Культура
АЛЬ ПАЧИНО: "КИНО - ИСКУССТВО ДИСЦИПЛИНЫ"
10 мартa
На мировые экраны выходит психологический триллер "88 минут", в котором знаменитый Аль Пачино сыграл судебного психиатра Джека Грэмма. Меньше чем за полтора часа экранного времени профессору и преподавателю судебной психологии придется раскрыть загадку серийных убийств, которые корнями уходят в прошлое Грэмма, а заодно и в прошлое одного из его "клиентов". Очередная замечательная роль и очередная победа Пачино-актера над обстоятельствами, окружающими Пачино-человека. Дело в том, что некогда Аль Пачино заявил, что никогда не станет играть врача, а тем более психиатра: он устал от них во время битвы с алкоголизмом и наркоманией. И вот - преодоление комплекса.
Ему вообще свойственно делать невозможное: доставать роли, которые не хотят давать, оставаться холостяком в матримониальном Голливуде, снимать фильмы, которые превозносятся критиками - и не показывают в кинотеатрах; выходить из битвы с пороками победителем. О ролях говорить не будем, это тема отдельной книги, которую актер, кстати, недавно выпустил. Лучше поговорить с Аль Пачино о его последних фильмах, о "Крестном отце", о предпочтениях и разочарованиях, об отношении к жизни - в общем, обо всем том, о чем он сам на днях с удовольствием рассказывал в интернет-эфире...
- Ваш персонаж из "88 минут" так похож на полицейского, что временами начинаешь забывать о том, что он врач...
- Полицейские и бандиты - две стороны одной медали. Джек из плеяды тех людей, которых я начинал играть еще в 80-е: жестких и вместе с этим ранимых, идущих до конца и вместе с тем держащихся от финишной ленточки подальше: вдруг она ему горло перережет? Это человек с двойным дном. Но, скажите на милость, у кого из нас это самое дно одно? По крайней мере у людей, которые Грэмма окружают, такое множество различных наслоений, что даже ему, психиатру, воссоздающему прошлое людей - жертв и "охотников" - требуется порядком времени на то, чтобы в них разобраться.
- Вы когда-то говорили, что не станете играть врачей...
- Я много чего говорил - и не выполнял. В этом меня можно упрекать, только если не принимать во внимание того, что я не выполнял отрицательные обещания. Я все время стараюсь сделать больше, и если когда-то отказывался от ролей врачей, то у меня на то имелись определенные основания. Я и полицейских отказывался играть, а что толку? Все равно ведь играл. Причем, полагаю, вспоминать меня будут именно за роли полицейских и бандитов. А остальные... Хотелось бы, чтобы помнили шекспировских персонажей в моем исполнении, но думаю, что Майкл Корлеоне станет для меня киноэпитафией...
- Почему вы говорите о себе в прошедшем времени?
- Нет-нет, это просто взгляд со стороны. Я всегда стараюсь быть к себе критичным, а как это сделать, если не видеть себя со стороны? Актеру необходимо ощущение "взгляда из зеркала", иначе можно запутаться в личинах.
- Раз уж речь зашла о Майкле Корлеоне, то не могли бы вы сказать: слава знаменитого дона не мешает вам жить?
- Нет. Совершенно. Я очень люблю этого персонажа и, честно говоря, благодарен ему за то, что некогда он помог мне выкарабкаться из нищеты и хаоса.
- Вас не смущает его, так сказать, "бизнес-ориентация"?
- Майкл из второго поколения эмигрантов, которые воевали во Второй мировой и хотели жить как настоящие американцы - просто его путь оказался "путем оружия". Он ведь не гопник, не бомж, а образованный и очень умный человек. Гораздо умнее отца - и тот, кстати сказать, это признает. Дети Майкла - те, которым пришлось "отвечать" за его делишки, - уже не имеют к мафии практически никакого отношения, но и живут недолго. Так справедливо раскручивается колесо Судьбы. Что касается роли Майкла, то она стала для меня поворотной. Фрэнсис (Фрэнсис Форд Коппола, режиссер "Крестного отца". - Прим. ред.) отдал ее мне вопреки желаниям боссов студии, и мы с ним страшно боялись, что меня - да и его тоже - снимут с проекта. Поэтому старались снимать как можно быстрее. О качестве не думали, все как-то само собой получилось...
