальные рабочие отношения. Юрий Валентинович остался вольным комедиантом - он прекрасный артист, блестящий чтец, кстати, он выступит на нашем юбилейном вечере. Но ведь руководить театром и быть артистом - большая разница. Когда Томашевский ушел из театра, сбросил с себя роль худрука - ему стало легче. У нас разные взгляды: он хотел ставить только свои спектакли, я же сторонник приглашения различных режиссеров. Чтобы обойтись без режиссеров со стороны, надо быть такими гениями, как Товстоногов или Додин.
- Я знаю, что вы тоже имеете режиссерское образование и тоже ставите спектакли.
- Да, это так. "Тетку Чарлея из Бразилии" поставил, и спектакль по Фассбиндеру достаточно удачный получился. Кстати, в Москве по поводу "Чарлея" мне Эльдар Рязанов таких хвалебных слов наговорил, что прямо страшно стало. Но... всегда интересно быть первым. Я осознаю, что в режиссуре есть очень серьезные мастера, и я не буду тут первым. А вот в деле организации творческого процесса - это, пожалуй, мое... Я хочу здесь лидировать. Думаю, мне удалось за 11 лет сделать немалый прорыв. "Приют комедианта" уже стал желанным гостем в Москве, нас приглашают Центр Мейерхольда и Театр на Малой Бронной, нас зовут в Хельсинки, мы звучим "Золотыми масками", и "Софитами", и международными фестивалями.
"Не созрел думать о благе нации"
- У вас в Петербурге есть последователи в театральном менеджменте?
- К сожалению, последователей-то нет. Почему? Наверное, не хотят трудиться 24 часа в сутки. А я именно так привык работать. Параллельно с театром у меня было рекламное агентство, я снимал рекламные ролики для различных фирм, предприятий, я их отснял больше 150 - пельмени всякие, макароны. Хорошие гонорары получал. Но в конце концов мне стало скучно, и я понял, что мне надо направить все силы в театр. Иначе так и буду до конца дней снимать ролики. А еще меня в чиновники звали - не пошел.
- Почему?
- Неинтересно. Во-первых, я знаю правила игры. Во-вторых, я представил, что надо на работу к 9, каждый день, а потом эти бесконечные заседания - для меня это безумие. Нет, конечно, все возможно в этой жизни, особенно когда тебе 35. Но сегодня я не созрел думать о благе нации. Мне бы позаботиться о благе близких людей и всех тех, кто меня окружает в этом доме.
- Вы считаете театр своим домом?
- Конечно. И работников спросите - они тоже ощущают его своим домом. Для меня каждый сотрудник - личность, от уборщицы до звукорежиссера. А секретарь у меня скорее делопроизводитель. Мои двери всегда открыты, и все вопросы также открыты для обсуждения. У нас нет сплетен, пересудов. У нас работают энергичные, инициативные люди, преданные театру. ...Я могу в час ночи войти в пустой зал - и просто в нем посидеть. А еще обожаю войти во время спектакля, когда зал полон. И я стою сзади и наблюдаю. И это уже сродни сексу, это как оргазм!..
- Да вы не трудоголик, вы - гедонист.
- Называйте как хотите. Думаю, я просто счастливый человек, потому что люблю то дело, которым занимаюсь. И если я иногда устаю от работы, то сяду в машину, выеду к Финскому заливу или в лес, три часа погуляю, и вот я уже в форме. Иногда личный психотерапевт помогает.
"Плохо, когда о спектакле не говорят"
- Есть расхожая мысль - в Питере рождается много идей, но пробиться они могут только в Москве.
- Это заблуждение. В Москве тоже много мертвого, и тоже много чего нового душится. Принципиально ли говорить - Москва или Питер? Может быть, это из области клише? Я вот не питерский, не московский, я - космополит. А культурная столица для меня, вы сейчас удивитесь, - Екатеринбург. А Новосибирск еще выше. Там есть интересные режиссеры, актеры, постановки. Я люблю режиссеров, которые разрушают стереотипы. И я таких стараюсь приглашать к себе в театр. Отслеживаю их повсюду. Вот критика не всегда жалует Кирилла Серебренникова. А мне он очень нравится. У него свой язык. Другое дело - принимаешь ты что-то или нет. Кажется диким, когда "Идущие вместе" жгли книгу Владимира Сорокина "Доктор Розенталь" только потому, что не соглашались с ее содержанием.
- А получился мощный пиар-ход. Кстати, как и со спектаклем "Не Гамлет", который в вашем театре Андрей Могучий поставил по тому же Сорокину. Но тут уже сам Сорокин не принял спектакль...
- У спектакля есть целая армия поклонников и такая же армия противников. В Москве Табаков с Захаровым чуть не поссорились из-за постановки. А я считаю, это прекрасно, замечательно! Гораздо хуже, когда о спектаклях никто ничего не говорит.
- Значит, вам важен скандал, вы провоцируете и авторов, и зрителей на резкие мнения?
- Нет, меня не интересует скандал, меня интересует творческое событие. Кто скажет, что "Не Гамлет" - нетворческий труд? При этом степень творческого события не зависит от того, мат там звучит или русская народная песня. Могучий имеет мощный театральный язык, у него совершенно необычная форма мышления. Так же и у Валерия Фокина в Александринке - вижу некую железную конструкцию, но не все понимаю. И я восхищаюсь тем, что это сделано совершенно непостижимым способом.
"Учеников Мастера" я увидел во сне"
- Кто ваш зритель?
- Идет на наши спектакли в основном публика подготовленная, образованная, просто так, с улицы, не заходят. Да и цена билетов не позволит это сделать: все-таки они недешевы - от 300 до 800 рублей. Приходит немало студентов, молодых менеджеров. При этом я прекрасно осознаю, что рядом существует другая молодежь, которую мы упустили, и очень сильно, катастрофически. Воспитанием молодых надо очень серьезно заниматься... Нужна национальная идея.
- Какая?
- Не знаю. Знал бы... Может, во сне придет озарение. Мне уже одна замечательная идея пришла во сне. Увидел, как ко мне в театр приехал Петр Фоменко и его ученики. Утром встаю, пью кофе, вспоминаю сон - и провожу фестиваль "Ученики Мастера". И на самом деле приезжал на фестиваль Фоменко, в прошлом году были ученики Камы Гинкаса, в этом будет Марк Захаров.
- Материальные проблемы театр испытывает?
- Мы уже не столь нищие. И те деньги, которые платит государство худруку, уже можно назвать деньгами. Другое дело, что многие наши спектакли вряд ли могли бы появиться, если бы не пожертвования различных компаний и фирм. Делают это из дружбы, из понимания, что искусству надо помогать.
- Ваши творческие планы?
- Самые ближайшие - достойно отметить двадцатилетие. Кстати, праздничный вечер будет проходить 19 февраля в зале Мюзик-холла. А проекты... Я скажу коротко: мне бы очень хотелось, и для этого есть все основания, чтобы "Приют комедианта" стал настоящим театральным брэндом Петербурга.
Беседовала Елена ДОБРЯКОВА