Культура
"РОДИНА" - НЕ ЛАВКА ДИКОВИННЫХ ВЕЩЕЙ
29 мартa
В связи с изгнанием из киноцентра "Родина" клуба Saparov и сокращением программ петербургского Музея кино афиша киноцентра изменилась кардинально. Зритель потерял возможность последовательно, сеанс за сеансом смотреть шедевры Феллини, Антониони, Бергмана и Джармуша. Теперь названия в мартовской программе повторяются по многу раз - как в обычном современном кинотеатре. Кроме того, в афишах стали мелькать названия блокбастеров, которые можно увидеть в том же "Кристалл-Паласе" или "Мираже" - "Такси-4" или "Параграф 78".
Но есть в конфликте и вторая сторона. Показы в клубе Saparov были нелегальными, а диски - пиратскими. Специалисты-киноведы говорят, что проблема не только в том, что Россия как страна должна соблюдать все международные обязательства, но и в том, что нелицензионные копии или те же видеозаписи, показанные на большом экране, не позволяют зрителю увидеть фильм таким, каким он был создан - в должном качестве.
О сложившейся ситуации мы поговорили с вице-президентом Петербургской федерации кинопрессы Алексеем Дунаевским.
- Киноцентр "Родина" вышел на перспективную стадию своего развития, - сказал Алексей Львович. - В течение долгого времени он был вынужден показывать фильмы, доверяясь инициатору этих показов. При старом начальстве появились две структуры - Saparov и Музей кино. Обе предложили план по спасению кинотеатра, а именно заполонили его DVD-дисками безобразного качества. Они использовали диск, купленный у пиратов и показывали его, без каких-либо прав на то, при помощи проектора. Тогда дирекция решила проблему привлечения нелицензионной продукции. К сотрудничеству была приглашена Ассоциация кинопрессы, которая организовала кинолекторий на базе "Петербург-кино" и "Леноблкиновидео". Сеансы предварялись выступлениями киноведа, мы выпускали все информационное обеспечение фильмов. Затем выяснилось, что в Москве существует по крайней мере 5 компаний, которые предлагают "публичное видео" абсолютно законно. Мы заключили с ними договоры и стали "пересекаться" с пиратской вольницей, которую устроил Сапаров. Мирсаид Арифович говорит о том, что его показы некоммерческие, но на самом деле забирает себе 60 процентов вырученных от показа денег. Конечно, за пять лет попустительства прежней дирекции Saparov сформировал группу "интересующихся", которых приманивал названиями вроде "Полет над гнездом кукушки". Но "Полет над гнездом кукушки" не тот фильм, который стоит смотреть при помощи кинопроектора. Получается какая-то суррогатная форма кинематографа, которая выдается за "популяризацию и пропаганду".
Вначале, когда мы пытались договориться с московскими компаниями об аренде "законного кино" по телефону, на том конце провода бросали трубку, там даже не хотели слышать название "Родина". Никто не хотел иметь с нами деловых отношений, пока в нашем киноцентре продолжаются пиратские показы. Теперь постепенно, шаг за шагом отношения устанавливаются.
И еще. Кинотеатр не может существовать только как музей. Нужно платить за свет, платить зарплату сотрудникам. Одного привлекательного для молодежи фильма может быть достаточно, чтобы зрители понимали, что "Родина" - не только лавка диковинных вещей, что и здесь можно посмотреть популярную картину рублей за 50-100. При полном преобладании классики мы должны принять существование современного кино. Никогда бы в жизни я не взял в прокат "Параграф 78", если бы этого не потребовалось для первых шагов в восстановлении репертуара центра. Потом если и будем брать современное кино, так только фильмы - призеры Каннского фестиваля или что-то такого же уровня. "Родина" не собирается превращать коммерческое кино в доминанту.
ИЗ ПИСЬМА ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО СОВЕТА КИНОКЛУБА SAPAROV ВИЦЕ-ГУБЕРНАТОРУ СЕРГЕЮ ТАРАСОВУ:
"В соответствии с договором, на основании которого киноклуб Saparov эффективно работал в киноцентре "Родина", вопросы, связанные с регулированием авторских прав при проведении оригинальных кинопросветительных программ, решаются самим киноклубом. Причем отношения клуба с правообладателями, коллекционерами и другими партнерами носят конфиденциальный характер.
Никаких предложений по принципиальному пересмотру положений договора со стороны дирекции кинотеатра не поступало.
И тем не менее госпожа Караваева (директор к/ц "Родина". - Прим. ред.) в ультимативном порядке потребовала предоставить ей все адреса, реквизиты и обстоятельства наших договоренностей с партнерами, причем, получив некоторые из этих данных, тут же обратилась к фильмовладельцам, предложив им заняться коммерческим прокатом напрямую с кинотеатром.
