Северо-Запад
СЕВЕРНОЕ СЛИЯНИЕ
27 мартa
На текущий момент подписано временное соглашение между Архангельской областью и Ненецким автономным округом (НАО), которое будет действовать до 1 января 2009 года. В 2007 году Архангельская область получит 1,6 миллиарда рублей из бюджета НАО, если доходы самого округа составят не менее 8,7 миллиарда рублей. Еще 1,6 миллиарда область получит из Минфина, ей также будет предназначено 70 процентов дополнительных доходов НАО.
Но в целом объединение проходит трудно. На прошлой неделе делегация Ненецкого АО прибыла в Архангельск для внесения уточнений в договор, подписанный в ноябре 2006 года. Но и в этот раз прорыва в переговорах не последовало.
20 марта состоялась встреча руководства обоих субъектов с целью формирования рабочей группы, которая будет разрабатывать дополнения к договору. Но как сообщили "НВ" в пресс-службе администрации Архангельской области, никаких окончательных результатов эта встреча не дала, а группу так и не сформировали.
...Между тем простые жители обоих субъектов относятся к процессу объединения на удивление индифферентно. Опросы общественного мнения дают противоположные итоги, но все они фиксируют значительное число граждан, которые "затруднились с ответом", - от 5 до 30 процентов.
- Никто не понимает, будет ли от этого хуже или лучше, - говорит социолог Сергей Прозоров. - Архангелогородцы часто беспокоятся, что теперь им придется кормить ненцев, а ненцы думают наоборот.
Например, по словам депутата окружного собрания Ненецкого АО Виктора Фомина, идея объединения с Архангельской областью - это ошибка:
- Укрупнение обычно проводится для того, чтобы улучшить жизнь маленьких субъектов, - говорит депутат. - А у нас в округе живут 40 тысяч человек, и мы сами себя кормим и отчисляем налоги в Москву. А в Архангельской области проживают 1,2 миллиона человек, и все просят. В виде налогов за год НАО отправляет 20 миллиардов рублей, а обратно от федералов возвращается лишь 150 миллионов рублей.
Однако ратификация договора прошла быстро и бескровно.
- Подписание соглашения - это цена разумного компромисса, оно не удовлетворяет никого: ни нас, ни Ненецкий округ, - говорит депутат Архангельского областного собрания Александр Шашурин. - Но другого выхода на сегодняшний день нет, поэтому депутаты и в НАО, и в Архангельской области без полемики единодушно проголосовали за ратификацию. Хотя соглашению предшествовала непростая переговорная работа, было несколько вариантов договора.
Другой архангельский депутат - Юрий Романов - считает, что обоим субъектам нужно равняться на соседнюю Тюменскую область, которая без особых конфликтов постепенно сливается с Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами.
- Просто были найдены точки соприкосновения, около 7 тысяч жителей Ямала получили доступ к высокотехнологичным видам медицинской помощи. Наше объединение тоже должно быть взаимовыгодным, - подчеркнул депутат.
КОММЕНТАРИИ
Илья Клебанов, полномочный представитель президента России в Северо-Западном федеральном округе:
- Я никогда не скрывал, что являюсь сторонником так называемого укрупнения регионов. Считаю, что, грамотно выстроенный, этот процесс улучшил бы общую управляемость. Огромные территории, объединенные в свыше 80 субъектов Федерации, - это очень сложно управляемая система.
Тем не менее не надо забывать, что подход к решению этого вопроса относительно каждого региона должен быть индивидуальным. Причем в первую очередь необходимо социально-экономическое обоснование объединения, которое бы показало плюсы и минусы для обеих сторон. Разумеется, конечный результат должен быть положительным.
Что же касается проектов об объединении округов в СЗФО, то пока мы проработанных проектов не имеем. Говорить об объединении каких-то регионов без анализа не имеет смысла. И даже при его наличии итоговое решение должны принять на референдуме жители регионов. Если больше половины проголосовавших выскажется против, то никакого укрупнения просто и быть не может!
СПИСОК ВОЗМОЖНЫХ СЛИЯНИЙ
- Тюменская область с Ханты-Мансийским (ХМАО) и Ямало-Ненецким (ЯНАО) автономными округами;
- Республика Алтай с Алтайским краем;
- Республикой Адыгея с Краснодарским краем;
- Республика Тыва и Республика Хакасия с Красноярским краем;
- Корякский автономный округ с Камчатской областью;
- Усть-Ордынский автономный округ с Иркутской областью (референдум состоялся в апреле 2006 г.);
- Еврейская автономная область с Хабаровским краем;
- Санкт-Петербург с Ленинградской областью.
