Экономика
МАНХЭТТЕН НА ОБВОДНОМ КАНАЛЕ
28 февраля
"Сенатор", "Навигатор", "Петровский форт", "Акватория" и прочие бизнес-центры Петербурга, вкупе с еще не построенной "Набережной Европы", отдыхают. Не за горами время, когда в городе появится целый бизнес-квартал. Причем в самом гиблом месте города - там, где еще недавно немецкие киношники снимали "берлинские руины" образца 1945 года - между улицами Шкапина и Розенштейна. О том, каким станет новое "лицо" печально известного квартала, "НВ" рассказывает автор проекта, разработанного по заказу комитета по строительству в архитектурно-проектной мастерской "НИПЦ Генплана Петербурга", Наталья МАЧЕРЕТ:
- Попытки расселить и перепланировать этот квартал предпринимались не раз различными строительными компаниями. Но осуществить идею в столь крупных масштабах смог только город. Нам была поставлена задача создания некоего гибкого проекта, который можно реализовать по частям и так же по частям продавать построенные объекты.
- А как же тогда сохранить цельность архитектурного замысла? Может быть, лучше было бы оставить проект единым в расчете на одного крупного инвестора?
- Подобные мнения высказывались и аргументировались, но мы исходили из того, что при застройке такого огромного пространства нужна планировочная схема, которая сможет развиваться поэтапно. При этом можно возводить постепенно дом за домом, а не застраивать одновременно всю территорию, что может быть сложно и технически, и материально.
- Здесь будет снова строиться жилье?
- Нет, в новом Генплане города квартал определен как зона исключительно деловой и общественной застройки. Его территория - 11 гектаров. В южной части находятся Холодильный комбинат и бизнес-центр. Это компактные объекты частной собственности, они нормально функционируют. Поэтому мы не включали их в границы проектирования. Таким образом, новый деловой квартал будет иметь площадь около 8 гектаров.
- Улицы Шкапина и Розенштейна славятся интенсивным движением транспорта. Как сделать, чтобы пешеходы не чувствовали себя жертвами машин?
- Будет пешеходная зона, а за тротуарами у входов в здания - террасы, являющиеся полууглубленными автостоянками. Въезды на территорию делового квартала расположим часто, что позволит не создавать автомобильные пробки. На внутренней территории квартала проезды между зданиями ведут к двум большим подземным гаражам, которые будут обслуживать весь комплекс.
- Сколько всего зданий планируется построить?
- Мы не планируем точечных сооружений. Это будет традиционная для Петербурга схема застройки "единым фасадом". Группы домов объединятся арками. Можно сказать, что в деловом квартале расположится 16 отдельных блоков или комплексов.
- Это не будет новым Манхэттеном с его высотками? Как ни уныло это место, оно входит в охранную зону КГИОП.
- В южной части участка мы разрешаем высоту до 60 метров, по фронту застройки идет высота 27 метров, а вдоль центральной части квартала - 40 метров. 27-метровая высота домов, выходящих фасадами на улицы, не будет особенно выделять их из общей массы. А повышение высоты зданий в центре квартала с улиц просматриваться не будет. Общий масштаб застройки по южному берегу Обводного канала в ближайшие 10 лет сильно изменится в сторону повышения находящихся там строений. И здания делового центра будут вписываться в окружающую среду. Что касается "начинки" квартала, то здесь разместятся торговые, развлекательные учреждения, гостиницы и, конечно, бизнес-центры. Площадь всей застройки составит около 250 тысяч квадратных метров.
- И все же почему именно деловой центр?
- Строить жилье здесь нецелесообразно - исторически это промышленный район, а сейчас и транспортный узел. Во всех мегаполисах давно уже сформировались деловые центры - нью-йоркский Манхэттен, лондонский Сити и так далее. У нас же разбросанность существующих бизнес-центров создает определенные трудности для их арендаторов: сам сидишь в одном офисе, деловой партнер - в офисе на другом конце города, нужный банк - в третьем конце. Конечно, наш квартал не станет конкурентом "Газпром-сити" и "Набережной Европы", которые заселит крупный бизнес. Но офисы нужны не только федеральным компаниям. Поэтому мы и проектируем что-то вроде "маленького Манхэттена", который будет к тому же готов раньше, чем упомянутые мегацентры.
