Общество
ВИЛКУ ЗАТОЧИЛИ НА ВЗЯТКИ
22 мартa
Депутаты Государственной думы приняли за основу 50 из 62 поправок, внесенных в автомобильный раздел Кодекса РФ об административных правонарушениях (КОАП). Эти изменения направлены на тотальное, в пять-десять раз, ужесточение штрафов почти за все нарушения правил дорожного движения. Документ вызвал тревогу не только у недисциплинированных водителей. Противники нововведения считают, что в случае принятия поправок в целом страна получит "самую взяткоемкую систему обеспечения безопасности дорожного движения".
На днях депутаты Госдумы выбирали один из 14 вариантов поправок в автомобильный кодекс и остановились на самом жестком. Его подготовили председатель Комитета по соблюдению конституционного законодательства Владимир Плигин и председатель Комитета по безопасности Владимир Васильев.
Самая драконовская поправка - ужесточение наказания за управление автомобилем в нетрезвом виде и без водительского удостоверения. Нарушитель не только схлопочет штраф в 5 тысяч рублей, но и может быть арестован на 15 суток.
Парадоксально, но за езду в пьяном виде и без корочек в нынешней редакции 12-й статьи КОАП вообще не прописаны никакие административные санкции! Авторам просто не могло прийти в голову, что водитель, лишенный водительского удостоверения именно за любовь к Бахусу, обнаглеет до такой степени, что напьется снова и сядет за руль вообще без документов.
Резонансный наезд на взвод курсантов в Рязани осенью прошлого года, в результате которого погибли шесть человек, совершил именно пьяный водитель, ранее лишенный прав за управление в нетрезвом виде! Получается, что пока лишенец ничем не рискует: машину у него инспектор конфисковать не может, а права по большому счету нарушителю и не нужны. А страх перед 15-суточным арестом потенциального преступника может остановить.
"Закручивание гаек" за самые опасные нарушения ПДД, по замыслу разработчиков, должно производиться по полной программе.
При этом метод "или... или..." (штраф или лишение прав) оставляет огромный лаз для мздоимства гаишников. Законодатель так и не определился: за эту провинность - штраф, за эту - лишение прав. И, видимо, неслучайно... В 2005 году вместо законодательной дилеммы за нетрезвую езду - штраф или временная конфискация удостоверения - в соответствующий пункт автомобильной статьи КОАП вошла четкая формулировка: "Лишение прав по решению федерального суда на срок от 18 до 24 месяцев". Количество задержаний за пьянку в Петербурге в 2005 году сразу снизилось на 20 процентов, а в 2006 году - еще на 15 процентов. В случае полной ясности количество нарушений ПДД и ситуаций для взяток сократится, а это не всем на руку.
Главный защитник прав российских автомобилистов адвокат Виктор Травин считает, что "нарушителей нужно стращать не крупным штрафом, а неотвратимостью наказания". По его мнению, российский инспектор с жезлом за нынешние 8-10 тысяч рублей жалованья будет продолжать брать взятки. Господин Травин, сторонник повышения зарплаты гаишника до 20-25 тысяч рублей, утверждает: мол, тогда он будет дорожить своим местом и устоит перед искушением...
Автор поправок Владимир Плигин отчасти согласен с оппонентами:
- В нашем варианте много недоработок. Как известно, ключевое чтение для любого законопроекта - второе. Между двумя этими мероприятиями депутаты вносят десятки, а то и сотни поправок. Законопроект на выходе зачастую меняет свою основу до неузнаваемости. Думаю, что в окончательной редакции шкала штрафов устроит почти всех парламентариев.
Тем временем...
Мигалок меньше не станет
В борьбе за безопасность дорожного движения депутаты Госдумы применяют двойные стандарты. За неделю до обсуждения новой шкалы штрафов они приняли закон, разрешающий установку мигалок и крякалок не только на автомобилях федеральных чиновников и депутатов, но и на машинах высокопоставленных региональных чиновников.
Напомним, что в феврале 2006 года министр российского МВД Рашид Нургалиев пообещал, что к весне 2007 года спецсигналами будут оснащены только автомобили скорой, оперативных служб милиции и МЧС, а также высших руководителей страны.
Мнения
Владимир Плигин, председатель Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Госдумы:
- Ответственность, которая сейчас установлена в КОАП, по ряду пунктов просто смехотворна - 50 рублей! Эта сумма не имеет, понятное дело, никакого значения. Администрирование таких штрафов стоит дороже самих штрафов. Предлагаемые меры во многом носят вынужденный характер и продиктованы стремлением вернуться к такому понятию, как "ценность жизни", к которой мы начали относиться как-то небрежно. Мы же гибнем на дорогах! Ну а проблема поборов на дорогах, несомненно, существует. Но если водитель не нарушает правила, то его из потока просто так не вынимают. Да и мы сами должны стремиться стать другими и не платить "бабло".
Виктор Похмелкин, лидер движения "Автомобилисты России":
- Вилка в 500 рублей почти за каждое нарушение - это провокация, "заточенная" на крупную взятку. Принятый за основу законопроект обязан пройти антикоррупционную экспертизу в МВД.
Наказание за любую провинность на дороге должно быть конкретным и однозначным. По большому счету, начинать надо не с резкого увеличения штрафов, а с повышения ответственности дорожного инспектора. Человека с жезлом необходимо заставить стоять перед запрещающим знаком, а не сразу после него.
