Культура
ДОЛОЙ ВЕСЕННЮЮ УСТАЛОСТЬ!
27 мартa
Любите ли вы театр?.. А впрочем, что за вопрос? Да, да, еще раз да! Театров в Петербурге нынче много. Кто-то не изменяет привычке и ходит в БДТ, в Александринку, в Мариинский, в Малый драматический - театр Европы, в Театр имени Ленсовета, в "Приют комедианта". Любимым театральным местом также может стать площадка на отшибе города, крохотный зал музея. Как говорил Владимир Иванович Немирович-Данченко, где бросил коврик, там и театр. Вручаются "Золотые маски", "Золотые софиты", премии правительства...
И в то же время критики, театроведы, режиссеры говорят о кризисе театрального искусства. Может быть, время изменилось, а может быть, зритель стал предъявлять иные требования?
Николай Буров, председатель комитета по культуре Санкт-Петербурга:
- Мне кажется, в театральном Петербурге наблюдается запаздывание по времени, некое топтание на месте. Хотя театральную ситуацию в городе нельзя назвать катастрофой, скорее, это весенняя усталость... Существует некий страх, который не может преодолеть классический русский репертуарный театр - он обязательно нуждается в хозяине - в сильном главном режиссере, если его нет, то наступает угроза обвала. В репертуарных театрах очень осторожно переходят на контрактную систему работы, не привыкли к экспериментам. А с главными режиссерами действительно беда - сегодня эта профессия переживает период упадка. В такой растерянности сейчас пребывает, к примеру, театр Ленсовета, лишившийся своего художественного руководителя Владислава Пази. В самом лучшем положении, наверное, находится Александринский театр: у него есть серьезный руководитель Валерий Фокин и у театра наиболее современное лицо в городе...Что касается театров небюджетных, малых театров, театров-студий, то мы сейчас готовы им более чем когда-либо помогать в фестивальных проектах, финансировать участие в конкурсах.
Александр Гетман, художественный руководитель театра "На Литейном":
- Я пытаюсь сказать на всех уровнях о том, что театр не должен быть коммерческим. Это затратное производство. Ведь если театр рассматривать как искусство, которое должно воспитывать, возвышать, рождать чувство прекрасного, то при чем тут деньги? Делая коммерческую постановку, нередко рассчитанную на вытаскивание низменных ощущений у зрителя, мы же сами себя сажаем в лужу - мы развращаем его, а потом ждем от него проявлений интеллигентности, воспитанности, нравственности. Но культура - далеко не в первых строках расходов городского и областного бюджетов, и репертуарные театры вынуждены ставить гораздо меньше спектаклей, чем необходимо для нормального функционирования коллектива.
Виктор Минков, директор театра "Приют комедианта":
- Я много почерпнул для себя как театральный менеджер в США, где проходил стажировку. Приведу такие цифры: в Штатах государство дает на год на поддержку всех театров страны - а там они в основном частные - 4 миллиона долларов. Сумма частных пожертвований и поддержки фирм составляет 40 миллиардов! Дело даже не в том, что американские бизнесмены любят театр сильнее, чем российские. Все дело в правильно организованной налоговой системе. Там выгодно вкладывать в культуру, существует гибкая система спонсорства. У нас подобное начиналось несколько лет назад: предприятия могли до полутора процентов, полученных от оборота, перечислять не в бюджет, а на социальные нужды - спорт, здравоохранение, культуру. Но положение быстро отменили, посчитав, что идет отмывание денег.
Андрей Могучий, художественный руководитель Формального театра и режиссер Александринского театра:
- Мне кажется, искусство получается тогда, когда ты не думаешь о затратах и о результате - просто работаешь в свое удовольствие и берешь тот материал, который тебе нравится. Но если говорить о затратности, то больше всего затрачивает сил на создание спектакля режиссер. Актер успевает сняться в сериалах, в других театрах поиграть, халтурой подзаработать. А режиссер будет заниматься одной проблемой в течение полугода. Я не о тех, кто делает бизнес в нашей профессии. Удивляет то, что ценность бумажной декорации, какого-нибудь механизма, аппаратуры оборачивается выше труда человеческого.
Лора Грин, сотрудник Смольного института свободных искусств и наук (США):
- Театров, подобных "АХЕ" Максима Исаева или Формальному театру Андрея Могучего, в Америке довольно много. Это не исключительное явление. В свободной среде всегда возникают какие-то свободные оригинальные формы. Но в Америке совершенно нет театров репертуарных. Пока я живу в Петербурге, то хожу в разные театры, и в академические тоже. Театры нужны всякие, разные, только не скучные.
