Культура
ГЕРОЙ, КОТОРОГО МЫ ПОТЕРЯЛИ
28 мартa
Он не любил юбилеи. И не дожил до своего 80-летия нескольких месяцев. Злая судьба и недуги срубили его, как могучий дуб, который долго-долго стоял в одиночку, будто в открытом поле, продуваемом всеми ветрами перемен. Такие не гнутся даже под натиском самой страшной бури. Они ломаются сразу и навсегда. Таких людей, как Ульянов, трудно представить себе раскисшими и ноющими, страдающими на людях. Он мужественно и стойко являлся в свет, опираясь на палку, но никогда не чувствовал себя инвалидом. Хотя главной его ролью стал именно однорукий инвалид-председатель, который неистово верил в людей и... коммунизм.
В кино и театре Михаил Ульянов сделал блестящую карьеру, пройдя путь от простого работяги до директоров и начальников. Но при этом он всегда оставался тем крепким сибирским мужиком, который не любил заигрываний с властью и интеллигентного кокетства, а обо всем говорил прямо в лицо, с большевистской прямотой. Да, он был депутатом, делегатом, лауреатом, участником съездов и кремлевских концертов, но при этом он был так же неистов в защите тех, кто в такой защите нуждался. В своей реальной жизни Михаилу Ульянову не удалось повоевать, зато на экране он навоевался вдоволь. Но как же тяжело было ему воевать с новой, "свободной" жизнью, обрушившейся на страну, к ней не готовой. У героя Ульянова не было иного выхода, как стать ворошиловским стрелком. И в борьбе с жизнью его герои всегда были настоящими мужиками и настоящими ге-
роями.
Михаил Ульянов знал цену человеческим страстям и порокам. Щедрая широта его натуры раскрывалась нараспашку в метаниях Мити Карамазова и неуемной браваде генерала Чарноты. Он неистово вскрывал кровавую суть души злодея Ричарда III и убийцы царской семьи Юровского. Он был лучшим маршалом Жуковым отечественного кино. Благодаря таланту Ульянова оживали на сцене и экране Наполеон и Ленин, император Цезарь и удалой Стенька Разин. Всех их Ульянов играл с размахом и темпераментом, который трудно было вогнать в рамки. Он умел быть искрометно обаятельным и ироничным, строгим и неуступчивым, требовательным и решительным. И порой казалось, что сыгранные Ульяновым роли были продолжением его характера. И наоборот. Только он с ТАКИМ характером мог заставить зрителей поверить в достоверность самых невообразимых драматургических поворотов.
Жизнь артиста Ульянова хорошо известна всем. Но кто знает, какие внутренние мучения сопровождали его в последние годы жизни? Он не жаловался, но тащил на своих плечах двадцать лет подряд нелегкое бремя художественного руководства одним из лучших театров страны, не давая его труппе скатиться в болото пошлой сиюминутности и эстетической конъюнктуры. Наверное, в реальности Михаил Ульянов мог бы руководить всем, от колхоза до завода, и командовать не то что полками, а армиями. Его весомости и человеческого авторитета хватило бы и на это.
Однажды герою Михаила Ульянова в фильме "Простая история" его попутчица сказала: "Хороший ты мужик, но не орел!" Как оказалось, это было не совсем правдой. Быть хорошим мужиком в нашей стране, а тем более на сцене и на экране, - настоящий подвиг, требующий всего человека без остатка. Михаил Ульянов из числа таких мужиков, которые были героями и в обыденной жизни, и в условиях экстремальных. Он, как мужчина, защищал слабых и отстаивал свои принципы. Таким он навсегда останется в нашей памяти - побеждающим врага везде и всюду. А еще - растерянным генералом Чарнотой, как истинно русский человек тоскующим по своей потерянной Родине. Увы! Как не вернется Чарнота в Россию, так и Михаил Ульянов уже никогда не выйдет на сцену. И его блистательный и щедрый Чарнота уже никогда не купит себе штаны.
Герой ушел от нас. Из нашей культуры судьба вырвала человека и мужчину, на которого всегда можно было положиться. Стало как-то тревожно и неуютно...
Прямая речь
Леонид Менакер, кинорежиссер, студия "Ленфильм":
- С Михаилом Ульяновым мы встретились на съемочной площадке в 1980 году. Я задумал снимать фильм "Последний побег" по сценарию молодого тогда еще Саши Галина. В фильме речь шла о том, как бывший солдат, воспитатель школы для трудных подростков, пытается спасти душу 10-летнего мальчика, успевшего потерять веру в людей. Я не был знаком лично с Михаилом Александровичем, но очень захотел предложить роль одноногого солдата с одним орденом на груди именно ему. Позвонил Ульянову, и тот попросил прислать сценарий. На удивление, Ульянов мгновенно приехал на пробы. Я у него еще спросил: почему он с такой готовностью отозвался, ведь роль не похожа на предыдущие его киноработы? Ульянов ответил мне очень искренне: "Хочу человечины. Устал от маршалов и фельдмаршалов".
