Культура
ЦЕНА СВОБОДЫ МИЛОША ФОРМАНА
26 февраля
Он совершил невозможное. Именно Форман, будучи европейцем по воспитанию, происхождению и образованию, сумел придать заокеанскому кинематографу обаяние интеллектуальной иронии и отменное чувство стиля любой эпохи. Казалось, что судьба толкает вчерашнего выпускника Пражской киношколы на стезю политэмигранта, борца за идеалы демократии, когда Милош Форман в 1968 году, находясь в Париже, узнал о советских танках на улицах Праги. Для этого у него были все причины.
Будущая мировая знаменитость сначала засияла в родной Чехословакии, где дебютные фильмы Формана "Черный Петер" (1964), "Любовные похождения блондинки" (1965) и "Бал пожарных" (1967) принесли создателю славу одного из лидеров национального кино. И хотя тот же "Бал пожарных" был запрещен на родине режиссера, в США он был номинирован на "Оскар". Именно поэтому Форман и питал иллюзии относительно своей возможности адаптироваться в Голливуде. Он искал пути творческие, а не политические. И потому отправился в поисках лучшей доли в Америку.
Сначала был саркастический "Отрыв" (1971), получивший даже приз за режиссуру в Каннах. А затем настал черед триумфального "Полета над гнездом кукушки". В этом проекте сошлись амбиции сразу нескольких талантливых людей. Начинающего продюсера Майкла Дугласа, выкупившего у своего отца Керка права на экранизацию культового романа Кена Кизи. В этой же компании оказался и Джек Николсон, мечтавший о ролях бунтарей-одиночек. И, конечно же, все сошлось на фигуре Милоша Формана. Абсолютно американская история в фильме Формана получилась общечеловеческой и потому не могла не вызвать резонанса в мире кино. Вершина признания - пять "Оскаров", полученные картиной.
Он уже мог сам выбирать, что с большой охотой и делал. Так появился киномюзикл "Волосы" (1979) и блистательная ретродрама "Регтайм" (1981).
В 1984-м его "Амадеус" получил 8 "Оскаров" и окончательно утвердил имя Милоша Формана в списке самых значительных режиссеров нашего времени. Он подтвердил свой талант и тем, что вновь и вновь говорил о свободе.
Возвращение к творчеству стало для Милоша Формана триумфальным, Его жесткая сатира "Народ против Ларри Флинта" получила в 1997 году на Берлинском кинофестивале "Золотого Медведя". В разговоре с автором этих строк на вопрос о том, почему в его новой ленте так сочувственно изображен порномагнат Ларри Флинт, издатель скандального эротического журнала "Хастлер", Милош Форман, лукаво улыбнувшись, ответил: "Мне было интересно исследовать характер человека, который так яростно и так парадоксально воевал за свободу. Прежде всего свободу слова. Правда, для него это кончилось эротикой и порнографией. Оказалось, что это явления, которыми общество расплачивается за свою свободу".
Взыскует свободы творчества и герой последней по времени ленты знаменитого режиссера "Человек с Луны" (1999), конферансье-комик Энди Кауфман. Его сыграл Джим Керри. А дальше наступила пауза...
Очень хочется, чтобы она поскорее закончилась, ибо думающий и чувствующий российский зритель давно соскучился по новым фильмам Милоша Формана.
Сергей ИЛЬЧЕНКО
Будущая мировая знаменитость сначала засияла в родной Чехословакии, где дебютные фильмы Формана "Черный Петер" (1964), "Любовные похождения блондинки" (1965) и "Бал пожарных" (1967) принесли создателю славу одного из лидеров национального кино. И хотя тот же "Бал пожарных" был запрещен на родине режиссера, в США он был номинирован на "Оскар". Именно поэтому Форман и питал иллюзии относительно своей возможности адаптироваться в Голливуде. Он искал пути творческие, а не политические. И потому отправился в поисках лучшей доли в Америку.
Сначала был саркастический "Отрыв" (1971), получивший даже приз за режиссуру в Каннах. А затем настал черед триумфального "Полета над гнездом кукушки". В этом проекте сошлись амбиции сразу нескольких талантливых людей. Начинающего продюсера Майкла Дугласа, выкупившего у своего отца Керка права на экранизацию культового романа Кена Кизи. В этой же компании оказался и Джек Николсон, мечтавший о ролях бунтарей-одиночек. И, конечно же, все сошлось на фигуре Милоша Формана. Абсолютно американская история в фильме Формана получилась общечеловеческой и потому не могла не вызвать резонанса в мире кино. Вершина признания - пять "Оскаров", полученные картиной.
Он уже мог сам выбирать, что с большой охотой и делал. Так появился киномюзикл "Волосы" (1979) и блистательная ретродрама "Регтайм" (1981).
В 1984-м его "Амадеус" получил 8 "Оскаров" и окончательно утвердил имя Милоша Формана в списке самых значительных режиссеров нашего времени. Он подтвердил свой талант и тем, что вновь и вновь говорил о свободе.
Возвращение к творчеству стало для Милоша Формана триумфальным, Его жесткая сатира "Народ против Ларри Флинта" получила в 1997 году на Берлинском кинофестивале "Золотого Медведя". В разговоре с автором этих строк на вопрос о том, почему в его новой ленте так сочувственно изображен порномагнат Ларри Флинт, издатель скандального эротического журнала "Хастлер", Милош Форман, лукаво улыбнувшись, ответил: "Мне было интересно исследовать характер человека, который так яростно и так парадоксально воевал за свободу. Прежде всего свободу слова. Правда, для него это кончилось эротикой и порнографией. Оказалось, что это явления, которыми общество расплачивается за свою свободу".
Взыскует свободы творчества и герой последней по времени ленты знаменитого режиссера "Человек с Луны" (1999), конферансье-комик Энди Кауфман. Его сыграл Джим Керри. А дальше наступила пауза...
Очень хочется, чтобы она поскорее закончилась, ибо думающий и чувствующий российский зритель давно соскучился по новым фильмам Милоша Формана.
Сергей ИЛЬЧЕНКО