Северо-Запад
ХВАТИТ ЕЗДИТЬ ПО УХАБАМ
28 мартa
Досье "нв"
Николай Киселев родился 21 декабря 1950 года в городе Северодвинске Архангельской области. В 1974 году закончил высшее техническое учебное заведение при Северном машиностроительном предприятии по специальности "электрооборудование судов" с присвоением квалификации "инженер-электрик". Трудовую деятельность начал на объединении "Арктика". Несколько лет был членом сдаточной команды подводных лодок. Трудился на руководящих должностях многих предприятий. 28 марта 2004 года был избран главой администрации Архангельской области. Женат, имеет двоих дочерей.
Извечная проблема плохих дорог актуальна для всех уголков России уже многие века. Но неправильно считать, что власти на местах с ней не борются. Именно создание развитой инфраструктуры и дорожных магистралей без ям и ухабов считает необходимым условием для процветания региона губернатор Архангельской области Николай Киселев.
Газ придет на Север
-В последние три года Архангельская область очень динамично развивается, - говорит Николай Иванович. - К сожалению, в регионе всегда были слабым местом транспортная система, сеть автодорог. И до сих пор остается много территорий, не имеющих транспортной доступности, сообщения с областным центром. Ликвидация отсталости инфраструктуры - ключевой вопрос, требующий срочного решения.
- У вас ведь и с энергетикой не все безоблачно?
- В определенной степени. Достаточно много территорий, где производство электроэнергии для промышленных предприятий и населения осуществляется с помощью дизелей. Как вы понимаете, это очень дорогостоящее дело. Чтобы промышленный потенциал региона развивался, чтобы жизнь людей становилась более комфортной и достойной, нужна не только работающая на экономику, но и социальная инфраструктура, ориентированная прежде всего на простого человека. Например, уровень газификации Архангельской области еще 2-3 года назад стоял на отметке 8 процентов от всей территории региона...
- Всего?!
- Да. Программы по газификации региона, созданные десятилетия назад, к сожалению, так и остались на бумаге. Но буквально за последние два года мы значительно продвинулись в этом направлении. В 2006-м пустили газ на космодром Плесецк, в Плесецкий район, в город Мирный. Есть уверенность в том, что в следующем году удастся уложить еще 242 километра труб, и газ придет на север области - в Северодвинск и Архангельск. Именно на севере сосредоточен основной промышленный потенциал, здесь живет половина населения области, здесь же находится наша минерально-сырьевая база. По нашим планам газ придет в сотни населенных пунктов. Для этого будут строиться газопроводы-отводы. На это, конечно, потребуется еще время, но сама магистраль должна быть закончена уже в следующем году.
- Почему вы в этом так уверены?
- Дело в том, что лишь за прошлый год "Газпром" построил 230 километров газопровода. Для сравнения - на предыдущие 147 километров магистрали ушло около 12 лет. Так что можете представить, какими темпами сегодня идут работы. Область же в этом году выделила на развитие 29 социально-экономических программ более 3,2 миллиарда рублей.
Дорога жизни
- Что это за программы?
- В их числе совершенствование малой энергетики, жилищно-коммунальной сферы. У нас много устаревших котельных, система теплоснабжения изношена, что приводит к неэффективной тарифной политике, высокой плате за тепло как для предприятий, так и для населения. В прошлом году было введено в строй несколько крупных объектов, в частности в городе Онеге мы запустили современную котельную общей мощностью 43 мегаватт, работающую на отходах лесопиления. Еще одна программа - развитие сети региональных автодорог, на которую в этом году выделено 1,4 миллиарда рублей.
- У вас проходит федеральная трасса М8, связывающая Москву и Архангельск. Те, кому приходится проезжать по ней, сетуют, что дорога в плачевном состоянии.