Елена, зав. литературной частью театра (не пожелавшая обнародовать свою фамилию):
- Я прочитываю большое количество пьес, попадаются очень интересные, берущие за живое. Предлагаю их режиссеру, пытаюсь доказать необходимость постановки, но - выбор падает либо на добрую старую классику (тут трудно прогадать, да и гонорар не надо платить автору), либо на очень сомнительное произведение никому не известного, но с тугой мошной автора. Теперь сюжет может развиваться и так: драматург оплачивает постановку своей пьесы, гонорары режиссеру и актерам и даже банкет по случаю премьеры.
Наталья Кудрявцева, актриса "Петербург-концерта":
- Нередко обращаюсь мыслями к почтенной Ольге Леонардовне Книппер-Чеховой, которую мы, девчонки, выпускницы МХАТа, в 1954 году пришли поздравлять с днем рождения. Она вышла к нам такая маленькая, в трогательной шляпке. А когда подняла на нас свои выразительные темные глаза, мы увидели, какая она красивая женщина. Мы поговорили о театре, и Ольга Леонардовна посетовала, что театр уж теперь не тот и актеров учат играть не в глубину, а по поверхности. Не помню, согласились мы с ней тогда или нет.
СПРАВКА "НВ"
l В Санкт-Петербурге - 62 театра (включая академические государственные, частные, малые, антрепризные).
l Федеральное финансирование имеют четыре театра: Мариинский, Александринский, БДТ им. Г. Товстоногова, Малый драматический театр - Театр Европы. Городское - 21, районное - 10.
l В 2006 году 20 театров городского подчинения поставили 66 спектаклей, из них 15 - для детей.
l Премии правительства Петербурга в 2006 году получили Театр балета Бориса Эйфмана, Академический театр им. В. Ф. Комиссаржевской, Детский театр "Зазеркалье", Кукольный театр сказки.
О ВКУСАХ НЕ СПОРЯТ?
ЛУЧШИЕ СПЕКТАКЛИ МИНУВШЕГО СЕЗОНА
Версия городского комитета по культуре
"Геда Габлер" - Театр им. Ленсовета
"Гарольд и Мод" - Театр Комедии им. Н. П. Акимова
"Синие розы" - Молодежный театр на Фонтанке
"Веселая вдова" - Театр музыкальной комедии
"Сбитый дождем" - "Приют комедианта"
Версия общества "Театрал"
"Поворот винта" - Мариинский театр
"Раймонда" - Театр оперы и балета им. М. Мусоргского
"Веселая вдова", "О, милый друг", "Синяя борода" - Театр музыкальной комедии
"Васса Железнова" - БДТ им. Г. Товстоногова
"Синие розы" - Молодежный театр на Фонтанке
"Я - Медея" - "Наш театр"
"Кроткая" - театр "Особняк"
"Шутники" - "Русская антреприза" им. А. Миронова
Елена ДОБРЯКОВА
И в то же время критики, театроведы, режиссеры говорят о кризисе театрального искусства. Может быть, время изменилось, а может быть, зритель стал предъявлять иные требования?
Николай Буров, председатель комитета по культуре Санкт-Петербурга:
- Мне кажется, в театральном Петербурге наблюдается запаздывание по времени, некое топтание на месте. Хотя театральную ситуацию в городе нельзя назвать катастрофой, скорее, это весенняя усталость... Существует некий страх, который не может преодолеть классический русский репертуарный театр - он обязательно нуждается в хозяине - в сильном главном режиссере, если его нет, то наступает угроза обвала. В репертуарных театрах очень осторожно переходят на контрактную систему работы, не привыкли к экспериментам. А с главными режиссерами действительно беда - сегодня эта профессия переживает период упадка. В такой растерянности сейчас пребывает, к примеру, театр Ленсовета, лишившийся своего художественного руководителя Владислава Пази. В самом лучшем положении, наверное, находится Александринский театр: у него есть серьезный руководитель Валерий Фокин и у театра наиболее современное лицо в городе...Что касается театров небюджетных, малых театров, театров-студий, то мы сейчас готовы им более чем когда-либо помогать в фестивальных проектах, финансировать участие в конкурсах.
Александр Гетман, художественный руководитель театра "На Литейном":
- Я пытаюсь сказать на всех уровнях о том, что театр не должен быть коммерческим. Это затратное производство. Ведь если театр рассматривать как искусство, которое должно воспитывать, возвышать, рождать чувство прекрасного, то при чем тут деньги? Делая коммерческую постановку, нередко рассчитанную на вытаскивание низменных ощущений у зрителя, мы же сами себя сажаем в лужу - мы развращаем его, а потом ждем от него проявлений интеллигентности, воспитанности, нравственности. Но культура - далеко не в первых строках расходов городского и областного бюджетов, и репертуарные театры вынуждены ставить гораздо меньше спектаклей, чем необходимо для нормального функционирования коллектива.