Мне предрекали большие сложности в общении с народным артистом и лауреатом Государственных и Ленинской премий: мол, звездный, загордившийся, он своей глыбой тебя сомнет. Я не припомню более сказочных дней! И я не могу ни с кем сравнить саму личность Михаила Ульянова. - Мне ведь приходилось работать и с другими очень большими серьезными актерами: Смоктуновским, Калягиным, Глузским, но Ульянов крупнее, значительнее. Он никогда ни на что не жаловался, никого не оскорбил, работал самоотверженно в течение трех-четырех месяцев, пока шли съемки. А главное - Ульянов был настоящим архитектором роли, а не иждивенцем - бывают такие артисты, которые сами ничего не могут привнести, а все выжимают из режиссера. И роль у него получилась, и фильм много раз был отмечен на фестивалях. А главное - после этой картины Михаил Александрович повернулся к ролям сложного психологического плана, к ролям обыкновенных людей, которые решают для себя очень непростые нравственные задачи. И тогда родились его потрясающие образы в фильме "Без свидетелей" с Ириной Купченко, в "Транзите" с Мариной Нееловой.
Больше мы не работали с Ульяновым, но теплые, человеческие отношения сохранили на всю оставшуюся жизнь... Михаил Александрович как-то подарил мне свою книгу, где написал про наши съемочные дни: "Дивно было!" Впрочем, об Ульянове мне не хочется говорить, что он был: он есть - в ролях, в книгах, в поступках.
Андрей Толубеев, председатель правления Санкт-Петербургской организации Союза театральных деятелей России:
- Это великий актер, великий гражданин, великий человек. Мы работали с ним вместе в секретариате СТД с самых времен перестройки: он - в Москве, я - в Питере. У Михаила Александровича прекрасный характер, с ним было интересно говорить, обсуждать проблемы, он увлекающаяся, очень неординарная натура. Недаром Ульянов играл маршала Жукова, недаром играл нормальных мужиков. А потеря - настолько велика, что нет слов, - невосполнимая! Таких личностей, как Михаил Ульянов, больше нет.
Сергей Барковский, артист театра и кино:
- Очень жаль, что ушел один из ярких представителей старой школы, для которого прежде всего была важна внутренняя жизнь героя, его характер, судьба. Каждый персонаж актера - это личность противоречивая, как герои кинокартин "Без свидетелей" или "Тема", либо цельная, как председатель или Жуков. Все его герои живые и узнаваемые, и всегда в его ролях есть своя выстраданная художническая позиция. Актер знал, про что он играет, что хочет сказать, какого рода сострадание к своему персонажу хочет вызвать у зрителя.
Сергей ИЛЬЧЕНКО
В кино и театре Михаил Ульянов сделал блестящую карьеру, пройдя путь от простого работяги до директоров и начальников. Но при этом он всегда оставался тем крепким сибирским мужиком, который не любил заигрываний с властью и интеллигентного кокетства, а обо всем говорил прямо в лицо, с большевистской прямотой. Да, он был депутатом, делегатом, лауреатом, участником съездов и кремлевских концертов, но при этом он был так же неистов в защите тех, кто в такой защите нуждался. В своей реальной жизни Михаилу Ульянову не удалось повоевать, зато на экране он навоевался вдоволь. Но как же тяжело было ему воевать с новой, "свободной" жизнью, обрушившейся на страну, к ней не готовой. У героя Ульянова не было иного выхода, как стать ворошиловским стрелком. И в борьбе с жизнью его герои всегда были настоящими мужиками и настоящими ге-
роями.
Михаил Ульянов знал цену человеческим страстям и порокам. Щедрая широта его натуры раскрывалась нараспашку в метаниях Мити Карамазова и неуемной браваде генерала Чарноты. Он неистово вскрывал кровавую суть души злодея Ричарда III и убийцы царской семьи Юровского. Он был лучшим маршалом Жуковым отечественного кино. Благодаря таланту Ульянова оживали на сцене и экране Наполеон и Ленин, император Цезарь и удалой Стенька Разин. Всех их Ульянов играл с размахом и темпераментом, который трудно было вогнать в рамки. Он умел быть искрометно обаятельным и ироничным, строгим и неуступчивым, требовательным и решительным. И порой казалось, что сыгранные Ульяновым роли были продолжением его характера. И наоборот. Только он с ТАКИМ характером мог заставить зрителей поверить в достоверность самых невообразимых драматургических поворотов.
Жизнь артиста Ульянова хорошо известна всем. Но кто знает, какие внутренние мучения сопровождали его в последние годы жизни? Он не жаловался, но тащил на своих плечах двадцать лет подряд нелегкое бремя художественного руководства одним из лучших театров страны, не давая его труппе скатиться в болото пошлой сиюминутности и эстетической конъюнктуры. Наверное, в реальности Михаил Ульянов мог бы руководить всем, от колхоза до завода, и командовать не то что полками, а армиями. Его весомости и человеческого авторитета хватило бы и на это.
