Общество
ПИТЕРСКИЕ ДЕТИ ДЕЛАЮТ "УПС"
20 февраля
Желтый свет сквозь сумрак зимнего вечера. Угол Большой и Глухой Зелениных улиц. Сделай два шага вглубь двора - и ты увидишь шатер.
Пока еще шатер цирка "Упсала" - летний, когда холодно, ребята занимаются в школе № 25, но придет время - и это будет настоящий стационарный шатер, в котором круглый год можно будет играть представления!
Цирк "Упсала" единственный в России, в котором играют дети и подростки из семей социального риска.
"Упсала" всегда готова выступить, причем бесплатно, там, куда ее зовут. Отбивали ладони, аплодируя подросткам, и состоятельные бизнесмены, собравшиеся в Radisson-SAS, и детдомовцы на одном из недавних спектаклей в культурно-досуговом центре "Московский". Но все же иностранцы видят "Упсалу" чаще нас, что обидно. Поэтому задумано и, надеюсь, обязательно воплотится в 2007 году турне по крупнейшим городам России. Для этого нужны благотворители, которые обязательно откликнутся.
КАК ОСЕНИЛО АСТРИД
Студентка из Берлина Астрид Шорн приехала в Россию чуть больше шести лет назад. Поскольку Астрид училась на социального педагога, то Россия в этом смысле - кладезь для написания диплома. Но Астрид непременно хотела и что-то сделать. Конечно, западные волонтеры к нам сюда не наблюдать приезжают. Я видела, как молодые ребята-немцы, проходящие альтернативную службу, помогали в детском приюте в Рыбацком, как девушки-шведки ухаживали за ребятишками в инфекционной больнице. Астрид тоже подобное видела, но ей хотелось придумать что-то такое, что было бы не просто помощью, а действом, радостью, таким, чего еще никто не видывал. К тому времени в активе у берлинской студентки были не только знания по педагогике и желание помочь детям. Астрид умела кататься на одноколесном велосипеде - моноцикле, к тому же умела жонглировать. Этому ее научили продвинутые парижские панки. И вот представьте себе картину, как белокурая девушка у метро катается на этом самом моноцикле и еще жонглирует. Больше всех происходящее заинтересовало подростков, которые привычно тусовались у метро - потому что идти им, по большому счету, вроде больше и некуда было. Как удачно осенило Астрид! Безошибочно угадав, что именно цирк, где риск и смелость, где благородство и красота жонглированием привлечет подростков с улицы, она придумала свою идею.
УЧИТЕСЬ СЛЫШАТЬ СЕРДЦЕМ
Упс! Так восклицают люди, когда делают что-то прикольное, и у них получается удачно. Упс - этот слог заложен в названии цирка "Упсала", который и возник благодаря Астрид Шорн шесть лет назад для того, чтобы было куда прийти подросткам и детям, оказавшимся в непростой жизненной ситуации. Попробуй сменить улицу на цирк - научиться жонглировать, ездить на моноцикле и мотоцикле, стать сильным акробатом, умеющим крутить сальто в полтора, а то и два оборота, попробуй - ты талантлив, даже если сам в этом совсем не уверен.
...Два подростка вышли на сцену и вдруг почувствовали, что у них в ладонях что-то бьется, пульсирует. Раскрыли ладони - Упс! - там оказались клоунские носы. Подростки их неуверенно примеряют и... становятся другими - они циркачи, умеющие слышать биение сердец друг друга. А зрительный зал в темноте? Почему мы не слышим, как бьется и пульсирует сердце зала, что для этого нужно сделать? Таков сюжет одного из первых спектаклей-представлений "Упсала-цирка" - "Услышать сердцем", который поставила бессменный режиссер этого цирка Лариса Афанасьева.
А в "Круглой сказке", последнем спектакле "Упсалы", подросток покидает свой маленький домик и оказывается в... круглом мире. Каждому из нас когда-то приходится делать шаг в мир, это страшно, но это нормально - так устроена жизнь, не бойся сделать шаг - об этом спектакль. А вот к созданию предыдущего действа - "Собаки"" по повести Константина Сергиенко "Прощай, овраг!" - режиссер Лариса подступалась с опаской. Не хотела, чтобы история показалась нарочитой, ведь речь идет о бродячей вольной стае, в которой царят свои законы, но которая сама может стать жертвой жестоких людей...