При этом, разумеется, ее менее всего заботили цели кинопросвещения, определяющие деятельность киноклуба.
Фактически имело место прямое присвоение нашего многолетнего труда".
МНЕНИЯ
Мария ГОДОВАННАЯ, режиссер:
- Мое мнение достаточно жесткое. То, что делал Сапаров, недостаточно логично с точки зрения соблюдения прав. Он показывал фильмы на носителях, которые никакого отношения к кино не имеют. Клуб "Люмьер" показывает те же фильмы бесплатно. В принципе все эти фильмы можно смотреть на видеопроекторе и дома. Но когда из этого делается коммерческий показ и мы видим "Жанну д‘Арк" Драйера в таком кошмарном качестве, - лучше смотреть это на малом экране, как то и предусматривает выпуск видеопродукции.
Константин Ершов, декан факультета экранных искусств Санкт-Петербургского университета кино и телевидения:
- Как декан факультета, готовящего творческие кадры - режиссеров, операторов, сценаристов, киноведов, я готов приветствовать любую форму организации проката, лишь бы он был. Если показов киноклассики станет меньше, это нанесет вред образовательному процессу.
Василий Казак, заместитель директора киноцентра "Родина":
- У нас с киноклубом Saparov был договор на кинопоказ, и ему исправно перечислялись деньги за эти показы. В договоре прописано, что за нарушение правовых аспектов кинопоказа отвечает киноклуб Saparov. Когда в конце февраля директором киноцентра Анастасией Караваевой ЗАО "Музей кино" и Сапарову было направлено письмо с просьбой предоставить документы, подтверждающие права на демонстрацию фильмов, Мирсаид Арифович вдруг стал рассказывать, что Saparov - киноклуб и может показывать кино без каких-либо документов. Ему разъяснили, что киноклуб - это когда люди собрались, посмотрели бесплатно кино, обсудили и разошлись. Так как документы представлены не были, мартовскую программу киноклуба Saparov пришлось заменить на соответствующую нормам. Тогда Сапаров стал направлять письма вице-губернатору Сергею Тарасову.
Позиция руководства киноцентра совершенно четкая: может быть только легитимный показ. Мы работаем только в правовом поле. Сейчас мы в тесном контакте с тремя организациями - "Другое кино", "Кино без границ", "Интерсинема ХХI век". Нам предлагали пригласить к Сапарову УБЭП (Управление по борьбе с экономическими преступлениями. - Прим. ред.), но мы люди интеллигентные...
Алина ЦИОПА
Но есть в конфликте и вторая сторона. Показы в клубе Saparov были нелегальными, а диски - пиратскими. Специалисты-киноведы говорят, что проблема не только в том, что Россия как страна должна соблюдать все международные обязательства, но и в том, что нелицензионные копии или те же видеозаписи, показанные на большом экране, не позволяют зрителю увидеть фильм таким, каким он был создан - в должном качестве.
О сложившейся ситуации мы поговорили с вице-президентом Петербургской федерации кинопрессы Алексеем Дунаевским.
- Киноцентр "Родина" вышел на перспективную стадию своего развития, - сказал Алексей Львович. - В течение долгого времени он был вынужден показывать фильмы, доверяясь инициатору этих показов. При старом начальстве появились две структуры - Saparov и Музей кино. Обе предложили план по спасению кинотеатра, а именно заполонили его DVD-дисками безобразного качества. Они использовали диск, купленный у пиратов и показывали его, без каких-либо прав на то, при помощи проектора. Тогда дирекция решила проблему привлечения нелицензионной продукции. К сотрудничеству была приглашена Ассоциация кинопрессы, которая организовала кинолекторий на базе "Петербург-кино" и "Леноблкиновидео". Сеансы предварялись выступлениями киноведа, мы выпускали все информационное обеспечение фильмов. Затем выяснилось, что в Москве существует по крайней мере 5 компаний, которые предлагают "публичное видео" абсолютно законно. Мы заключили с ними договоры и стали "пересекаться" с пиратской вольницей, которую устроил Сапаров. Мирсаид Арифович говорит о том, что его показы некоммерческие, но на самом деле забирает себе 60 процентов вырученных от показа денег. Конечно, за пять лет попустительства прежней дирекции Saparov сформировал группу "интересующихся", которых приманивал названиями вроде "Полет над гнездом кукушки". Но "Полет над гнездом кукушки" не тот фильм, который стоит смотреть при помощи кинопроектора. Получается какая-то суррогатная форма кинематографа, которая выдается за "популяризацию и пропаганду".