СПРАВКА "НВ"
• Субъекты Федерации делятся на шесть разновидностей - республики, города, края, области, автономные округа и автономные области. Именно в такой последовательности они стоят в рейтинге "статусности" - по количеству полномочий и, соответственно, самостоятельности. Завершают этот список автономии, изначально созданные для того, чтобы обеспечить малочисленным народам возможность самосохранения и саморазвития.
• Согласно Конституции образца 1993 года, Российскую Федерацию изначально образовали 89 субъектов. При этом нормы Основного закона страны не препятствуют дальнейшему изменению количественного состава участников федеративного договора.
• На сегодняшний день число российских субъектов сократилось до 87.
Так, 25 марта 2004 года Коми-Пермяцкий автономный округ и Пермская область образовали Пермский край. А с 1 января 2007 года Таймырский (Долганский) и Эвенкийский автономные округа влились в состав Красноярского края.
На очереди - укрупнение прибайкальских территорий. Так, на состоявшемся 11 марта референдуме в Читинской области и Агинском Бурятском автономном округе жители этих территорий положительно отозвались об их слиянии в Забайкальский край. Тем самым было зафиксировано, что рождение еще одного субъекта Федерации состоится 1 марта 2008 года.
Кроме того, в качестве возможных вариантов для объединения ныне рассматриваются еще несколько субъектов - прежде всего Архангельская область и Ненецкий автономный округ (НАО).
КСТАТИ
Что касается объединения Петербурга и Ленобласти, официальные власти придерживаются сдержанной позиции, ссылаясь на то, что "не видят экономических или политических обоснований к слиянию субъектов". В частности, против слияния неоднократно высказывался и такой сторонник укрупнения, как полпред президента в СЗФО Илья Клебанов.
Кроме того, в последние дни работы третьего созыва областного ЗС экс-спикер Кирилл Поляков объявил, что чиновники ни в Петербурге, ни в Ленобласти на сегодняшний день не занимаются разработками в этом направлении.
Впрочем, некоторые петербургские политики, напротив, считают, что объединение города и области не только не за горами, но и неизбежно - прежде всего по экономическим соображениям.
Юрия АНТОНОВ
Но в целом объединение проходит трудно. На прошлой неделе делегация Ненецкого АО прибыла в Архангельск для внесения уточнений в договор, подписанный в ноябре 2006 года. Но и в этот раз прорыва в переговорах не последовало.
20 марта состоялась встреча руководства обоих субъектов с целью формирования рабочей группы, которая будет разрабатывать дополнения к договору. Но как сообщили "НВ" в пресс-службе администрации Архангельской области, никаких окончательных результатов эта встреча не дала, а группу так и не сформировали.
...Между тем простые жители обоих субъектов относятся к процессу объединения на удивление индифферентно. Опросы общественного мнения дают противоположные итоги, но все они фиксируют значительное число граждан, которые "затруднились с ответом", - от 5 до 30 процентов.
- Никто не понимает, будет ли от этого хуже или лучше, - говорит социолог Сергей Прозоров. - Архангелогородцы часто беспокоятся, что теперь им придется кормить ненцев, а ненцы думают наоборот.
Например, по словам депутата окружного собрания Ненецкого АО Виктора Фомина, идея объединения с Архангельской областью - это ошибка:
- Укрупнение обычно проводится для того, чтобы улучшить жизнь маленьких субъектов, - говорит депутат. - А у нас в округе живут 40 тысяч человек, и мы сами себя кормим и отчисляем налоги в Москву. А в Архангельской области проживают 1,2 миллиона человек, и все просят. В виде налогов за год НАО отправляет 20 миллиардов рублей, а обратно от федералов возвращается лишь 150 миллионов рублей.
Однако ратификация договора прошла быстро и бескровно.
- Подписание соглашения - это цена разумного компромисса, оно не удовлетворяет никого: ни нас, ни Ненецкий округ, - говорит депутат Архангельского областного собрания Александр Шашурин. - Но другого выхода на сегодняшний день нет, поэтому депутаты и в НАО, и в Архангельской области без полемики единодушно проголосовали за ратификацию. Хотя соглашению предшествовала непростая переговорная работа, было несколько вариантов договора.
