Культура
КОГДА Б ВЫ ЗНАЛИ, ИЗ КАКОГО СОРА...
29 мартa
Когда-то под крышей здания на Сенной площади была коммуналка. Доски на полу расположенной там ныне Санкт-Петербургской печатной студии до сих пор лежат участками - где-то в одном, а где-то в другом направлении, - как раньше проходили границы комнат. Пять лет назад художники Петр Белый и Юрий Штапаков сделали из старого пыльного подчердачного помещения студию, расширив окна, выровняв стены, - получился настоящий офис. А потом в помещении снова воцарился хаос. Но хаос уже творческий.
Помимо двух станков (третий временно увезли на выставку в Манеж), которые уже сами по себе могут рассматриваться как арт-объекты, в мастерской огромное количество удивительных предметов. На подоконниках сиротливо прижались друг к другу маленькие утюжки советских времен - те, которые надо было ставить на огонь, чтобы нагреть. По стенам стоят множество старинных стульев разных стилей и времен, некогда выброшенных прежними владельцами. Посреди комнаты красуется старинный каталогизатор, найденный некогда Юрием Штапаковым около Дома актера. Вместо ручек у ящичков - то матрешка, то шахматная фигура, то ювелирное яйцо. Открываешь один - там чьи-то погоны, открываешь другой - пластинки и инструменты.
"Мимо помойки никогда не прохожу", - рассказывает Юрий Штапаков. В руках мастера любой странный и, казалось бы, вышедший из употребления предмет становится произведением искусства.
"Самый любимый - завод "Красный треугольник", - делится опытом художник, - он весь разрушенный, и там можно много чего найти". Юрий признался, что уже "отодрал" там двери от шкафчиков ("Это же готовые иконы!"), вынес таблички с надписями вроде "Уходя, выключайте свет" или "Мужской туалет. Часы работы: с 8.00 до 24.00". "У нас ничего не пропадает", - смеется находчивый творческий человек.
В своей работе Юрий Штапаков так же необычен: в гравюре его привлекает момент сюрприза. "Никогда не знаешь, что получится", - признается мастер. Действительно, пластины, на которые наносится краска, могут лечь по-разному, что-то может отпечататься, а что-то - нет. Особенно когда создаешь многоцветную картину, ведь тогда приходится накладывать пластину за пластиной, цвет за цветом, точно попадая в оставленные участки.
Когда-то Юрий Штапаков, студент архитектурного техникума, работал оформителем на почте. Там же первый раз попробовал встать за станок. А позже, в 1984 году, за 200 рублей уже купил свой собственный. Вот только в смутных 1990-х его украли. Причем продали потом не кому иному, как митьку Василию Голубеву. Тот потом предлагал вернуть вещь законному хозяину, да Юрий отказался: "Если б Вася не был таким хорошим художником, я бы станок, конечно, забрал".
Сейчас, чтобы содержать мастерскую, художник передает свое мастерство студентам Смольного института свободных искусств и наук. Ездит за границу, делится опытом и при этом говорит, что сам не понимает, на что живет. А вокруг него из обыкновенных вещей рождаются удивительные проекты: "Все приходит из сора и в сор уходит - все вокруг уже этим искусством забито..."
Алина ЦИОПА
Помимо двух станков (третий временно увезли на выставку в Манеж), которые уже сами по себе могут рассматриваться как арт-объекты, в мастерской огромное количество удивительных предметов. На подоконниках сиротливо прижались друг к другу маленькие утюжки советских времен - те, которые надо было ставить на огонь, чтобы нагреть. По стенам стоят множество старинных стульев разных стилей и времен, некогда выброшенных прежними владельцами. Посреди комнаты красуется старинный каталогизатор, найденный некогда Юрием Штапаковым около Дома актера. Вместо ручек у ящичков - то матрешка, то шахматная фигура, то ювелирное яйцо. Открываешь один - там чьи-то погоны, открываешь другой - пластинки и инструменты.
"Мимо помойки никогда не прохожу", - рассказывает Юрий Штапаков. В руках мастера любой странный и, казалось бы, вышедший из употребления предмет становится произведением искусства.
"Самый любимый - завод "Красный треугольник", - делится опытом художник, - он весь разрушенный, и там можно много чего найти". Юрий признался, что уже "отодрал" там двери от шкафчиков ("Это же готовые иконы!"), вынес таблички с надписями вроде "Уходя, выключайте свет" или "Мужской туалет. Часы работы: с 8.00 до 24.00". "У нас ничего не пропадает", - смеется находчивый творческий человек.
В своей работе Юрий Штапаков так же необычен: в гравюре его привлекает момент сюрприза. "Никогда не знаешь, что получится", - признается мастер. Действительно, пластины, на которые наносится краска, могут лечь по-разному, что-то может отпечататься, а что-то - нет. Особенно когда создаешь многоцветную картину, ведь тогда приходится накладывать пластину за пластиной, цвет за цветом, точно попадая в оставленные участки.
Когда-то Юрий Штапаков, студент архитектурного техникума, работал оформителем на почте. Там же первый раз попробовал встать за станок. А позже, в 1984 году, за 200 рублей уже купил свой собственный. Вот только в смутных 1990-х его украли. Причем продали потом не кому иному, как митьку Василию Голубеву. Тот потом предлагал вернуть вещь законному хозяину, да Юрий отказался: "Если б Вася не был таким хорошим художником, я бы станок, конечно, забрал".
Сейчас, чтобы содержать мастерскую, художник передает свое мастерство студентам Смольного института свободных искусств и наук. Ездит за границу, делится опытом и при этом говорит, что сам не понимает, на что живет. А вокруг него из обыкновенных вещей рождаются удивительные проекты: "Все приходит из сора и в сор уходит - все вокруг уже этим искусством забито..."
Алина ЦИОПА