Культура

ЭЛЬШАН МАМЕДОВ: "С РЕЖИССУРОЙ В СТРАНЕ НАПРЯЖЕНКА"

23 мартa
Спектакли "Независимого театрального проекта" уже давно стали брэндовым явлением даже за пределами родной Москвы. Зритель убедился: если на афише стоит логотип "НТП" - можно быть уверенным, что деньги на билет потратишь не зря. Каждый спектакль этого продюсерского центра проходит с аншлагом. Сегодня, 23 марта, в ДК "Выборгский" "Независимый театральный проект" представит премьеру спектакля "Госпиталь "Мулен Руж", который уже завоевал любовь столичной публики. Ну а продюсер "НТП" Эльшан Мамедов в очередной раз заставил многочисленных антрепренеров ломать голову над причинами его успеха.
- Есть клише восприятия слова "продюсер" - человек, который достает деньги. Я считаю, что это необходимая составляющая профессии, но далеко не самая главная, - говорит Эльшан. - Прежде всего нужно знать, ради чего доставать деньги. "Независимый театральный проект" - в своем роде авторский театр. Ко мне не приходит режиссер с пьесой, не убеждает, что есть концепция, актеры, а все, что от меня требуется, - найти финансирование. Пьесы подбираю я, придумываю проект я, и уже под него ищу режиссера. Есть такая должность в театре, как художественный руководитель - директор. Финансирование - это важно, но не менее важно понимать, что сегодня интересно, какой режиссер, какой артист. Для меня в этом есть азарт: угадаю или нет? Это, наверное, как в казино, хотя я никогда не играл, но видел людей, выходящих оттуда с трясущимися руками. В свое время, когда я в Париже увидел "Мастер-класс" с Фанни Ардан в главной роли, у меня тоже руки тряслись. Вот оно! То же самое было со спектаклем Ladies‘ Night, на который я попал совершенно случайно. Он привел меня в состояние абсолютной эйфории. Решил во что бы то ни стало найти правообладателей пьесы и сделать этот проект. И потом мне очень нравится работать с режиссерами. Они все разные, очень неожиданные, сложные...
- Один Виктор Шамиров чего стоит в работе!
- Шамиров - очень талантливый человек. За это я прощаю ему все! Мне нравится его убеждать, поскольку Шамиров всегда, прочитав пьесу, спрашивает: "А зачем это надо?" Я три раза приносил ему Ladies‘ Night! "Трактирщицу" чуть ли не силой заставлял делать. Сейчас Витя об этом не помнит, и это прекрасно. В этом тоже часть моей профессии, чтобы люди думали, что они все сами придумали. А что мы пережили с "Госпиталем "Мулен Руж"", премьеру которого привезли в Петербург, - это вообще отдельная песня! Я принес Шамирову пьесу, столкнулся с его сильным сопротивлением. Полгода мы о ней не разговаривали. Но в какой-то момент он сам сказал: "Ну, где эта пьеса?" Когда я понимаю, что режиссер зажегся, это для меня такой кайф! А Сережа Алдонин? Какое же надо иметь режиссерское мужество, чтобы согласиться ставить "Загнанных лошадей пристреливают..." или "Дед Мороз - мерзавец"! Это произведения, аналогов которым нет на российской сцене. Не на кого было оглядываться! И мне очень приятно, когда Сережа говорит: "Без тебя на эти авантюры никогда бы не пошел". Кстати, "Деда Мороза..." мы играем в Питере сразу после "Госпиталя..."
- В Москве вы, можно сказать, бездомный театр.
- Конечно, хочется иметь свое помещение, но у меня такое ощущение, что, если оно появится, что-то пропадет. Сейчас у всех кому не лень есть помещение. Но кто-нибудь расскажет внятную художественную программу этих театров? Что такое театр Et Cetera, которому дали новое здание? В старом-то зал заполнялся процентов на двадцать...
- Почему?
- С режиссурой в стране напряженка! А как вы думаете, почему я работаю фактически с одними и теми же режиссерами? Да, я их люблю, уважаю и буду работать с ними дальше! Но был бы не прочь привлекать новых. У меня до скандалов доходило, когда за две недели до премьеры приходилось менять режиссера. Почему? Да потому, что профессии не учат. Ну и что, что он с курса Фоменко, если не может объяснить актерам, кто кому в спектакле мама, а кто папа? Мало режиссеров, которые готовы сесть и скрупулезно с актерами все разбирать. Чтобы заниматься коммерческим театром, это дело надо сильно любить. Если стоит задача просто заработать деньги - проще пойти фантой торговать. Больше заработаешь, меньше нервов будет. Даже в кино легче! Я работал в кино, поэтому знаю, о чем говорю. Да, там дурдом, но ты собрал всех один раз, снял и все! А здесь каждый раз как на войне: собирать всех на репетиции, потом на спектакли... Если не сложится команда, спектакль долго не проживет. Ladies‘ Night при сегодняшней занятости артистов не мог быть сыгран 300 раз, если бы ребята не кайфовали друг от друга. Мне есть с чем сравнивать, потому что в стране есть другие постановки Ladies‘ Night. Только для женщин". "Независимый театральный проект" сейчас работает и как авторское агентство, мы в России представляем многих авторов, в том числе и Ladies‘ Night. Я был на всех вариантах Ladies‘ Night, но тем больше ценю свой.