Однажды герою Михаила Ульянова в фильме "Простая история" его попутчица сказала: "Хороший ты мужик, но не орел!" Как оказалось, это было не совсем правдой. Быть хорошим мужиком в нашей стране, а тем более на сцене и на экране, - настоящий подвиг, требующий всего человека без остатка. Михаил Ульянов из числа таких мужиков, которые были героями и в обыденной жизни, и в условиях экстремальных. Он, как мужчина, защищал слабых и отстаивал свои принципы. Таким он навсегда останется в нашей памяти - побеждающим врага везде и всюду. А еще - растерянным генералом Чарнотой, как истинно русский человек тоскующим по своей потерянной Родине. Увы! Как не вернется Чарнота в Россию, так и Михаил Ульянов уже никогда не выйдет на сцену. И его блистательный и щедрый Чарнота уже никогда не купит себе штаны.
Герой ушел от нас. Из нашей культуры судьба вырвала человека и мужчину, на которого всегда можно было положиться. Стало как-то тревожно и неуютно...
Прямая речь
Леонид Менакер, кинорежиссер, студия "Ленфильм":
- С Михаилом Ульяновым мы встретились на съемочной площадке в 1980 году. Я задумал снимать фильм "Последний побег" по сценарию молодого тогда еще Саши Галина. В фильме речь шла о том, как бывший солдат, воспитатель школы для трудных подростков, пытается спасти душу 10-летнего мальчика, успевшего потерять веру в людей. Я не был знаком лично с Михаилом Александровичем, но очень захотел предложить роль одноногого солдата с одним орденом на груди именно ему. Позвонил Ульянову, и тот попросил прислать сценарий. На удивление, Ульянов мгновенно приехал на пробы. Я у него еще спросил: почему он с такой готовностью отозвался, ведь роль не похожа на предыдущие его киноработы? Ульянов ответил мне очень искренне: "Хочу человечины. Устал от маршалов и фельдмаршалов".
Мне предрекали большие сложности в общении с народным артистом и лауреатом Государственных и Ленинской премий: мол, звездный, загордившийся, он своей глыбой тебя сомнет. Я не припомню более сказочных дней! И я не могу ни с кем сравнить саму личность Михаила Ульянова. - Мне ведь приходилось работать и с другими очень большими серьезными актерами: Смоктуновским, Калягиным, Глузским, но Ульянов крупнее, значительнее. Он никогда ни на что не жаловался, никого не оскорбил, работал самоотверженно в течение трех-четырех месяцев, пока шли съемки. А главное - Ульянов был настоящим архитектором роли, а не иждивенцем - бывают такие артисты, которые сами ничего не могут привнести, а все выжимают из режиссера. И роль у него получилась, и фильм много раз был отмечен на фестивалях. А главное - после этой картины Михаил Александрович повернулся к ролям сложного психологического плана, к ролям обыкновенных людей, которые решают для себя очень непростые нравственные задачи. И тогда родились его потрясающие образы в фильме "Без свидетелей" с Ириной Купченко, в "Транзите" с Мариной Нееловой.
Больше мы не работали с Ульяновым, но теплые, человеческие отношения сохранили на всю оставшуюся жизнь... Михаил Александрович как-то подарил мне свою книгу, где написал про наши съемочные дни: "Дивно было!" Впрочем, об Ульянове мне не хочется говорить, что он был: он есть - в ролях, в книгах, в поступках.
Андрей Толубеев, председатель правления Санкт-Петербургской организации Союза театральных деятелей России:
- Это великий актер, великий гражданин, великий человек. Мы работали с ним вместе в секретариате СТД с самых времен перестройки: он - в Москве, я - в Питере. У Михаила Александровича прекрасный характер, с ним было интересно говорить, обсуждать проблемы, он увлекающаяся, очень неординарная натура. Недаром Ульянов играл маршала Жукова, недаром играл нормальных мужиков. А потеря - настолько велика, что нет слов, - невосполнимая! Таких личностей, как Михаил Ульянов, больше нет.
Сергей Барковский, артист театра и кино:
- Очень жаль, что ушел один из ярких представителей старой школы, для которого прежде всего была важна внутренняя жизнь героя, его характер, судьба. Каждый персонаж актера - это личность противоречивая, как герои кинокартин "Без свидетелей" или "Тема", либо цельная, как председатель или Жуков. Все его герои живые и узнаваемые, и всегда в его ролях есть своя выстраданная художническая позиция. Актер знал, про что он играет, что хочет сказать, какого рода сострадание к своему персонажу хочет вызвать у зрителя.
Сергей ИЛЬЧЕНКО