- По территории области проходит 533 километра этой трассы, то есть треть от общей протяженности. Да, безусловно, М8 - это наша дорога жизни, но находится она в федеральном управлении. В региональном же ведении - 7,8 тысячи километров дорог и 822 моста. При таком огромном и проблемном областном дорожном хозяйстве мы не можем отвлекать деньги на федеральную трассу. Это, кстати, сегодня не позволяет и разделение полномочий. Надеюсь, что мы все-таки сможем добиться от Минтранса и Федерального дорожного агентства понимания и скорейшего решения проблемы трассы М8.
- Судя по цифрам, которые можно встретить в СМИ, на ее ремонт выделяется недостаточное финансирование.
- Оно просто мизерное с учетом состояния этой магистрали! В этом году, например, на ее ремонт выделяется примерно 155 миллионов рублей, причем большая часть этих денег пойдет на погашение долгов за работы, выполненные в 2006 году. Так что прироста новых капитально отремонтированных километров ждать не приходится. Трасса проектировалась под другие параметры техники, другие нагрузки. И разрушается она гораздо быстрее, чем ремонтируется. При таких темпах через 7-8 лет федеральная трасса превратится в непроезжую дорогу. Ведь уже сегодня на ней есть участки, где водители предпочитают ехать по обочине. Между тем дороги - это жизненно важная основа для экономики. У нас огромный лесной комплекс, морской торговый порт, знаменитое алмазное месторождение имени Ломоносова, богатые за-лежи базальта, бокситов, гипса, которые должны работать на экономику. В этом году открывается большой гипсовый карьер, который будет поставлять сырье для завода компании Knauff в Ленинградской области. В последние годы активно развивается машиностроение, морское судостроение. Недавнее решение правительства РФ о создании Объединенной судостроительной корпорации является для нас важным сигналом о том, что судостроение будет развиваться еще более динамично. Но все эти отрасли нуждаются в развитой инфраструктуре, дорожной сети. В этом - залог и фундамент успешного развития региона на десятилетия. Для решения данных вопросов требуются объединенные усилия федеральной, региональной власти и муниципальных образований. От того, как будет отлажен механизм взаимодействия, зависит, как быстро Архангельская область будет реализовывать свой экономический потенциал.
Меньше влияния чиновников
- Что с федеральной программой развития космодрома Плесецк и города Мирный?
- Ее создание завершается. Объем финансирования на ближайшие 4 года - в районе 20 миллиардов рублей. Эти расходы лягут, конечно, на федеральный бюджет. Но это не говорит о том, что регион будет только получать. Город Мирный и Плесецкий район входят во все областные программы, связанные с газификацией, переводом котельных на газ, строительством очистных сооружений, водоводов и т. д. Все это финансируется из областного регионального бюджета, как и строительство жилья.
- А с ним сейчас как?
- Процесс идет по нарастающей. Если в 2005 году мы сдали 85 тысяч квадратных метров жилья, то в 2006-м уже 158 тысяч. В нынешнем году должны выйти на цифру, близкую к 200 тысячам квадратных метров.
- Кстати, о дорогах. Не так давно вы призвали прокуратуру области контролировать расходование средств на ремонт дорог, в частности в Архангельске. Неужели ситуация такова, что без привлечения прокуратуры не обойтись?
- Порядок в расходовании бюджетных средств и контроль необходим. В этом году более 3 миллиардов рублей идет по социально-экономическим программам в муниципальные образования на развитие региона. Надо, чтобы каждый бюджетный рубль был эффективно израсходован, чтобы люди увидели результат этих вложений. Делаем на это акцент и в связи с появлением денег по нацпроектам. Но порой возникают проблемы, когда чиновники на местах халатно подходят к этим вопросам. Допускаются к конкурсам подрядные организации, у которых, кроме стола и авторучки, нет ничего - ни специалистов, ни оборудования. Соответственно, это заканчивается уголовным делом. Я считаю необходимым сделать систему конкурсов, прохождения бюджетных средств прозрачной, понятной и эффективной, чтобы как можно меньше было влияния отдельных чиновников. Ведь это почва для коррупции, когда есть возможность влиять, когда идет какой-то сговор, подковерные договоренности, и в результате к конкурсам допускаются в первую очередь организации, близкие к таким чиновникам. Это надо решительно искоренять.