"УПСАЛА" И ЖУРНАЛИСТЫ
И директор Вера, и режиссер Лариса, и социальный педагог Светлана, и мастера, что дают ребятам уроки жонглирования, клоунады, пантомимы, модерн-танца, создают настоящие произведения искусства, которым, стоя, рукоплещут залы. Они дарят своим артистам возможность выбора. Потому что в "Упсалу" попадают лишь те, кто уже почувствовал если не удары, то вполне ощутимые тычки судьбы. Под словами "трудная жизненная ситуация" порой таятся настоящие драмы - проблемы в семье с родителями, отношения в школе, а иногда многолетнее отсутствие каких-либо отношений со школой. Самое страшное - когда подростку некуда идти. И самым "легким" оказывается - не сопротивляться, а... выбрать улицу. "Упсала" дает альтернативу - здесь поддержат даже в освоении школьной программы, не говоря уже о том, что покажут - смотри, жизнь может быть яркой и эксцентричной! При этом и родители не забыты - в "Упсале" ждут их, чтобы они увидели и убедились, какие крутые в самом лучшем смысле этого слова у них дети.
Но про "Упсалу" писать непросто, потому что был случай, когда после публикации в одной из всероссийских газет половина ребят из цирка ушли. Лариса Афанасьева говорит: "Мы не хотим, да и ребята не хотят, чтобы смаковали их прошлое и выворачивали наизнанку - это принципиальная позиция, мы все хотим, чтобы мир увидел, какие они блестящие артисты".
НИЧЕГО НА СВЕТЕ ЛУЧШЕ НЕТУ
Шесть дней в неделю у артистов тренинги по нескольку часов. Каждый год - новый спектакль, каждый год - турне. Они уже объездили всю Германию, побывали в Финляндии и Лондоне. Минувшим летом в Берлине выступали при температуре воздуха +38 градусов по Цельсию - плавился грим на лицах. В Дюссельдорфе отыграли 12 спектаклей плюс четыре дополнительных, потому что люди хотели видеть "Упсалу" еще и еще - полторы тысячи человек рукоплескали им. В Любеке их принимал бургомистр.
ЛУЧШИЕ СРЕДИ РАВНЫХ
В Мюнхене в 2005-м "Упсале" присуждают первое место в категории взрослых непрофессионалов на международном фестивале цирковых коллективов LILALU. Они обошли самого Маттиаса Листа, который может жонглировать одиннадцатью предметами сразу! Впрочем, Маттиас в свое время сам работал с ребятами из "Упсалы" - учил их и остался на второе место не в обиде.
В 2006 году "Упсала" берет Гран-при на международном фестивале детских театров "Радуга" в ТЮЗе им. Брянцева.
Старшие "упсалята" вырастают - выбирают профессию, мечтают. Катя и Сережа, к примеру, целый год проходили практику в цирке KAOS в Дрездене, Наташа - в проекте обмена с цирком "Пиноккио" в Аахене.
Галина АРТЕМЕНКО
Пока еще шатер цирка "Упсала" - летний, когда холодно, ребята занимаются в школе № 25, но придет время - и это будет настоящий стационарный шатер, в котором круглый год можно будет играть представления!
Цирк "Упсала" единственный в России, в котором играют дети и подростки из семей социального риска.
"Упсала" всегда готова выступить, причем бесплатно, там, куда ее зовут. Отбивали ладони, аплодируя подросткам, и состоятельные бизнесмены, собравшиеся в Radisson-SAS, и детдомовцы на одном из недавних спектаклей в культурно-досуговом центре "Московский". Но все же иностранцы видят "Упсалу" чаще нас, что обидно. Поэтому задумано и, надеюсь, обязательно воплотится в 2007 году турне по крупнейшим городам России. Для этого нужны благотворители, которые обязательно откликнутся.
КАК ОСЕНИЛО АСТРИД
Студентка из Берлина Астрид Шорн приехала в Россию чуть больше шести лет назад. Поскольку Астрид училась на социального педагога, то Россия в этом смысле - кладезь для написания диплома. Но Астрид непременно хотела и что-то сделать. Конечно, западные волонтеры к нам сюда не наблюдать приезжают. Я видела, как молодые ребята-немцы, проходящие альтернативную службу, помогали в детском приюте в Рыбацком, как девушки-шведки ухаживали за ребятишками в инфекционной больнице. Астрид тоже подобное видела, но ей хотелось придумать что-то такое, что было бы не просто помощью, а действом, радостью, таким, чего еще никто не видывал. К тому времени в активе у берлинской студентки были не только знания по педагогике и желание помочь детям. Астрид умела кататься на одноколесном велосипеде - моноцикле, к тому же умела жонглировать. Этому ее научили продвинутые парижские панки. И вот представьте себе картину, как белокурая девушка у метро катается на этом самом моноцикле и еще жонглирует. Больше всех происходящее заинтересовало подростков, которые привычно тусовались у метро - потому что идти им, по большому счету, вроде больше и некуда было. Как удачно осенило Астрид! Безошибочно угадав, что именно цирк, где риск и смелость, где благородство и красота жонглированием привлечет подростков с улицы, она придумала свою идею.
