Культура
АЛЕКСАНДР ЧАЙКОВСКИЙ: "НАМ НЕ ХВАТАЕТ ВЕСЕЛЫХ СПЕКТАКЛЕЙ"
14 мартa
Должность ректора Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова композитор Александр Чайковский с 2004 года совмещает с работой художественного руководителя Московской филармонии. Москвич, он перебрался из Белокаменной в северную столицу, о чем, по его собственному признанию, нисколько не жалеет. Ибо душой давно тяготел к нашему городу.
Александр Чайковский известен как "серьезный" композитор, автор балетов "Ревизор" и "Броненосец "Потемкин", нескольких симфоний и опер, множества инструментальных концертов.
- Александр Владимирович, в ближайшем будущем намечаются премьеры ваших сочинений...
- В середине лета планируется премьера комической оперы "Три мушкетера". Постановка готовится в Театре оперы и балета имени Мусоргского. Это самая последняя из моих работ, я был занят ею весь прошедший год. Режиссер - Станислав Гаудасинский, стихи написал Николай Денисов. Весь спектакль идет в стихах, это поэма. Никаких философских обобщений и трансцендентальных поворотов идеи в нем нет, сделан абсолютно классический спектакль по всеми нами любимой книжке - с историческими костюмами, драками, песнями и танцами. То, что получилось, по форме мне кажется близким к комической опере.
- Вы работаете с музыкальными формами, которые сейчас мало развиваются, - сонаты, комические оперы...
- Да, к сожалению. Я считаю, мы отучили публику от оперы еще и тем, что оперные театры ставят очень мало веселых спектаклей. Раньше, когда опера играла такую же роль в жизни любой страны, как парламент или Госдума, - все на нее ходили, теми же Моцартом, Россини или Доницетти написано огромное количество комических опер.
- В те времена это ведь не считалось низким жанром?
- Никогда. Наоборот, композитор, не умевший писать комическую оперу, просто не существовал. А сейчас, когда в ХХ веке все впали в трагедию, современные комические оперы можно пересчитать по пальцам.
- Какими средствами музыка может передать веселый настрой? Это же не означает, что нужно писать в мажоре или использовать звукоподражания?
- Нет, хотя и не без этого. Музыкой можно подвергнуть сомнению любой текст. Даже если текст о чем-то очень серьезном, вы аккомпанементом и инструментовкой можете представить его прямо противоположным. Если человек говорит о своей большой любви, вы музыкой можете сделать так, что все подумают, что он врет. Или наоборот: человек явно врет, а вы пишете на эти фразы заведомо чересчур патетичную музыку, которая будет вызывать смех. Приемов - множество! Когда слушаешь ту же "Любовь к трем апельсинам", каждый раз находишь массу вещей, которые поначалу не замечаешь. Видишь, что композитор рассыпал массу музыкальных острот больше для самого себя, нежели для слушателя. Что касается "Трех мушкетеров" - там есть и комические штрихи, и мелодичная музыка, которая, надеюсь, останется в памяти слушателя, когда он выйдет из театра.
- Используете ли вы музыкальные цитаты?
- Один номер - квартет - целиком построен на цитатах. Это свидание Бэкингема с королевой в присутствии Констанции, которое подслушивает миледи. Там подряд идут цитаты из "Марсельезы", "Интернационала", группы "Битлз", "Аппассионаты" Бетховена и испанской народной мелодии. Это передает политический подтекст ситуации: англичанин и французская королева, испанка по происхождению. С одной стороны, в ней борется забота о государстве, - и тогда появляется "Интернационал", поскольку это французское произведение; а с другой - испанская кровь, и тогда звучит болеро. Когда Бэкингем ее уговаривает - звучит музыка "Битлз".
- Наверное, вам трудно писать веселую музыку. В работе ректора так много проблем!..
- Когда находишься в Консерватории целый день, уходишь совершенно больным. Приходишь домой, берешь листы со стихами и вдруг забываешь обо всем. Мне это очень сильно помогает. Думаю, если ректор - композитор, то чтобы выжить, ему необходимо писать комедии. Это большой психологический отдых. Думаю, в прошлом году, который был очень сложным, это меня спасало от "перегрева".