Езда по тротуару - 2000 рублей
Проезд на запрещающий сигнал светофора - 1000-1500 рублей или лишение прав на 2-4 месяца
Выезд на встречную полосу - 2000-2500 рублей или лишение прав на 3-6 месяцев или лишение прав на 4-6 месяцев
Превышение скорости на 10-20 км/час - 300 рублей
Превышение скорости на 20-40 км/час - 500 рублей
Превышение скорости на 40-60 км/час - 1000-1500 рублей или лишение прав на 12-18 месяцев
Превышение скорости на 60 км/час - 2000-2500 рублей или лишение прав на 12-18 месяцев
Иван ТАЧАЕВ
На днях депутаты Госдумы выбирали один из 14 вариантов поправок в автомобильный кодекс и остановились на самом жестком. Его подготовили председатель Комитета по соблюдению конституционного законодательства Владимир Плигин и председатель Комитета по безопасности Владимир Васильев.
Самая драконовская поправка - ужесточение наказания за управление автомобилем в нетрезвом виде и без водительского удостоверения. Нарушитель не только схлопочет штраф в 5 тысяч рублей, но и может быть арестован на 15 суток.
Парадоксально, но за езду в пьяном виде и без корочек в нынешней редакции 12-й статьи КОАП вообще не прописаны никакие административные санкции! Авторам просто не могло прийти в голову, что водитель, лишенный водительского удостоверения именно за любовь к Бахусу, обнаглеет до такой степени, что напьется снова и сядет за руль вообще без документов.
Резонансный наезд на взвод курсантов в Рязани осенью прошлого года, в результате которого погибли шесть человек, совершил именно пьяный водитель, ранее лишенный прав за управление в нетрезвом виде! Получается, что пока лишенец ничем не рискует: машину у него инспектор конфисковать не может, а права по большому счету нарушителю и не нужны. А страх перед 15-суточным арестом потенциального преступника может остановить.
"Закручивание гаек" за самые опасные нарушения ПДД, по замыслу разработчиков, должно производиться по полной программе.
При этом метод "или... или..." (штраф или лишение прав) оставляет огромный лаз для мздоимства гаишников. Законодатель так и не определился: за эту провинность - штраф, за эту - лишение прав. И, видимо, неслучайно... В 2005 году вместо законодательной дилеммы за нетрезвую езду - штраф или временная конфискация удостоверения - в соответствующий пункт автомобильной статьи КОАП вошла четкая формулировка: "Лишение прав по решению федерального суда на срок от 18 до 24 месяцев". Количество задержаний за пьянку в Петербурге в 2005 году сразу снизилось на 20 процентов, а в 2006 году - еще на 15 процентов. В случае полной ясности количество нарушений ПДД и ситуаций для взяток сократится, а это не всем на руку.
Главный защитник прав российских автомобилистов адвокат Виктор Травин считает, что "нарушителей нужно стращать не крупным штрафом, а неотвратимостью наказания". По его мнению, российский инспектор с жезлом за нынешние 8-10 тысяч рублей жалованья будет продолжать брать взятки. Господин Травин, сторонник повышения зарплаты гаишника до 20-25 тысяч рублей, утверждает: мол, тогда он будет дорожить своим местом и устоит перед искушением...
Автор поправок Владимир Плигин отчасти согласен с оппонентами:
- В нашем варианте много недоработок. Как известно, ключевое чтение для любого законопроекта - второе. Между двумя этими мероприятиями депутаты вносят десятки, а то и сотни поправок. Законопроект на выходе зачастую меняет свою основу до неузнаваемости. Думаю, что в окончательной редакции шкала штрафов устроит почти всех парламентариев.
Тем временем...
Мигалок меньше не станет
В борьбе за безопасность дорожного движения депутаты Госдумы применяют двойные стандарты. За неделю до обсуждения новой шкалы штрафов они приняли закон, разрешающий установку мигалок и крякалок не только на автомобилях федеральных чиновников и депутатов, но и на машинах высокопоставленных региональных чиновников.
Напомним, что в феврале 2006 года министр российского МВД Рашид Нургалиев пообещал, что к весне 2007 года спецсигналами будут оснащены только автомобили скорой, оперативных служб милиции и МЧС, а также высших руководителей страны.
Мнения
Владимир Плигин, председатель Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Госдумы:
- Ответственность, которая сейчас установлена в КОАП, по ряду пунктов просто смехотворна - 50 рублей! Эта сумма не имеет, понятное дело, никакого значения. Администрирование таких штрафов стоит дороже самих штрафов. Предлагаемые меры во многом носят вынужденный характер и продиктованы стремлением вернуться к такому понятию, как "ценность жизни", к которой мы начали относиться как-то небрежно. Мы же гибнем на дорогах! Ну а проблема поборов на дорогах, несомненно, существует. Но если водитель не нарушает правила, то его из потока просто так не вынимают. Да и мы сами должны стремиться стать другими и не платить "бабло".
Виктор Похмелкин, лидер движения "Автомобилисты России":
- Вилка в 500 рублей почти за каждое нарушение - это провокация, "заточенная" на крупную взятку. Принятый за основу законопроект обязан пройти антикоррупционную экспертизу в МВД.
Наказание за любую провинность на дороге должно быть конкретным и однозначным. По большому счету, начинать надо не с резкого увеличения штрафов, а с повышения ответственности дорожного инспектора. Человека с жезлом необходимо заставить стоять перед запрещающим знаком, а не сразу после него.
Езда по тротуару - 2000 рублей
Проезд на запрещающий сигнал светофора - 1000-1500 рублей или лишение прав на 2-4 месяца
Выезд на встречную полосу - 2000-2500 рублей или лишение прав на 3-6 месяцев или лишение прав на 4-6 месяцев
Превышение скорости на 10-20 км/час - 300 рублей
Превышение скорости на 20-40 км/час - 500 рублей
Превышение скорости на 40-60 км/час - 1000-1500 рублей или лишение прав на 12-18 месяцев
Превышение скорости на 60 км/час - 2000-2500 рублей или лишение прав на 12-18 месяцев
Иван ТАЧАЕВ