Культура
"ЛЕНИНГРАД" НАДО СМОТРЕТЬ МОЛОДЕЖИ!
21 февраля
На Первом канале идет показ четырехсерийного сериала "Ленинград". О блокаде за последние 20 лет никто не снимал кино. Эту историческую несправедливость решил исправить столичный сценарист и режиссер Александр Буравский.
Накануне показа телесериала корреспондент "НВ" встретилась с Луизой Мосендз, сыгравшей актрису Воздвиженскую. Вот что она рассказала о своей роли и о съемках:
- Можно сказать, что в картину "Ленинград. Город живых" я попала по блату. Мой муж - сценарист и режиссер Александр Буравский - написал образ Анастасии Воздвиженской именно для меня. В жизни я музыкальная актриса. В "Трехгрошовой опере" пою, в мюзиклах. И муж всегда подсмеивался над моим голосом - он у меня такой мягкий, нежный. Говорил, в 30-е годы таким голосом только читать список погибших и расстрелянных.
Я слышала мнение о том, что фильм получился слишком рассчитанным на западного зрителя, слишком зрелищным. Надо, мол, было снимать в более серых красках - люди в блокаду уже едва ходили и ничего не чувствовали... Но ведь мы снимали
самое начало блокады, тогда еще люди не дошли до самого края. И даже не это главное. Главное - эмоционально взволновать зрителя. Я, например, была потрясена сценой боя, где играет Игорь Лифанов. У меня, человека XXI века, возникает потрясающее чувство патриотизма.
Известная американская актриса Мира Сорвино, сыгравшая английскую журналистку, продумывала все мелочи в своем образе: цвет губной помады, лака на ногтях. Начинается фильм с того, что она появляется в Ленинграде накрашенная, принаряженная. А потом она становится совершенно другой. Она превращается в почти безжизненную тень. Есть эпизод, когда у Сорвино начинаются глюки, перед ней проходят все умершие люди, и она с ними общается. Страшная сцена. Серый Ленинград, и все эти люди зовут ее к себе...
Насколько важно было самой Мире Сорвино участвовать в фильме про ленинградскую блокаду, говорит то, что актриса прилетела в Петербург, зажав под мышкой роман "Сталинград", и всем с гордостью объявляла, что она его прочитала! Более того, она приехала на съемки с месячным ребенком. Думаю, на Западе Россию лучше узнают благодаря этой картине.
При съемках фильма были трудности. В кадр то и дело попадали уже какие-то приметы нынешнего времени. И вот еще - на Мойке живут очень богатые люди. Много семиэтажных зданий. Надо было всех спросить, можно ли поставить щиты на окнах? Нам все разрешали. Но один человек с верхнего этажа не позволил поставить щит. И наша камера двигалась только до шестого этажа. Нередко наш киношный транспорт не мог проехать из-за автомобильных пробок. И тогда Сорвино кричала на ломаном русском: "Дайте проехать машине!". А еще мешали собаки. Только отснимем какую-то сцену на улице - и тут лай раздается. А всем известно, что собак съели уже в первые два месяца блокады.
В массовках снимались женщины, которые участвовали в блокаде Ленинграда. Но они не рассказывали, как они жили. Рыдали, плакали, но не хотели вспоминать. Мы им говорим, это ж молодежи надо. А они: "Ну не знают, и пусть не знают"... Но вы поймите, Холокост так отмечают, что весь мир об этом знает и помнит. Блокада - это наш Холокост, об этом мы обязаны рассказывать. Не Валентинов день страна должна отмечать и не Хеллоуин. Я считаю, власти обязаны просить прощения у ленинградцев за то варварство, которое было что совершено с людьми.
Во время телепоказа серии решили не разбивать рекламой.
В фильме не использовалась документальная хроника.
В картине также снимались такие звезды российского экрана, как Владимир Ильин, Александр Филиппенко, Валентина Талызина, Валентин Гафт, Евгений Сидихин, Кирилл Лавров, Евгений Стычкин, Сергей Никоненко.
