Экономика

ВЗЛЕТАЕМ!

10 мартa
На этой неделе в Петербурге прошел семинар для четырех архитектурных компаний, которые были отобраны городским комитетом по градостроительству и архитектуре (КГА) и дирекцией ОАО "Аэропорт Пулково" для участия в конкурсе на лучший проект нового терминала аэропорта. Первая очередь авиационного комплекса мирового уровня должна появиться в 2010 году.

Сопредседатели конкурсной комиссии (министр экономического развития России Герман Греф, министр транспорта Игорь Левитин и губернатор Валентина Матвиенко) 7 июня назовут имя победителя конкурса на лучший проект нового терминала Пулково. Инвестиции в первую очередь составят 250 миллионов евро, и аэропорт сможет увеличить свою пропускную способность с 5 до 7,5 миллиона пассажиров в год.

Председатель КГА Александр Викторов уверен, что новый комплекс, который будет обслуживать и внутренние, и международные рейсы, станет лучшим в России. Главная предпосылка для этого - квалификация и "кредитная история" участников тендера. Так, три из четырех мастерских имеют богатый опыт проектирования популярных зарубежных аэропортов.

Напутствуя архитекторов, Александр Викторов заявил:

- Город давно готовился к модернизации аэропорта. Нынешний комплекс не соответствует уровню и амбициям Санкт-Петербурга и работает неэффективно.

Политическое решение о модернизации Пулково-1 было принято на заседании городского правительства 6 декабря 2006 года, а уже через 70 дней, 16 февраля, закончился прием заявок.

Главный архитектор Петербурга Александр Викторов неустанно напоминал присутствующим о важности задачи:

- Столичные международные аэропорты Шереметьево-2, Внуково и Домодедово уже объявили о своих среднесрочных планах развития. Никаких кардинальных перемен в их инфраструктуре не предвидится. У нас есть уникальная возможность построить не только лучший в России аэропорт, но и сделать его привлекательным для транзитных пассажиров внутренних и международных рейсов.

Корреспондент "НВ" поинтересовался у представителей всех фирм - участников архитектурного конкурса: "Какой аэровокзальный комплекс вы считаете лучшим в мире?" Претенденты предсказуемо ушли от ответа, и один из них, Юрий Земцов, объяснил почему:

- Вопрос задан не очень корректно. Если архитектор даст конкретный ответ, его могут заподозрить в том, что в своем варианте объемно-пространственного решения петербургского аэропорта он будет копировать чужие идеи.

Исполнительный директор компании Hochtief Airport, которая разработала концепцию развития аэропорта Пулково аж до 2025 года, Рудольф Буркхальтер был откровеннее:

- В любом проекте, который высокая комиссия будет рассматривать 7 июня 2007 года, профессионал увидит черты какого-нибудь действующего красивого международного аэропорта. Ничего плохого в этом нет.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Николай Асаул, первый заместитель председателя комитета по инвестициям и стратегическим проектам:

- Любая масштабная реконструкция невозможна без заемных средств и инвестиций. Первая очередь терминала оценивается в 250 миллионов евро. Город, безусловно, найдет инвестора, способного построить этот комплекс с высоким качеством, но его выбор напрямую зависит от красоты и функциональности терминала будущего аэропорта. Необходимо создать запоминающийся архитектурный образ воздушных ворот Санкт-Петербурга и комфортные условия для пересадки пассажиров.

УСЛОВИЯ КОНКУРСА

l Новый терминал должен иметь 78 стоек регистрации с общей пропускной способностью 7,5 миллиона пассажиров в год.

l Офисные и торговые вокзальные площади должны увеличиться до 17,5 тысячи квадратных метров.

l Открытые и закрытые парковки вблизи аэропорта должны единовременно принимать до 2500 автомобилей.

l В новом терминале, который разместится севернее действующего здания Пулково-1, должны слиться в единый комплекс внутренние, международные и транзитные авиационные пассажиропотоки Питера. Это крайне важно для пассажиров из других регионов, которые летят через Петербург за рубеж. Сегодня они вынуждены совершать неудобный переезд из Пулково-1 в Пулково-2.

l В новый комплекс должен быть вписан действующий аэровокзал Пулково-1, построенный в 1973 году по проекту маститого ленинградского зодчего Александра Жука. Пространственное решение ленинградского аэровокзала вошло в учебники архитектуры.

УЧАСТНИКИ КОНКУРСА

l Немецкие зодчие из GMP International GmbH проектировали терминалы в аэропортах Гамбурга и Штутгарта. Кроме того, на их творческом счету - эскизы железнодорожных вокзалов в Берлине и итальянском Римини.

l Американская мастерская Skidmore Owings & Merrill LLP, в свою очередь, в 2002 году придумала и "нарисовала" третий терминал международного аэропорта Чанли в Сингапуре, который многие эксперты считают лучшим в мире. На победном счету Skidmore также проектирование аэропортов в Гонконге, Бостоне, Тель-Авиве и Сан-Франциско и несколько небоскребов в Нью-Йорке и Чикаго.

l Архитекторы английской фирмы Grimshaw & Partners Ltd тоже не лыком шиты. В их активе - два новых терминала крупнейшего в Европе лондонского аэропорта Хитроу, терминал в Манчестере и победа в конкурсе на проектирование воздушных ворот швейцарского Цюриха.

l На фоне этих "звезд" питерское ЗАО "Земцов, Кондиайн и партнеры" выглядит скромно, но записывать в аутсайдеры россиян не стоит. Это бюро в свое время получило Гран-при на всероссийском смотре архитектурных проектов за эскиз международного терминала Пулково-2.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

l Работы по строительству аэропорта в 18 километрах от южных границ города начались в феврале 1931 года.

l Первые два самолета с пассажирами и почтой приземлились 24 июня 1932 года.

l Новый комплекс зданий и вторая взлетно-посадочная полоса были построены здесь в 1973 году. В 1974 году аэропорт получил имя "Пулково".

l В 2005 году Федеральное государственное авиационное предприятие "Пулково" было разделено на две самостоятельные фирмы - авиакомпанию и аэропорт. Перевозчики перешли в состав авиакомпании "Россия", а аэродромный комплекс преобразовался в ОАО "Аэропорт Пулково". По мнению зарубежных партнеров, работать в Петербурге стало значительно проще, и крупнейшие российские перевозчики - "Аэрофлот" и "Трансаэро" - начали активно развивать полеты из Санкт-Петербурга.

Сергей ТАЧАЕВ
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
24 ноября
воскресенье
0
25 ноября
понедельник
+2
26 ноября
вторник
+5
Слабый дождь