- Вы говорите, что есть проблема с режиссерами. Но впечатление, что и актеры измельчали...
- Средний уровень актеров в последние годы очень повысился. Да, Смоктуновских мало, но они могут вырасти. У меня такое ощущение, что сейчас что-то должно случиться, какой-то взрыв может произойти. Ведь в одно время в театр никто не ходил, а посмотрите, что творится сейчас!
- Бюджетные репертуарные театры не канут в Лету?
- Нет, они будут всегда. Я воспитывался на советском репертуарном театре, был и являюсь фанатом Анатолия Эфроса, просто жил театром на Малой Бронной! Но у всего есть обратные стороны. Я не могу сказать, что лучше, а что хуже. Есть эпоха такого театра, есть - другого. Считаю, что сейчас та традиция репертуарного театра, где ты должен десять лет выходить с шестом в "Юноне" и "Авось", прежде чем тебе дадут настоящую роль, прошла. Сейчас другое время. Как-то меня пригласили в программу "Культурная революция". Моим оппонентом был Федор Чеханков, который рассуждал о театре-доме: "Идея театра! Пастухов двенадцать лет ждал роли Старика, и как он ее сыграл!" А что хорошего в том, что такой артист, как Пастухов, двенадцать лет сидел в театре и ждал роли? Я не понимаю! Почему талантливому человеку надо годами выходить на "Кушать подано"?! Если мне будет нужна массовка, я приглашу студентов театрального училища.
- Актеров тоже вы находите?
- И я, и режиссер. Мы ходим на спектакли других театров, присматриваемся. По киноролям тоже оцениваем, но чаще по театральным работам, поскольку если человек производит впечатление в кино, он не обязательно будет держать зал. Какой-то артист может быть трижды суперзвездой, но я точно знаю, что мы с ним никогда не будем работать. Я сразу чувствую это!
- Вы работаете и в качестве авторского агентства. Это ведь надо еще найти правообладателя пьесы...
- Да, в России почему-то считается, что это необязательно. В той же Франции пьеса не может быть поставлена, если нет контракта с автором. А у нас? Откройте репертуар, и на многих афишах, особенно антрепризных театров, не найдете фамилию автора пьесы!
- А отчисления автору нужно делать за каждый показанный спектакль?
- Конечно! Почему-то некоторые директора, продюсеры и режиссеры глубоко уверены в том, что драматурги пишут для того, чтобы потом на этом зарабатывали все, кроме драматургов! Тогда ставь Островского! Его пьесы - общественное достояние. С авторскими правами до недавнего времени ситуация обстояла так: наша страна вступила в мировые авторские конвенции в 1973 году, и все, что выходило до этого года, в нашей стране авторскими правами не охранялось. В 2004 году мы начали репетировать спектакль "Боинг-Боинг" по пьесе Камолетти, написанной еще в 1960 году. По нашим законам она не охранялась, но тем не менее я написал письмо агенту драматурга: мол, спросите у месье Камолетти, не против ли он постановки пьесы в России. Камолетти тогда уже был при смерти. Агент мне ответила: "Он не против. Контракт нужен?" Я ответил: "Да какой контракт! Я даже заплатить вам ничего не смогу по нашему закону!" Мы делаем этот спектакль и расходимся в отпуска. А через несколько дней президент подписывает указ об изменениях в Закон об авторском праве, снимающий 1973 год. То есть с этого момента "Боинг-Боинг" начинает охраняться. Я понимаю, что надо срочно делать контракт... Это был кошмар! Камолетти к тому времени умер. Наследником стал его сын, который не имеет абсолютно никакого отношения к театру и занимается грузовыми морскими перевозками. А тут ему на голову свалился театр, которым он теперь владеет, наследие в виде огромного количества пьес, какие-то люди, которые просят заключить контракт, чтобы ставить спектакли. Это был цирк, когда я Камолетти-младшего вытаскивал из каких-то морских портов для подписания договора!
Откройте репертуар, и на многих афишах, особенно антрепризных театров, не найдете фамилию автора пьесы!
Беседовала Анна КОСТРОВА
Курс ЦБ
Курс Доллара США
108.01
2.95 (2.73%)
Курс Евро
113.09
2.6 (2.3%)
Погода
Сегодня,
28 ноября
четверг
+5
Слабый дождь
29 ноября
пятница
+4
Слабый дождь
30 ноября
суббота
+3
Слабый дождь