Общество
Я РАБОТАТЬ БЫ ПОШЕЛ...
31 мартa
Таких примеров немного. Небольшая группа инвалидов-петербуржцев, способных передвигаться по городу самостоятельно, имеет работу. Еще небольшая группа передвигается в сопровождении родителей, у которых, по счастливому стечению обстоятельств, есть на это время. Большая часть (процентов 70) сидят безвыходно дома. По нескольким причинам.
Главная - невозможность самостоятельно передвигаться по городу. Социальное такси в этом случае не работает, хотя могло бы. Кроме того, некоторые родители считают, что детям нужна достойная работа, а если им предлагают физический труд - то это уже использование "дешевой рабочей силы". Бывает и так, что "дети" (которым может быть от 16 до 45) бросают работу, которую им находят с большим трудом. Просто потому, что у них забыли спросить, чего они сами хотят. А бывает, не хотят инвалиды работать бесплатно или за копейки. Отчего-то здоровым людям этой логики не понять.
Наконец, нет таких работодателей, которые горят желанием трудоустроить инвалида с проблемами умственного развития. Вот и создаются силами отдельных НКО дома дневного пребывания, мастерские, рабочие места в своих организациях, реабилитационные центры. Региональная общественная организация инвалидов "Санкт-Петербургская лига жизненной помощи людям с проблемами развития" организовала семинар по проблемам трудоустройства, однако никто из комитета по труду и социальному обеспечению, по словам исполнительного директора "Лиги", не смог подготовить информацию по вопросу и выступить с докладом.
В Санкт-Петербургском научно-практическом центре медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации им. Г.А. Альбрехта проводят тестирование инвалидов на профпригодность. В тех же коррекционных школах, где было бы логично тестировать всех выпускников, такого нет. В результате для многих инвалидов коррекционная школа остается последним этапом коллективной деятельности в их жизни.
Исследование показало, что нужно создать специализированные службы, которые могли бы заниматься разработкой и введением новых форм трудоустройства, по возможности решать проблемы с многочисленными медицинскими препятствиями к трудоустройству.
Социальные работники оперируют двумя понятиями - "трудоустройство" и "занятость". В основном работающие инвалиды относятся ко второй категории, то есть не зарабатывают денег своим трудом. Заработок важен, потому что пенсия инвалида третьей группы составляет тысячу рублей, а первой - три тысячи (притом что работать он не может). Но для ребенка не должен быть важен процесс зарабатывания денег - труд является формой реабилитации его психики. Только тогда будут родители и их дети мотивированы именно к "занятости", когда их социальное обеспечение будет на должном уровне.
Мировой опыт показывает, что отдельные государства умеют заботиться абсолютно о всех членах своего общества. Лучше всего дело с инвалидами обстоит в Германии. Там работают все, даже слепоглухонемой мальчик каждый день посещает мастерскую, сознавая, что ходит на работу. Свой опыт немецкие фонды передают нам. Например, в Пскове действуют производственно-интеграционные мастерские имени Вернера Петера Шмитца. В таких мастерских можно заниматься растениеводством, деревообработкой и швейным делом. Псковские инвалиды зарабатывают деньги, а жители Мюльхайма-на-Руре собирают средства на строительство четвертой очереди мастерских.
В Петербурге трудовые навыки можно получить в профессиональном реабилитационном лицее, для чего нужно собрать целых 14 документов. Самой востребованной профессией, по словам сотрудников учреждения, является швея.
Собственная печатная мастерская есть и у "Лиги жизненной помощи..." Недавно открывшаяся типография силами 12 человек будет производить блокноты, буклеты и другую полиграфию.
По данным Санкт-Петербургской лиги жизненной помощи людям с проблемами развития, подавляющее большинство инвалидов живут с родителями. 66 процентов родителей хотят, чтобы дети работали, но только 25 пытались найти эту работу. Около двух процентов инвалидов не желают работать, примерно 36 процентам препятствуют медицинские показания, 5 процентов не могут найти работу, еще пять процентов не устраивает работа, оставшиеся пять еще получают профессиональную подготовку.