УЧИТЕСЬ СЛЫШАТЬ СЕРДЦЕМ
Упс! Так восклицают люди, когда делают что-то прикольное, и у них получается удачно. Упс - этот слог заложен в названии цирка "Упсала", который и возник благодаря Астрид Шорн шесть лет назад для того, чтобы было куда прийти подросткам и детям, оказавшимся в непростой жизненной ситуации. Попробуй сменить улицу на цирк - научиться жонглировать, ездить на моноцикле и мотоцикле, стать сильным акробатом, умеющим крутить сальто в полтора, а то и два оборота, попробуй - ты талантлив, даже если сам в этом совсем не уверен.
...Два подростка вышли на сцену и вдруг почувствовали, что у них в ладонях что-то бьется, пульсирует. Раскрыли ладони - Упс! - там оказались клоунские носы. Подростки их неуверенно примеряют и... становятся другими - они циркачи, умеющие слышать биение сердец друг друга. А зрительный зал в темноте? Почему мы не слышим, как бьется и пульсирует сердце зала, что для этого нужно сделать? Таков сюжет одного из первых спектаклей-представлений "Упсала-цирка" - "Услышать сердцем", который поставила бессменный режиссер этого цирка Лариса Афанасьева.
А в "Круглой сказке", последнем спектакле "Упсалы", подросток покидает свой маленький домик и оказывается в... круглом мире. Каждому из нас когда-то приходится делать шаг в мир, это страшно, но это нормально - так устроена жизнь, не бойся сделать шаг - об этом спектакль. А вот к созданию предыдущего действа - "Собаки"" по повести Константина Сергиенко "Прощай, овраг!" - режиссер Лариса подступалась с опаской. Не хотела, чтобы история показалась нарочитой, ведь речь идет о бродячей вольной стае, в которой царят свои законы, но которая сама может стать жертвой жестоких людей...
"УПСАЛА" И ЖУРНАЛИСТЫ
И директор Вера, и режиссер Лариса, и социальный педагог Светлана, и мастера, что дают ребятам уроки жонглирования, клоунады, пантомимы, модерн-танца, создают настоящие произведения искусства, которым, стоя, рукоплещут залы. Они дарят своим артистам возможность выбора. Потому что в "Упсалу" попадают лишь те, кто уже почувствовал если не удары, то вполне ощутимые тычки судьбы. Под словами "трудная жизненная ситуация" порой таятся настоящие драмы - проблемы в семье с родителями, отношения в школе, а иногда многолетнее отсутствие каких-либо отношений со школой. Самое страшное - когда подростку некуда идти. И самым "легким" оказывается - не сопротивляться, а... выбрать улицу. "Упсала" дает альтернативу - здесь поддержат даже в освоении школьной программы, не говоря уже о том, что покажут - смотри, жизнь может быть яркой и эксцентричной! При этом и родители не забыты - в "Упсале" ждут их, чтобы они увидели и убедились, какие крутые в самом лучшем смысле этого слова у них дети.
Но про "Упсалу" писать непросто, потому что был случай, когда после публикации в одной из всероссийских газет половина ребят из цирка ушли. Лариса Афанасьева говорит: "Мы не хотим, да и ребята не хотят, чтобы смаковали их прошлое и выворачивали наизнанку - это принципиальная позиция, мы все хотим, чтобы мир увидел, какие они блестящие артисты".
НИЧЕГО НА СВЕТЕ ЛУЧШЕ НЕТУ
Шесть дней в неделю у артистов тренинги по нескольку часов. Каждый год - новый спектакль, каждый год - турне. Они уже объездили всю Германию, побывали в Финляндии и Лондоне. Минувшим летом в Берлине выступали при температуре воздуха +38 градусов по Цельсию - плавился грим на лицах. В Дюссельдорфе отыграли 12 спектаклей плюс четыре дополнительных, потому что люди хотели видеть "Упсалу" еще и еще - полторы тысячи человек рукоплескали им. В Любеке их принимал бургомистр.
ЛУЧШИЕ СРЕДИ РАВНЫХ
В Мюнхене в 2005-м "Упсале" присуждают первое место в категории взрослых непрофессионалов на международном фестивале цирковых коллективов LILALU. Они обошли самого Маттиаса Листа, который может жонглировать одиннадцатью предметами сразу! Впрочем, Маттиас в свое время сам работал с ребятами из "Упсалы" - учил их и остался на второе место не в обиде.
В 2006 году "Упсала" берет Гран-при на международном фестивале детских театров "Радуга" в ТЮЗе им. Брянцева.
Старшие "упсалята" вырастают - выбирают профессию, мечтают. Катя и Сережа, к примеру, целый год проходили практику в цирке KAOS в Дрездене, Наташа - в проекте обмена с цирком "Пиноккио" в Аахене.
Галина АРТЕМЕНКО