- Прошлый год ознаменовался скандалом с театром при Консерватории...
- Да, присоединение театра проходило очень тяжело и унесло массу нервов и сил. Очень больно воевать за очевидные вещи. Мы боролись за возвращение театра, как это было до его выхода из состава Консерватории в 1987 году, не прося дать нам что-то лишнее. Мы хотели, чтобы Консерватория возвратилась в ее исторический статус.
- При этом из театра ушла балетная труппа Никиты Долгушина. Для Консерватории это потеря?
- Это не столько потеря, сколько лишняя трудность для нас. Мы не рассчитывали на уход труппы. Я много раз говорил: "Танцуйте, мы хотим только одного - чтобы балетная группа координировалась с задачами учебного процесса, который нам нужен для факультета музыкального театра и для вокального факультета. Чтобы балетная труппа ставила не только то, что хочет Долгушин, но и спектакли в хореографии наших балетмейстеров". Но они решили, что они выше этого, и ушли. Ну, наберем новую труппу. 10 человек уже нашли. Может, кто-то возвратится.
Многое из того, что сделал Долгушин, представляет интерес для балета в целом. Но нам было бы интересно, чтобы в нашем театре шли балетные спектакли наших лучших дипломников. Это же учебный театр, и в этом его задача. Он должен показать не только студентов-вокалистов и дирижеров, но и режиссеров и балетмейстеров, чтобы быстрее дать им трамплин.
На балетном отделении нашей Консерватории постигал азы профессии Эйфман и многие другие. Но в последнее время может ли мне кто-то назвать работу молодого балетмейстера, которая бы шла в нашем театре? Такого спектакля нет. Понятно, что для того чтобы быть в форме, артисты должны танцевать классику, но это уже во вторую очередь. У нас театр бифункциональный. Но когда уважаемые артисты пытаются разорвать его ради своих творческих амбиций, сделав одно превалирующим над другим - это неверно. Все равно что сказать, что дома я вместо того чтобы самому заниматься на рояле, буду слушать, как занимается Рихтер. Конечно, я очень многому научусь, но потом-то я сам должен пробовать. Иначе все так и останутся зрителями.
Беседовала Алина ЦИОПА
Александр Чайковский известен как "серьезный" композитор, автор балетов "Ревизор" и "Броненосец "Потемкин", нескольких симфоний и опер, множества инструментальных концертов.
- Александр Владимирович, в ближайшем будущем намечаются премьеры ваших сочинений...
- В середине лета планируется премьера комической оперы "Три мушкетера". Постановка готовится в Театре оперы и балета имени Мусоргского. Это самая последняя из моих работ, я был занят ею весь прошедший год. Режиссер - Станислав Гаудасинский, стихи написал Николай Денисов. Весь спектакль идет в стихах, это поэма. Никаких философских обобщений и трансцендентальных поворотов идеи в нем нет, сделан абсолютно классический спектакль по всеми нами любимой книжке - с историческими костюмами, драками, песнями и танцами. То, что получилось, по форме мне кажется близким к комической опере.
- Вы работаете с музыкальными формами, которые сейчас мало развиваются, - сонаты, комические оперы...
- Да, к сожалению. Я считаю, мы отучили публику от оперы еще и тем, что оперные театры ставят очень мало веселых спектаклей. Раньше, когда опера играла такую же роль в жизни любой страны, как парламент или Госдума, - все на нее ходили, теми же Моцартом, Россини или Доницетти написано огромное количество комических опер.
- В те времена это ведь не считалось низким жанром?
- Никогда. Наоборот, композитор, не умевший писать комическую оперу, просто не существовал. А сейчас, когда в ХХ веке все впали в трагедию, современные комические оперы можно пересчитать по пальцам.
- Какими средствами музыка может передать веселый настрой? Это же не означает, что нужно писать в мажоре или использовать звукоподражания?