Беседовала Анна КОСТРОВА
Николай Киселев родился 21 декабря 1950 года в городе Северодвинске Архангельской области. В 1974 году закончил высшее техническое учебное заведение при Северном машиностроительном предприятии по специальности "электрооборудование судов" с присвоением квалификации "инженер-электрик". Трудовую деятельность начал на объединении "Арктика". Несколько лет был членом сдаточной команды подводных лодок. Трудился на руководящих должностях многих предприятий. 28 марта 2004 года был избран главой администрации Архангельской области. Женат, имеет двоих дочерей.
Извечная проблема плохих дорог актуальна для всех уголков России уже многие века. Но неправильно считать, что власти на местах с ней не борются. Именно создание развитой инфраструктуры и дорожных магистралей без ям и ухабов считает необходимым условием для процветания региона губернатор Архангельской области Николай Киселев.
Газ придет на Север
-В последние три года Архангельская область очень динамично развивается, - говорит Николай Иванович. - К сожалению, в регионе всегда были слабым местом транспортная система, сеть автодорог. И до сих пор остается много территорий, не имеющих транспортной доступности, сообщения с областным центром. Ликвидация отсталости инфраструктуры - ключевой вопрос, требующий срочного решения.
- У вас ведь и с энергетикой не все безоблачно?
- В определенной степени. Достаточно много территорий, где производство электроэнергии для промышленных предприятий и населения осуществляется с помощью дизелей. Как вы понимаете, это очень дорогостоящее дело. Чтобы промышленный потенциал региона развивался, чтобы жизнь людей становилась более комфортной и достойной, нужна не только работающая на экономику, но и социальная инфраструктура, ориентированная прежде всего на простого человека. Например, уровень газификации Архангельской области еще 2-3 года назад стоял на отметке 8 процентов от всей территории региона...
- Всего?!
- Да. Программы по газификации региона, созданные десятилетия назад, к сожалению, так и остались на бумаге. Но буквально за последние два года мы значительно продвинулись в этом направлении. В 2006-м пустили газ на космодром Плесецк, в Плесецкий район, в город Мирный. Есть уверенность в том, что в следующем году удастся уложить еще 242 километра труб, и газ придет на север области - в Северодвинск и Архангельск. Именно на севере сосредоточен основной промышленный потенциал, здесь живет половина населения области, здесь же находится наша минерально-сырьевая база. По нашим планам газ придет в сотни населенных пунктов. Для этого будут строиться газопроводы-отводы. На это, конечно, потребуется еще время, но сама магистраль должна быть закончена уже в следующем году.
- Почему вы в этом так уверены?
- Дело в том, что лишь за прошлый год "Газпром" построил 230 километров газопровода. Для сравнения - на предыдущие 147 километров магистрали ушло около 12 лет. Так что можете представить, какими темпами сегодня идут работы. Область же в этом году выделила на развитие 29 социально-экономических программ более 3,2 миллиарда рублей.
Дорога жизни
- Что это за программы?
- В их числе совершенствование малой энергетики, жилищно-коммунальной сферы. У нас много устаревших котельных, система теплоснабжения изношена, что приводит к неэффективной тарифной политике, высокой плате за тепло как для предприятий, так и для населения. В прошлом году было введено в строй несколько крупных объектов, в частности в городе Онеге мы запустили современную котельную общей мощностью 43 мегаватт, работающую на отходах лесопиления. Еще одна программа - развитие сети региональных автодорог, на которую в этом году выделено 1,4 миллиарда рублей.
- У вас проходит федеральная трасса М8, связывающая Москву и Архангельск. Те, кому приходится проезжать по ней, сетуют, что дорога в плачевном состоянии.
- По территории области проходит 533 километра этой трассы, то есть треть от общей протяженности. Да, безусловно, М8 - это наша дорога жизни, но находится она в федеральном управлении. В региональном же ведении - 7,8 тысячи километров дорог и 822 моста. При таком огромном и проблемном областном дорожном хозяйстве мы не можем отвлекать деньги на федеральную трассу. Это, кстати, сегодня не позволяет и разделение полномочий. Надеюсь, что мы все-таки сможем добиться от Минтранса и Федерального дорожного агентства понимания и скорейшего решения проблемы трассы М8.