Марина ВОЛОДИНА
- Попытки расселить и перепланировать этот квартал предпринимались не раз различными строительными компаниями. Но осуществить идею в столь крупных масштабах смог только город. Нам была поставлена задача создания некоего гибкого проекта, который можно реализовать по частям и так же по частям продавать построенные объекты.
- А как же тогда сохранить цельность архитектурного замысла? Может быть, лучше было бы оставить проект единым в расчете на одного крупного инвестора?
- Подобные мнения высказывались и аргументировались, но мы исходили из того, что при застройке такого огромного пространства нужна планировочная схема, которая сможет развиваться поэтапно. При этом можно возводить постепенно дом за домом, а не застраивать одновременно всю территорию, что может быть сложно и технически, и материально.
- Здесь будет снова строиться жилье?
- Нет, в новом Генплане города квартал определен как зона исключительно деловой и общественной застройки. Его территория - 11 гектаров. В южной части находятся Холодильный комбинат и бизнес-центр. Это компактные объекты частной собственности, они нормально функционируют. Поэтому мы не включали их в границы проектирования. Таким образом, новый деловой квартал будет иметь площадь около 8 гектаров.
- Улицы Шкапина и Розенштейна славятся интенсивным движением транспорта. Как сделать, чтобы пешеходы не чувствовали себя жертвами машин?
- Будет пешеходная зона, а за тротуарами у входов в здания - террасы, являющиеся полууглубленными автостоянками. Въезды на территорию делового квартала расположим часто, что позволит не создавать автомобильные пробки. На внутренней территории квартала проезды между зданиями ведут к двум большим подземным гаражам, которые будут обслуживать весь комплекс.
- Сколько всего зданий планируется построить?
- Мы не планируем точечных сооружений. Это будет традиционная для Петербурга схема застройки "единым фасадом". Группы домов объединятся арками. Можно сказать, что в деловом квартале расположится 16 отдельных блоков или комплексов.
- Это не будет новым Манхэттеном с его высотками? Как ни уныло это место, оно входит в охранную зону КГИОП.
- В южной части участка мы разрешаем высоту до 60 метров, по фронту застройки идет высота 27 метров, а вдоль центральной части квартала - 40 метров. 27-метровая высота домов, выходящих фасадами на улицы, не будет особенно выделять их из общей массы. А повышение высоты зданий в центре квартала с улиц просматриваться не будет. Общий масштаб застройки по южному берегу Обводного канала в ближайшие 10 лет сильно изменится в сторону повышения находящихся там строений. И здания делового центра будут вписываться в окружающую среду. Что касается "начинки" квартала, то здесь разместятся торговые, развлекательные учреждения, гостиницы и, конечно, бизнес-центры. Площадь всей застройки составит около 250 тысяч квадратных метров.
- И все же почему именно деловой центр?
- Строить жилье здесь нецелесообразно - исторически это промышленный район, а сейчас и транспортный узел. Во всех мегаполисах давно уже сформировались деловые центры - нью-йоркский Манхэттен, лондонский Сити и так далее. У нас же разбросанность существующих бизнес-центров создает определенные трудности для их арендаторов: сам сидишь в одном офисе, деловой партнер - в офисе на другом конце города, нужный банк - в третьем конце. Конечно, наш квартал не станет конкурентом "Газпром-сити" и "Набережной Европы", которые заселит крупный бизнес. Но офисы нужны не только федеральным компаниям. Поэтому мы и проектируем что-то вроде "маленького Манхэттена", который будет к тому же готов раньше, чем упомянутые мегацентры.
Марина ВОЛОДИНА