- Нет, хотя и не без этого. Музыкой можно подвергнуть сомнению любой текст. Даже если текст о чем-то очень серьезном, вы аккомпанементом и инструментовкой можете представить его прямо противоположным. Если человек говорит о своей большой любви, вы музыкой можете сделать так, что все подумают, что он врет. Или наоборот: человек явно врет, а вы пишете на эти фразы заведомо чересчур патетичную музыку, которая будет вызывать смех. Приемов - множество! Когда слушаешь ту же "Любовь к трем апельсинам", каждый раз находишь массу вещей, которые поначалу не замечаешь. Видишь, что композитор рассыпал массу музыкальных острот больше для самого себя, нежели для слушателя. Что касается "Трех мушкетеров" - там есть и комические штрихи, и мелодичная музыка, которая, надеюсь, останется в памяти слушателя, когда он выйдет из театра.
- Используете ли вы музыкальные цитаты?
- Один номер - квартет - целиком построен на цитатах. Это свидание Бэкингема с королевой в присутствии Констанции, которое подслушивает миледи. Там подряд идут цитаты из "Марсельезы", "Интернационала", группы "Битлз", "Аппассионаты" Бетховена и испанской народной мелодии. Это передает политический подтекст ситуации: англичанин и французская королева, испанка по происхождению. С одной стороны, в ней борется забота о государстве, - и тогда появляется "Интернационал", поскольку это французское произведение; а с другой - испанская кровь, и тогда звучит болеро. Когда Бэкингем ее уговаривает - звучит музыка "Битлз".
- Наверное, вам трудно писать веселую музыку. В работе ректора так много проблем!..
- Когда находишься в Консерватории целый день, уходишь совершенно больным. Приходишь домой, берешь листы со стихами и вдруг забываешь обо всем. Мне это очень сильно помогает. Думаю, если ректор - композитор, то чтобы выжить, ему необходимо писать комедии. Это большой психологический отдых. Думаю, в прошлом году, который был очень сложным, это меня спасало от "перегрева".
- Прошлый год ознаменовался скандалом с театром при Консерватории...
- Да, присоединение театра проходило очень тяжело и унесло массу нервов и сил. Очень больно воевать за очевидные вещи. Мы боролись за возвращение театра, как это было до его выхода из состава Консерватории в 1987 году, не прося дать нам что-то лишнее. Мы хотели, чтобы Консерватория возвратилась в ее исторический статус.
- При этом из театра ушла балетная труппа Никиты Долгушина. Для Консерватории это потеря?
- Это не столько потеря, сколько лишняя трудность для нас. Мы не рассчитывали на уход труппы. Я много раз говорил: "Танцуйте, мы хотим только одного - чтобы балетная группа координировалась с задачами учебного процесса, который нам нужен для факультета музыкального театра и для вокального факультета. Чтобы балетная труппа ставила не только то, что хочет Долгушин, но и спектакли в хореографии наших балетмейстеров". Но они решили, что они выше этого, и ушли. Ну, наберем новую труппу. 10 человек уже нашли. Может, кто-то возвратится.
Многое из того, что сделал Долгушин, представляет интерес для балета в целом. Но нам было бы интересно, чтобы в нашем театре шли балетные спектакли наших лучших дипломников. Это же учебный театр, и в этом его задача. Он должен показать не только студентов-вокалистов и дирижеров, но и режиссеров и балетмейстеров, чтобы быстрее дать им трамплин.
На балетном отделении нашей Консерватории постигал азы профессии Эйфман и многие другие. Но в последнее время может ли мне кто-то назвать работу молодого балетмейстера, которая бы шла в нашем театре? Такого спектакля нет. Понятно, что для того чтобы быть в форме, артисты должны танцевать классику, но это уже во вторую очередь. У нас театр бифункциональный. Но когда уважаемые артисты пытаются разорвать его ради своих творческих амбиций, сделав одно превалирующим над другим - это неверно. Все равно что сказать, что дома я вместо того чтобы самому заниматься на рояле, буду слушать, как занимается Рихтер. Конечно, я очень многому научусь, но потом-то я сам должен пробовать. Иначе все так и останутся зрителями.
Беседовала Алина ЦИОПА