Вначале, когда мы пытались договориться с московскими компаниями об аренде "законного кино" по телефону, на том конце провода бросали трубку, там даже не хотели слышать название "Родина". Никто не хотел иметь с нами деловых отношений, пока в нашем киноцентре продолжаются пиратские показы. Теперь постепенно, шаг за шагом отношения устанавливаются.
И еще. Кинотеатр не может существовать только как музей. Нужно платить за свет, платить зарплату сотрудникам. Одного привлекательного для молодежи фильма может быть достаточно, чтобы зрители понимали, что "Родина" - не только лавка диковинных вещей, что и здесь можно посмотреть популярную картину рублей за 50-100. При полном преобладании классики мы должны принять существование современного кино. Никогда бы в жизни я не взял в прокат "Параграф 78", если бы этого не потребовалось для первых шагов в восстановлении репертуара центра. Потом если и будем брать современное кино, так только фильмы - призеры Каннского фестиваля или что-то такого же уровня. "Родина" не собирается превращать коммерческое кино в доминанту.
ИЗ ПИСЬМА ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО СОВЕТА КИНОКЛУБА SAPAROV ВИЦЕ-ГУБЕРНАТОРУ СЕРГЕЮ ТАРАСОВУ:
"В соответствии с договором, на основании которого киноклуб Saparov эффективно работал в киноцентре "Родина", вопросы, связанные с регулированием авторских прав при проведении оригинальных кинопросветительных программ, решаются самим киноклубом. Причем отношения клуба с правообладателями, коллекционерами и другими партнерами носят конфиденциальный характер.
Никаких предложений по принципиальному пересмотру положений договора со стороны дирекции кинотеатра не поступало.
И тем не менее госпожа Караваева (директор к/ц "Родина". - Прим. ред.) в ультимативном порядке потребовала предоставить ей все адреса, реквизиты и обстоятельства наших договоренностей с партнерами, причем, получив некоторые из этих данных, тут же обратилась к фильмовладельцам, предложив им заняться коммерческим прокатом напрямую с кинотеатром.
При этом, разумеется, ее менее всего заботили цели кинопросвещения, определяющие деятельность киноклуба.
Фактически имело место прямое присвоение нашего многолетнего труда".
МНЕНИЯ
Мария ГОДОВАННАЯ, режиссер:
- Мое мнение достаточно жесткое. То, что делал Сапаров, недостаточно логично с точки зрения соблюдения прав. Он показывал фильмы на носителях, которые никакого отношения к кино не имеют. Клуб "Люмьер" показывает те же фильмы бесплатно. В принципе все эти фильмы можно смотреть на видеопроекторе и дома. Но когда из этого делается коммерческий показ и мы видим "Жанну д‘Арк" Драйера в таком кошмарном качестве, - лучше смотреть это на малом экране, как то и предусматривает выпуск видеопродукции.
Константин Ершов, декан факультета экранных искусств Санкт-Петербургского университета кино и телевидения:
- Как декан факультета, готовящего творческие кадры - режиссеров, операторов, сценаристов, киноведов, я готов приветствовать любую форму организации проката, лишь бы он был. Если показов киноклассики станет меньше, это нанесет вред образовательному процессу.
Василий Казак, заместитель директора киноцентра "Родина":
- У нас с киноклубом Saparov был договор на кинопоказ, и ему исправно перечислялись деньги за эти показы. В договоре прописано, что за нарушение правовых аспектов кинопоказа отвечает киноклуб Saparov. Когда в конце февраля директором киноцентра Анастасией Караваевой ЗАО "Музей кино" и Сапарову было направлено письмо с просьбой предоставить документы, подтверждающие права на демонстрацию фильмов, Мирсаид Арифович вдруг стал рассказывать, что Saparov - киноклуб и может показывать кино без каких-либо документов. Ему разъяснили, что киноклуб - это когда люди собрались, посмотрели бесплатно кино, обсудили и разошлись. Так как документы представлены не были, мартовскую программу киноклуба Saparov пришлось заменить на соответствующую нормам. Тогда Сапаров стал направлять письма вице-губернатору Сергею Тарасову.
Позиция руководства киноцентра совершенно четкая: может быть только легитимный показ. Мы работаем только в правовом поле. Сейчас мы в тесном контакте с тремя организациями - "Другое кино", "Кино без границ", "Интерсинема ХХI век". Нам предлагали пригласить к Сапарову УБЭП (Управление по борьбе с экономическими преступлениями. - Прим. ред.), но мы люди интеллигентные...
Алина ЦИОПА