Среди иностранных актеров - Донатас Банионис, Гэбриэл Бирн, Армин Мюллер Шталь, Хоффман Экард, Александр Баер.
Для западного зрителя снята другая, более сжатая версия картины.
прямая речь
Александр Буравский, режиссер и сценарист:
- Меня спрашивают: а насколько оправдано, что в блокадном Ленинграде вдруг появляется иностранная журналистка? Думаю, оправдано, к тому же это документальная история. Но даже если бы этого не было, то такой поворот надо было бы придумать. Ведь очень много времени прошло с блокады, молодежь о ней ничего не знает. А глазами иностранки легче показать, прояснить какие-то, казалось бы, очевидные для старшего поколения вещи... Я испытываю большое удовлетворение оттого, что мы в нашей новой России, может быть, первыми начали говорить на эту тему.
Михаил Ефремов, сыгравший капитана милиции Омельченко:
- В картине есть юмор, а без этого разве бывает жизнь? Мой персонаж в этом смысле разряжает обстановку. И вокруг картины тоже юмор был. Американская актриса Мира Сорвино была расстроена, что не столь худа, как ее партнерша по съемкам Ольга Сутулова. Актрису успокоили: мол, милиционерша уже два месяца блокады перенесла, а ты только что из благополучной Англии пожаловала. Кое-как убедили, что ей не надо садиться на диету. Мне было гораздо труднее убедить себя, почему мой капитан такой упитанный. Но и меня режиссер уговорил: "Так у него котловое питание было!"
Александр Абдулов, сыгравший комиссара госбезопасности Чигасова:
- Многие поколения еще будут разбираться, кто прав, кто виноват в сложившейся ситуации... Блокада Ленинграда - это даже не трагедия, а эпическая драма. Естественно, любое художественное кино - вымысел. Но если при просмотре возникает ощущение, что происходящее на экране порой воспринимается как документальные кадры, значит, это снято и профессионально, и замечательно, и молодцы все - и режиссер, и оператор, и художник, и актеры. Все.
Елена ДОБРЯКОВА
Накануне показа телесериала корреспондент "НВ" встретилась с Луизой Мосендз, сыгравшей актрису Воздвиженскую. Вот что она рассказала о своей роли и о съемках:
- Можно сказать, что в картину "Ленинград. Город живых" я попала по блату. Мой муж - сценарист и режиссер Александр Буравский - написал образ Анастасии Воздвиженской именно для меня. В жизни я музыкальная актриса. В "Трехгрошовой опере" пою, в мюзиклах. И муж всегда подсмеивался над моим голосом - он у меня такой мягкий, нежный. Говорил, в 30-е годы таким голосом только читать список погибших и расстрелянных.
Я слышала мнение о том, что фильм получился слишком рассчитанным на западного зрителя, слишком зрелищным. Надо, мол, было снимать в более серых красках - люди в блокаду уже едва ходили и ничего не чувствовали... Но ведь мы снимали
самое начало блокады, тогда еще люди не дошли до самого края. И даже не это главное. Главное - эмоционально взволновать зрителя. Я, например, была потрясена сценой боя, где играет Игорь Лифанов. У меня, человека XXI века, возникает потрясающее чувство патриотизма.
Известная американская актриса Мира Сорвино, сыгравшая английскую журналистку, продумывала все мелочи в своем образе: цвет губной помады, лака на ногтях. Начинается фильм с того, что она появляется в Ленинграде накрашенная, принаряженная. А потом она становится совершенно другой. Она превращается в почти безжизненную тень. Есть эпизод, когда у Сорвино начинаются глюки, перед ней проходят все умершие люди, и она с ними общается. Страшная сцена. Серый Ленинград, и все эти люди зовут ее к себе...