- А почему Коппола решил отдать роль именно вам?
- Об этом надо спрашивать у него. Может быть, потому, что мои предки жили в Корлеоне... Не знаю. На самом деле выбор актера на главную роль - всегда загадка: режиссер чувствует, что именно это - то самое, что ему нужно. И баста, все, конец. Мы с Фрэнсисом с тех пор сделали еще две картины, и всякий раз он был готов убить Майкла в самом начале съемок - но так этого, в конце концов, и не сделал. Я ему очень благодарен.
- Как было жить с внезапно нахлынувшей на вас славой?
- Чудовищно. Именно тогда, в конце 70-х, все стало казаться зыбким, нереальным, и в моей жизни появился алкоголь. Я стрессовал, и без мартини не мог расслабиться просто ни в какую... Так прошло четыре запойных года. Однажды мой учитель актерского мастерства Ли Страсберг сказал: "Дорогой мой, все равно это (он имел в виду славу) уже случилось. Поэтому заканчивай трястись, прими ее как данность". Вот так просто. Сказать легче, чем сделать, но я все-таки переборол себя, попробовал поступить так, как советовал мне Ли, - и с тех пор не пью.
- Вы так легко об этом рассказываете...
- А меня это больше не гнетет: что было, то прошло. Все дело в том, что у актеров алкоголизм - обычное дело. Как у художников, поэтов, музыкантов. Но когда они завязывают, это обычно навсегда. Потому что понимают: либо виски тобой правит, либо ты правишь обстоятельствами. А кино - да, в общем, и театр тоже - искусство дисциплины. В кино, если ты не властвуешь над обстоятельствами, ты - никто. Я люблю держать все под контролем - как большинство моих героев.
- В своих фильмах вы часто играли людей, находящихся по разные стороны барьера. Кто из них более привлекателен для вас?
- Привлекателен умный и интересный сценарий, который позволяет показать себя на все сто процентов. Показать себя - это основное для актера. Даже в самой крошечной роли необходимо себя проявлять как можно ярче. Может быть, именно поэтому я постоянно в контрах с режиссерами: они хотят видеть прилизанную общую картинку, а тут вылезаю я. Но ничего поделать не могу, я такой и другим уже не буду. Вероятно, поэтому стараюсь работать с такими людьми, которым не приходится долго объяснять, что со мной все равно не сладить. Я с равным удовольствием играл как полицейских, так и разбойников. Все эти герои обладали для меня особой притягательностью, они были словно охотники, которые гнали дичь прямо на меня... А дичью был успех...
- На своем веку вы отказались от массы первоклассных предложений, таких как "Крамер против Крамера", "Апокалипсис сегодня", "Звездные войны" (Джордж Лукас хотел, чтобы Пачино сыграл Хана Соло! - Прим. ред.), "Красотка", "Багровый прилив"...
- И никогда об этом не жалел!..
- А были проекты, в которых вам предлагали принять участие, вы не согласились, а потом сожалели?
- Единственное, что приходит в голову, это "Подозрительные лица" (режиссер Брайан Сингер, 1995. - Прим. ред.). Да, это великолепный фильм, и мое место было там. Но ничего не поделаешь: я отказался. Как говорится, всего не сыграешь, всего не предвидишь...
- Чем удивите в ближайшее время?
- На подходе целая плеяда криминальных лент. Совсем скоро выйдет "Тринадцать друзей Оушена", в которой я сыграл с Брэдом Питтом, Джорджем Клуни и моей любимой Эллен Баркин. Затем, вероятнее всего, будет "Факел" - о любви знаменитого бутлегера Мо Снайдера и певички Рут Эттинг. Действие разворачивается в Чикаго во время сухого закона - 20-е годы XX века, время, которое я очень люблю. И еще - переделка знаменитого гангстерского французского фильма "Рифифи": вора, пока он сидел в тюрьме, оставляет жена, и он планирует - со злобы и отчаяния - невероятное ограбление ювелирного магазина. В общем, как вы понимаете, мои любимые герои. Может быть, удастся сыграть Сальвадора Дали в ленте "Дали и я: cюрреалистическая история", но это только планы...
- Скажите, а каковы ваши недостатки как актера?..
- В актерском плане у меня недостатков нет. Только как человека, но о них я говорить никогда не стану - буду лучше работать над собой...
