Культура
ТЮЗ НЕ СЛЕЗАЕТ С "КОНЬКА-ГОРБУНКА"
22 февраля
Государственный театр юных зрителей открылся спектаклем "Конек-Горбунок" 23 февраля 1922 года в здании бывшего Тенишевского училища на Моховой улице. С тех пор постановка Брянцева идет на сцене с незначительными изменениями, позволяющими все же считать ее музейной. А главный герой сказки Конек-Горбунок стал "тюзовской "чайкой", как писал потом сам Брянцев в дневниках. Таким образом, великий режиссер проводил параллели с чеховским МХАТом, на занавесе которого изображена белая чайка.
Нынешняя постановка "Конька-Горбунка" для театра уже седьмая по счету. Общее количество спектаклей подбиралось к 600 еще в 1981 году, и сейчас они идут раза по четыре в месяц. Для самого Брянцева "Конек-Горбунок" Петра Ершова был символом его детства. "Полюбил я эту сказку за ее подлинную народность, за ее стих, за ее богатство образов", - читаем в воспоминаниях Александра Александровича.
В 1957 году, когда состоялась торжественная закладка нового здания театра на Пионерской площади, Брянцев писал, что мечтает в нем завершить свою художественную деятельность новой постановкой "Горбунка".
Если ходить по коридорам административной части ТЮЗа - здания, принявшего первых зрителей в 1962 году, на третьем этаже можно найти зал со стендами-коллекциями старых фотографий, позволяющих сравнить "Конька-Горбунка" разных лет и эпох. Этажом выше находится музей-архив, закрытый для посетителей. В нем хранятся оригиналы эскизов к спектаклю, сделанные первым художником театра В.И. Бейером, первая афиша 1922 года, первые фотоснимки спектакля. На них в роли Конька-Горбунка первая исполнительница - актриса Вера Зандберг, приехавшая из Новосибирска, где она встретилась с известными в будущем кинорежиссерами Пырьевым и Александровым.
Кстати, единственное, чем нынешняя постановка начала XXI века отличается от всех предыдущих, - то, что Конька-Горбунка теперь играют мужчины. До 1998 года эта роль считалась женской, в ней петербуржцы надолго запомнили народную артистку России Ирину Соколову.
Алина ЦИОПА
Нынешняя постановка "Конька-Горбунка" для театра уже седьмая по счету. Общее количество спектаклей подбиралось к 600 еще в 1981 году, и сейчас они идут раза по четыре в месяц. Для самого Брянцева "Конек-Горбунок" Петра Ершова был символом его детства. "Полюбил я эту сказку за ее подлинную народность, за ее стих, за ее богатство образов", - читаем в воспоминаниях Александра Александровича.
В 1957 году, когда состоялась торжественная закладка нового здания театра на Пионерской площади, Брянцев писал, что мечтает в нем завершить свою художественную деятельность новой постановкой "Горбунка".
Если ходить по коридорам административной части ТЮЗа - здания, принявшего первых зрителей в 1962 году, на третьем этаже можно найти зал со стендами-коллекциями старых фотографий, позволяющих сравнить "Конька-Горбунка" разных лет и эпох. Этажом выше находится музей-архив, закрытый для посетителей. В нем хранятся оригиналы эскизов к спектаклю, сделанные первым художником театра В.И. Бейером, первая афиша 1922 года, первые фотоснимки спектакля. На них в роли Конька-Горбунка первая исполнительница - актриса Вера Зандберг, приехавшая из Новосибирска, где она встретилась с известными в будущем кинорежиссерами Пырьевым и Александровым.
Кстати, единственное, чем нынешняя постановка начала XXI века отличается от всех предыдущих, - то, что Конька-Горбунка теперь играют мужчины. До 1998 года эта роль считалась женской, в ней петербуржцы надолго запомнили народную артистку России Ирину Соколову.
Алина ЦИОПА