Насколько важно было самой Мире Сорвино участвовать в фильме про ленинградскую блокаду, говорит то, что актриса прилетела в Петербург, зажав под мышкой роман "Сталинград", и всем с гордостью объявляла, что она его прочитала! Более того, она приехала на съемки с месячным ребенком. Думаю, на Западе Россию лучше узнают благодаря этой картине.
При съемках фильма были трудности. В кадр то и дело попадали уже какие-то приметы нынешнего времени. И вот еще - на Мойке живут очень богатые люди. Много семиэтажных зданий. Надо было всех спросить, можно ли поставить щиты на окнах? Нам все разрешали. Но один человек с верхнего этажа не позволил поставить щит. И наша камера двигалась только до шестого этажа. Нередко наш киношный транспорт не мог проехать из-за автомобильных пробок. И тогда Сорвино кричала на ломаном русском: "Дайте проехать машине!". А еще мешали собаки. Только отснимем какую-то сцену на улице - и тут лай раздается. А всем известно, что собак съели уже в первые два месяца блокады.
В массовках снимались женщины, которые участвовали в блокаде Ленинграда. Но они не рассказывали, как они жили. Рыдали, плакали, но не хотели вспоминать. Мы им говорим, это ж молодежи надо. А они: "Ну не знают, и пусть не знают"... Но вы поймите, Холокост так отмечают, что весь мир об этом знает и помнит. Блокада - это наш Холокост, об этом мы обязаны рассказывать. Не Валентинов день страна должна отмечать и не Хеллоуин. Я считаю, власти обязаны просить прощения у ленинградцев за то варварство, которое было что совершено с людьми.
Во время телепоказа серии решили не разбивать рекламой.
В фильме не использовалась документальная хроника.
В картине также снимались такие звезды российского экрана, как Владимир Ильин, Александр Филиппенко, Валентина Талызина, Валентин Гафт, Евгений Сидихин, Кирилл Лавров, Евгений Стычкин, Сергей Никоненко.
Среди иностранных актеров - Донатас Банионис, Гэбриэл Бирн, Армин Мюллер Шталь, Хоффман Экард, Александр Баер.
Для западного зрителя снята другая, более сжатая версия картины.
прямая речь
Александр Буравский, режиссер и сценарист:
- Меня спрашивают: а насколько оправдано, что в блокадном Ленинграде вдруг появляется иностранная журналистка? Думаю, оправдано, к тому же это документальная история. Но даже если бы этого не было, то такой поворот надо было бы придумать. Ведь очень много времени прошло с блокады, молодежь о ней ничего не знает. А глазами иностранки легче показать, прояснить какие-то, казалось бы, очевидные для старшего поколения вещи... Я испытываю большое удовлетворение оттого, что мы в нашей новой России, может быть, первыми начали говорить на эту тему.
Михаил Ефремов, сыгравший капитана милиции Омельченко:
- В картине есть юмор, а без этого разве бывает жизнь? Мой персонаж в этом смысле разряжает обстановку. И вокруг картины тоже юмор был. Американская актриса Мира Сорвино была расстроена, что не столь худа, как ее партнерша по съемкам Ольга Сутулова. Актрису успокоили: мол, милиционерша уже два месяца блокады перенесла, а ты только что из благополучной Англии пожаловала. Кое-как убедили, что ей не надо садиться на диету. Мне было гораздо труднее убедить себя, почему мой капитан такой упитанный. Но и меня режиссер уговорил: "Так у него котловое питание было!"
Александр Абдулов, сыгравший комиссара госбезопасности Чигасова:
- Многие поколения еще будут разбираться, кто прав, кто виноват в сложившейся ситуации... Блокада Ленинграда - это даже не трагедия, а эпическая драма. Естественно, любое художественное кино - вымысел. Но если при просмотре возникает ощущение, что происходящее на экране порой воспринимается как документальные кадры, значит, это снято и профессионально, и замечательно, и молодцы все - и режиссер, и оператор, и художник, и актеры. Все.
Елена ДОБРЯКОВА