- Судя по цифрам, которые можно встретить в СМИ, на ее ремонт выделяется недостаточное финансирование.
- Оно просто мизерное с учетом состояния этой магистрали! В этом году, например, на ее ремонт выделяется примерно 155 миллионов рублей, причем большая часть этих денег пойдет на погашение долгов за работы, выполненные в 2006 году. Так что прироста новых капитально отремонтированных километров ждать не приходится. Трасса проектировалась под другие параметры техники, другие нагрузки. И разрушается она гораздо быстрее, чем ремонтируется. При таких темпах через 7-8 лет федеральная трасса превратится в непроезжую дорогу. Ведь уже сегодня на ней есть участки, где водители предпочитают ехать по обочине. Между тем дороги - это жизненно важная основа для экономики. У нас огромный лесной комплекс, морской торговый порт, знаменитое алмазное месторождение имени Ломоносова, богатые за-лежи базальта, бокситов, гипса, которые должны работать на экономику. В этом году открывается большой гипсовый карьер, который будет поставлять сырье для завода компании Knauff в Ленинградской области. В последние годы активно развивается машиностроение, морское судостроение. Недавнее решение правительства РФ о создании Объединенной судостроительной корпорации является для нас важным сигналом о том, что судостроение будет развиваться еще более динамично. Но все эти отрасли нуждаются в развитой инфраструктуре, дорожной сети. В этом - залог и фундамент успешного развития региона на десятилетия. Для решения данных вопросов требуются объединенные усилия федеральной, региональной власти и муниципальных образований. От того, как будет отлажен механизм взаимодействия, зависит, как быстро Архангельская область будет реализовывать свой экономический потенциал.
Меньше влияния чиновников
- Что с федеральной программой развития космодрома Плесецк и города Мирный?
- Ее создание завершается. Объем финансирования на ближайшие 4 года - в районе 20 миллиардов рублей. Эти расходы лягут, конечно, на федеральный бюджет. Но это не говорит о том, что регион будет только получать. Город Мирный и Плесецкий район входят во все областные программы, связанные с газификацией, переводом котельных на газ, строительством очистных сооружений, водоводов и т. д. Все это финансируется из областного регионального бюджета, как и строительство жилья.
- А с ним сейчас как?
- Процесс идет по нарастающей. Если в 2005 году мы сдали 85 тысяч квадратных метров жилья, то в 2006-м уже 158 тысяч. В нынешнем году должны выйти на цифру, близкую к 200 тысячам квадратных метров.
- Кстати, о дорогах. Не так давно вы призвали прокуратуру области контролировать расходование средств на ремонт дорог, в частности в Архангельске. Неужели ситуация такова, что без привлечения прокуратуры не обойтись?
- Порядок в расходовании бюджетных средств и контроль необходим. В этом году более 3 миллиардов рублей идет по социально-экономическим программам в муниципальные образования на развитие региона. Надо, чтобы каждый бюджетный рубль был эффективно израсходован, чтобы люди увидели результат этих вложений. Делаем на это акцент и в связи с появлением денег по нацпроектам. Но порой возникают проблемы, когда чиновники на местах халатно подходят к этим вопросам. Допускаются к конкурсам подрядные организации, у которых, кроме стола и авторучки, нет ничего - ни специалистов, ни оборудования. Соответственно, это заканчивается уголовным делом. Я считаю необходимым сделать систему конкурсов, прохождения бюджетных средств прозрачной, понятной и эффективной, чтобы как можно меньше было влияния отдельных чиновников. Ведь это почва для коррупции, когда есть возможность влиять, когда идет какой-то сговор, подковерные договоренности, и в результате к конкурсам допускаются в первую очередь организации, близкие к таким чиновникам. Это надо решительно искоренять.
Беседовала Анна КОСТРОВА