Другой архангельский депутат - Юрий Романов - считает, что обоим субъектам нужно равняться на соседнюю Тюменскую область, которая без особых конфликтов постепенно сливается с Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами.
- Просто были найдены точки соприкосновения, около 7 тысяч жителей Ямала получили доступ к высокотехнологичным видам медицинской помощи. Наше объединение тоже должно быть взаимовыгодным, - подчеркнул депутат.
КОММЕНТАРИИ
Илья Клебанов, полномочный представитель президента России в Северо-Западном федеральном округе:
- Я никогда не скрывал, что являюсь сторонником так называемого укрупнения регионов. Считаю, что, грамотно выстроенный, этот процесс улучшил бы общую управляемость. Огромные территории, объединенные в свыше 80 субъектов Федерации, - это очень сложно управляемая система.
Тем не менее не надо забывать, что подход к решению этого вопроса относительно каждого региона должен быть индивидуальным. Причем в первую очередь необходимо социально-экономическое обоснование объединения, которое бы показало плюсы и минусы для обеих сторон. Разумеется, конечный результат должен быть положительным.
Что же касается проектов об объединении округов в СЗФО, то пока мы проработанных проектов не имеем. Говорить об объединении каких-то регионов без анализа не имеет смысла. И даже при его наличии итоговое решение должны принять на референдуме жители регионов. Если больше половины проголосовавших выскажется против, то никакого укрупнения просто и быть не может!
СПИСОК ВОЗМОЖНЫХ СЛИЯНИЙ
- Тюменская область с Ханты-Мансийским (ХМАО) и Ямало-Ненецким (ЯНАО) автономными округами;
- Республика Алтай с Алтайским краем;
- Республикой Адыгея с Краснодарским краем;
- Республика Тыва и Республика Хакасия с Красноярским краем;
- Корякский автономный округ с Камчатской областью;
- Усть-Ордынский автономный округ с Иркутской областью (референдум состоялся в апреле 2006 г.);
- Еврейская автономная область с Хабаровским краем;
- Санкт-Петербург с Ленинградской областью.
СПРАВКА "НВ"
• Субъекты Федерации делятся на шесть разновидностей - республики, города, края, области, автономные округа и автономные области. Именно в такой последовательности они стоят в рейтинге "статусности" - по количеству полномочий и, соответственно, самостоятельности. Завершают этот список автономии, изначально созданные для того, чтобы обеспечить малочисленным народам возможность самосохранения и саморазвития.
• Согласно Конституции образца 1993 года, Российскую Федерацию изначально образовали 89 субъектов. При этом нормы Основного закона страны не препятствуют дальнейшему изменению количественного состава участников федеративного договора.
• На сегодняшний день число российских субъектов сократилось до 87.
Так, 25 марта 2004 года Коми-Пермяцкий автономный округ и Пермская область образовали Пермский край. А с 1 января 2007 года Таймырский (Долганский) и Эвенкийский автономные округа влились в состав Красноярского края.
На очереди - укрупнение прибайкальских территорий. Так, на состоявшемся 11 марта референдуме в Читинской области и Агинском Бурятском автономном округе жители этих территорий положительно отозвались об их слиянии в Забайкальский край. Тем самым было зафиксировано, что рождение еще одного субъекта Федерации состоится 1 марта 2008 года.
Кроме того, в качестве возможных вариантов для объединения ныне рассматриваются еще несколько субъектов - прежде всего Архангельская область и Ненецкий автономный округ (НАО).
КСТАТИ
Что касается объединения Петербурга и Ленобласти, официальные власти придерживаются сдержанной позиции, ссылаясь на то, что "не видят экономических или политических обоснований к слиянию субъектов". В частности, против слияния неоднократно высказывался и такой сторонник укрупнения, как полпред президента в СЗФО Илья Клебанов.
Кроме того, в последние дни работы третьего созыва областного ЗС экс-спикер Кирилл Поляков объявил, что чиновники ни в Петербурге, ни в Ленобласти на сегодняшний день не занимаются разработками в этом направлении.
Впрочем, некоторые петербургские политики, напротив, считают, что объединение города и области не только не за горами, но и неизбежно - прежде всего по экономическим соображениям.
Юрия АНТОНОВ