Виктор Минков, директор театра "Приют комедианта":
- Я много почерпнул для себя как театральный менеджер в США, где проходил стажировку. Приведу такие цифры: в Штатах государство дает на год на поддержку всех театров страны - а там они в основном частные - 4 миллиона долларов. Сумма частных пожертвований и поддержки фирм составляет 40 миллиардов! Дело даже не в том, что американские бизнесмены любят театр сильнее, чем российские. Все дело в правильно организованной налоговой системе. Там выгодно вкладывать в культуру, существует гибкая система спонсорства. У нас подобное начиналось несколько лет назад: предприятия могли до полутора процентов, полученных от оборота, перечислять не в бюджет, а на социальные нужды - спорт, здравоохранение, культуру. Но положение быстро отменили, посчитав, что идет отмывание денег.
Андрей Могучий, художественный руководитель Формального театра и режиссер Александринского театра:
- Мне кажется, искусство получается тогда, когда ты не думаешь о затратах и о результате - просто работаешь в свое удовольствие и берешь тот материал, который тебе нравится. Но если говорить о затратности, то больше всего затрачивает сил на создание спектакля режиссер. Актер успевает сняться в сериалах, в других театрах поиграть, халтурой подзаработать. А режиссер будет заниматься одной проблемой в течение полугода. Я не о тех, кто делает бизнес в нашей профессии. Удивляет то, что ценность бумажной декорации, какого-нибудь механизма, аппаратуры оборачивается выше труда человеческого.
Лора Грин, сотрудник Смольного института свободных искусств и наук (США):
- Театров, подобных "АХЕ" Максима Исаева или Формальному театру Андрея Могучего, в Америке довольно много. Это не исключительное явление. В свободной среде всегда возникают какие-то свободные оригинальные формы. Но в Америке совершенно нет театров репертуарных. Пока я живу в Петербурге, то хожу в разные театры, и в академические тоже. Театры нужны всякие, разные, только не скучные.
Елена, зав. литературной частью театра (не пожелавшая обнародовать свою фамилию):
- Я прочитываю большое количество пьес, попадаются очень интересные, берущие за живое. Предлагаю их режиссеру, пытаюсь доказать необходимость постановки, но - выбор падает либо на добрую старую классику (тут трудно прогадать, да и гонорар не надо платить автору), либо на очень сомнительное произведение никому не известного, но с тугой мошной автора. Теперь сюжет может развиваться и так: драматург оплачивает постановку своей пьесы, гонорары режиссеру и актерам и даже банкет по случаю премьеры.
Наталья Кудрявцева, актриса "Петербург-концерта":
- Нередко обращаюсь мыслями к почтенной Ольге Леонардовне Книппер-Чеховой, которую мы, девчонки, выпускницы МХАТа, в 1954 году пришли поздравлять с днем рождения. Она вышла к нам такая маленькая, в трогательной шляпке. А когда подняла на нас свои выразительные темные глаза, мы увидели, какая она красивая женщина. Мы поговорили о театре, и Ольга Леонардовна посетовала, что театр уж теперь не тот и актеров учат играть не в глубину, а по поверхности. Не помню, согласились мы с ней тогда или нет.
СПРАВКА "НВ"
l В Санкт-Петербурге - 62 театра (включая академические государственные, частные, малые, антрепризные).
l Федеральное финансирование имеют четыре театра: Мариинский, Александринский, БДТ им. Г. Товстоногова, Малый драматический театр - Театр Европы. Городское - 21, районное - 10.
l В 2006 году 20 театров городского подчинения поставили 66 спектаклей, из них 15 - для детей.
l Премии правительства Петербурга в 2006 году получили Театр балета Бориса Эйфмана, Академический театр им. В. Ф. Комиссаржевской, Детский театр "Зазеркалье", Кукольный театр сказки.
О ВКУСАХ НЕ СПОРЯТ?
ЛУЧШИЕ СПЕКТАКЛИ МИНУВШЕГО СЕЗОНА
Версия городского комитета по культуре
"Геда Габлер" - Театр им. Ленсовета
"Гарольд и Мод" - Театр Комедии им. Н. П. Акимова
"Синие розы" - Молодежный театр на Фонтанке
"Веселая вдова" - Театр музыкальной комедии
"Сбитый дождем" - "Приют комедианта"
Версия общества "Театрал"
"Поворот винта" - Мариинский театр
"Раймонда" - Театр оперы и балета им. М. Мусоргского
"Веселая вдова", "О, милый друг", "Синяя борода" - Театр музыкальной комедии
"Васса Железнова" - БДТ им. Г. Товстоногова
"Синие розы" - Молодежный театр на Фонтанке
"Я - Медея" - "Наш театр"
"Кроткая" - театр "Особняк"
"Шутники" - "Русская антреприза" им. А. Миронова
Елена ДОБРЯКОВА