В ЧУЖОМ КАРМАНЕ
• "Крестный отец" (1972) - $35 000.
•"Крестный отец, часть вторая" (1974) - $500 000 + 10% кассового сбора.
•"...И правосудие для всех" (1979) - $1 000 000.
•"Крестный отец, часть третья" (1990) - $5 000 000.
•"Симона" (2002) - $11 000 000.
Подготовил Александр ХОХРЕВ
Ему вообще свойственно делать невозможное: доставать роли, которые не хотят давать, оставаться холостяком в матримониальном Голливуде, снимать фильмы, которые превозносятся критиками - и не показывают в кинотеатрах; выходить из битвы с пороками победителем. О ролях говорить не будем, это тема отдельной книги, которую актер, кстати, недавно выпустил. Лучше поговорить с Аль Пачино о его последних фильмах, о "Крестном отце", о предпочтениях и разочарованиях, об отношении к жизни - в общем, обо всем том, о чем он сам на днях с удовольствием рассказывал в интернет-эфире...
- Ваш персонаж из "88 минут" так похож на полицейского, что временами начинаешь забывать о том, что он врач...
- Полицейские и бандиты - две стороны одной медали. Джек из плеяды тех людей, которых я начинал играть еще в 80-е: жестких и вместе с этим ранимых, идущих до конца и вместе с тем держащихся от финишной ленточки подальше: вдруг она ему горло перережет? Это человек с двойным дном. Но, скажите на милость, у кого из нас это самое дно одно? По крайней мере у людей, которые Грэмма окружают, такое множество различных наслоений, что даже ему, психиатру, воссоздающему прошлое людей - жертв и "охотников" - требуется порядком времени на то, чтобы в них разобраться.
- Вы когда-то говорили, что не станете играть врачей...
- Я много чего говорил - и не выполнял. В этом меня можно упрекать, только если не принимать во внимание того, что я не выполнял отрицательные обещания. Я все время стараюсь сделать больше, и если когда-то отказывался от ролей врачей, то у меня на то имелись определенные основания. Я и полицейских отказывался играть, а что толку? Все равно ведь играл. Причем, полагаю, вспоминать меня будут именно за роли полицейских и бандитов. А остальные... Хотелось бы, чтобы помнили шекспировских персонажей в моем исполнении, но думаю, что Майкл Корлеоне станет для меня киноэпитафией...
- Почему вы говорите о себе в прошедшем времени?
- Нет-нет, это просто взгляд со стороны. Я всегда стараюсь быть к себе критичным, а как это сделать, если не видеть себя со стороны? Актеру необходимо ощущение "взгляда из зеркала", иначе можно запутаться в личинах.
- Раз уж речь зашла о Майкле Корлеоне, то не могли бы вы сказать: слава знаменитого дона не мешает вам жить?
- Нет. Совершенно. Я очень люблю этого персонажа и, честно говоря, благодарен ему за то, что некогда он помог мне выкарабкаться из нищеты и хаоса.
- Вас не смущает его, так сказать, "бизнес-ориентация"?
- Майкл из второго поколения эмигрантов, которые воевали во Второй мировой и хотели жить как настоящие американцы - просто его путь оказался "путем оружия". Он ведь не гопник, не бомж, а образованный и очень умный человек. Гораздо умнее отца - и тот, кстати сказать, это признает. Дети Майкла - те, которым пришлось "отвечать" за его делишки, - уже не имеют к мафии практически никакого отношения, но и живут недолго. Так справедливо раскручивается колесо Судьбы. Что касается роли Майкла, то она стала для меня поворотной. Фрэнсис (Фрэнсис Форд Коппола, режиссер "Крестного отца". - Прим. ред.) отдал ее мне вопреки желаниям боссов студии, и мы с ним страшно боялись, что меня - да и его тоже - снимут с проекта. Поэтому старались снимать как можно быстрее. О качестве не думали, все как-то само собой получилось...
- А почему Коппола решил отдать роль именно вам?
- Об этом надо спрашивать у него. Может быть, потому, что мои предки жили в Корлеоне... Не знаю. На самом деле выбор актера на главную роль - всегда загадка: режиссер чувствует, что именно это - то самое, что ему нужно. И баста, все, конец. Мы с Фрэнсисом с тех пор сделали еще две картины, и всякий раз он был готов убить Майкла в самом начале съемок - но так этого, в конце концов, и не сделал. Я ему очень благодарен.