Камилла НИГМАТУЛЛИНА
Главная - невозможность самостоятельно передвигаться по городу. Социальное такси в этом случае не работает, хотя могло бы. Кроме того, некоторые родители считают, что детям нужна достойная работа, а если им предлагают физический труд - то это уже использование "дешевой рабочей силы". Бывает и так, что "дети" (которым может быть от 16 до 45) бросают работу, которую им находят с большим трудом. Просто потому, что у них забыли спросить, чего они сами хотят. А бывает, не хотят инвалиды работать бесплатно или за копейки. Отчего-то здоровым людям этой логики не понять.
Наконец, нет таких работодателей, которые горят желанием трудоустроить инвалида с проблемами умственного развития. Вот и создаются силами отдельных НКО дома дневного пребывания, мастерские, рабочие места в своих организациях, реабилитационные центры. Региональная общественная организация инвалидов "Санкт-Петербургская лига жизненной помощи людям с проблемами развития" организовала семинар по проблемам трудоустройства, однако никто из комитета по труду и социальному обеспечению, по словам исполнительного директора "Лиги", не смог подготовить информацию по вопросу и выступить с докладом.
В Санкт-Петербургском научно-практическом центре медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации им. Г.А. Альбрехта проводят тестирование инвалидов на профпригодность. В тех же коррекционных школах, где было бы логично тестировать всех выпускников, такого нет. В результате для многих инвалидов коррекционная школа остается последним этапом коллективной деятельности в их жизни.
Исследование показало, что нужно создать специализированные службы, которые могли бы заниматься разработкой и введением новых форм трудоустройства, по возможности решать проблемы с многочисленными медицинскими препятствиями к трудоустройству.
Социальные работники оперируют двумя понятиями - "трудоустройство" и "занятость". В основном работающие инвалиды относятся ко второй категории, то есть не зарабатывают денег своим трудом. Заработок важен, потому что пенсия инвалида третьей группы составляет тысячу рублей, а первой - три тысячи (притом что работать он не может). Но для ребенка не должен быть важен процесс зарабатывания денег - труд является формой реабилитации его психики. Только тогда будут родители и их дети мотивированы именно к "занятости", когда их социальное обеспечение будет на должном уровне.
Мировой опыт показывает, что отдельные государства умеют заботиться абсолютно о всех членах своего общества. Лучше всего дело с инвалидами обстоит в Германии. Там работают все, даже слепоглухонемой мальчик каждый день посещает мастерскую, сознавая, что ходит на работу. Свой опыт немецкие фонды передают нам. Например, в Пскове действуют производственно-интеграционные мастерские имени Вернера Петера Шмитца. В таких мастерских можно заниматься растениеводством, деревообработкой и швейным делом. Псковские инвалиды зарабатывают деньги, а жители Мюльхайма-на-Руре собирают средства на строительство четвертой очереди мастерских.
В Петербурге трудовые навыки можно получить в профессиональном реабилитационном лицее, для чего нужно собрать целых 14 документов. Самой востребованной профессией, по словам сотрудников учреждения, является швея.
Собственная печатная мастерская есть и у "Лиги жизненной помощи..." Недавно открывшаяся типография силами 12 человек будет производить блокноты, буклеты и другую полиграфию.
По данным Санкт-Петербургской лиги жизненной помощи людям с проблемами развития, подавляющее большинство инвалидов живут с родителями. 66 процентов родителей хотят, чтобы дети работали, но только 25 пытались найти эту работу. Около двух процентов инвалидов не желают работать, примерно 36 процентам препятствуют медицинские показания, 5 процентов не могут найти работу, еще пять процентов не устраивает работа, оставшиеся пять еще получают профессиональную подготовку.
Камилла НИГМАТУЛЛИНА