- Как было жить с внезапно нахлынувшей на вас славой?
- Чудовищно. Именно тогда, в конце 70-х, все стало казаться зыбким, нереальным, и в моей жизни появился алкоголь. Я стрессовал, и без мартини не мог расслабиться просто ни в какую... Так прошло четыре запойных года. Однажды мой учитель актерского мастерства Ли Страсберг сказал: "Дорогой мой, все равно это (он имел в виду славу) уже случилось. Поэтому заканчивай трястись, прими ее как данность". Вот так просто. Сказать легче, чем сделать, но я все-таки переборол себя, попробовал поступить так, как советовал мне Ли, - и с тех пор не пью.
- Вы так легко об этом рассказываете...
- А меня это больше не гнетет: что было, то прошло. Все дело в том, что у актеров алкоголизм - обычное дело. Как у художников, поэтов, музыкантов. Но когда они завязывают, это обычно навсегда. Потому что понимают: либо виски тобой правит, либо ты правишь обстоятельствами. А кино - да, в общем, и театр тоже - искусство дисциплины. В кино, если ты не властвуешь над обстоятельствами, ты - никто. Я люблю держать все под контролем - как большинство моих героев.
- В своих фильмах вы часто играли людей, находящихся по разные стороны барьера. Кто из них более привлекателен для вас?
- Привлекателен умный и интересный сценарий, который позволяет показать себя на все сто процентов. Показать себя - это основное для актера. Даже в самой крошечной роли необходимо себя проявлять как можно ярче. Может быть, именно поэтому я постоянно в контрах с режиссерами: они хотят видеть прилизанную общую картинку, а тут вылезаю я. Но ничего поделать не могу, я такой и другим уже не буду. Вероятно, поэтому стараюсь работать с такими людьми, которым не приходится долго объяснять, что со мной все равно не сладить. Я с равным удовольствием играл как полицейских, так и разбойников. Все эти герои обладали для меня особой притягательностью, они были словно охотники, которые гнали дичь прямо на меня... А дичью был успех...
- На своем веку вы отказались от массы первоклассных предложений, таких как "Крамер против Крамера", "Апокалипсис сегодня", "Звездные войны" (Джордж Лукас хотел, чтобы Пачино сыграл Хана Соло! - Прим. ред.), "Красотка", "Багровый прилив"...
- И никогда об этом не жалел!..
- А были проекты, в которых вам предлагали принять участие, вы не согласились, а потом сожалели?
- Единственное, что приходит в голову, это "Подозрительные лица" (режиссер Брайан Сингер, 1995. - Прим. ред.). Да, это великолепный фильм, и мое место было там. Но ничего не поделаешь: я отказался. Как говорится, всего не сыграешь, всего не предвидишь...
- Чем удивите в ближайшее время?
- На подходе целая плеяда криминальных лент. Совсем скоро выйдет "Тринадцать друзей Оушена", в которой я сыграл с Брэдом Питтом, Джорджем Клуни и моей любимой Эллен Баркин. Затем, вероятнее всего, будет "Факел" - о любви знаменитого бутлегера Мо Снайдера и певички Рут Эттинг. Действие разворачивается в Чикаго во время сухого закона - 20-е годы XX века, время, которое я очень люблю. И еще - переделка знаменитого гангстерского французского фильма "Рифифи": вора, пока он сидел в тюрьме, оставляет жена, и он планирует - со злобы и отчаяния - невероятное ограбление ювелирного магазина. В общем, как вы понимаете, мои любимые герои. Может быть, удастся сыграть Сальвадора Дали в ленте "Дали и я: cюрреалистическая история", но это только планы...
- Скажите, а каковы ваши недостатки как актера?..
- В актерском плане у меня недостатков нет. Только как человека, но о них я говорить никогда не стану - буду лучше работать над собой...
В ЧУЖОМ КАРМАНЕ
• "Крестный отец" (1972) - $35 000.
•"Крестный отец, часть вторая" (1974) - $500 000 + 10% кассового сбора.
•"...И правосудие для всех" (1979) - $1 000 000.
•"Крестный отец, часть третья" (1990) - $5 000 000.
•"Симона" (2002) - $11 000 000.
Подготовил Александр ХОХРЕВ